СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9







УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКОУ СОШ № 9



_________ Е.П. Строителева

Приказ № 53-а

27 августа 2018 г.















Рабочая программа

по литературному чтению

(базовый уровень)

4 класс













Составитель:

Артёмова Ю.В.,

учитель первой категории







































г. Солнечногорск-30

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО, Примерными программами по учебным предметам в начальной школе и авторской программы «Литературное чтение 4 класс» (Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, издательство Просвещение 2019 год), согласно Учебному плану ФКОУ СОШ №9 на 2018 - 2019 учебный год.

Предложенное автором содержание курса и календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю (102 ч в год) соответствует количеству часов по литературному чтению в 4 классе в Учебном плане ФКОУ СОШ №9 на 2018 - 2019 учебный год, поэтому реализуется в рабочей программе по литературному чтению для 4 класса без изменений.

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе соответствует учебнику Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение 4 класс», М. «Просвещение» 2015 г.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается ввод­ным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продол­жительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и лите­ратурному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программы обеспечивает достижение четвероклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Изучение курса «Литературное чтение» в четвёртом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонацио­нального российского общества; становление гуманистических и демократических ценност­ных ориентаций;

- понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине;

- умения находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- осознание значимости чтения для дальнейшего успешного обучения по другим пред­метам;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в четвертом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универ­сальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускники начальной школы научатся:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в группе или паре;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- анализировать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, аль­тернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изуче­ния темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);

- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускники начальной школы научатся:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксиро­вать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- владеть способами решения задач творческого и поискового характера;

- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси­фикации по разным признакам на доступном материале;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, не­больших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перера­батывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускники начальной школы научатся:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описы­ваемым событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказы­ваниях и рассуждениях;

- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитан­ному произведению;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собствен­ного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускники начальной школы научатся:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;

- осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетиче­ские ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);

- эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;

- находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

- находить в произведениях средства художественной выразительности;

- готовить проекты о книгах и библиотеке;

- участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произ­ведении, давать ему нравственно - эстетическую оценку;

- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведе­нии, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повест­вование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);

- работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускники начальной школы научатся:

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;

- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

- озаглавливать текст;

- пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;

- пересказывать текст от 3-го лица;

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на осно­ве прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, переводить в принципы жизни;

- готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);

- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Выпускники начальной школы научатся:

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выяв­лять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, исполь­зуя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура тек­ста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (102 ЧАСА)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушание: произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному про­изведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенно­стью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Темп чтения, позволяющие осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложение с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысло­вых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чте­ния (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность по­ведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложе­ний. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформ­лению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстра­тивно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходи­мых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элемен­ты книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литера­турой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотно­шение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осоз­нание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно­этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведе­ния лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: порт­рет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформу­лированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения пред­восхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных, связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опо­рой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Крат­кий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.


Умение говорить (культура речевого общения)

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Письмо (культура письменной речи)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внима­тельно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно­познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Исполь­зование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями нацио­нального этикета на основе литературных произведений.

Литературоведческая пропедевтика

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произве­дение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произ­ведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).

Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настрое­ние людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Содержание программного материала


Количество часов

1.

Введение

1

2.

Летописи, былины, сказания, жития

7

3.

Чудесный мир классики

16

4.

Поэтическая тетрадь №1

8

5.

Литературные сказки

12

6.

Делу время – потехе час

9

7.

Страна детства

7

8.

Поэтическая тетрадь №2

5

9.

Природа и мы

9

10.

Поэтическая тетрадь №3

4

11.

Родина

8

12.

Страна фантазия

6

13.

Зарубежная литература

10


ИТОГО

102 часа






















Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

102 часа (3 часа в неделю)


Раздел

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Введение

Знакомство с учебником. Вводная статья

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– ориентироваться в учебнике по литературному чтению;

– применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

– находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника;

– называть фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1– 3 классах;

– предполагать на основе названия содержание главы;

– пользоваться словарём в конце учебника.



2

Летописи, былины, сказания, жития

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– выделять языковые средства выразительно­сти;

– понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам);

– характеризовать связь произведений литературы с другими видами искусств.



