МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
МБОУ СОШ № 9
УТВЕРЖЕНО
Директор МБОУ СОШ № 9
______________Лобачёва Е.Ю.
Приказ №168
от "01" 09 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 825894)
учебного предмета
«Музыка»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Горбуля Анастасия Евгеньевна
учитель
п. Горняцкий 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образованиясоставлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общегообразования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоенияосновной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,Примернойпрограммы воспитания.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всехкультурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства имысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровеньобобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Этаособенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народови культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей исмыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном— уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени,чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка,развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфереэмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка,формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета«Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО(утв.приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями идополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основнойобразовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методическогообъединенияпо общемуобразованию, протоколот2 июня2020 г. №2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретногорегиона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программепримерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а такжепредложенныеосновныевидыучебнойдеятельностидляосвоенияучебногоматериала.
ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития егопсихики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признаниесамоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование ивоспитаниеделаетнеприменимыми критерииутилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всейдуховной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитанияявляетсяличныйиколлективныйопытпроживанияиосознанияспецифическогокомплексаэмоций,чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира черезпереживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,моделированиехудожественно-творческогопроцесса,самовыражениечерезтворчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующимнаправлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единствеэмоциональнойи познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкальногоискусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох инародов,эффективного способа автокоммуникации;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации кинтонационно-содержательнойдеятельности.
Важнейшимизадачамиизученияпредмета«Музыка»восновнойшколеявляются:
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опытэмоционально-эстетическогопереживания.
Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развитиямузыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческомобществе,специфики её воздействияна человека.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитаниеуважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженностьпарадигмесохраненияи развитиякультурногомногообразия.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкальногоискусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различныхмузыкальныхстилей.
Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметныхуменияхи навыках, втом числе:
а)слушание(расширениеприёмовинавыковвдумчивого,осмысленноговосприятиямузыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальнымпроизведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальныхинструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальныхинструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, втомчисле с использованиемцифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательноемоделированиеи др.);
д)творческиепроекты,музыкально-театральнаядеятельность(концерты,фестивали,представления);
е)исследовательскаядеятельностьнаматериалемузыкальногоискусства.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное дляактивного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусствародной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современноймузыкальнойкультуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускаетвариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм иметодовосвоениясодержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическимилиниями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начальногообразования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» напротяжениивсего курса школьного обучения:
модуль№1«Музыкамоегокрая»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;модуль№3 «Музыка народовмира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;модуль№5«Русскаяклассическаямузыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;модуль№8 «Связьмузыки сдругими видамиискусства»;
модуль№9«Жанрымузыкальногоискусства».
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», являетсяобязательнымдляизученияипреподаётсявосновнойшколес5по8классвключительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельностьобучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных намежпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительноеискусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (неменее1 часа внеделю).
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКАМОЕГОКРАЯ»
Фольклор—народноетворчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры,пляски,хороводы и др.).
Mодуль«НАРОДНОЕМУЗЫКАЛЬНОЕТВОРЧЕСТВОРОССИИ»
Россия—нашобщийдом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей,музыкадругих регионов.
Mодуль«ЖАНРЫМУЗЫКАЛЬНОГОИСКУССТВА»
Камернаямузыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная миниатюра(вальс,ноктюрн,прелюдия,каприсидр.).Одночастная,двухчастная,трёхчастнаярепризнаяформа.Куплетнаяформа.
Mодуль«РУССКАЯКЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА»
Образыроднойземли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения,посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчестваМ.И. Глинки,С. В.Рахманинова, В. А. Гаврилина идр.).
Mодуль«МУЗЫКАНАРОДОВМИРА»
МузыкальныйфольклорнародовЕвропы
Интонациииритмы,формыижанрыевропейскогофольклора.Отражениеевропейскогофольклоравтворчестве профессиональных композиторов.
Mодуль«ЕВРОПЕЙСКАЯКЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА»
Национальныеистокиклассическоймузыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.Значениеиролькомпозитора—основоположниканациональнойклассическоймузыки.
Характерныежанры,образы,элементымузыкальногоязыка.
