Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКОУ СОШ № 9
_________ Е.П. Строителева
Приказ № 53-а
27 августа 2018 г.
Рабочая программа
по литературному чтению
(базовый уровень)
4 класс
Составитель:
Артёмова Ю.В.,
учитель первой категории
г. Солнечногорск-30
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО, Примерными программами по учебным предметам в начальной школе и авторской программы «Литературное чтение 4 класс» (Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, издательство Просвещение 2019 год), согласно Учебному плану ФКОУ СОШ №9 на 2018 - 2019 учебный год.
Предложенное автором содержание курса и календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю (102 ч в год) соответствует количеству часов по литературному чтению в 4 классе в Учебном плане ФКОУ СОШ №9 на 2018 - 2019 учебный год, поэтому реализуется в рабочей программе по литературному чтению для 4 класса без изменений.
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе соответствует учебнику Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение 4 класс», М. «Просвещение» 2015 г.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программы обеспечивает достижение четвероклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Изучение курса «Литературное чтение» в четвёртом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине;
- умения находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осознание значимости чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в четвертом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускники начальной школы научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в группе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- анализировать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускники начальной школы научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- владеть способами решения задач творческого и поискового характера;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускники начальной школы научатся:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускники начальной школы научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;
- осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
- эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;
- находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке;
- участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно - эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускники начальной школы научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
- озаглавливать текст;
- пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
- пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, переводить в принципы жизни;
- готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Выпускники начальной школы научатся:
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (102 ЧАСА)
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушание: произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Темп чтения, позволяющие осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложение с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственноэтических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных, связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Письмо (культура письменной речи)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Летописи, былины, сказания, жития | 7 |
3. | Чудесный мир классики | 16 |
4. | Поэтическая тетрадь №1 | 8 |
5. | Литературные сказки | 12 |
6. | Делу время – потехе час | 9 |
7. | Страна детства | 7 |
8. | Поэтическая тетрадь №2 | 5 |
9. | Природа и мы | 9 |
10. | Поэтическая тетрадь №3 | 4 |
11. | Родина | 8 |
12. | Страна фантазия | 6 |
13. | Зарубежная литература | 10 |
| ИТОГО | 102 часа |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
102 часа (3 часа в неделю)
№ | Раздел | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
1 | Введение | Знакомство с учебником. Вводная статья | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – ориентироваться в учебнике по литературному чтению; – применять систему условных обозначений при выполнении заданий; – находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; – называть фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1– 3 классах; – предполагать на основе названия содержание главы; – пользоваться словарём в конце учебника. | | |
2 | Летописи, былины, сказания, жития | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – выделять языковые средства выразительности; – понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам); – характеризовать связь произведений литературы с другими видами искусств. | | |
3 | Летописи, былины, сказания, жития | Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам); – обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия; – сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение. | | |
4 | Летописи, былины, сказания, жития | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам); – обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия; – сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение. | | |
5 | Летописи, былины, сказания, жития | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам); – обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия; – сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение. | | |
6 | Летописи, былины, сказания, жития | Сергий Радонежский – святой земли Русской | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам); – обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия; – сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение. | | |
7 | Летописи, былины, сказания, жития | Житие Сергия Радонежского | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – понимать отдельные, наиболее общие особенности текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам); – обнаруживать в тексте приметы конкретно - исторического времени, исторические и географические названия; – сравнивать произведения живописи и литературы, определять общее настроение. | | |
8 | Летописи, былины, сказания, жития | Оценка достижений. Проект «Создание газеты в газете к памятной дате» | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – соотносить героев и названия прочитанных произведений; – составлять план прочитанного произведения; – подбирать книги, иллюстрации по теме; – выполнять задания творческого и поискового характера; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
9 | Чудесный мир классики | П.П. Ершов «Конек – Горбунок» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов); – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать нравственное содержание прочитанного. | | |
10 | Чудесный мир классики | П.П. Ершов «Конек – Горбунок» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок в темпе разговорной речи; – определять жанр произведения; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
11 | Чудесный мир классики | П.П. Ершов «Конек – Горбунок» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок в темпе разговорной речи; – определять жанр произведения; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
12 | Чудесный мир классики | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
