СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс Биология»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6

Рекомендовано к исполь

зованию решением педсовета

Протокол №

от «_ _»_ 2021 г.


)

Утверждаю

приказ

____ от «__ _ 2021 г.

Директор _____Цыбденов Н В


М.П.










Рабочая программа

по _биологии__

(учебный предмет)


для __5 __класса___


__2021-22 учебный год__

(срок реализации)



Разработчик программы:

_Цырендоржиева Светлана Дашидондоковна__

(Ф.И.О. учителя)












г. Гусиноозерск

2021 г.

I. Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ ООШ№6 Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 и от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС начального и основного общего образования»;

  • Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия";

  • Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом №117/9 от 16 июня 2015 г. Изменения и дополнения в ООП ООО от 18.07.2019 г. приказ №141/2 и 21.07.2016 г. приказ №256/21;

  • Устав школы;

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

в МБОУ ООШ№6


Место учебного предмета в решении общих целей и задач

Целями курса являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В ходе обучения необходимо решить следующие задачи:

  1. систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  3. формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

  4. воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

Содержание курса строится на основе системно-деятельностного подхода.

Учебно-методический комплект.

- Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Линейный курс – М.: Дрофа, любое издание.

Место предмета «Биология» в учебном плане

На изучение биологии в основной школе отводится в 5 класса отводится не менее 34 уроков (1 час в неделю). Из них 9 часов (30%) отводится на учебно-исследовательскую деятельность согласно программе учебно-исследовательской и проектной деятельности, на ступени основного общего образования МБОУ «Гусиноозёрская гимназия», 10 % отводится на национально – региональный компонент.

Реализация данной программы рассчитана на использование как традиционных технологий образования, так и современных образовательных технологий с использованием таких форм работы, как беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, лекция, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методы работы, используемые на уроках биологии: проблемный, проектный, информационно-коммуникативный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частичнопоисковый, или эвристический метод, развивающее обучение.

Национально- региональный компонент в рабочей программе. Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется национально-региональному компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и 4 изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Бурятия и Селенгинского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история.


II. Планируемые результаты освоения курса

Программа предполагает к окончанию 5 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Регулятивные УУД включают:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные УУД включают:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать /рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД включают:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний - понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


Живые организмы

Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


III. Содержание учебного предмета


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Методы изучения природы.

3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

4. Строение клеток кожицы чешуи лука.

5. Определение состава семян пшеницы. Демонстрация


Раздел 2. Многообразие живых организмов

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Лабораторные и практические работы:

3 работы с гербарием, коллекциями, муляжами.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

2. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.


Раздел 4. Человек на Земле

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

1. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Примерные темы исследовательских и проектных работ для учащихся 5 класса

Исследовательские:

1. «Развитие стержневой и мочковатой корневых систем».

2. «Наблюдение за ростом корня»

3. «Особенности прорастания почек на клубне картофеля»

4. «Передвижение по стеблю воды, минеральных веществ»

5. «Наблюдение за прорастанием луковицы»

6. «Наблюдения за ростовыми движениями у комнатных растений» (в течение года)

7.  «Влияние солнечного света на образование крахмала в листьях растений»

8. «Значение солнечного света для зеленых растений»

9. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»


Проектные:

1. «Влияние глубины заделки семян на прорастание семян»

2. «Влияние электромагнитного излучения на прорастание семян»

3. «Влияние музыки различных стилей на прорастание семян»

4. «Влияние прищипки кончика корня на развитие корневой системы»

5. «Влияние состава почвы на развитие корневой системы»

6. «Влияние талой снеговой воды на рост и развитие растений» Составление коллекции  

7. «Различные формы листовой пластинки»

8. «Подбор растений для непрерывно цветущего цветника»



IV. Тематическое планирование


Наименования разделов и тем.

Кол-во часов, отводимых на тему

Количество часов, отводимых на проектную и учебно- исследовательскую деятельность

1

Живой организм: строение и изучение

3

4

2

Многообразие организмов, их классификация

11

2

3

Среда обитания жи­вых организмов

4

1

4

Человек на Земле

5

2


Всего

25

9


V. Календарно-тематическое планирование


Класс: 5

Учитель:Цырендоржиева СД.