Mодуль«ИСТОКИИОБРАЗЫРУССКОЙИЕВРОПЕЙСКОЙДУХОВНОЙМУЗЫКИ»
Храмовыйсинтезискусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пениевсопровождении органа).
Основныежанры,традиции.ОбразыХриста,Богородицы,Рождества,Воскресения.
Mодуль«СВЯЗЬМУЗЫКИСДРУГИМИВИДАМИИСКУССТВА»
Музыкаиживопись
Выразительныесредствамузыкальногоиизобразительногоискусства.Аналогии:ритм,композиция,линия—мелодия,пятно—созвучие, колорит—тембр,светлотность— динамикаит.д.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французскихклавесинистов,К.Дебюсси, А. К. Лядоваи др.)
Mодуль«СОВРЕМЕННАЯМУЗЫКА:ОСНОВНЫЕЖАНРЫИНАПРАВЛЕНИЯ»
Джаз
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг,синкопы ,вопросо-ответнаяструктурамотивов,гармоническая)
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Спецификаэстетическогосодержанияпредмета«Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие,смысловоеединствотрёхгруппрезультатов:личностных,метапредметныхипредметных.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общегообразования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной ивнеурочнойдеятельности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивных ценностныхориентаций, втомчисле вчасти:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций егоисполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать втворческойжизни своей школы, города,республики.
Духовно-нравственноговоспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения идоброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческогосотрудничествавпроцессенепосредственноймузыкальнойиучебнойдеятельности.
Эстетическоговоспитания:
восприимчивостькразличнымвидамискусства,музыкальнымтрадициямитворчествусвоегоидругих народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление ксамовыражениювразных видах искусства.
Ценностинаучногопознания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картинымира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпознании.
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающейсреде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудовоговоспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий всферекультурыиискусства;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.
Экологическоговоспитания:
бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихейвред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые приизучениипредмета «Музыка»:
Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливатьоснованиядлясравнения,объединятьэлементымузыкальногозвучанияпоопределённомупризнаку;
определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпредложенныеобъекты(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составыи др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкальногоискусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основепредложенногоучителем алгоритма;
выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной(практической)задачи наоснове предложенного алгоритма;
устанавливатьпричинно-следственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения,делатьвыводы.
Базовыеисследовательскиедействия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательнымсостоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительскихнавыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместногомузицирования;
сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзадачи,выбиратьнаиболееподходящий(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностейпредметаизученияисвязеймеждумузыкальнымиобъектамииявлениями(часть—целое,
причина—следствие);
формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпроведённогонаблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,классификации,сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений вразличныхусловиях.
Работасинформацией:
выбиратьисточникполученияинформации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленнуювявном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основаниипредложенногоучителем способа её проверки;
соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)обучающихся)правилаинформационнойбезопасности припоискеинформации всетиИнтернет;
анализироватьтекстовую,видео-,графическую,звуковую,информациювсоответствиисучебнойзадачей;
анализироватьмузыкальныетексты(акустическиеинотные)попредложенномуучителемалгоритму;
самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.
Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями
Невербальнаякоммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понятьэмоционально-образноесодержаниемузыкального высказывания;
выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки(солоиливколлективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,чувства,личное отношение кисполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурныенормыи значение интонации вповседневномобщении.
Вербальнаякоммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщениявзнакомой среде;
проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;корректноиаргументированновысказыватьсвоёмнение;
строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовитьнебольшие публичные выступления;
подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,исполнениямузыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работыпри решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия прирешениипоставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного форматапланирования,распределенияпромежуточныхшагови сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;проявлятьготовностьруководить, выполнятьпоручения,подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;выполнятьсовместныепроектные,творческиезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.
Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями
Самоорганизация:
планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;выстраиватьпоследовательностьвыбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесияит. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальнойкультуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярномобщении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки вактуальныйконтекстсвоей жизни.
Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»:
осознаютпринципыуниверсальностиивсеобщностимузыкикаквидаискусства,неразрывную
связьмузыкиижизничеловека,всегочеловечества,могутрассуждатьнаэтутему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытноецивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,испытываютгордостьза них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родныеинтонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культурысвоегонарода);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы инастроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектовразвитияобщества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы поучебныммодулям идолжны отражатьсформированностьумений.
