Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н. Явловского»
«Рассмотрено» на заседании ШМО ЭМЦ МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» ______________ «___»___________________2021 г. протокол № _________________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» ____________Н.Е. Сивцева «___»____________ 2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» _________ И.И. Дьячков Приказ № ___________ от «___»________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Математика вокруг нас»
5-6 класс 2021-2022 уч. год
2021 год
Пояснительная записка
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи программы:
развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Математика вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
«Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму команд.
Основным методом реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, исследовательских работах, проектах.
Занятия по программе проходят один час в неделю (34 часов в год) в 5 и 6 классах в форме:
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.
• анализ и решение текстов задач;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.
групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к презентации в исследовательской работе, проекте)
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.
В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» предполагается достичь следующих результатов:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления, их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать информацию.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и исследований; правила сохранения информации, приёмы запоминания.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):
Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;
Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.
Анкетирование;
Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:
Школьная математическая олимпиада;
«Предметная неделя по математике»;
«Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс исследовательских работ).
Список используемой литературы:
А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.:Айрис- пресс, 2013.
Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5-6 классов. М: Мнемозина, 2013.
М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014
М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.
И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.
П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика.- М.: Аванта+, 2013
http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Математика вокруг нас»
5 класс
№ | Тема урока | Дата | виды, формы контроля | Примечание | |
по плану | по факту | |
I. История возникновения чисел |
1 | История возникновения чисел и способы их записи. | 02.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
2 | Римские цифры. | 09.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
3 | Необычное об обычных натуральных числах. | 16.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
4 | Практическая работа: «Измерение расстояния шагами». | 23.сен | | Индивидуальная | | |
5 | Шестидесятеричная система счисления. | 30.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
6 | Двоичная система счисления. | 07.окт | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
7 | Действия в двоичной системе счисления. | 14.окт | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
Исследовательская работа учащихся |
8 | Сбор материала для исследовательской работы. | 21.окт | | Фронтальная, индивидуальная | | |
9 | Обработка материала для исследовательской работы. | 28.окт | | Фронтальная, индивидуальная | | |
10 | Написание исследовательской работы. | 11.ноя | | Фронтальная, индивидуальная | | |
11 | Выступление с исследовательской работой. | 18.ноя | | Индивидуальная | | |
Математика вокруг нас |
12 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | 25.ноя | | Фронтальная, индивидуальная | | |
13 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | 02.дек | | Фронтальная, индивидуальная | | |
14 | Математические софизмы. | 09.дек | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
15 | Секреты некоторых математических фокусов. | 16.дек | | Фронтальная, индивидуальная | | |
16 | Решение задач с помощью максимального предположения. | 23.дек | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
17 | Решение задач с помощью максимального предположения. | 30.дек | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
18 | Решение задач методом с «конца». | 13.янв | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
19 | Решение задач методом ложного положения. | 20.янв | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
Дробные числа |
20 | Обыкновенные дроби. | 27.янв | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
21 | Десятичные дроби. | 03.фев | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
22 | Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену. | 10.фев | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
23 | Решение задач на среднее среднюю скорость. | 17.фев | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
Геометрия в нашей жизни |
24 | Угол. | 24.фев | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
25 | Треугольник. | 03.мар | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
26 | Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. | 10.мар | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
27 | Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». | 17.мар | | Индивидуальная | | |
28 | Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам». | 24.мар | | Индивидуальная | | |
Математика на каждый день |
29 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | 07.апр | | Фронтальная, индивидуальная | | |
30 | Решение сюжетных задач. | 14.апр | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
31 | Решение логических задач с помощью таблиц. | 21.апр | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
32 | Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. | 28.апр | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
33 | Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». | 05.май | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
34 | Правила произведения и суммы. | 12.май | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
35 | Перестановки. Размещения. Сочетания. | 19.май | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
36 | Перестановки. Размещения. Сочетания. | 26.май | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Математика вокруг нас»
6 класс
№ | Тема урока | Дата | виды, формы контроля | Примечание |
по плану | по факту |
I. Признаки делимости (5 ч.) |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 06.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
2 | Как люди научились считать. | 13.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
3 | Интересные приемы устного счёта. | 20.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
4 | Решение занимательных задач. Практическая работа: «Признаки делимости на 11, 19». | 27.сен | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
5 | Решение задач с использованием признаков делимости | 04.окт | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
Исследовательская работа учащихся (4 ч.) |
6 | Сбор материала для исследовательской работы. | 11.окт | | Фронтальная, индивидуальная | |
7 | Обработка материала для исследовательской работы. | 18.окт | | Фронтальная, индивидуальная | |
8 | Написание исследовательской работы. | 25.окт | | Фронтальная, индивидуальная | |
9 | Выступление с исследовательской работой. | 15.ноя | | Индивидуальная | |
Математика вокруг нас (8 ч.) |
10 | Построение фигур одним росчерком карандаша | 22.ноя | | Фронтальная, индивидуальная | |
11 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | 29.ноя | | Фронтальная, индивидуальная | |
12 | Построения с помощью циркуля и линейки | 06.дек | | Фронтальная, индивидуальная | |
13 | Секреты некоторых математических фокусов. | 13.дек | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
14 | Решение задач с помощью максимального предположения. | 20.дек | | Фронтальная, индивидуальная | |
15 | Решение задач методом с «конца». | 27.дек | | Фронтальная, индивидуальная | |
16 | Решение задач методом ложного положения. | 17.янв | | Фронтальная, индивидуальная | |
Дробные числа (4 ч.) |
17 | Обыкновенные дроби. | 24.янв | | Фронтальная, индивидуальная | |
18 | Решение занимательных задач. | 31.янв | | Фронтальная, индивидуальная | |
19 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 07.фев | | Фронтальная, индивидуальная | |
20 | Решение ребусов и логических задач. | 14.фев | | Фронтальная, индивидуальная | |
Геометрия в нашей жизни (4 ч.) |
21 | Окружность и круг. | 21.фев | | Фронтальная, индивидуальная | |
22 | Цилиндр, конус, шар, изготовление развёртки и каркасов. | 28.фев | | Фронтальная, индивидуальная | |
23 | Практические задания «Построение диаграмм». | 07.мар | | Индивидуальная | |
24 | Практическая работа: «Рассчитать площадь поверхности цилиндра по формулам». | 14.мар | | Индивидуальная | |
Математика на каждый день (7 ч.) |
25 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | 21.мар | | Фронтальная, индивидуальная | |
26 | Решение логических задач с помощью таблиц. | 11.апр | | Фронтальная, индивидуальная | |
27 | Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. | 18.апр | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
28 | Решение задач на отношения и пропорции. Практическая работа: «Найти золотую середину». | 25.апр | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
29 | Решение задач с помощью уравнений. | 16.май | | Групповая, фронтальная, индивидуальная | |
30 | Осевая и центральная симметрия. | 23.май | | Фронтальная, индивидуальная | |