13 | Чудесный мир классики | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – определять жанр произведения; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
14 | Чудесный мир классики | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – определять жанр произведения; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
15 | Чудесный мир классики | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – определять жанр произведения; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
16 | Чудесный мир классики | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
17 | Чудесный мир классики | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» | На уроке обучающийся сможет – высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – определять жанр произведения; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – сравнивать мотивы русской и турецкой сказок; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. | | |
18 | Чудесный мир классики | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». | На уроке обучающийся сможет – высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – сравнивать мотивы русской и турецкой сказок; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. | | |
19 | Чудесный мир классики | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». | На уроке обучающийся сможет – высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – сравнивать мотивы русской и турецкой сказок; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. | | |
20 | Чудесный мир классики | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в обсуждении; – высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; – называть произведения Л.Н. Толстого; – соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью; – давать характеристику герою; – сравнивать на основе прочитанных произведений жизнь сверстников прошлого с современной жизнью. | | |
21 | Чудесный мир классики | Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня | На уроке обучающийся сможет – участвовать в обсуждении; – высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; – называть произведения Л.Н. Толстого; – соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью; – выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | | |
22 | Чудесный мир классики | А. П. Чехов «Мальчики» | На уроке обучающийся сможет – читать рассказ по цепочке; – высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; – называть произведения А.П. Чехова; – соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью; – рассматривать разные мнения по поводу поведения Володи и его товарища с опорой на текст; – сравнивать на основе прочитанных произведений жизнь сверстников прошлого с современной жизнью; – выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | | |
23 | Чудесный мир классики | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | На уроке обучающийся сможет – высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; – соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью; – рассматривать разные мнения по поводу поведения Володи и его товарища с опорой на текст; – сравнивать на основе прочитанных произведений жизнь сверстников прошлого с современной жизнью; – выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | | |
24 | Чудесный мир классики | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
25 | Поэтическая тетрадь № 1 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи; – определять настроение поэта и лирического героя; – находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять. | | |
26 | Поэтическая тетрадь № 1 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки» | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
27 | Поэтическая тетрадь № 1 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
28 | Поэтическая тетрадь № 1 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
29 | Поэтическая тетрадь № 1 | Н. А. Некрасов «Школьник». Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...». | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
30 | Поэтическая тетрадь № 1 | И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
31 | Поэтическая тетрадь № 1 | Слово как средство художественной выразительности. Стихи о природе русских поэтов | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
32 | Поэтическая тетрадь № 1 | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – читать стихи выразительно; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
33 | Литературные сказки | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
34 | Литературные сказки | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
35 | Литературные сказки | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
36 | Литературные сказки | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – характеризовать особенности народной и литературной сказки; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
37 | Литературные сказки | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; – находить народные мотивы в литературных сказках; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
38 | Литературные сказки | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; – находить народные мотивы в литературных сказках; – сравнивать народные и авторские сказки; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
39 | Литературные сказки | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – определять жанр произведения; – осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
40 | Литературные сказки | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; – находить народные мотивы в литературных сказках; – сравнивать народные и авторские сказки; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
41 | Литературные сказки | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; – находить народные мотивы в литературных сказках; – сравнивать народные и авторские сказки; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
42 | Литературные сказки | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; – находить народные мотивы в литературных сказках; – сравнивать народные и авторские сказки; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
43 | Литературные сказки | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – осознавать, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; – находить народные мотивы в литературных сказках; – сравнивать народные и авторские сказки; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. | | |
44 | Литературные сказки | Оценка достижений. Контрольная работа за первое полугодие | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – соотносить героев и названия прочитанных произведений; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
45 | Делу время – потехе час | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – определять нравственный смысл произведения; – характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
46 | Делу время – потехе час | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – определять нравственный смысл произведения; – характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