3

Летописи, былины, сказания, жития

Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи­танного) произведения;

– понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам);

– обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия;

– сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение.



4

Летописи, былины, сказания, жития

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам);

– обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия;

– сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение.



5

Летописи, былины, сказания, жития

Поэтический текст былины в пересказе

И. Карнауховой

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи­танного) произведения;

– понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам);

– обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия;

– сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение.



6

Летописи, былины, сказания, жития

Сергий Радонежский – святой земли Русской

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам);

– обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия;

– сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение.



7

Летописи, былины, сказания, жития

Житие Сергия Радонежского

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи­танного) произведения;

– понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам);

– обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия;

– сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение.



8

Летописи, былины, сказания, жития

Оценка достижений.

Проект «Создание газеты в газете к памятной дате»

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– соотносить героев и названия прочитанных произведений;

– составлять план прочитанного произведения;

– подбирать книги, иллюстрации по теме;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



9

Чудесный мир классики

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов);

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать нравственное содержание прочитанного.



10

Чудесный мир классики

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



11

Чудесный мир классики

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



12

Чудесный мир классики

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



13

Чудесный мир классики

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



14

Чудесный мир классики

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



15

Чудесный мир классики

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



16

Чудесный мир классики

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



17

Чудесный мир классики

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»

На уроке обучающийся сможет

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– сравнивать мотивы русской и турецкой сказок;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.



18

Чудесный мир классики

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб».

На уроке обучающийся сможет

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– сравнивать мотивы русской и турецкой сказок;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.



19

Чудесный мир классики

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб».

На уроке обучающийся сможет

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– сравнивать мотивы русской и турецкой сказок;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.



20

Чудесный мир классики

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в обсуждении;

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

– называть произведения Л.Н. Толстого;

– соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью;

– давать характеристику герою;

– сравнивать на основе прочитанных произведений жизнь сверстников прошлого с современной жизнью.



21

Чудесный мир классики

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в обсуждении;

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

– называть произведения Л.Н. Толстого;

– соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью;

– выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.



22

Чудесный мир классики

А. П. Чехов «Мальчики»

На уроке обучающийся сможет

– читать рассказ по цепочке;

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

– называть произведения А.П. Чехова;

– соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью;

– рассматривать разные мнения по поводу поведения Володи и его товарища с опорой на текст;

– сравнивать на основе прочитанных произведений жизнь сверстников прошлого с современной жизнью;

– выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.



23

Чудесный мир классики

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени

На уроке обучающийся сможет

– высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры;

– соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью;

– рассматривать разные мнения по поводу поведения Володи и его товарища с опорой на текст;

– сравнивать на основе прочитанных произведений жизнь сверстников прошлого с современной жизнью;

– выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.



24

Чудесный мир классики

Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.




25

Поэтическая тетрадь № 1

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи;

– определять настроение поэта и лирического героя;

– находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять.



26

Поэтическая тетрадь № 1

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки»


На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



27

Поэтическая тетрадь № 1

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



28

Поэтическая тетрадь № 1

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



29

Поэтическая тетрадь № 1

Н. А. Некрасов «Школьник». Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...».

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



30

Поэтическая тетрадь № 1

И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



31

Поэтическая тетрадь № 1

Слово как средство художественной выразительности. Стихи о природе русских поэтов

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.




32

Поэтическая тетрадь № 1

Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– читать стихи выразительно;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



33

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



34

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



35

Литературные сказки

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



36

Литературные сказки

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– характеризовать особенности народной и литературной сказки;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



37

Литературные сказки

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений;

– находить народные мотивы в литературных сказках;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



38

Литературные сказки

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений;

– находить народные мотивы в литературных сказках;

– сравнивать народные и авторские сказки;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



39

Литературные сказки

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– определять жанр произведения;

– осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



40

Литературные сказки

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений;

– находить народные мотивы в литературных сказках;

– сравнивать народные и авторские сказки;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



41

Литературные сказки

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений;

– находить народные мотивы в литературных сказках;

– сравнивать народные и авторские сказки;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



42

Литературные сказки

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений;

– находить народные мотивы в литературных сказках;

– сравнивать народные и авторские сказки;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



43

Литературные сказки

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений;

– находить народные мотивы в литературных сказках;

– сравнивать народные и авторские сказки;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.