Модуль«Музыкамоегокрая»:
знатьмузыкальныетрадициисвоейреспублики,края,народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческихколлективовсвоего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малойродины.
Модуль«НародноемузыкальноетворчествоРоссии»:
определятьнаслухмузыкальныеобразцы,относящиесякрусскомумузыкальномуфольклору,кмузыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональныхфольклорныхтрадиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых,
струнных,ударно-шумовыхинструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельностипрофессиональныхмузыкантоввразвитииобщей культурыстраны.
Модуль«Музыканародовмира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытнымкультурно-национальнымтрадициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых,
струнных,ударно-шумовыхинструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочиненияхпрофессиональныхкомпозиторов(изчислаизученныхкультурно-национальныхтрадицийижанров).
Модуль«Европейскаяклассическаямузыка»:
различатьнаслухпроизведенияевропейскихкомпозиторов-классиков,называтьавтора,произведение,исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей(барокко,классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять(втомчислефрагментарно)сочинениякомпозиторов-классиков;
характеризоватьмузыкальныйобразивыразительныесредства,использованныекомпозитором,
способыразвитияиформустроениямузыкальногопроизведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболееизвестныхсочинений.
Модуль«Русскаяклассическаямузыка»:
различатьнаслухпроизведениярусскихкомпозиторов-классиков,называтьавтора,произведение,исполнительскийсостав;
характеризоватьмузыкальныйобразивыразительныесредства,использованныекомпозитором,способыразвитияиформу строениямузыкальногопроизведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;характеризоватьтворчествонеменеедвухотечественныхкомпозиторов-классиков,приводить
примерынаиболееизвестныхсочинений.
Модуль«Истокииобразырусскойиевропейскойдуховноймузыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;исполнятьпроизведениярусскойи европейской духовноймузыки;
приводитьпримерысочиненийдуховноймузыки,называтьихавтора.
Модуль«Современнаямузыка:основныежанрыинаправления»:
определятьихарактеризоватьстили,направленияижанрысовременноймузыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,входящихвих состав;
исполнятьсовременныемузыкальныепроизведениявразныхвидахдеятельности.
Модуль«Связьмузыкисдругимивидамиискусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;импровизировать,создаватьпроизведенияводномвидеискусстванаосновевосприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений изразныхвидовискусств, объясняялогикувыбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,жанре,исполнителях музыкального произведения.
Модуль«Жанрымузыкальногоискусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные иинструментальныеи т..д.),знатьих разновидности,приводитьпримеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;выразительноисполнятьпроизведения(втомчислефрагменты)вокальных,инструментальныхи
музыкально-театральныхжанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименованиеразделов и темпрограммы | Количествочасов | Репертуар | Датаизучения | Видыдеятельности | Виды,формыконтроля | Электронные(цифровые)образовательныересурсы |
всего | контрольныеработы | практическиеработы | дляслушания | дляпения | длямузицирования |
Модуль 1.Музыка моегокрая |
1.1. | Фольклор — | 4 | 1 | | П.И.Чайковскийконцертдля | муз.Александрова | русская | | Знакомствосо | Устный | https://youtu.be/8EPTriaVs70 |
