3
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА на заседании МС Протокол № 1 от «24» августа 2018 г. | ПРИНЯТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Протокол №1 от «27» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Менчерепская СОШ» __________ Я. С. Курбатова «01» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для 5-9 классов
Составители:
Вершинина Альбина Евгеньевна
учитель обществознания
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
12) (для слабослышащих) способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
13) (для слабослышащих) владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи.
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2.Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Темы/разделы | Классы/количество часов |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Человек. Деятельность человека | 9 | 17 | | | |
2 | Общество | | | 2 | 6 | |
3 | Социальные нормы | | 11 | | 6 | |
4 | Сфера духовной культуры | 7 | | | 4 | |
5 | Социальная сфера жизни общества | 10 | | | 5 | |
6 | Политическая сфера жизни общества | | | | | 15 |
7 | Гражданин и государство | 4 | | 12 | | |
8 | Основы российского законодательства | | | | | 15 |
9 | Экономика | | | 14 | 7 | |
10 | Защита проектов по темам года | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
11 | Повторение | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Всего | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Менчерепская СОШ» Я. С. Курбатова____________ Приказ №____ «____» сентября 2018г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ обществознания
УЧИТЕЛЬ Вершинина Альбина Евгеньевна
КЛАСС 5-8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 – 5 класс (1 час в неделю)
34 – 6 класс (1 час в неделю)
34 – 7 класс (1час в неделю)
34 – 8 класс (1час в неделю)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА 2018-2019 уч. год.
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: реализуется на основе УМК под руководством Боголюбова Л. Н., рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Учебник: «Обществознание» 5-8 классы под редакцией Боголюбова Л. Н., Ивановой Л. Ф. М.: Просвещение» 2015-2018 г.
Календарно-тематическое планирование составлено учителем: Вершининой А. Е.
5 класс
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Человек(6) |
1. | 1 | | Биологическое и социальное в человеке. | 1 | |
2. | 2 | | Черты сходства человека и животного. | 1 | |
3. | 3 | | Основные возрастные периоды жизни человека. | 1 | |
4. | 4 | | Отношения между поколениями. | 1 | |
5. | 5 | | Особенности подросткового возраста и социализации. | 1 | |
6. | 6 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек» | 1 | |
Социальная сфера жизни общества (10) |
7. | 1 | | Семья и семейные отношения. | 1 | |
8. | 2 | | Функции семьи. | 1 | |
9. | 3 | | Права несовершеннолетних в Семейном кодексе. | 1 | |
10. | 4 | | Семейные ценности и традиции. | 1 | |
11. | 5 | | Основные роли членов семьи. | 1 | |
12. | 6 | | Досуг семьи. | 1 | |
13. | 7 | | Семейное хозяйство. | 1 | |
14. | 8 | | Свободное время, хобби. | 1 | |
15. | 9 | | Практикум «Составляем распорядок дня» | 1 | |
16. | 10 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья» | 1 | |
17. | 11 | | Защита проектов «Моя Семья» | | |
Сфера духовной культуры (7) |
18. | 1 | | Образование, его значимость в условиях информационного общества. | 1 | |
19. | 2 | | Система образования в Российской Федерации. | 1 | |
20. | 3 | | Уровни общего образования. | 1 | |
21. | 4 | | Государственная итоговая аттестация. | 1 | |
22. | 5 | | Самообразование. | 1 | |
23. | 6 | | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | |
24. | 7 | | Практикум «Учимся дружно жить в классе» | 1 | |
Деятельность человека (4) |
25. | 1 | | Понятие деятельности. | 1 | |
26. | 2 | | Многообразие видов деятельности. | 1 | |
27. | 3 | | Творчество. | 1 | |
28. | 4 | | Практикум: разработка идеи для творческого проекта, защита идей. | 1 | |
Гражданин и государство (5) |
29. | 1 | | Наше государство – Российская Федерация. | 1 | |
30. | 2 | | Государственные символы России. | 1 | |
31. | 3 | | Гражданство в Российской Федерации. | 1 | |
32. | 4 | | Россия - многонациональное государство. | 1 | |
33. | 5 | | Практикум «Учимся уважать людей разных национальностей» | 1 | |
34. | 6 | | Итоговое повторение | 1 | |
6 класс
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Повторение (1) |
1. | 1 | | Повторение по темам 5 класса | 1 | |
Человек. Деятельность человека. (19) |
2. | 1 | | Индивид, индивидуальность, личность. | 1 | |
3. | 2 | | Познание человеком мира. | 1 | |