44

Литературные сказки

Оценка достижений. Контрольная работа за первое полугодие

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– соотносить героев и названия прочитанных произведений;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



45

Делу время – потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– определять нравственный смысл произведения;

– характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



46

Делу время – потехе час

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– определять нравственный смысл произведения;

– характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



47

Делу время – потехе час

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– определять нравственный смысл произведения;

– понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.



48

Делу время – потехе час

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– называть знакомые произведения В. Драгунского;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки;

– читать вслух и про себя, осмысливая содержание прочитанного.



49

Делу время – потехе час

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– называть знакомые произведения В. Драгунского;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки;

– читать вслух и про себя, осмысливая содержание прочитанного.



50

Делу время – потехе час

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– называть знакомые произведения В. Драгунского;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки;

– читать вслух и про себя, осмысливая содержание прочитанного.



51

Делу время – потехе час

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– определять нравственный смысл произведения;

– сопоставлять поступки героев по аналогии или по контрасту;

– выявлять авторское отношение к герою на основе анализа текста;

– составлять портрет героя прочитанного произведения;

– осваивать разные виды пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.



52

Делу время – потехе час

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

На уроке обучающийся сможет

– читать без ошибок, в темпе разговорной речи;

– обсуждать природу смешного в литературном произведении;

– определять нравственный смысл произведения;

– сопоставлять поступки героев по аналогии или по контрасту;

– выявлять авторское отношение к герою на основе анализа текста;

– составлять портрет героя прочитанного произведения;

– осваивать разные виды пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.



53

Делу время – потехе час

Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– соотносить героев и названия прочитанных произведений;

– составлять план прочитанного произведения;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



54

Страна детства

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»


На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– многократно перечитывать текст с разными задачами;

– ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них;

– характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков.



55

Страна детства

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения


На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

– многократно перечитывать текст с разными задачами;

– определять нравственный смысл произведения;

– ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них;

– воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения;

– характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков.



56

Страна детства

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

– ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них;

– воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения;

– характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.



57

Страна детства

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

– многократно перечитывать текст с разными задачами;

– определять нравственный смысл произведения;

– воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения;

– характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.



58

Страна детства

М.М. Зощенко «Ёлка»


На уроке обучающийся сможет

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

– многократно перечитывать текст с разными задачами;

– определять нравственный смысл произведения;

– ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них;

– воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения;

– характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков.



59

Страна детства

Обобщающий урок «Страна детства»


На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– соотносить героев и названия прочитанных произведений;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать нравственное содержание прочитанного.



60

Страна детства

Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и их авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– соотносить героев и названия прочитанных произведений;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



61

Поэтическая тетрадь № 2

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи;

– определять настроение поэта и лирического героя;

– находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.



62

Поэтическая тетрадь № 2

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



63

Поэтическая тетрадь № 2

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



64

Поэтическая тетрадь № 2

М. И. Цветаева «Наши царства»

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



65

Поэтическая тетрадь № 2

Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– читать стихи выразительно;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



66

Природа и мы

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– определять основную мысль рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



67

Природа и мы

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

На уроке обучающийся сможет

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



68

Природа и мы

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

На уроке обучающийся сможет

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



69

Природа и мы

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

На уроке обучающийся сможет

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



70

Природа и мы

М.М. Пришвин «Выскочка»

На уроке обучающийся сможет

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



71

Природа и мы

Е. И. Чарушин «Кабан»

На уроке обучающийся сможет

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



72

Природа и мы

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

На уроке обучающийся сможет

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



73

Природа и мы

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

На уроке обучающийся сможет

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл рассказа;

– сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



74

Природа и мы

Проект «Природа и мы». Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– составлять рассказы животных;

– работать в паре (группе);

– участвовать в работе над проектом; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой;

– подбирать книги и иллюстрации по теме.