47 | Делу время – потехе час | Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – определять нравственный смысл произведения; – понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. | | |
48 | Делу время – потехе час | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – называть знакомые произведения В. Драгунского; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки; – читать вслух и про себя, осмысливая содержание прочитанного. | | |
49 | Делу время – потехе час | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – называть знакомые произведения В. Драгунского; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки; – читать вслух и про себя, осмысливая содержание прочитанного. | | |
50 | Делу время – потехе час | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – называть знакомые произведения В. Драгунского; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – характеризовать героя, анализируя его высказывания и поступки; – читать вслух и про себя, осмысливая содержание прочитанного. | | |
51 | Делу время – потехе час | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – определять нравственный смысл произведения; – сопоставлять поступки героев по аналогии или по контрасту; – выявлять авторское отношение к герою на основе анализа текста; – составлять портрет героя прочитанного произведения; – осваивать разные виды пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий. | | |
52 | Делу время – потехе час | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | На уроке обучающийся сможет – читать без ошибок, в темпе разговорной речи; – обсуждать природу смешного в литературном произведении; – определять нравственный смысл произведения; – сопоставлять поступки героев по аналогии или по контрасту; – выявлять авторское отношение к герою на основе анализа текста; – составлять портрет героя прочитанного произведения; – осваивать разные виды пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий. | | |
53 | Делу время – потехе час | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – соотносить героев и названия прочитанных произведений; – составлять план прочитанного произведения; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
54 | Страна детства | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – многократно перечитывать текст с разными задачами; – ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них; – характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков. | | |
55 | Страна детства | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении произведения; – многократно перечитывать текст с разными задачами; – определять нравственный смысл произведения; – ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них; – воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения; – характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков. | | |
56 | Страна детства | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении произведения; – ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них; – воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения; – характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. | | |
57 | Страна детства | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении произведения; – многократно перечитывать текст с разными задачами; – определять нравственный смысл произведения; – воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения; – характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. | | |
58 | Страна детства | М.М. Зощенко «Ёлка» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в диалоге при обсуждении произведения; – многократно перечитывать текст с разными задачами; – определять нравственный смысл произведения; – ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них; – воспроизводить последовательность событий прочитанного произведения; – характеризовать героев рассказа: что происходит в душе героев, что их волнует и что является мотивом их поступков. | | |
59 | Страна детства | Обобщающий урок «Страна детства» | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – соотносить героев и названия прочитанных произведений; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать нравственное содержание прочитанного. | | |
60 | Страна детства | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и их авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – соотносить героев и названия прочитанных произведений; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
61 | Поэтическая тетрадь № 2 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи; – определять настроение поэта и лирического героя; – находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. | | |
62 | Поэтическая тетрадь № 2 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
63 | Поэтическая тетрадь № 2 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
64 | Поэтическая тетрадь № 2 | М. И. Цветаева «Наши царства» | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
65 | Поэтическая тетрадь № 2 | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – читать стихи выразительно; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
66 | Природа и мы | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – понимать нравственный смысл рассказа; – определять основную мысль рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
67 | Природа и мы | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | На уроке обучающийся сможет – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
68 | Природа и мы | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | На уроке обучающийся сможет – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
69 | Природа и мы | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | На уроке обучающийся сможет – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
70 | Природа и мы | М.М. Пришвин «Выскочка» | На уроке обучающийся сможет – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
71 | Природа и мы | Е. И. Чарушин «Кабан» | На уроке обучающийся сможет – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
72 | Природа и мы | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | На уроке обучающийся сможет – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
73 | Природа и мы | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | На уроке обучающийся сможет – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл рассказа; – сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
74 | Природа и мы | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – составлять рассказы животных; – работать в паре (группе); – участвовать в работе над проектом; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой; – подбирать книги и иллюстрации по теме. | | |
75 | Поэтическая тетрадь № 3 | Б. Пастернак «Золотая осень». Н. Рубцов «Сентябрь». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака и Н. Рубцова | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи; – определять настроение поэта и лирического героя; – находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. – заучивать стихотворения. | | |
76 | Поэтическая тетрадь № 3 | Д. Кедрин «Бабье лето». С. Клычков «Весна в лесу». Картины весны и лета в их произведениях | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