4. | 3 | | Познание человеком самого себя. | 1 | |
5. | 4 | | Многообразие видов деятельности: игра и труд. | 1 | |
6. | 5 | | Многообразие видов деятельности: учение, творчество. | 1 | |
7. | 6 | | Роль деятельности в жизни человека и общества. | | |
8. | 7 | | Роль деятельности в жизни общества. | 1 | |
9. | 8 | | Общение. | 1 | |
10. | 9 | | Потребности человека. | 1 | |
11. | 10 | | На пути к жизненному успеху. | 1 | |
12. | 11 | | Межличностные отношения. | 1 | |
13. | 12 | | Личные и деловые отношения. | 1 | |
14. | 13 | | Человек в группе. | 1 | |
15. | 14 | | Лидерство. | 1 | |
16. | 15 | | Межличностные конфликты. | 1 | |
17. | 16 | | Способы разрешения межличностных конфликтов. | 1 | |
18. | 17 | | Практикум «Учимся вести себя в ситуации конфликта» | 1 | |
19. | 18 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек. Деятельность человека» | 1 | |
20. | 19 | | Защита проектов «Деятельность человека» | 1 | |
Социальные нормы (14) |
21 | 1 | | Социальные нормы и ценности. | 1 | |
22 | 2 | | Как усваиваются социальные нормы. | 1 | |
23 | 3 | | Нравственность. | 1 | |
24 | 4 | | Роль морали в жизни человека и общества. | 1 | |
25 | 5 | | Золотое правило нравственности. | 1 | |
26 | 6 | | Гуманизм. Человек и человечность. | 1 | |
27. | 7 | | Добро и зло. Человек славен добрыми делами. | 1 | |
28. | 8 | | Совесть. Будь смелым. | 1 | |
29. | 9 | | Моральная ответственность. | 1 | |
30. | 10 | | Мораль и право: черты сходства и различия. | 1 | |
31 | 11 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальные нормы» | 1 | |
32 | 12 | | Практикум: разработка проекта «Школа-территория добра» | 1 | |
33 | 13 | | Защита проекта «Школа – территория добра», проектов по темам года. | 1 | |
34. | 14 | | Итоговое посторение | | |
7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Повторение (1) |
1. | Повторение по темам 6 класса | 1 |
| Общество (2) |
2. | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. | 1 |
3. | Правила этикета. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. | 1 |
| Гражданин и государство (12) |
4. | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. | 1 |
5. | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. | 1 |
6. | Защита Отечества: долг и обязанность. | 1 |
7. | Для чего нужна дисциплина. Дисциплина внешняя и внутренняя. | 1 |
8. | Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Почему важно соблюдать законы? | 1 |
9. | Отклоняющееся поведение. Противозаконное поведение. Понятие и виды преступлений. | 1 |
10. | Виды наказаний. Особенности правового статуса и наказаний несовершеннолетних. | 1 |
11. | Кто стоит на страже закона? Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 |
12. | Судебная система. Правоохранительные органы. | 1 |
13 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. | 1 |
14 | Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. | 1 |
15. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин и государство» | 1 |
16. | Защита проектов «Гражданин и государство» | 1 |
| Экономика (14) |
17. | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики. | 1 |
18. | Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. | 1 |
19. | Факторы производства. | 1 |
20. | Товары и услуги. Распределение, обмен, потребление. | 1 |
21. | Производительность труда. Разделение труда и специализация. | 1 |
22. | Предпринимательская деятельность: затраты, выручка, прибыль. | 1 |
23. | Виды и формы бизнеса. | 1 |
24. | Обмен. Торговля и ее формы. Реклама. | 1 |
25 | Деньги и их функции. | 1 |
26. | | | Инфляция и ее последствия. | 1 |
27. | | | Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. | 1 |
28. | | | Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. | 1 |
29. | | | Личный финансовый план. Сбережения и инфляция. | 1 |
30. | | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» | 1 |
| | Общество (2) |
31 | | | Экологический кризис и пути его разрешения. | 1 |
32 | | | Закон на страже природы. Проект листовки «Береги природу!» | 1 |
33 | | | Итоговое повторение | 1 |
34 | | | Защита проектов по темам года | 1 |
8 класс
№ п\ п | № в теме | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Повторение (1) |
1. | 1 | | Повторение по темам 7 класса | 1 | |
Общество (7) |
2. | 1 | | Общество как форма деятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Общественный прогресс. | 1 | |
3. | 2 | | Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. | 1 | |
4. | 3 | | Типы обществ. | 1 | |
5. | 4 | | Усиление взаимосвязей стран и народов. | 1 | |
6. | 5 | | Глобальные проблемы человечества. Опасность международного терроризма. | 1 | |
