СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5-7

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5-7»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ключевская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ

_______ Е.Б. Ярош ________В.А.Петрова

«__»____________2022 «___» ____________2022





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

«Изобразительное искусство»

5-7 класс

на 2022-2023 учебный год











ФИО разработчика :Викберг Наталья Васильевна

Должность: учитель изо и черчения

Категория: Высшая











2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена с учетом: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) (вступил в силу 1.09.2013) ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года, регистрационный № 19644. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; Авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5- 7» М.: Просвещение, 2014. Основной образовательной программы НОО МБОУ «Ключевская сош» Учебного плана МБОУ «Ключевская сош» на 2022-20234 учебный год. Положения о рабочей программе по ФГОС НОО, ООО МБОУ «Ключевская сош».

 Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

 Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической,  деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами , зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия  визуального образа реальности и произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;  

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой, организация текущих и итоговых выставок творческих работ в школе и за ее пределами.

Изучение ИЗО в основной школе направлено на достижение комплекса следующих целей:

В направлении личностного развития:

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

формирование художественно-творческой активности школьника;

формирование художественной культуры учащихся, знакомство с историей культуры;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

формирование художественной компетентности зрителя.

Метапредметного развития:

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического (ценностного) смысла визуально-пространственной формы;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для изобразительного искусства и являющихся основой познавательной и художественной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

Предметного развития:

овладение знаниями и умениями по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

создание фундамента для художественного развития, формирования механизмов мышления, характерных для художественной деятельности.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства

Каждый раздел программы включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов«Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

5 кл.

6 кл.

7 кл.

1

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

35

35



2

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

35


35


3

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

35



35

ИТОГО

105

35

35

35



Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временно2й перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

основам коммуникативной рефлексии;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

Выпускник получит возможность научиться:

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.













СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Древние корни народного искусства.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Декор — человек, общество, время.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Связь времен в народном искусстве.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декоративное искусство в современном мире.

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.



6 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи..

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты.

Тематическое планирование по изобразительному искусству

5 класс

Название темы

Кол-во часов

Дата пров.

Кол-во контр.

Планируемые предметные результаты

«Древние корни народного искусства» (8 часов)

1








Древние образы в народном искусстве


1

06.09


Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

2










Убранство русской избы


1

13.09


Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявления конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

3












Убранство русской избы.


1

20.09


Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

4










Внутренний мир русской избы

1

27.09


Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

5










Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.

1

04.10


Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

6












Русская народная вышивка

1

11.10


Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

7








Народный праздничный костюм.

1

18.10


Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

8








Народный праздничный костюм

1

25.10


Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

9


Народные праздничные обряды.

1

08.11


Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

10










Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

1

15.11


Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Связь времен в народном искусстве (8 часов).

11












Древние образы в современных народных игрушках.

1

22.11


Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

12








Искусство Гжели.

1

29.11


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

13












Городецкая роспись

1

06.12


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.

14








Хохлома.

1

13.12


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

15








Хохлома.

1

20.12


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

16












Жостово. Роспись по металлу.


1

27.12


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

17












Истоки и современное развитие керамики. Семикаракорская керамика.

1

10.01


Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям Семикаракорской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов Семикаракорской керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях семикаракорских мастеров. Осваивать приемы ручного декорирования (налепы) на основе традиций гончарных изделий семикаракорских мастеров Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий юга России.

18












Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы

1

17.01


Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Декор – человек, общество, время (9 часов)

19












Зачем людям украшения.


1

24.01


Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

20












Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

31.01


Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

21












Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

07.02


Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.

22












Одежда «говорит» о человеке.

2

14.02

21.02


Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

23




Одежда «говорит» о человеке.

1

28.02


Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

24










Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

2

07.03


Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

25










Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

1

07.03

14.03


Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

26










О чём рассказывают нам гербы.


1

21.03


Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов.

27












Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

2

04.04

11.04





Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые худо­жественные термины.

Декоративное искусство в современном мире (5 часов).

28












Современное выставочное искусство.

1

18.04


Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

29





Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

1

25.04


Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого ­к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

30
















Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

2

16.05

23.05



Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого ­к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ..

31






Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

1

30.05


Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого ­к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

























Тематическое планирование по изобразительному искусству

6 класс

Название темы

Кол-во часов

Дата пров.

Кол-во контр.

Планируемые предметные результаты

Виды изобразительного искусства (8часов)

1








Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

07.09


Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности.

2


Рисунок- основа изобразительного творчества

1

14.09


Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек

3


Линия и ее выразительные возможности.

1

21.09


Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий

4






Линия и ее выразительные возможности. Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен

1

28.09


Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа.

5




Цвет, основы цветоведения.