Количество часов по программе: 34 всего 1 (в неделю)


раздел учебной программы

тема урока(темы контрольных, практических, лабораторных работ)

количество часов

дата проведения

основные виды учебной деятель

ности

виды конт

роля

пла

ниру

емая

фактичес

кая

4. Человек на Земле 3. Среда обитания живых организмов 2. Многообразие живых организмов 1. Живой организм: строение и изучение

Инструктаж по ТБ в кабинете биологии.

Что такое живой организм.

1

1

3.09


Сравнивает разные живые организмы. Формирует понятие «живой организм». Доказывает связь живой и неживой природы

фронтальная

Науки о живой природе. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

2

2

10.09


Противопоставляет различные науки о природе, запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает. Знакомится с различными видами приборов, применяемых для научных исследований.

индивидуальная

Методы изучения природы.

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений».

3

3

17.09


Исследует различные методы изучения природы. Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

фронтальная, индивидуальная, групповая

Увеличительные приборы. Живые клетки.

Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов» на готовых микропрепаратах.

4

4

24.09


Изучает правила работы с микроскопом. Распознает части светового микроскопа, понимает 

важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Химический состав клетки

Лабораторная работа №4 «Определение состава семян».

5

5

1.10


Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов. Объясняет роль органических и минеральных веществ в клетке.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Вещества и явления в окружающем мире.

6

6

8.10


Различает тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Великие естествоиспытатели.

7

7

15.10


Знакомится с именами великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии. Понимает роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Контрольная работа №1 «Живой организм»

8

8

22.10


Демонстрирует внимательность, сосредоточенность, умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти

индивидуальная

Как развивалась жизнь на Земле.

9

1

29.10


Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле. Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Разнообразие живого. Бактерии

10

2

12.11


Познакомится с разнообразием живого в природе, научится определять принадлежность биообъектов к одному из царств живой природы. Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Грибы. Многообразие грибов Селенгинского района

11

3

19.11


Знакомится с царством Грибов, его особенностями. Изучает строение гриба. Описывает значение основных групп грибов. Знакомится со съедобными грибами Селенгинского района

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Растения. Водоросли

12

4

26.11


Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез). Узнает особенности строения и распространения водорослей.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Мхи. Папоротники

13

5

3.12


Знакомится с мхами и папоротниками. Сравнивает строение мха и папоротника.

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Голосеменные растения.

14

6

10.12


Знакомится с многообразием голосемянных. Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Покрытосеменные

(цветковые) растения. Многообразие растений Республики Бурятия

15

7

17.12


Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Значение растений в природе и жизни человека.

Тест по теме «Растения»

16

8

24.12


Выстраивает эволюционное направление развития растений

Доказывает, что в природе не существует вредных растений. Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулирует правила поведения в лесу.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Животные. Простейшие

17

9

14.01


Выделяет особенности представителей царства животных. Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими. Отличает простейших от бактерий.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Беспозвоночные

18

10

21.01


Делит животных на одно- и многоклеточных. Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных. Распознает беспозвоночных животных по типам.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Позвоночные

19

11

28.01


Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Значение животных в природе и жизни человека.

20

12

4.02


Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни. Демонстрируют знания о существовании различных пород животных.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Контрольная работа № 2 «Многообразие живых организмов»

21

13

11.02


Демонстрирует внимательность, сосредоточенность, умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти

индивидуальная

Среда обитания живых организмов

22

14

18.02


Знакомится с тремя средами обитания. Выявляет приспособления организмов к среде обитания.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Жизнь на разных материках.

23

1

25.02


Сравнивает условия обитания в различных природных зонах, и их обитателей

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Природные зоны Земли.

24

2

4.03


Перечисляет природные зоны Земли. Понимает причины их смены. Выявляет черты приспособленности живых организмов к определенным условиям.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространенных растений и животных Республики Бурятия»

25

3

11.03


Приводит примеры морских обитателей. Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Осознает роль Мирового океана на планете.


Фронтальная, индивидуальная, групповая

Контрольная работа № 3 «Среда обитания жи­вых организмов»

26

4

18.03


Демонстрирует внимательность, сосредоточенность, умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти.

индивидуальная

Как человек появился на Земле? Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

27

5

31.03


Получает представление об эволюции человека. Делает вывод об эволюции человека, как биологического и социального существа.

Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Как человек изменил Землю

28

6

7.04


Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

29

1

14.04


Знакомится с экологическими проблемами, созданными человеком. Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторная работа №7 Оказание первой медицинской помощи пострадавшему»

30

2

21.04


Формулирует понятие Здорового образа жизни

Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Биология как наука о живом организме

31

3

28.04


Обобщить ранее изученный материал

Фронтальная, групповая

Итоговая контрольная работа №4

32

4

5.05


Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальная

Работа над ошибками. Инструктаж по ТБ на пришкольном участке.

33

5

12.05



индивидуальная

Биология как наука о живом организме

34

6

19.05


Формирует и развивает мотивацию к дальнейшему изучении биологии, а также умения обобщать полученные знания, сравнивать и делать выводы

Фронтальная, групповая


VI. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. Линейный курс – М.: Дрофа, любое издание.

4. Рабочая программа по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» /Константинова И. В. – Волгоград: Учитель, 2015.

5. Технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс». Методическое пособие / Константинова И. В. – Волгоград: Учитель, 2013.

6. ГИА Тесты по биологии 5 класс. К учебнику Н.И. Сонина Биология Введение в биологию 5 класс Воронина Г.А. – Экзамен, 2013 г.

1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

5. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

6. Электронно-образовательные ресурсы:

1) Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.

2) Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

3) Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru







Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-лабораторные работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:


Комплексная работа по итогам обучения

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка и оценка.

Количество контрольный работ в 5 классе – 3

Количество проверочных работ-4

Количество биодиктантов-5

Итоговая комплексная контрольная работа -1


Контроль УУД

Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.

Формы контроля:

  • контрольная работа,

  • дифференцированный индивидуальный письменный опрос,

  • самостоятельная проверочная работа,

  • экспериментальная контрольная работа,

  • тестирование,

  • диктант,

  • письменные домашние задания,

  • анализ творческих, исследовательских работ,

  • проекты.

  • Лабораторные и практические работы.

Оценкой достижения метапредметных результатов является также защита индивидуального или группового проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по предмету.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.


Контрольно – измерительные материалы


Контрольная работа по теме «Живой организм»

Вариант 1

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает диких и домашних животных, называется:

  1. зоология; 2) микробиология; 3) микология; 4) ботаника.

  1. Местообитание, строение и жизнедеятельность рыб изучает наука:

  1. бриология; 2) ихтиология; 3) цитология; 4) бактериология.

  1. Основные части клеток:

  1. ядро, оболочка, пластиды; 3) мембрана, митохондрии, пластиды

  2. цитоплазма, ядро, клеточная стенка; 4) мембрана, цитоплазма, ядро.

  1. Анатомия изучает:

  1. строение и процессы, происходящие в растениях;

  2. жизнедеятельность живых организмов;

  3. строение тканей и органов живых организмов;

  4. поведение и жизнедеятельность плиц.

  1. Изучает простейших:

  1. териология; 2) микология; 3) протистология; 4) орнитология.

  1. Для грибов и животных характерно:

  1. наличие клеточной стенки; 3) неограниченный рост;

  2. активное передвижение; 4) питание готовыми органическими веществами

  1. Организмы состоят из:

  1. белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот;

  2. органических веществ, жиров и белков;

  3. минеральных веществ, воды и солей;

  4. минеральных и органических веществ.

  1. Питание – это:

  1. переработка веществ в организме;

  2. получение необходимых веществ из окружающей среды;

  3. поступление в организм кислорода;

  4. выделение ненужных веществ.

  1. Готовыми питательными веществами питаются:

  1. грибы и животные; 3) растения и грибы;

  2. только животные; 4) только растения.

  1. Нуклеиновые кислоты выполняют:

  1. энергетическую функцию;

  2. функцию хранения и передачи наследственных признаков;

  3. опорную функцию;

  4. строительную функцию.

Часть В.

В1. При выполнении задания выберите три верных ответа из шести и запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

  1. При наблюдении исследователь не вносит в природу изменений.

  2. Все живые организмы имеют сходный химический состав.

  3. Нуклеиновые кислоты в организме выполняют защитную функцию.

  4. Углеводы – это носители наследственной информации.

  5. Углерод, водород, кислород и азот – наиболее распространенные элементы в живой природе.

  6. Белки являются основными источниками энергии.

В2. При выполнении задания закончите предложение. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Внутреннее содержимое клетки называется … .

  2. Клетки растений, кроме мембраны, окружены еще толстой и прочной … .

  3. Ядро выполняет функцию … .

