СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9







УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКОУ СОШ № 9



_________ Е.П. Строителева

Приказ № 53-а

27 августа 2018 г.















Рабочая программа

по окружающему миру

(базовый уровень)

4 класс













Составитель:

Артёмова Ю.В.,

учитель первой категории







































г. Солнечногорск-30

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии ФГОС НОО, Примерными программами по учебным предметам в начальной школе и авторской программы «Окружающий мир, 4 класс» (А.А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2016 г.), согласно Учебному плану ФКОУ СОШ №9 на 2018 - 2019 учебный год.

Предложенное автором содержание курса и календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 2 часа в неделю (68 часов в год) соответствует количеству часов по окружающему миру в 4 классе в Учебном плане ФКОУ СОШ №9 на 2018-2019 учебный год, поэтому реализуется в рабочей программе по окружающему миру для 4 класса без изменений.

А именно: согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2 – 4 классах – по 68 ч (2 ч в неделю, З4 учебные недели в каждом классе).

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе соответствует учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 4 класс», М. «Просвещение» 2015 г.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Изучение курса «окружающий мир» в четвертом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государст­венном устройстве Российской Федерации;

- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гор­дости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с дости­жениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской граж­данственности «Единство в многообразии»;

- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понима­ние их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;

- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соот­ветствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной дея­тельности и личностный смысл учения;

- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчи­вость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные истори­ческие периоды;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к матери­альным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоя­нием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценно­стей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универ­сальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- планировать свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходи­мые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрас­тными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

- моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полу­слове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

- аргументировать свою позицию;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентиро­ваться на позицию партнера в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполне­нии заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учё­том возрастных особенностей, норм);

- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаи­мопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

В результате изучения окружающего мира выпускники начальной школы научатся:

- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Россий­ской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узна­вать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них - Конституция Российской Федерации - защищают наши права, приводить конкретные приме­ры прав ребёнка;

- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государ­ственных символов других стран;

- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, расска­зывать о традициях и праздниках народов России;

- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

- проводить несложные астрономические наблюдения;

- изготавливать модели планет и созвездий;

- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России - основные природные зоны;

- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать харак­теристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе, вне­сённых в Красную книгу России;

- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и нацио­нальных парков России;

- давать краткую характеристику своего края;

- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

- рассказывать об охране природы в своём крае;

- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

- читать историческую карту;

- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопри­мечательности;

- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

- раскрывать связь современной России с её историей;

- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни обще­ства в прошлом и настоящем.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 часов)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отды­хающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматрива­ние гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхно­сти края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие рас­тений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цвето­водство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продук­тов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осозна­ние человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV веках.

Наше Отечество в XVI—XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сраже­ние. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - послед­ний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные празд­ники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, истори­ческие места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Содержание программного материала

Количество часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

10

3

Родной край - часть большой страны

15

4

Страницы Всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9


ИТОГО

68



























































Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

68 часов (2 часа в неделю)



Раздел

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Земля и человечество

Мир глазами астронома


На уроке обучающийся сможет

– знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



2

Земля и человечество

Планеты Солнечной системы


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



3

Земля и человечество

Звёздное небо – Великая книга Природы

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



4

Земля и человечество

Мир глазами географа


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



5

Земля и человечество

Мир глазами историка


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



6

Земля и человечество

Когда и где?


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– определять по «Ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

– обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

– работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



7

Земля и человечество

Мир глазами эколога


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о мире с точки зрения эколога;

– работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

– находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



8

Земля и человечество

Сокровища Земли под охраной человечества


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

– работать в паре: знакомиться по карте - схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и готовить сообщения о них.



9

Земля и человечество

Сокровища Земли под охраной человечества.

Проверочная работа № 1


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выполнять задания тестовой проверочной работы;

– знакомиться по рисунку учебника с животным из международной Красной книги;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них.



10

Природа России

Равнины и горы России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

– выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

– работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



11

Природа России

Моря, озёра и реки России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

– характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

– находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

– работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

– готовить сочинения на тему урока.



12

Природа России

Природные зоны России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России;

– устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон;

– работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

– находить на карте природных зон области высотной поясности;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



13

Природа России

Зона арктических пустынь


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону арктических пустынь;

– работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни;

– характеризовать зону арктических пустынь по плану;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



14

Природа России

Тундра

.

На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии;

– извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



15

Природа России

Леса России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон;

– находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



16

Природа России

Лес и человек


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

– извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



17

Природа России

Зона степей


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– описывать степь по фотографиям, материалам учебника;

– сравнивать общий вид леса и степи, растительный и животный мир;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



18

Природа России

Пустыни


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

– находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни;

– устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



19

Природа России

У Чёрного моря.

Проверочная работа № 2


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

– устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

– работать с терминологическим словариком;

– характеризовать зону субтропиков по плану;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



20

Родной край – часть большой страны

Наш край


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России;

– характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

– оценивать свои достижения на уроке.



21

Родной край – часть большой страны

Поверхность нашего края


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки;

– работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



22

Родной край – часть большой страны

Водные богатства нашего края


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

– участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



23

Родной край – часть большой страны

Наши подземные богатства


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

– определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого;

– описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу.



