СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5-6 класс "математика вокруг нас"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5-6 класс "математика вокруг нас"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н. Явловского»



«Рассмотрено»

на заседании ШМО ЭМЦ

МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского»

______________

«___»___________________2021 г.

протокол № _________________


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского»


____________Н.Е. Сивцева

«___»____________ 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского»

_________ И.И. Дьячков

Приказ № ___________

от «___»________2021 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Математика вокруг нас»

5-6 класс 2021-2022 уч. год











2021 год

Пояснительная записка

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Математика вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

«Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму команд.

Основным методом реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, исследовательских работах, проектах.

Занятия по программе проходят один час в неделю (34 часов в год) в 5 и 6 классах в форме:

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.

• анализ и решение текстов задач;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к презентации в исследовательской работе, проекте)

  • выступление перед другими учащимися школы;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.

В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» предполагается достичь следующих результатов:

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления, их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результаты:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать информацию.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

  • Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение проти­воречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и пред­ставления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и ис­следований; правила сохранения информации, приёмы запомина­ния.

  • Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.

  • Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.

Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):

  1. Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;

  2. Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.

  3. Анкетирование;

  4. Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:

  • Школьная математическая олимпиада;

  • «Предметная неделя по математике»;

  • «Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс исследовательских работ).


Список используемой литературы:

        1. А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.:Айрис- пресс, 2013.

        2. Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5-6 классов. М: Мнемозина, 2013.

        3. М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014

        4. М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.

        5. И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.

        6. П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.

        7. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика.- М.: Аванта+, 2013

        8. http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Математика вокруг нас»

5 класс

Тема урока

Дата

виды, формы контроля

Примечание


по плану

по факту


I. История возникновения чисел

1

История возникновения чисел и способы их записи.

02.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


2

Римские цифры.

09.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


3

Необычное об обычных натуральных числах.

16.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


4

Практическая работа: «Измерение расстояния шагами».

23.сен

 

Индивидуальная

 


5

Шестидесятеричная система счисления.

30.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


6

Двоичная система счисления.

07.окт

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


7

Действия в двоичной системе счисления.

14.окт

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


Исследовательская работа учащихся

8

Сбор материала для исследовательской работы.

21.окт

 

Фронтальная, индивидуальная

 


9

Обработка материала для исследовательской работы.

28.окт

 

Фронтальная, индивидуальная

 


10

Написание исследовательской работы.

11.ноя

 

Фронтальная, индивидуальная

 


11

Выступление с исследовательской работой.

18.ноя

 

Индивидуальная

 


Математика вокруг нас

12

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.

25.ноя

 

Фронтальная, индивидуальная

 


13

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.

02.дек

 

Фронтальная, индивидуальная

 


14

Математические софизмы.

09.дек

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


15

Секреты некоторых математических фокусов.

16.дек

 

Фронтальная, индивидуальная

 


16

Решение задач с помощью максимального предположения.

23.дек

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


17

Решение задач с помощью максимального предположения.

30.дек

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


18

Решение задач методом с «конца».

13.янв

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


19

Решение задач методом ложного положения.

20.янв

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


Дробные числа

20

Обыкновенные дроби.

27.янв

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


21

Десятичные дроби.

03.фев

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


22

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену.

10.фев

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


23

Решение задач на среднее среднюю скорость.

17.фев

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


Геометрия в нашей жизни

24

Угол.

24.фев

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


25

Треугольник.

03.мар

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


26

Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов.

10.мар

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


27

Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки».

17.мар

 

Индивидуальная

 


28

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».

24.мар

 

Индивидуальная

 


Математика на каждый день

29

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

07.апр

 

Фронтальная, индивидуальная

 


30

Решение сюжетных задач.

14.апр

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


31

Решение логических задач с помощью таблиц.

21.апр

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


32

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач.

28.апр

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


33

Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц».

05.май

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


34

Правила произведения и суммы.

12.май

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


35

Перестановки. Размещения. Сочетания.

19.май

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 


36

Перестановки. Размещения. Сочетания.

26.май

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Математика вокруг нас»

6 класс

Тема урока

Дата

виды, формы контроля

Примечание

по плану

по факту

I. Признаки делимости (5 ч.)

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

06.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

2

Как люди научились считать.

13.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

3

Интересные приемы устного счёта.

20.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

4

Решение занимательных задач. Практическая работа: «Признаки делимости на 11, 19».

27.сен

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

5

Решение задач с использованием признаков делимости

04.окт

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

Исследовательская работа учащихся (4 ч.)

6

Сбор материала для исследовательской работы.

11.окт

 

Фронтальная, индивидуальная

 

7

Обработка материала для исследовательской работы.

18.окт

 

Фронтальная, индивидуальная

 

8

Написание исследовательской работы.

25.окт

 

Фронтальная, индивидуальная

 

9

Выступление с исследовательской работой.

15.ноя

 

Индивидуальная

 

Математика вокруг нас (8 ч.)

10

Построение фигур одним росчерком карандаша

22.ноя

 

Фронтальная, индивидуальная

 

11

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.

29.ноя

 

Фронтальная, индивидуальная

 

12

Построения с помощью циркуля и линейки

06.дек

 

Фронтальная, индивидуальная

 

13

Секреты некоторых математических фокусов.

13.дек

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

14

Решение задач с помощью максимального предположения.

20.дек

 

Фронтальная, индивидуальная

 

15

Решение задач методом с «конца».

27.дек

 

Фронтальная, индивидуальная

 

16

Решение задач методом ложного положения.

17.янв

 

Фронтальная, индивидуальная

 

Дробные числа (4 ч.)

17

Обыкновенные дроби.

24.янв

 

Фронтальная, индивидуальная

 

18

Решение занимательных задач.

31.янв

 

Фронтальная, индивидуальная

 

19

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

07.фев

 

Фронтальная, индивидуальная

 

20

Решение ребусов и логических задач.

14.фев

 

Фронтальная, индивидуальная

 

Геометрия в нашей жизни (4 ч.)

21

Окружность и круг.

21.фев

 

Фронтальная, индивидуальная

 

22

Цилиндр, конус, шар, изготовление развёртки и каркасов.

28.фев

 

Фронтальная, индивидуальная

 

23

Практические задания «Построение диаграмм».

07.мар

 

Индивидуальная

 

24

Практическая работа: «Рассчитать площадь поверхности цилиндра по формулам».

14.мар

 

Индивидуальная

 

Математика на каждый день (7 ч.)

25

Сравнение понятий. Установление сходства и различий.

21.мар

 

Фронтальная, индивидуальная

 

26

Решение логических задач с помощью таблиц.

11.апр

 

Фронтальная, индивидуальная

 

27

Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач.

18.апр

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

28

Решение задач на отношения и пропорции. Практическая работа: «Найти золотую середину».

25.апр

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

29

Решение задач с помощью уравнений.

16.май

 

Групповая, фронтальная, индивидуальная

 

30

Осевая и центральная симметрия.

23.май

 

Фронтальная, индивидуальная