  4. Горение дерева относится к … явлениям.

  5. Борются с чужеродными организмами, выполняя защитную функцию в организме … .

Часть С. При выполнении задания части С дайте полный развернутый ответ.

С1. Что изучает наука биология? Назовите другие биологические науки и объекты их изучения (не менее 3-х).

С2. Перечислите основные признаки живого. Дайте характеристику любым двум признакам.


Вариант 2

Часть А. При выполнении заданий части А из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

  1. Наука, которая изучает дикорастущие и культурные растения, называется:

  1. зоология; 2) микробиология; 3) микология; 4) ботаника.

  1. Строение клеток изучает такая наука, как:

  1. бриология; 2) ихтиология; 3) цитология; 4) бактериология.

  1. Растения самостоятельно создают питательные вещества, используя:

  1. энергию химических реакций; 3) солнечную энергию

  2. питательные вещества других организмов; 4) энергию воды.

  1. Физиология изучает:

  1. строение и процессы, происходящие в растениях;

  2. жизнедеятельность живых организмов;

  3. строение тканей и органов живых организмов;

  4. поведение и жизнедеятельность плиц.

  1. Изучает поведение птиц:

  1. орнитология; 2) микология; 3) протистология; 4) териология.

  1. Для растений и грибов характерно:

  1. наличие клеточной стенки; 3) ограниченный рост;

  2. активное передвижение; 4) питание готовыми органическими веществами

  1. Наиболее распространенные элементы в клетках живых организмов:

  1. кислород, углерод, фосфор, водород;

  2. кальций, фосфор, кислород, водород;

  3. водород, сера, кислород, азот;

  4. кислород, водород, азот, углерод.

  1. Раздражимость свойственна:

  1. растениям; 3) всем живым организмам;

  2. животным; 4) животным и грибам.

  1. Клеточное строение имеют:

  1. только растения и грибы; 3) животные;

  2. растения; 4) все живые организмы.

  1. Основная функция углеводов:

  1. строительная; 3) энергетическая;

  2. хранение и передача наследственных признаков; 4) опорная.

Часть В.

В1. При выполнении задания выберите три верных ответа из шести и запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

Выберите номера верных предложений:

  1. Вода является хорошим растворителем.

  2. Воду и минеральные соли относят к органическим веществам клетки.

  3. Жиры служат запасным источником энергии.

  4. Углеводы выполняют только опорную функцию.

  5. Углерод, водород, кислород и азот – элементы, характерные только для живых организмов.

  6. Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.

В2. При выполнении задания закончите предложение. В ответах запишите только недостающее слово.

  1. Процесс поступления питательных веществ в организм называется … .

  2. Органоиды, выполняющие функцию пищеварения в клетке, называются … .

  3. Нуклеиновые кислоты содержатся в … .

  4. Образование инея относится к … явлениям.

  5. Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняет … .

Часть С. При выполнении заданий части С дайте полный развернутый ответ.

С1. Назовите методы изучения природы. Охарактеризуйте каждый из методов.

С2. Каких великих естествоиспытателей вы знаете? Опишите вклад в развитие биологии любых двух ученых.


Ответы на задания контрольной работы по теме «Живой организм»

Вариант 1.

Часть А.

1-1, 2-2, 3-4, 4-3, 5-3, 6-4, 7-4, 8-2, 9-1, 10-2.

Часть В.

В1: 1, 2, 5.

В2: 1) цитоплазма, 2) клеточной стенкой, 3) хранение и передача наследственной информации, 4) химическим, 5) белки.

Часть С.

С1: Биология изучает живые организмы. Биологические науки: зоология – изучает животных; ботаника – изучает растения; анатомия – изучает строение организмов; физиология – изучает жизнедеятельность организмов; цитология – изучает клетки и др.

С2: Основные признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, раздражение, рост и развитие, размножение, подвижность. Обмен веществ и энергии происходит между организмом и средой: одни вещества он поглощает и использует, другие – выводит во внешнюю среду. В организме из простых веществ образуются сложные, которые идут на построение тела, а так же сложные вещества распадаются на простые с выделением необходимой энергии. Невозможен без питания (процесса поступления из окружающей среды питательных веществ и переваривания их при пищеварении) и выделения (удаления непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ, образуемых в процессе жизнедеятельности организма).

Вариант 2.

Часть А.