75

Поэтическая тетрадь № 3

Б. Пастернак «Золотая осень». Н. Рубцов «Сентябрь». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака и Н. Рубцова

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи;

– определять настроение поэта и лирического героя;

– находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

– заучивать стихотворения.



76

Поэтическая тетрадь № 3

Д. Кедрин «Бабье лето». С. Клычков «Весна в лесу». Картины весны и лета в их произведениях

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



77

Поэтическая тетрадь № 3

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении

На уроке обучающийся сможет

– воспринимать на слух художественное произведение;

– читать стихи выразительно;

– сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);

– определять основную мысль и тему стихотворного произведения;

– сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение;

– заучивать стихотворения.



78

Поэтическая тетрадь № 3

Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и их авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– читать стихи выразительно;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



79

Родина

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное про изведение;

– читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков;

– понимать особенности поэтического текста;

– рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения;

– предполагать содержание произведения по его названию.



80

Родина

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное про изведение;

– читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков;

– понимать особенности поэтического текста;

– рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения;

– предполагать содержание произведения по его названию.



81

Родина

С.Д. Дрожжин «Родине».

Авторское отношение к изображаемому

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное про изведение;

– читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков;

– понимать особенности поэтического текста;

– рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения;

– предполагать содержание произведения по его названию.



82

Родина

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

Авторское отношение к изображаемому

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– воспринимать на слух художественное про изведение;

– читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков;

– понимать особенности поэтического текста;

– рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения;

– предполагать содержание произведения по его названию.



83

Родина

Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Проект «Они защищали Родину»

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине;

– работать в паре (группе);

– участвовать в работе над проектом; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой;

– подбирать книги по теме.



84

Родина

Оценка достижений

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и их авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– читать стихи выразительно;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



85 - 86

Родина

Резерв





87

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– определение особенностей фантастических произведений;

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл произведения;

– делить прочитанное произведение на части;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



88

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге;

– определение особенностей фантастических произведений;

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– понимать нравственный смысл произведения;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ;

– рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



89

Страна Фантазия

К. Булычев «Путешествие Алисы»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге;

– определение особенностей фантастических произведений;

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.



90

Страна Фантазия

К. Булычев «Путешествие Алисы»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге;

– определение особенностей фантастических произведений;

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.



91

Страна Фантазия

К. Булычев «Путешествие Алисы»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге;

– определение особенностей фантастических произведений;

– без ошибок читать целыми словами вслух и про себя;

– самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.



92

Страна Фантазия

Оценка достижений


На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и их авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– соотносить героев и названия прочитанных произведений;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.



93

Зарубежная литература

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

На уроке обучающийся сможет

– прогнозировать содержание раздела;

– вступать в учебный диалог;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– определять тему и основную мысль произведения;

– делить текст на части;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



94

Зарубежная литература

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– читать диалоги выразительно;

– пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



95

Зарубежная литература

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– определять тему и основную мысль произведения;

– делить текст на части;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



96

Зарубежная литература

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– читать диалоги выразительно;

– пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



97

Зарубежная литература

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– читать диалоги выразительно;

– пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



98

Зарубежная литература

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– определять тему и основную мысль произведения;

– делить текст на части;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



99

Зарубежная литература

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– читать диалоги выразительно;

– пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



100

Зарубежная литература

С. Лагерлёф «Святая ночь»

На уроке обучающийся сможет

– участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного;

– читать и воспринимать на слух художественное произведение;

– определять тему и основную мысль произведения;

– пересказывать произведение;

– характеризовать поступки героев произведения;

– составлять рассказ о герое, используя авторский текст;

– высказывать своё мнение о прочитанном произведении.



101

Зарубежная литература

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– соотносить героев и названия прочитанных произведений;

– определять последовательность событий;

– определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка;

– понимать нравственное содержание прочитанного.



102

Зарубежная литература

Контрольная работа за второе полугодие

На уроке обучающийся сможет

– выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради;

– выполнять задания творческого и поискового характера;

– называть произведения и их авторов изученного раздела;

– находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях;

– подбирать выражение из списка, которое наиболее точно выражает главную мысль текста;

– оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!