| народное | | | ф-но с оркестром фрагмент 1 | «Гимн России», | народнаяпесни | звучанием | опрос; | https://youtu.be/vAQJKbK-ZbA |
| творчество | | | частирусские народные | Русскаянародная | «Валенки» | фольклорных | Контрольная | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2585843982606751308&text=Тмузыка+моего+края++Донское+казачесвто+5+класс |
| | | | песни,АнсамбльДонских | песня «А мы просо | | образцов в аудио- | работа; | |
| | | | казаковп/уА.Квасова: «Дон | сеяли»,«Солдатушки, | | ивидеозаписи. | | |
| | | | наш батюшка»,«Хоровод – | бравыребятушки | | Определениена | | |
| | | | «Вополе береза стояла», «Ты | Народнаяказачья | | слух: ; | | |
| | | | рекали моя,реченька»- | песня«Шел со службы | | | | |
| | | | русскиенародныепесни, | казакмолодой» Муз. | | | | |
| | | | | ВалерийСемин,стихи | | | | |
| | | | | -Дмитрий Дарин. | | | | |
| | | | | «Донскаяказачья» | | | | |
Итого по модулю | 4 | |
Модуль2.Народное музыкальноетворчество России |
2.1. | Россия — наш | 5 | | | Славянскаянароднаяпесня | Я.Дубравин «Добрый | русская | | Знакомствосо | Устный | https://youtu.be/La4OIGI6WhY |
| общий дом | | «Береза моя | день»:Перепелочка»- | народнаяпесни | звучанием | опрос; | https://youtu.be/0Hpki6HAqag |
| | | кудрявая» | белорусская | «Валенки» | фольклорных | | https://youtu.be/oqxnnfv91p0 |
| | | П.И.Чайковский | народнаяпесня«Во | | образцовблизких и | | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/main/226653/ |
| | | "Временагода", | полеберезастояла», | | далёкихрегионов в | | https://youtu.be/sx3Wyw2lyDg |
| | | "Осенняяпесня" | «Ты | | аудио- и | | https://vk.com/video-208341649_456239023 |
| | | «Хоровод –«Во полебереза | река ли моя | | видеозаписи. | | |
| | | стояла»,«Ты | | | Определениена | | |
| | | рекали моя,реченька»- | | | слух:; | | |
| | | русские народные | | | | | |
| | | песни, «Взяв бы я | | | | | |
| | | бандуру»- украинская | | | | | |
| | | народнаяпесня | | | | | |
Итого по модулю | 5 | |
Модуль 3.Жанры музыкального искусства |
3.1. | Камерная | 4 | | | С.Рахманинов | сл.Н.Соловьевой,муз. | 0 | | Слушание | Устный | https://youtu.be/HSF4RvpJxBc |
| музыка | | «Концерт для | Г.Струве«Моя | | музыкальных | опрос; | https://youtu.be/AXItQkkMFJw |
| | | фортепианос | Россия» | | произведений | | https://youtu.be/v96af8wRVg0 |
| | | оркестром», | В.Локтев «Песня о | | изучаемыхжанров, | | https://youtu.be/4_1aM89SaRU |
| | | «Вокализ»; | России». | | (зарубежных и | | |
| | | С.Прокофьев | сл. | | русских | | |
| | | кантата«АлександрНевский» | Р.Рождественского, | | композиторов); | | |
| | | -хор«Вставайте,люди | муз А. | | анализ | | |
| | | русские» | Пахмутовой«Просьба» | | выразительных | | |
| | | А.Бородин опера | | | средств, | | |
| | | «Князь Игорь» -хор | | | характеристика | | |
| | | невольниц«Улетайна | | | музыкального | | |
| | | крыльяхветра» | | | образа.; | | |
| | | ,Н.А.Римский- | | | | | |
| | | Корсаковв сцену | | | | | |
| | | "ПроводыМасленицы" | | | | | |
Итого по модулю | 4 | |
Модуль4.Русская классическая музыка |
4.1. | Образы родной | 3 | 1 | | М.И.Глинка опера | сл. | 0 | | Повторение, | Устный | https://youtu.be/5zQaK0_UkoQ |
| земли | | | «Руслани Людмила»- | Р.Рождественского, | | обобщениеопыта | опрос; | https://youtu.be/vAQJKbK-ZbA |
| | | | увертюра, | муз А. | | слушания, | Тестирование; | https://youtu.be/dKVKmb9Q-io |
| | | | М.И.Глинка«Жаворонок», | Пахмутовой | | проживания, | | https://youtu.be/HiZCeKUbJJk |
| | | | ноктюрн«Разлука». | «Просьба» | | анализамузыки | | |
| | | | М.И.Глинка опера «Иван | «Неотнимайтесолнце | | русских | | |
| | | | Сусанин»хор«Славься».С.С. | удетей!» | | композиторов, | | |