1-4, 2-3, 3-3, 4-2, 5-1, 6-1, 7-4, 8-3, 9-4, 10-3.

Часть В.

В1: 1, 3, 6.

В2: 1) питание, 2) лизосомы, 3) хромосомах (ядре), 4) физическим, 5) ядро.

Часть С.

С1: Наблюдение – метод изучения природы, при помощи которого изучают природу, описывая объект, не внося изменения в естественный ход событий. Его используют для накопления материала о том или ином биологическом объекте. Эксперимент – метод, при котором человек использует свои условия. Опыты проводят с химическими веществами и физическими явлениями. Измерением называется метод изучения биологических объектов при помощи измерительных приборов. Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения и др.

С2: Великие естествоиспытатели: Аристотель, К. Линней, Ч. Дарвин, В. И. Вернадский. Аристотель разработал первую систематику животных. К. Линней привел в систему, классифицировал, дал двойное латинское название растениям и животным. Ч. Дарвин доказал, что растения и животные не всегда были такими, как сейчас, изменялись, приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. В. И. Вернадский создал учение о биосфере – оболочке жизни на Земле.


Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант I

Часть А

Выберите один ответ из четырёх предложенных.

А1. Основная и наименьшая единица классификации – это:

1) царство; 2) род; 3) семейство; 4) вид.

А2. К неклеточным формам жизни относятся:

1) бактерии; 2) вирусы; 3) простейшие; 4) дрожжи.

А3. Ядро отсутствует в клетках:

1) растений; 2) простейших; 3) грибов; 4) бактерий.

А 4. Бактериями, содержащими хлорофилл, являются:

1) клубеньковые; 3) почвенные;

2) цианобактерии; 4) молочнокислые.

А5.Растениями, тело которых не расчленено на органы, являются:

1) мхи; 2) папоротники; 3) водоросли; 4) голосеменные.

А6. На каком рисунке изображено простейшее животное?

1)    3) 

2)   4) 

А7. К беспозвоночным животным относится:

1) жук; 2) лягушка; 3) антилопа; 4) жаворонок.

А8. Тело гриба представлено:

1) тканями; 2) микоризой; 3) мицелием; 4) корнями.

А9. По типу питания гриб-трутовик является:

1) сапротрофом; 2) симбионтам; 3) паразитом; 4) хищником.

А10. Из гриба и водоросли состоят:

1) лишайники; 3) вирусы;

2) бактерии; 4) простейшие.

А11. Красный мухомор поедают:

1) белки и лоси; 2) лягушки; 3) люди; 4) змеи.

А12.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется

определённая связь.

Целое

Часть

Яблоня

цветок

Грибница

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) слоевище; 2) побег; 3) корни; 4) гифы.

Часть В

В1. Какие организмы относятся к эукариотам? Выберите три верных ответа.

1) бактерии; 2) грибы; 3) растения; 4) цианобактерии; 5) вирусы 6) животные.

В2. Установите соответствие между особенностью строения клетки и её видом. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу

цифры выбранных ответов.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ ВИД

А) Внутри клетки находится густая

неподвижная цитоплазма без вакуолей. 1) Бактериальная

Б) Не имеет оформленного ядра.

В) Цитоплазма клетки постоянно движется. 2) Растительная

Г) Имеет хлоропласты и крупные вакуоли.

Д) Имеет оформленное ядро.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д










В3. Установите соответствие между признаками и чертами сходства грибов с представите

лями других царств. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второ

го столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ ЧЕРТЫ СХОДСТВА

А) Неподвижность.

Б) Постоянный рост. 1) Черты сходства с растениями.

В) Гетеротрофное питание. 2) Черты сходства с животными.

Г) Отсутствие хлорофилла.

А

Б

В

Г

Д






Д) Клеточная стенка состоит из хитина.

Ответ:

 


 

Часть С

С1. Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

С2. Существует старое поверье, что в ночь на 7 июля, накануне религиозного праздника Ивана Купалы, происходит цветение папоротника. Цветок у папоротника ярко-красного цвета, обладает волшебной силой и приносит людям счастье. Возможно ли найти этот цветок?


Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант II

Часть А

Выберите один ответ из четырёх предложенных.

А1. Самой крупной единицей классификации является:

1) вид; 2) царство; 3) семейство; 4) род.

А2. Бактериофаги – вирусы, уничтожающие:

1) растения; 2) грибы; 3) бактерии; 4) животных.