1

05.10


Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»

6


Цвет в произведениях живописи

1

12.10


Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий).

7


Объемные изображения в скульптуре

1

19.10


Изображение объемных изображений животных .

8

Основы языка изображения

1

26.10


Выполнение конкурсных заданий

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9


Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

09.11


Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности.

10


Рисунок- основа изобразительного творчества

1

16.11


Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер

11




Линия и ее выразительные возможности.

1

23.11


Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий)

12


Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен

1

30.11


Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа.

13






Цвет, основы цветоведения.

1

07.12


Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»

14


Цвет в произведениях живописи

1

14.12


Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий).

15


Объемные изображения в скульптуре

1

21.12


Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки

16


Основы языка изображения

1

28.12


Выполнение конкурсных заданий


Мир наших вещей. Натюрморт (11 часов)

17


Реальность и фантазия в творчестве художника


1

11.01


Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему.

18




Реальность и фантазия в творчестве художника


1

18.01


Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему.

19


Изображение предметного мира

1

25.01


Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм

20


Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

1

01.02


Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб).

21


Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

1

08.02


Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб).

22


Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

15.02


Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел

23


Освещение. Свет и тень.

1

22.02


Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

24






Освещение. Свет и тень.

1

01.03


Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

25




Натюрморт в графике.

1

15.03


Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

26


Цвет в натюрморте

1

22.03


Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный.

27


Выразительные возможности натюрморта.

1

05.04


Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии

Вглядываясь в человека Портрет (8 часов)

28




Образ человека, главная тема искусства

1

12.04


Беседа Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.

29




Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

19.04


Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).

30




Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

26.04


Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).

31




Графический портретный рисунок и выразительность образа.

1

03.05


Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь.

32






Пейзаж- большой мир. Организация пространства.

1

10.05


Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти

33






Пейзаж- настроение. Природа и художник.

1

17.05


Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.

34

Городской пейзаж


1

24.05


Работа над графической композицией «Мой город»

35

Итоговый урок

1

31.05


Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года.











































Тематическое планирование по изобразительному искусству

7 класс

Название темы

Кол-во часов

Дата пров.

Кол-во контр.

Планируемые предметные результаты

Изображение фигуры человека и образ человека.

1

Изображение человека в истории искусства.

1

04.09


Познакомить с представлениями о красоте человека в истории искусства.

2


Пропорции и строение фигуры человека.

1

11.09


Познакомить, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.

3




Красота фигуры человека в движении

2

18.09

25.09


Развивать творческую и познавательную активность, воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории.

4




Великие скульпторы.

1

02.10


Познакомить с жизнью и творчеством великих художников-скульпторов

5


Изображение фигуры человека

1

09.10


Развивать творческую и познавательную активность; воспитывать любовь к искусству.

6


Набросок фигуры человека.

1

16.10


Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения.

7


Человек и его профессия.

1

23.10


Вывести на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение.

Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве

8


Тематическая (сюжетная) картина

1

06.11


Сформировать представления о сюжетной (тематической) картине.

9


Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах».

1

13.11


Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах.

10








Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов.

1

20.11


Познакомить с творчеством русских художников: А. Венецианова и П. Федотова.

11


Передвижники

1

27.11


Познакомить с творчеством художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок.

12

Третьяковская галерея.

1

04.12


Сформировать представление о Третьяковской галереи как о первом музеи русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников.

13




Создание картины «Жизнь моей семьи».

1

11.12


Сформировать представление о станковой картине, познакомить с ролью сюжета в решении образа.

Великие темы жизни

14


Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова.

1

18.12


Познакомиться с творчеством В.И.Сурикова

15




Сложный мир исторической картины.

3

25.12

15.01

22.12


Сформировать представления о сложном мире исторической картины.

16

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

29.01


Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.

17




Великие темы жизни в творчестве русских художников. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины.

1

05.02


Познакомить с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

18




Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки».

1

12.02


Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества Васнецова и Билибина.

19




Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.

1

19.02


Познакомить с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына».

20




Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

26.02


Сформировать представления о художественных музеях и их типах.

21


Эрмитаж - сокровищница мировой Культуры.

1

05.03


Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства.

22


Знакомые картины художников.

1

12.03

1

Формировать познавательный интерес к изобразительному искусству и его истории.

(тест)

Реальность жизни и художественный образ.

23

Плакат и его виды. Шрифты.


3

19.03

02.04

09.04


Сформировать представление о плакате, как особом виде графике, отметив специфику его образного языка.

24

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.

4

16.04

23.04

30.04

07.05


Сформировать представление об основных элементах книги, познакомить с искусством иллюстрации.

25

Человек и мир искусства.

2

14.05

28.05


Обобщить знания по теме года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!