77 | Поэтическая тетрадь № 3 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении | На уроке обучающийся сможет – воспринимать на слух художественное произведение; – читать стихи выразительно; – сравнивать прозаическую и стихотворную речь: узнавать, различать, выделять особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); – определять основную мысль и тему стихотворного произведения; – сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение; – заучивать стихотворения. | | |
78 | Поэтическая тетрадь № 3 | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и их авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – читать стихи выразительно; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
79 | Родина | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух художественное про изведение; – читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков; – понимать особенности поэтического текста; – рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения; – предполагать содержание произведения по его названию. | | |
80 | Родина | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух художественное про изведение; – читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков; – понимать особенности поэтического текста; – рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения; – предполагать содержание произведения по его названию. | | |
81 | Родина | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух художественное про изведение; – читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков; – понимать особенности поэтического текста; – рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения; – предполагать содержание произведения по его названию. | | |
82 | Родина | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Авторское отношение к изображаемому | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – воспринимать на слух художественное про изведение; – читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков; – понимать особенности поэтического текста; – рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения; – предполагать содержание произведения по его названию. | | |
83 | Родина | Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Проект «Они защищали Родину» | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине; – работать в паре (группе); – участвовать в работе над проектом; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой; – подбирать книги по теме. | | |
84 | Родина | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и их авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – читать стихи выразительно; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
85 - 86 | Родина | Резерв | | | |
87 | Страна Фантазия | Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – определение особенностей фантастических произведений; – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл произведения; – делить прочитанное произведение на части; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
88 | Страна Фантазия | Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге; – определение особенностей фантастических произведений; – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – понимать нравственный смысл произведения; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ; – рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | | |
89 | Страна Фантазия | К. Булычев «Путешествие Алисы» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге; – определение особенностей фантастических произведений; – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. | | |
90 | Страна Фантазия | К. Булычев «Путешествие Алисы» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге; – определение особенностей фантастических произведений; – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. | | |
91 | Страна Фантазия | К. Булычев «Путешествие Алисы» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге; – определение особенностей фантастических произведений; – без ошибок читать целыми словами вслух и про себя; – самостоятельно воспроизводить текст с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. | | |
92 | Страна Фантазия | Оценка достижений | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и их авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – соотносить героев и названия прочитанных произведений; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |
93 | Зарубежная литература | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | На уроке обучающийся сможет – прогнозировать содержание раздела; – вступать в учебный диалог; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – определять тему и основную мысль произведения; – делить текст на части; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
94 | Зарубежная литература | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – читать диалоги выразительно; – пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
95 | Зарубежная литература | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – определять тему и основную мысль произведения; – делить текст на части; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
96 | Зарубежная литература | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – читать диалоги выразительно; – пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
97 | Зарубежная литература | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – читать диалоги выразительно; – пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
98 | Зарубежная литература | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – определять тему и основную мысль произведения; – делить текст на части; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
99 | Зарубежная литература | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – читать диалоги выразительно; – пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
100 | Зарубежная литература | С. Лагерлёф «Святая ночь» | На уроке обучающийся сможет – участвовать в учебном диалоге по обсуждению прочитанного; – читать и воспринимать на слух художественное произведение; – определять тему и основную мысль произведения; – пересказывать произведение; – характеризовать поступки героев произведения; – составлять рассказ о герое, используя авторский текст; – высказывать своё мнение о прочитанном произведении. | | |
101 | Зарубежная литература | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – соотносить героев и названия прочитанных произведений; – определять последовательность событий; – определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка; – понимать нравственное содержание прочитанного. | | |
102 | Зарубежная литература | Контрольная работа за второе полугодие | На уроке обучающийся сможет – выполнять задания учебника и проверочной работы в рабочей тетради; – выполнять задания творческого и поискового характера; – называть произведения и их авторов изученного раздела; – находить средства художественной выразительности в прочитанных произведениях; – подбирать выражение из списка, которое наиболее точно выражает главную мысль текста; – оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | | |