Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ
_______ Е.Б. Ярош ________В.А.Петрова
«__»____________2022 «___» ____________2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
«Изобразительное искусство»
5-7 класс
на 2022-2023 учебный год
ФИО разработчика :Викберг Наталья Васильевна
Должность: учитель изо и черчения
Категория: Высшая
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена с учетом: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями) (вступил в силу 1.09.2013) ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года, регистрационный № 19644. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; Авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5- 7» М.: Просвещение, 2014. Основной образовательной программы НОО МБОУ «Ключевская сош» Учебного плана МБОУ «Ключевская сош» на 2022-20234 учебный год. Положения о рабочей программе по ФГОС НОО, ООО МБОУ «Ключевская сош».
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами , зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.
Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой, организация текущих и итоговых выставок творческих работ в школе и за ее пределами.
Изучение ИЗО в основной школе направлено на достижение комплекса следующих целей:
В направлении личностного развития:
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественно-творческой активности школьника;
формирование художественной культуры учащихся, знакомство с историей культуры;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование художественной компетентности зрителя.
Метапредметного развития:
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического (ценностного) смысла визуально-пространственной формы;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для изобразительного искусства и являющихся основой познавательной и художественной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Предметного развития:
овладение знаниями и умениями по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
создание фундамента для художественного развития, формирования механизмов мышления, характерных для художественной деятельности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства
Каждый раздел программы включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа по классам |
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. |
1 | ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | 35 | 35 | | |
2 | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | 35 | | 35 | |
3 | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | 35 | | | 35 |
ИТОГО | 105 | 35 | 35 | 35 |
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временно2й перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Древние корни народного искусства.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Декор — человек, общество, время.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи..
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
5 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата пров. | Кол-во контр. | Планируемые предметные результаты |
«Древние корни народного искусства» (8 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | 06.09 | | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. |
2 | Убранство русской избы | 1 | 13.09 | | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявления конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
3 | Убранство русской избы. | 1 | 20.09 | | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. |
4 | Внутренний мир русской избы | 1 | 27.09 | | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. | 1 | 04.10 | | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
6 | Русская народная вышивка | 1 | 11.10 | | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
7 | Народный праздничный костюм. | 1 | 18.10 | | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. |
8 | Народный праздничный костюм | 1 | 25.10 | | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. |
9 | Народные праздничные обряды. | 1 | 08.11 | | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. |
10 | Народные праздничные обряды. Обобщение темы. | 1 | 15.11 | | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. |
Связь времен в народном искусстве (8 часов). |
11 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | 22.11 | | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
12 | Искусство Гжели. | 1 | 29.11 | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. |
13 | Городецкая роспись | 1 | 06.12 | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. |
14 | Хохлома. | 1 | 13.12 | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
15 | Хохлома. | 1 | 20.12 | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
16 | Жостово. Роспись по металлу. | 1 | 27.12 | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. |
17 | Истоки и современное развитие керамики. Семикаракорская керамика. | 1 | 10.01 | | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям Семикаракорской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов Семикаракорской керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях семикаракорских мастеров. Осваивать приемы ручного декорирования (налепы) на основе традиций гончарных изделий семикаракорских мастеров Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий юга России. |
18 | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы | 1 | 17.01 | | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». |
Декор – человек, общество, время (9 часов) |
19 | Зачем людям украшения. | 1 | 24.01 | | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. |
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 | 31.01 | | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. |
21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 | 07.02 | | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. |
22 | Одежда «говорит» о человеке. | 2 | 14.02 21.02 | | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
23 | Одежда «говорит» о человеке. | 1 | 28.02 | | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
24 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | 2 | 07.03 | | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
25 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | 1 | 07.03 14.03 | | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
26 | О чём рассказывают нам гербы. | 1 | 21.03 | | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов. |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 2 | 04.04 11.04 | | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. |
Декоративное искусство в современном мире (5 часов). |
28 | Современное выставочное искусство. | 1 | 18.04 | | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. |
29 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 1 | 25.04 | | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
30 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 2 | 16.05 23.05 | | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.. |
31 | Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». | 1 | 30.05 | | Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
Тематическое планирование по изобразительному искусству
6 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата пров. | Кол-во контр. | Планируемые предметные результаты |
Виды изобразительного искусства (8часов) |
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | 07.09 | | Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. |
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | 14.09 | | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | 21.09 | | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий |
4 | Линия и ее выразительные возможности. Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 | 28.09 | | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. |
5 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | 05.10 | | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» |
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | 12.10 | | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). |
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | 19.10 | | Изображение объемных изображений животных . |
8 | Основы языка изображения | 1 | 26.10 | | Выполнение конкурсных заданий |
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) |
9 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | 09.11 | | Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. |
10 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | 16.11 | | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер |
11 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | 23.11 | | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий) |
12 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 | 30.11 | | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. |
13 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | 07.12 | | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» |
14 | Цвет в произведениях живописи | 1 | 14.12 | | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). |
15 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | 21.12 | | Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки |
16 | Основы языка изображения | 1 | 28.12 | | Выполнение конкурсных заданий |
Мир наших вещей. Натюрморт (11 часов) |
17 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | 11.01 | | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. |
18 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | 18.01 | | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. |
19 | Изображение предметного мира | 1 | 25.01 | | Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм |
20 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 01.02 | | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). |
21 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 08.02 | | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). |
22 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | 15.02 | | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел |
23 | Освещение. Свет и тень. | 1 | 22.02 | | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. |
24 | Освещение. Свет и тень. | 1 | 01.03 | | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. |
25 | Натюрморт в графике. | 1 | 15.03 | | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) |
26 | Цвет в натюрморте | 1 | 22.03 | | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. |
27 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | 05.04 | | Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии |
Вглядываясь в человека Портрет (8 часов) |
28 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | 12.04 | | Беседа Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. |
29 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | 19.04 | | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). |
30 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | 26.04 | | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). |
31 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 1 | 03.05 | | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. |
32 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | 10.05 | | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти |
33 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | 17.05 | | Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. |
34 | Городской пейзаж | 1 | 24.05 | | Работа над графической композицией «Мой город» |
35 | Итоговый урок | 1 | 31.05 | | Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года. |
Тематическое планирование по изобразительному искусству
7 класс
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата пров. | Кол-во контр. | Планируемые предметные результаты |
Изображение фигуры человека и образ человека. |
1 | Изображение человека в истории искусства. | 1 | 04.09 | | Познакомить с представлениями о красоте человека в истории искусства. |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | 1 | 11.09 | | Познакомить, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека. |
3 | Красота фигуры человека в движении | 2 | 18.09 25.09 | | Развивать творческую и познавательную активность, воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории. |
4 | Великие скульпторы. | 1 | 02.10 | | Познакомить с жизнью и творчеством великих художников-скульпторов |
5 | Изображение фигуры человека | 1 | 09.10 | | Развивать творческую и познавательную активность; воспитывать любовь к искусству. |
6 | Набросок фигуры человека. | 1 | 16.10 | | Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения. |
7 | Человек и его профессия. | 1 | 23.10 | | Вывести на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение. |
Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве |
8 | Тематическая (сюжетная) картина | 1 | 06.11 | | Сформировать представления о сюжетной (тематической) картине. |
9 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах». | 1 | 13.11 | | Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах. |
10 | Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. | 1 | 20.11 | | Познакомить с творчеством русских художников: А. Венецианова и П. Федотова. |
11 | Передвижники | 1 | 27.11 | | Познакомить с творчеством художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. |
12 | Третьяковская галерея. | 1 | 04.12 | | Сформировать представление о Третьяковской галереи как о первом музеи русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников. |
13 | Создание картины «Жизнь моей семьи». | 1 | 11.12 | | Сформировать представление о станковой картине, познакомить с ролью сюжета в решении образа. |
Великие темы жизни |
14 | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова. | 1 | 18.12 | | Познакомиться с творчеством В.И.Сурикова |
15 | Сложный мир исторической картины. | 3 | 25.12 15.01 22.12 | | Сформировать представления о сложном мире исторической картины. |
16 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | 29.01 | | Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. |
17 | Великие темы жизни в творчестве русских художников. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины. | 1 | 05.02 | | Познакомить с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». |
18 | Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки». | 1 | 12.02 | | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества Васнецова и Билибина. |
19 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. | 1 | 19.02 | | Познакомить с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». |
20 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 | 26.02 | | Сформировать представления о художественных музеях и их типах. |
21 | Эрмитаж - сокровищница мировой Культуры. | 1 | 05.03 | | Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства. |
22 | Знакомые картины художников. | 1 | 12.03 | 1 | Формировать познавательный интерес к изобразительному искусству и его истории. (тест) |
Реальность жизни и художественный образ. |
23 | Плакат и его виды. Шрифты. | 3 | 19.03 02.04 09.04 | | Сформировать представление о плакате, как особом виде графике, отметив специфику его образного языка. |
24 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. | 4 | 16.04 23.04 30.04 07.05 | | Сформировать представление об основных элементах книги, познакомить с искусством иллюстрации. |
25 | Человек и мир искусства. | 2 | 14.05 28.05 | | Обобщить знания по теме года. |