24

Родной край – часть большой страны

Земля - кормилица


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

– обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – земля под ногами» из книги «Великан на поляне»;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



25

Родной край – часть большой страны

Жизнь леса


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



26

Родной край – часть большой страны

Жизнь луга


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии;

– знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

– характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

– приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



27

Родной край – часть большой страны

Жизнь в пресных водах


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа- определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

– извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию о пресноводных обитателях, о поведении людей и обсуждать её;

– работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.



28

Родной край – часть большой страны

Экскурсии в природные сообщества родного края


На уроке обучающийся сможет

– наблюдать объекты и явления природы;

– определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

– фиксировать результаты наблюдений;

– сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.



29

Родной край – часть большой страны

Экскурсии в природные сообщества родного края


На уроке обучающийся сможет

– наблюдать объекты и явления природы;

– определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

– фиксировать результаты наблюдений;

– сравнивать результаты наблюдений, сделанные в различных природных сообществах.



30

Родной край – часть большой страны

Растениеводство в нашем крае


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

– выполнять практическую работу: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

– работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



31

Родной край – часть большой страны

Животноводство в нашем крае


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

– работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



32

Родной край – часть большой страны

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие


На уроке обучающийся сможет

– выполнять тесты с выбором ответа;

– оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

– адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



33

Родной край – часть большой страны

Презентация проектов


На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения:

– извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений;

– выступать с сообщением в классе;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.



34

Родной край – часть большой страны

Презентация проектов


На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения:

– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений;

– выступать с сообщением в классе;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.



35

Страницы Всемирной истории

Начало истории человечества


На уроке обучающийся сможет

– знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

– понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

– анализировать иллюстрации учебника;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



36

Страницы Всемирной истории

Мир древности: далёкий и близкий


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

– понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



37

Страницы Всемирной истории

Средние века: время рыцарей и замков


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «Ленте времени» длительность Средневековья;

– сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



38

Страницы Всемирной истории

Новое время: встреча Европы и Америки


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– определять по «Ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

– выполнять задания электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.



39

Страницы Всемирной истории

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа № 3


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

– находить на «Ленте времени» начало Новейшего времени;

– рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI вв.



40

Страницы истории России

Жизнь древних славян


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– анализировать карту расселения племён древних славян;

– выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

– составлять план рассказа на материале учебника;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



41

Страницы истории России

Во времена Древней Руси


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



42

Страницы истории России

Страна городов


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



43

Страницы истории России

Из книжной сокровищницы Древней Руси


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

– обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



44

Страницы истории России

Трудные времена на Русской земле


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

– работать с терминологическим словариком;

– заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



45

Страницы истории России

Русь расправляет крылья


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



46

Страницы истории России

Куликовская битва


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

– заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

– осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



47

Страницы истории России

Иван Третий


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



48

Страницы истории России

Мастера печатных дел


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

– работать с терминологическим словариком;

– развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



49

Страницы истории России

Патриоты России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;

– осознавать роль борьбы за независимость в начале XVII века в истории России;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



50

Страницы истории России

Пётр Великий


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

– высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



51

Страницы истории России

Михаил Васильевич Ломоносов


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;

– высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



52

Страницы истории России

Екатерина Великая


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой;

– извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– работать с терминологическим словариком;



53

Страницы истории России

Отечественная война 1812 года


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

– извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



54

Страницы истории России

Страницы истории ХIХ века


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

– извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



55

Страницы истории России

Россия вступает в ХХ век


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– отмечать на «Ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

– развивать воображение, составляя от лица журналиста начала ХХ века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



56

Страницы истории России

Страницы истории 1920–1930-х годов


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;

– знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе внеурочной экскурсии);

– прослушивать в записях песни 1930-х годов;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



57

Страницы истории России

Великая Отечественная война и великая Победа


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

– обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

– встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

– прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

– готовить праздник ко Дню Победы;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



58

Страницы истории России

Великая Отечественная война и великая Победа


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

– обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

– готовить праздник ко Дню Победы;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



59

Страницы истории России

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа № 4


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);

– интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

– работать с электронным пособием;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



60

Современная Россия

Основной закон России и права человека


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

– выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

– готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



61

Современная Россия

Мы – граждане России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

– работать с терминологическим словариком;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



62

Современная Россия

Славные символы России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



63

Современная Россия

Такие разные праздники


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

– рассказывать о своих любимых праздниках;

– работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



64

Современная Россия

Путешествие по России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

– совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках.



65

Современная Россия

Путешествие по России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

– совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках.



66

Современная Россия

Путешествие по России


На уроке обучающийся сможет

– понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

– знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

– совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

– формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках.



67

Современная Россия

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие


На уроке обучающийся сможет

– выполнять тесты с выбором ответа;

– оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

– адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



68

Современная Россия

Презентация проектов (по выбору)


На уроке обучающийся сможет продемонстрировать умения

– извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

– посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

– интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

– готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

– готовить тексты сообщений;

– выступать с сообщением в классе;

– оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!