А3. К прокариотам относятся:

1) бактерии; 2) растения; 3) грибы; 4) вирусы.

А4. Зелёный пимент хлорофилл находится в клетках:

1) амёб; 2) растений; 3) грибов; 4) крокодилов.

А5. Высшие споровые растения, не имеющие корней:

1) папоротники; 2) хвощи; 3) мхи; 4) плауны.

А6. На каком рисунке изображена водоросль?

1)   3) 

2)   4) 

А7. К одноклеточным животным относится:

1) амёба; 2) осьминог; 3) пчела; 4) гидра.

А8.Симбиоз гриба и растения носит название:

1) слоевище; 2) микориза; 3) лишайник; 4) грибница.

А9. По типу питания шампиньон является:

1) паразитом; 2) хищником; 3) сапротрофом; 4) симбионтом.

А10. Тело лишайника представлено:

1) мицелием; 2) грибницей; 3) плодовым телом; 4) слоевищем.

А11. Шёлк получают из нитей, образованных гусеницами бабочки:

1) тутовый шелкопряд; 2) дубовый шелкопряд;

3) непарный шелкопряд; 4) сосновый шелкопряд.

А12.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется

определённая связь.

Целое

Часть

тополь

побег

бактерия

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ядро; 2) хлоропласты; 3) ядерное вещество; 4) вакуоль.


Часть В

В1. Какие организмы относятся к прокариотам? Выберите три верных ответа.

1) растения;

2) туберкулёзная палочка;

3) животные;

4) вирусы;

5) цианобактерии;

6) холерный вибрион.

 

В2. Установите соответствие между характеристикой и бактериями, которым она соответ-

ствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца.

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА БАКТЕРИИ

А) Вступают в симбиоз с корнями

бобовых растений.

Б) Содержат хлорофилл, являются 1) Цианобактерии

автотрофами.

В) Создают органические вещества. 2) Клубеньковые бактерии

Г) Выделяют кислород в

атмосферу Земли.

Д) Потребляют готовые органические

А

Б

В

Г

Д






вещества, то есть являются гетеротрофами.

Ответ:


 

В3. Установите соответствие между признаками и чертами сходства грибов с представи-

телями царств растений и животных. Для этого к каждому из первого столбца под

берите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ПРИЗНАКИ ЧЕРТЫ СХОДСТВА

А) Питание готовыми органическим

веществами. 1) Черты сходства с растениями

Б) Наличие клеточной стенки.

В) Запасной углевод – гликоген. 2) Черты сходства с животными.

Г) Поглощение пищи путём

всасывания.

Д) Образование мочевины.

А

Б

В

Г

Д







Ответ: 

 

Часть С

С1. Почему жизнь грибов, животных и человека без зелёных растений на нашей планете невозможна?

С2. Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?


Ответы:

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант I

Часть А

А1.4

А2.2

А3.4

А4.1

А5.3

А6.4

А7.1

А8.3

А9.3

А10.1

А11.1

А12.4

Часть В

В1. 2,3,6

В2.

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

2

2


Ответ



В3.

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

2

2


Ответ


Часть С

С1. Бактерии играют важную роль на Земле. Они – важное звено круговорота веществ. Они участвуют в том же круговороте веществ в природе, формируя структуру и плодородие почвы (вызывают гниение погибших растений и животных). Участвуют в различных процессах: разложение сложных веществ до более простых (например, азотфиксирующие бактерии), гниение, в разрушении полезных ископаемых. Также используются в пищевой, микробиологической промышленности.

С2. Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как-будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны. Но цветок папоротника нужно добывать очень осторожно.

Ответы:

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Вариант II

Часть А

А1.2

А2.3

А3.1

А4.2

А5.3

А6.3

А7.1

А8.3

А9.3

А10.4

А11.1

А12.3

Часть В

В1.2,4,5,6

В2.

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

1

1





В3.

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

1

2




Часть С

С1. Грибы и животные являются гетеротрофами, поэтому им для питания нужны готовые органические вещества, а их производят зеленые растения в процессе фотосинтеза.

С2.  Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями определённых видов древесных пород – симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворёнными солями, а гриб от деревьев – органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу (грибокорень).