| | | | Прокофьевкантата | авторыЕ.Лучников | | полученногов | | |
| | | | «АлександрНевский», | Е.БондаренкоВ | | начальных | | |
| | | | А.П.Бородин«Богатырская" | Попков | | классах. | | |
| | | | Три чуда из оперыН. А. | | | Выявление | | |
| | | | Римского-Корсакова«Сказка | | | мелодичности, | | |
| | | | оцаре Салтане», « Марш | | | широтыдыхания, | | |
| | | | Черномора» из оперы М.И. | | | интонационной | | |
| | | | Глинки«Руслан иЛюдмила», | | | близостирусскому | | |
| | | | П.И.Чайковский | | | фольклору.; | | |
| | | | «Щелкунчик»,С.С. | | | Музыкальная | | |
| | | | Прокофьев симфоническая | | | викторинана | | |
| | | | сказка«Петя иВолк» | | | знаниемузыки, | | |
| | | | | | | названийиавторов | | |
| | | | | | | изученных | | |
| | | | | | | произведений.; | | |
Итого по модулю | 3 | |
Модуль5.Музыка народов мира |
5.1. | Музыкальный | 3 | | | Нартаки-СолнцеЕгипта, | Г. Струве, стихи И. | «Цыпленок Пи» | | Выявление | Устный | https://youtu.be/dKVKmb9Q-io |
| фольклор | | Народнаяиндийскаяпесня | Исаковой.«Музыка»; | | характерных | опрос; | https://youtu.be/HiZCeKUbJJk |
| народов | | «Ясклоняюсь перед Шивой» | Г. Струве, стихи И. | | интонацийи | | https://youtu.be/Ag-Zwsq5MOc |
| Европы | | -NamahShivaya, | Исаковой.«Музыка»; | | ритмовв звучании | | https://youtu.be/XVGmF-E_iFU |
| | | Китайскаянароднаямузыка | | | традиционной | | https://youtu.be/xAE_RYewue8 |
| | | Краковяк-Берлинская | | | музыки народов | | |
| | | полька, | | | Европы.; | | |
| | | Баварская хобса(немецкая | | | Выявлениеобщего | | |
| | | полька), | | | и особенного при | | |
| | | Ф.Шуберт«Лендлер», | | | сравнении | | |
| | | ДжоаккиноРоссини | | | изучаемых | | |
| | | «Тарантелла», Народная | | | образцов | | |
| | | музыка-испанскиетанцы | | | европейского | | |
| | | «Пасодобль»,«Фламенко" | | | фольклора и | | |
| | | | | | фольклора народов | | |
| | | | | | России.; | | |
Итого по модулю | 3 | |
Модуль 6.Европейская классическая музыка |
6.1. | Национальные | 2 | | | В.А.Моцарт«Маленькая | Е.Крылатов, стихи Ю. | 0 | | Знакомствос | Устный | https://youtu.be/CkE3BoPtCc0 |
| истоки | | ночнаясеренада», | Энтина.«Где музыка | | образцамимузыки | опрос; | https://youtu.be/lKcwnOPTpkU |
| классической | | «Реквием»ШопенФридерик | берётначало?». | | разныхжанров, | | |
| музыки | | –«Вальс-минутка», | | | типичныхдля | | |
| | | «Ноктюрн» № 5, «Фантазия – | | | рассматриваемых | | |
| | | экспромт»-до минор | | | национальных | | |
| | | | | | стилей,творчества | | |
| | | | | | изучаемых | | |
| | | | | | композиторов.; | | |
Итого по модулю | 2 | |
Модуль 7.Образы русскойи европейской духовной музыки |
7.1. | Храмовый | 4 | | | «Свететихий» Хор | муз.-Евгений | 0 | | Определение | | https://youtu.be/SMwZ1PAJ3lc |
| синтез | | Валаамскогомонастыря | Крылатов, сл.- Юрий | | сходстваи | https://yandex.ru/video/preview/? |
| искусств | | Видеофрагмент:Хор | Энтин«Бьют часына | | различия | text=урок%20музыки%205%20класс%20небесное%20и%20земное%20в%20звуках%20и%20красках%20русская%20духовная%20музыка&path=yandex_search&parent- |
| | | монахов монастыря | старойбашне», | | элементовразных | reqid=1652196830754993-12878560728109767872-vla1-5155-vla-l7-balancer-8080-BAL-580&from_type=vast&filmId=2086664551432980743 |
| | | СимонаПетра-Божественная | Непоседы«Быть | | видовискусства | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/ |
| | | литургия. | человеком» | | (музыки, | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/main/298414/ |
| | | "Благослови,душемоя, | | | живописи, | |
| | | Господи..."Глас5. Святая | | | архитектуры), | |
