СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе предназначена для работы учителя по учебнику В. Я Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области





Утверждено

Приказом № _____ от «____» ____2017 г.

Директор ____________ Р. Н. Ермощенко





Рабочая программа

по литературе


5 класс





Составитель:

Рожкова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория,

образование высшее








РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № ___ от _________

СОГЛАСОВАНО _____________

зам. директора по УР

_____________ С. В. Зенченко

ПРИНЯТО

педагогическим Советом

№ ___ от __________









с. Стечна


2017 – 2018 учебный год



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия


Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.


Регулятивные универсальные учебные действия


Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте ин- формацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.


Познавательные универсальные учебные действия


Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных по- собиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Предметные результаты освоения литературы


Ученик научится:

 определять тему и основную мысль произведения;

 владеть различными видами пересказа;

 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, лите- ратурно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятель- но/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с эн- циклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться ката- логами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.






























СОДЕРЖАНИЕ ЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение. Книга в жизни человека (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.


Устное народное творчество (6ч.)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).


Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.


Из древнерусской литературы (1ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).


Из литературы XVIII века (1ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).



Из литературы XIX века (30ч.)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.


Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.


Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).


Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).


Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.


Из литературы XX века (22ч.)


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.


Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).


Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.


Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).


Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).


Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.


Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.


Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Из зарубежной литературы (6ч.)


Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).


Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.


Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.


Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.


Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.








































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Название раздела, темы

Кол-во
часов

Дата

план

факт

1

Введение.

1



Устное народное творчество.

6



2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1



3

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1



4

Иван-царевич и Василиса Премудрая.

1



5

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1



6

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1



7

Вн. чт. Сказочники. Мои любимые русские народные сказки.

1



Из древнерусской литературы.

1



8

«Повесть временных лет». «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1



Из литературы 18 века.

1



9

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме.

1




Из литературы 19 века.

31



10

Вн. чт. Басни. Заочная экскурсия к истокам басни.

1



11

И. А. Крылов. Басни. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок».

1



12

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.

1



13

«Волк на псарне» - отражение исторических событий.

1



14

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Особенности сюжета.

1



15

В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

1



16

А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1



17

А. С. Пушкин. Пролог к «Руслану и Людмиле». Собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок.

1



18

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», её истоки.

1



19

Противостояние добрых и злых сил в сказке.

Рр. Сходство и различие литературной и народной сказки.

1



20

А. Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители". Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

1



21

Вн. чт. Литературные сказки (П.П. Ершов, Вс. Гаршин).

1



22

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1



23

Рр. Проблематика и поэтика. Обучение выразительному чтению.

1



24

Н.В. Гоголь. Повесть « Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

1



25

Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести.

1



26

Вн. чт. Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Поэтические картины народной жизни.

1



27

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

1



28

Н. А. Некрасов. "Крестьянские дети". Картины вольной жизни крестьянских детей.

1



29

Вн. чт. Н.А. Некрасов. "На Волге". Раздумья поэта о судьбе народа.

1



30

И. С. Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1



31

Духовные и нравственные качества Герасима.

1



32

Немота главного героя - символ немого протеста крепостного человека.

1



33

Рр. Обучение развёрнутому ответу на вопрос. Герасим – главный герой рассказа «Муму».

1



34

А.А. Фет. «Весенний дождь».

Рр. Обучение выразительному чтению.

1



35

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

1



36

Жилин и Костылин – два характера, две судьбы.

1



37

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

1



38

А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев

1



39

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

1



40

Русские поэты 19 века о Родине и о родной природе (Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А. Н. Майков, И. З. Суриков, А.В. Кольцов).

1



Из литературы 20 века.

23



41

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного.

1



42

Вн. чт. И.А. Бунин. Рассказ "Подснежник". Тема исторического прошлого России.

1



43

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей.

1



44

«Дурное общество» и «дурные дела».

1



45

Доброта и сострадание главных героев повести.

1



46

Рр. Создание характеристики героев. Путь Васи к правде и добру.

1



47

С.А. Есенин. Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России.

1



48

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.

1



49

Честность, трудолюбие и талант главного героя.

1



50

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки.

1



51

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказке.

1



52

Вн. чт. С. Я. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.

1



53

А. П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой.

1



54

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа.

1



55

Бесстрашие, терпение, любовь к природе главного героя.

1



56

Поведение героя в лесу. Преодоление сложных жизненных ситуаций.

1



57

Рр. Сочинение. Становление характера Васютки.

1



58

Война и дети. К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»

1



59

Война и дети. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

1



60

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А. Бунин, А.А. Прокофьев.

1



61

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов, Дон- Аминадо .

1



62

Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон».

1



63

Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Обучение выразительному чтению.

1



Из зарубежной литературы.

6



64

Вн. чт. Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

1



65

Вн. чт. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1



66

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Добро и зло в сказке.

1




67

Прославление внешней и внутренней красоты героев.

1



68

Вн. чт. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

1



69

Вн. чт. Дж. Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших.

1



70

Итоги года. Тест.

1





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!