Итоговая контрольная работа.  1 вариант Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных А1. Наука о живой природе носит название а) физика    б) биология     в) химия       г) география   А2. Основная часть микроскопа а) тубус      б) штатив   в) предметный столик         г) зеркало   А3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название а) разглядывание  б) наблюдение   в) измерение      г) экспериментирование А4. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено  её ядро. а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 А5. Самой крупной группой классификации является а) вид              б) царство              в) род                               г) класс  А6. К неклеточным формам жизни относятся а) бактерии   б) вирусы    в) простейшие    г) дрожжи А7. Дуб и клен произрастают в а) тайге                                         б) саванне      в) широколиственном лесу         г) тропическом лесу А8. Воздействие человека на природу это фактор а) антропогенный    б) биотический   в) абиотический     г) биологический  А9. Дождевой червь обитает а) в наземно – воздушной среде  б) в почвенной   в) в водной    г) в телах других организмов А10. Самый близкий предок современного человека ­ это а) неандерталец   б) австралопитек   в) кроманьонец    г) человек умелый. А11. Человек полностью истребил а) зубра   б) амурского тигра   в) дронта   г)китовую акулу.          А12. Куда занесены исчезающие виды растений и животных: а) в словарь б) в энциклопедию в) в Красную книгу г) в исследовательский журнал  Часть В.  В1. Выбери три правильных утверждения из шести предложенных 1)  Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра 2) Клетка бактерии не имеет ядра 3) Грибы – это растения 4) Грибы и Растения – разные царства природы 5) Тело водоросли состоит из корня и побега. 6) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов НАУКИ  1) ботаника 2) зоология      ОРГАНИЗМЫ А)   шиповник Б)    жаворонок В)   собака Г)   берёза Д)   лиственница Е)   паук­крестовик                        Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв  цифры: А Е Д Г Б В В3. Расставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения А. Человек разумный Б. Человек прямоходящий  В. Австралопитек Г. Человек умелый Ответы внесите в таблицу: Часть С. Дайте развернутый ответ на вопрос. С1. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. Какие приспособления имеют  животные, обитающие в этой среде? С2. Составьте свод правил «Как нужно вести себя в лесу».


Итоговая контрольная работа за год. УМК Н.И. Сонин. 2 вариант

Часть А.  Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

А1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды а) вакуоль б) ядро   в) цитоплазма   г) клеточная мембрана   А2. К прокариотам относятся а) бактерии     б) лишайники     в) простейшие      г) дрожжи А3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по  отношению к нему, называется а) наблюдением б) рассматриванием г) экспериментированием      д) измерением А4. Основная и наименьшая единица классификации а) класс                         б) царство              в) вид                               г) род А5. Ядро отсутствует в клетках а) растений  б) простейших  в) грибов  г) бактерий А6. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначена  вакуоль. а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 А7.  Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках а) амёбы    б) подорожника      в) шампиньона     г) кузнечика А8. Каков отличительный признак водорослей от других растений а) состоят из одной клетки         б) обитают только в воде  в) не имеют органов                    г) размножаются  спорами А9. Плодовое тело из шляпки и ножки образует а) мох сфагнум                              б) почвенная бактерия в) папоротник орляк                     г) гриб подберезовик А10. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию а) потребителя     б) производителя    в) разрушителя        г) хищника А 11. Современные люди относятся к виду а) Человек умелый                          б) Человек прямоходящий 

в) Человек разумный                      г) Австралопитек А12.Территория, на которой запрещена любая деятельность людей а) зоопарк      б) берёзовая роща       в) лесопарк         г) заповедник Часть В. В1. Выбери три правильных утверждения а) Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы б) Растения поглощают только готовую пищу в) Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы г) Тело простейших состоит из многих клеток д) Простейшие – одноклеточные организмы е) Тело цветкового растения состоит из побега и корня  В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов ОРГАНИЗМЫ А)   окунь Б)    крот В)   сорока Г)   медуза  Д)   заяц Е)   дождевой червь                      Среда обитания 1) наземно-­воздушная 2) водная 3) почвенная    Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв  цифры: А Б В Г Д Е В3. Установите последовательность звеньев цепи питания А) ястреб­ перепелятник Б) гусеница В) синица Г) лист растения Ответы внесите в таблицу: Часть С. Дайте развернутый ответ на вопрос. С1. Дайте характеристику условий жизни в почвенной среде. Какие приспособления имеют животные, обитающие в этой среде?  С2. По каким причинам растения и животные становятся редкими? Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.



52




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!