Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
Утверждено
Приказом № _____ от «____» ____2017 г.
Директор ____________ Р. Н. Ермощенко
Рабочая программа
по литературе
5 класс
Составитель:
Рожкова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
образование высшее
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № ___ от _________ | СОГЛАСОВАНО _____________ зам. директора по УР _____________ С. В. Зенченко | ПРИНЯТО педагогическим Советом № ___ от __________ |
с. Стечна
2017 – 2018 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к родной литературе.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте ин- формацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных по- собиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, лите- ратурно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятель- но/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с эн- циклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться ката- логами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ ЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Книга в жизни человека (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (6ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы (1ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века (1ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века (30ч.)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (22ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (6ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Введение. | 1 | | |
Устное народное творчество. | 6 | | |
2 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. | 1 | | |
3 | Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | | |
4 | Иван-царевич и Василиса Премудрая. | 1 | | |
5 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | | |
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | | |
7 | Вн. чт. Сказочники. Мои любимые русские народные сказки. | 1 | | |
Из древнерусской литературы. | 1 | | |
8 | «Повесть временных лет». «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | | |
Из литературы 18 века. | 1 | | |
9 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме. | 1 | | |
Из литературы 19 века. | 31 | | |
10 | Вн. чт. Басни. Заочная экскурсия к истокам басни. | 1 | | |
11 | И. А. Крылов. Басни. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок». | 1 | | |
12 | И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали. | 1 | | |
13 | «Волк на псарне» - отражение исторических событий. | 1 | | |
14 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Особенности сюжета. | 1 | | |
15 | В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | | |
16 | А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | | |
17 | А. С. Пушкин. Пролог к «Руслану и Людмиле». Собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок. | 1 | | |
18 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», её истоки. | 1 | | |
19 | Противостояние добрых и злых сил в сказке. Рр. Сходство и различие литературной и народной сказки. | 1 | | |
20 | А. Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители". Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | | |
21 | Вн. чт. Литературные сказки (П.П. Ершов, Вс. Гаршин). | 1 | | |
22 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | | |
23 | Рр. Проблематика и поэтика. Обучение выразительному чтению. | 1 | | |
24 | Н.В. Гоголь. Повесть « Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | | |
25 | Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести. | 1 | | |
26 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Поэтические картины народной жизни. | 1 | | |
27 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | 1 | | |
28 | Н. А. Некрасов. "Крестьянские дети". Картины вольной жизни крестьянских детей. | 1 | | |
29 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. "На Волге". Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | | |
30 | И. С. Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | | |
31 | Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | | |
32 | Немота главного героя - символ немого протеста крепостного человека. | 1 | | |
33 | Рр. Обучение развёрнутому ответу на вопрос. Герасим – главный герой рассказа «Муму». | 1 | | |
34 | А.А. Фет. «Весенний дождь». Рр. Обучение выразительному чтению. | 1 | | |
35 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1 | | |
36 | Жилин и Костылин – два характера, две судьбы. | 1 | | |
37 | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | | |
38 | А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев | 1 | | |
39 | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | | |
40 | Русские поэты 19 века о Родине и о родной природе (Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А. Н. Майков, И. З. Суриков, А.В. Кольцов). | 1 | | |
Из литературы 20 века. | 23 | | |
41 | И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. | 1 | | |
42 | Вн. чт. И.А. Бунин. Рассказ "Подснежник". Тема исторического прошлого России. | 1 | | |
43 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. | 1 | | |
44 | «Дурное общество» и «дурные дела». | 1 | | |
45 | Доброта и сострадание главных героев повести. | 1 | | |
46 | Рр. Создание характеристики героев. Путь Васи к правде и добру. | 1 | | |
47 | С.А. Есенин. Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. | 1 | | |
48 | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | 1 | | |
49 | Честность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | | |
50 | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки. | 1 | | |
51 | К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказке. | 1 | | |
52 | Вн. чт. С. Я. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. | 1 | | |
53 | А. П. Платонов. «Никита». Единство героя с природой. | 1 | | |
54 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. | 1 | | |
55 | Бесстрашие, терпение, любовь к природе главного героя. | 1 | | |
56 | Поведение героя в лесу. Преодоление сложных жизненных ситуаций. | 1 | | |
57 | Рр. Сочинение. Становление характера Васютки. | 1 | | |
58 | Война и дети. К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…» | 1 | | |
59 | Война и дети. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | | |
60 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А. Бунин, А.А. Прокофьев. | 1 | | |
61 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов, Дон- Аминадо . | 1 | | |
62 | Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». | 1 | | |
63 | Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Обучение выразительному чтению. | 1 | | |
Из зарубежной литературы. | 6 | | |
64 | Вн. чт. Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | 1 | | |
65 | Вн. чт. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | | |
66 | Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Добро и зло в сказке. | 1 | | |
67 | Прославление внешней и внутренней красоты героев. | 1 | | |
68 | Вн. чт. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. | 1 | | |
69 | Вн. чт. Дж. Лондон. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. | 1 | | |
70 | Итоги года. Тест. | 1 | | |
17