7. | 6 | | Современное российское общество и его развитие. | 1 | |
8. | 7 | | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Общество» | 1 | |
Социальные нормы (6) |
9. | 1 | | Социальные нормы и ценности. Уважение социального многообразия. | 1 | |
10. | 2 | | Основные принципы морали. Моральные нормы и нравственный выбор. | 1 | |
11. | 3 | | Основные признаки права. | 1 | |
12 | 4 | | Социализация личности. | 1 | |
13. | 5 | | Социальный контроль. | 1 | |
14. | 6 | | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма. Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 | |
15. | 7 | | Повторительно-обобщающий урок «Социальные нормы» | 1 | |
Сфера духовной культуры (5) |
16. | 1 | | Культура, ее многообразие и основные формы. | 1 | |
17. | 2 | | Наука и НПТ в жизни современного общества. НТП. Развитие науки в России. | 1 | |
18. | 3 | | Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. | 1 | |
29. | 4 | | Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. | 1 | |
20. | 5 | | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Сфера духовной жизни» | 1 | |
Социальная сфера жизни общества (5) |
21. | 1 | | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. | 1 | |
22. | 2 | | Социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. | 1 | |
23. | 3 | | Социальные конфликты и пути их разрешения. | 1 | |
24. | 4 | | Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношение между нациями. | 1 | |
25. | 5 | | Социальная политика Российского государства. | 1 | |
Экономика (7) |
26. | 1 | | Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. | 1 | |
27. | 2 | | Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. | 1 | |
28. | 3 | | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. | 1 | |
29. | 4 | | Государственный бюджет, Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. | 1 | |
30. | 5 | | Банковские услуги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций. | 1 | |
31. | 6 | | Страховые услуги. | 1 | |
32. | 7 | | Пенсионное обеспечение. | | |
33. | 8 | | Итоговое повторение | 1 | |
34. | 9 | | Защита проектов по темам года | 1 | |
9 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Мониторинг (1) |
1. | Вводный мониторинг по темам прошлого года | 1 |
Политическая сфера жизни общества. Гражданин и государство (15) |
2. | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 |
3. | Государство, его существенные признаки. Функции государства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. | 1 |
4. | Формы правления. | 1 |
5. | Формы государственно-территориального устройства. Россия – федеративное государство. | 1 |
6. | Политический режим. | 1 |
7. | Демократия, ее основные ценности. Выборы и референдум. | 1 |
8. | Выборы и референдумы. | 1 |
9. | Разделение властей. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Судебная система. | 1 |
10. | Участие граждан в политической жизни. | 1 |
11. | Опасность политического экстремизма. | 1 |
12. | Политические партии движения, их роль в общественной жизни. | 1 |
13. | Гражданское общество. | 1 |
14. | Правовое государство. | 1 |
15. | Местное самоуправление. | 1 |
16. | Межгосударственные взаимоотношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения | 1 |
Мониторинг (1) |
17 | Мониторинг по итогам I полугодия по теме «Политическая сфера жизни общества» | 1 |
Основы российского законодательства (15) |
18 | Система российского законодательства. Источники права. Правоотношения. | 1 |
19 | Правоспособность и дееспособность. | 1 |
20 | Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности. | 1 |
21 | Отрасли права. Гражданские правоотношения. Право собственности. Виды договоров. | 1 |
22 | Права потребителей. Способы защиты гражданских прав. | 1 |
23 | Право на труд и трудовые правоотношения. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. | 1 |
24 | Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. | 1 |
25 | Семья под защитой государства. Права и обязанности родителей и детей. | 1 |
26 | Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. | 1 |
27 | Особенности административно-правовых отношений. | 1 |
28 | Административные правонарушения и наказания. | 1 |
29. | Уголовное право, основные понятия и принципы. | 1 |
30. | Виды и цели наказаний. Необходимая оборона. Дееспособность малолетних, несовершеннолетних. Особенности уголовного наказания несовершеннолетних | 1 |
31. | Права ребенка и их защита. Правовое регулирование в сфере образования. | 1 |
32. | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 |
Мониторинг (1) |
33. | Итоговый мониторинг по темам II полугодия, года. | 1 |
Защита проектов (1) |
34 | Защита проектов по темам года | 1 |