МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №32 г. Орска им. В.А. Сорокина
РАССМОТРЕНО
Естествознание
Нефедова
Т.В
Протокол №
от "31"05.2021г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Бондарева
С.И
Протокол №
от "31" 05. 2021г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Иванова О.В
Приказ №
от "31" 052021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3586591)
учебного предмета
«Биология»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Коледенкова Ольга Александровна
учитель биологии
Орск 2022
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
-
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
-
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
-
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
-
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
-
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
-
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
-
приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
-
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
-
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
-
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Биология — наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научнопопулярная литература, справочники, Интернет).
- Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы
-
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
-
Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
-
Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом.
3. Организмы — тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений,
животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
-
Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).
-
Ознакомление с принципами систематики организмов.
-
Наблюдение за потреблением воды растением.
- Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
- Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
-
Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).
-
Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Биология — наука о живой природе | 4 | 0 | 0 | 07.09.2022 28.09.2022 | Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами; Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.; Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека; Обсуждение признаков живого; Сравнение объектов живой и неживой природы; Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете; Обоснование правил поведения в природе; | Письменный контроль; Устный опрос; Тестирование. | https://www.yaklass.ru ЯКласс цифровой образовательный ресурс https://urok.1c.ru 1C: Урок |
2. | Методы изучения живой природы | 6 | 0 | 3 | 05.10.2022 16.11.2022 | Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание; | Устный опрос; Зачет; Практическая работа; Тестирование; | https://resh.edu.ru Российская электронная школа https://uchebnik.mos.ru Московская электронная школа https://www.yaklass.ru ЯКласс цифровой образовательный ресурс https://urok.1c.ru 1C: Урок |
3. | Организмы — тела живой природы | 9 | 1 | 3 | 23.11.2022 | Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание | Письменный | ЯКласс |
| | | | | 25..01.2023 | доядерных и ядерных организмов; | контроль; | |
| | | | | | Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями | Устный опрос; | |
| | | | | | клеток и тканей, органов и систем органов; | Контрольная работа; | |
| | | | | | Аргументирование доводов о клетке как единице строения и | Тестирование, Диктант | |
| | | | | | жизнедеятельности организмов; | Практическая работа; | |
| | | | | | Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных | | |
| | | | | | царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение; | | |
| | | | | | Обоснование роли раздражимости клеток; | | |
| | | | | | Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития; | | |
| | | | | | Анализ причин разнообразия организмов; | | |
| | | | | | Классифицирование организмов; | | |
| | | | | | Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая | | |
| | | | | | репродуктивная способность, изменчивость; | | |
4. | Организмы и среда обитания | 3 | 0 | 1 | 01..02.2023 | Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды; | Устный опрос. | Московская электронная школа РЭШ |
| | | | | 15..02.2023 | Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно- | Практическая работа. | |
| | | | | | воздушной, почвенной, организменной; | Тестирование | |
| | | | | | Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных | | |
| | | | | | средах обитания и приспособленностью к ним; | | |
| | | | | | Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма | | |
| | | | | | тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и | | |
| | | | | | острые, загнутые когти у хищных птиц и др.; | | |
| | | | | | Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по | | |
| | | | | | таблицам, схемам, описаниям; | | |
5. | Природные сообщества | 7 | 1 | 1 | 22.02.2023 19.04.2023 | Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания; Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ; Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.); Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков; Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы; | Устный опрос; Контрольная работа. Письменная работа Практическая работа. ВПР | РЭШ. ЯКласс |
6. | Живая природа и человек | 4 | 1 | 1 | 26..04.2023 17..05.2023 | Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу; Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора); Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды; Обоснование правил поведения человека в природе; | Диктант. ВПР. Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа | ЯКласс |
Резервное время | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 9 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Понятие о жизни. Признаки живого. Объекты живой и неживой природы. Живая и неживая природа. | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Биология — система наук о живой природе.Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Тестирование; |
3. | Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Письменный контроль; |
4. | Источники биологических знаний | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос |
5. | Научные методы изучения живой природы Практическая работа №1 «Изучение лабораторного оборудования» | 1 | 0 | 1 | 05.10.2022 | Практическая работа |
6. | Увеличительные приборы: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами Практическая работа №2 «Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.» | 1 | 0 | 1 | 12.10.2022 | Практическая работа; |
7. | Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии Практическая работа №3 «Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.» | 1 | 0 | 1 | 19.10.2022 | Практическая работа; |
8. | Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический) видеоэкскурсия Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом. | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Тестирование |
9. | Метод измерения (инструменты измерения) | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Устный опрос; |
10. | Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Зачкт |
11. | Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы Клетка и её открытие. Цитология — наука о клетке | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Диктант; |
12. | -
Клетка — наименьшая единица строения. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная Практическая работа № 4 «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата)» | 1 | 0 | 1 | 30.11.2022 | Практическая работа |
13. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устный опрос |
14. | Жизнедеятельность организмов. Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 1 | 0 | 14.12.2022 | Контрольная работа |
15. | Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. Практическая работа №5 «Наблюдение за потреблением воды растением» | 1 | 0 | 1 | 21.12.2022 | Практическая работа |
16. | -
Свойства организмов. Организм — единое целое. Разнообразие организмов и их классификация. Практическая работа №6 «Ознакомление с принципами систематики организмов.» | 1 | 0 | 1 | 28.12.2022 | Практическая работа; |
17. | Бактерии как формы жизни. | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Устный опрос; |
18. | Вирусы | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Письменный опрос |
19. | Значение бактерий и вирусов | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Тестирование; |
20. | Среда обитания организмов | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Устный опрос; |
21. | Приспособления организмов к среде обитания Практическая работа №7 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)». | 1 | 0 | 1 | 08.02.2023 | Практическая работа |
22. | Сезонные изменения в жизни организмов видеоэкскурсия Растительный и животный мир родного края (краеведение). | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос |
23. | Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Письменный контроль; |
24. | Пищевые связи в сообществах. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; |
25. | Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.) видеоэкскурсия Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный опрос |
26. | Искусственные сообщества и их роль в жизни человека | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Устный опрос; |
27. | Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). Практическая работа №8 «Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)» | 1 | 0 | 1 | 05.04.2023 | Практическая работа |
28. | Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | ВПР; |
29. | Промежуточная аттестация: ВПР | 1 | 1 | 0 | 19.04.2023 | Контрольная работа |
30. | Ландшафты: природные и культурные.Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Диктант; |
31. | Влияние человека на живую природу с ходом истории. Глобальные экологические проблемы | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Устный опрос; |
32. | Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение Практическая работа №9 «Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории» | 1 | 0 | 1 | 10.05.2023 | Практическая работа |
33. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | 17.05.2023 | Контрольная работа |
34. | Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории. Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | ВПР |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 9 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и другие; под редакцией Пасечника В.В. Биология, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационные, справочные таблицы, раздаточный материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
лабораторное оборудование