| | | гора Афон. | | | относящихся:; | |
| | | «Знаменноепение», | | | Исполнение | |
| | | С.Рахманинова | | | вокальных | |
| | | «БогородицеДево, радуйся», | | | произведений, | |
| | | И.И.Чайковского«Богородице | | | связанныхс | |
| | | Дево, | | | религиозной | |
| | | радуйся",С.В.Рахманинов | | | традицией, | |
| | | сюитадля 2-хфортепиано | | | перекликающихся | |
| | | «Фантазии»,3-ячасть | | | снейпотематике.; | |
| | | «Слёзы»;4- часть «Светлый | | | | |
| | | праздник»,«Аве,Мария» | | | | |
| | | И.С. Баха –Ш. Гуно | | | | |
| | | (фрагмент), И.С.Бах | | | | |
| | | оратория «Страсти по | | | | |
| | | Иоану», | | | | |
Итого по модулю | 4 | |
Модуль8. Связьмузыки сдругимивидами искусства |
8.1. | Музыка иживопись | 5 | | | С.В. Рахманинов «Вокализ»,Н.А Римский – Корсаковопера «Садко»Ария«Заиграйте моигусельки», Ф. Шопен «Прелюдия№7» лямажор, «Револющионныйэтюд», «Вальс» № 7Н.А.Римский–Корсаков «Океан –море синее» -вступление к опере «Садко»,М.П. Мусоргский «Рассвет наМосква-реке»,С.В.Рахманинов«Островок»,М.К. Чюрленис «Фуга» доминор для органа, «Море» -симфоническаяпоэма; | Г. Гладков «Песня окартинах»,А.Зацепин «Тыслышишь, море?» | 0 | | Знакомство смузыкальнымипроизведениямипрограммноймузыки. Выявлениеинтонацийизобразительногохарактера.;Разучивание,исполнениепеснис элементамиизобразительности.Сочинение к нейритмического ишумовогоаккомпанемента сцелью усиленияизобразительногоэффекта.; | Устныйопрос; | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/main/298446/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255183/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/main/302927/ |
Итого по модулю | 5 | |
Модуль9.Современнаямузыка: основныежанры инаправления |
9.1. | Джаз | 4 | 1 | | Д.Кабалевский хор «Нашидети», «Помните!» из Реквиема, настихиР. Рождественского; Э.Л.Уэббер «Кошки» -фрагментымюзикл, Фредерик Лоу «Мояпрекраснаяледи»Р.Роджерс «Звуки музыки» - мюзикл Э.-Л.Уэббер «Кошки»(фрагменты)Г.В.Свиридов «Время,вперед!", Э Григ «Пер Гюнт» | А.Петряшева «Я хочу,чтобы не было большевойны» муз. Давид Тухманова,сл.РобертаРождественского«Я,ты, он, она» “Лев ибрадобрей”,из х/ф «Мэри Поппинс,досвидания». Муз.МаксимДунаевский, сл. НаумОлев,муз. Е.Крылатова сл.Ю.Энтина «Ты –человек» | 0 | | Знакомство сразличнымиджазовымимузыкальнымикомпозициями инаправлениями(регтайм, биг-бэнд,блюз).;Определение наслух: ;принадлежности кджазовой иликлассическоймузыке; ; | Устныйопрос;Контрольнаяработа; | https://youtu.be/P1XR5JApoUAhttps://youtu.be/fLYDcDXs-xQ https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/sovremennye_muzykalnye_zhanryhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7417/start/254959/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7424/start/305930/ |
Итого по модулю | 4 | |
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды,формы контроля |
всего | контрольныеработы | практическиеработы |
1. | Главная песня в жизни человека | 1 | | | 06.09 | Устныйопрос; |
2. | Фольклор – народное творчество | 1 | 1 | | 13.09 | Тестирование; |
3. | Музыкальный фольклор –отражение жизни народа | 1 | | | 20.09 | Устныйопрос; |
4. | «Из-за Дона песню выведу» | 1 | | | 27.09 | Устныйопрос; |
5. | Россия–наш общий дом | 1 | | | 04.10 | Устныйопрос; |
6. | Многонациональная музыкальная культура России. | 1 | | | 11.10 | Устныйопрос; |
7. | Календарно-обрядовые песни | 1 | | | 18.10 | Устныйопрос; |
8. | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | | | 25.10 | Устныйопрос; |
9. | Народная музыка в творчестве композиторов | 1 | | | 08.11 | Устныйопрос; |
10. | Вокальнаямузыка | 1 | | | 15.11 | Устныйопрос; |
11. | Жанры вокальной музыки | 1 | | | 22.11 | Устныйопрос; |
12. | Вторая жизнь песни | 1 | | | 29.11 | Устныйопрос; |
13. | «Жанры инструментальной и вокальной музыки» | 1 | | | 06.12 | Устныйопрос; |
14. | М. И. Глинка -основоположник русской классической музыки | 1 | | | 13.12 | Устныйопрос; |
15. | Героические образы в музыке русских композиторов | 1 | 1 | | 20.12 | Контрольнаяработа; |
16. | Сказочные образы в музыке русских композиторов | 1 | | | 27.12 | Устныйопрос; |
17. | Национальные истоки классической музыки | 1 | | | 10.01 | Устныйопрос; |
18. | Музыкальный фольклор народов Европы | 1 | | | 17.01 | Устныйопрос; |
19. | Музыкальные традиции народов Европы | 1 | | | 24.01 | Устныйопрос; |
20. | «Вечный свет в музыке, имятебе– Моцарт»» | 1 | | | 31.01 | Устныйопрос; |
21. | Образы камерной музыки втворчестве Ф.Шопена | 1 | | | 07.02 | Устныйопрос; |
22. | Истоки русской духовной музыки | 1 | | | 14.02 | Устныйопрос; |
23. | Небесное и земное в звуках икрасках | 1 | | | 21.02 | Устныйопрос; |
24. | Колокольность в музыке русских композиторов | 1 | 1 | | 28.02 | Тестирование; |
25. | Застывшая музыка | 1 | | | 07.03 | Устныйопрос; |
26. | Что роднит музыку и литературу? | 1 | | | 14.03 | Устныйопрос; |
27. | Писатели и поэты о музыке имузыкантах | 1 | | | 28.03 | Устныйопрос; |
28. | Что роднит музыку иживопись? | 1 | | | 04.04 | Устныйопрос; |
29. | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | | | 11.04 | Устныйопрос; |
30. | Музыка на мольберте | 1 | | | 18.04 | Устныйопрос; |
31. | О подвигах, о доблести, ославе… | 1 | | | 25.04 | Устныйопрос; |
32. | Мир композитора. Мюзикл | 1 | | | 02.05 | Устныйопрос; |
33. | Мир композитора. Джаз | 1 | 1 | | 16.05 | Тестирование; |
34. | Музыка в театре, кино и на телевидении | 1 | | | 23.05 | Устныйопрос; |
35. | Проект «Музыкальная заставка» | 1 | | | 30.05 | Устный опрос |
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Музыка,5класс/СергееваГ.П.,КритскаяЕ.Д.,Акционерноеобщество«Издательство
«Просвещение»;Введитесвойвариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекцииэлектронныхобразовательныхресурсов
«Единоеокнодоступакобразовательнымресурсам»-http://windows.edu/ru
«Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов»-http://school-collektion.edu/ru3.
«Федеральныйцентринформационныхобразовательныхресурсов»-http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru
4.КаталогобразовательныхресурсовсетиИнтернетдляшколыhttp://katalog.юt.ru/5.Библиотекаматериалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/ЫЫюteka 6. Mеtodkabinet.eu:информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ 7. Каталог образовательныхресурсовсети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Российскийобразовательныйпорталhttp://www.school.edu.ru
Портал«Российскоеобразованиеhttp://www.edu.ru
РЭШhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/5227/conspect/226792/
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
http://bi2o2t.ru/training/subhttps://www.soloveycenter.pro/https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/ https://www.uchportal.ru/load/47-2-2http://school-collection.edu.ru/
http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18http://internet.chgk.info/http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
http://www.creatingmusic.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе Наборы сюжетных(предметных)картиноквсоответствиис тематикой
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
.Компьютер
.Мультимедийный проектор3.Фортепиано
4 .Набор шумовых инструментов5. Колонки
6 . Микшерный пульт7.Микрофоны