СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа, 5 класс по предмету "Музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, 5 класс по предмету "Музыка"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Белокалитвинского района

МБОУ СОШ № 9

УТВЕРЖЕНО

Директор МБОУ СОШ № 9

______________Лобачёва Е.Ю.

Приказ №168

от "01" 09 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 825894)

учебного предмета

«Музыка»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Горбуля Анастасия Евгеньевна

учитель








п. Горняцкий 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образованиясоставлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общегообразования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоенияосновной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,Примернойпрограммы воспитания.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всехкультурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства имысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровеньобобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Этаособенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народови культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей исмыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном— уровне.

Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени,чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка,развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфереэмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка,формирование всей системы ценностей.

Рабочая программа позволит учителю:

  • реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

  • определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета«Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО(утв.приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями идополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основнойобразовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методическогообъединенияпо общемуобразованию, протоколот2 июня2020 г. №2/20);

  • разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретногорегиона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программепримерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а такжепредложенныеосновныевидыучебнойдеятельностидляосвоенияучебногоматериала.


ЦЕЛИИЗАДАЧИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития егопсихики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признаниесамоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование ивоспитаниеделаетнеприменимыми критерииутилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всейдуховной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитанияявляетсяличныйиколлективныйопытпроживанияиосознанияспецифическогокомплексаэмоций,чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира черезпереживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,моделированиехудожественно-творческогопроцесса,самовыражениечерезтворчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующимнаправлениям:

  1. становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единствеэмоциональнойи познавательной сферы;

  2. развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкальногоискусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох инародов,эффективного способа автокоммуникации;

  3. формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации кинтонационно-содержательнойдеятельности.

Важнейшимизадачамиизученияпредмета«Музыка»восновнойшколеявляются:

  1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опытэмоционально-эстетическогопереживания.

  2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развитиямузыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческомобществе,специфики её воздействияна человека.

  3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитаниеуважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженностьпарадигмесохраненияи развитиякультурногомногообразия.

  4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкальногоискусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различныхмузыкальныхстилей.

  5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметныхуменияхи навыках, втом числе:

а)слушание(расширениеприёмовинавыковвдумчивого,осмысленноговосприятиямузыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальнымпроизведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальныхинструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальныхинструментах);

в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, втомчисле с использованиемцифровых программных продуктов);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательноемоделированиеи др.);

д)творческиепроекты,музыкально-театральнаядеятельность(концерты,фестивали,представления);

е)исследовательскаядеятельностьнаматериалемузыкальногоискусства.

  1. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное дляактивного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусствародной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современноймузыкальнойкультуре.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускаетвариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм иметодовосвоениясодержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическимилиниями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начальногообразования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» напротяжениивсего курса школьного обучения:

модуль№1«Музыкамоегокрая»;

модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;модуль№3 «Музыка народовмира»;

модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;модуль№5«Русскаяклассическаямузыка»;

модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;модуль№8 «Связьмузыки сдругими видамиискусства»;

модуль№9«Жанрымузыкальногоискусства».


МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«МУЗЫКА»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общегообразования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», являетсяобязательнымдляизученияипреподаётсявосновнойшколес5по8классвключительно.

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельностьобучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных намежпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительноеискусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (неменее1 часа внеделю).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Модуль «МУЗЫКАМОЕГОКРАЯ»

Фольклор—народноетворчество

Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры,пляски,хороводы и др.).

Mодуль«НАРОДНОЕМУЗЫКАЛЬНОЕТВОРЧЕСТВОРОССИИ»

Россия—нашобщийдом

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей,музыкадругих регионов.

Mодуль«ЖАНРЫМУЗЫКАЛЬНОГОИСКУССТВА»

Камернаямузыка

Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная миниатюра(вальс,ноктюрн,прелюдия,каприсидр.).Одночастная,двухчастная,трёхчастнаярепризнаяформа.Куплетнаяформа.

Mодуль«РУССКАЯКЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА»

Образыроднойземли

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения,посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчестваМ.И. Глинки,С. В.Рахманинова, В. А. Гаврилина идр.).

Mодуль«МУЗЫКАНАРОДОВМИРА»

МузыкальныйфольклорнародовЕвропы

Интонациииритмы,формыижанрыевропейскогофольклора.Отражениеевропейскогофольклоравтворчестве профессиональных композиторов.

Mодуль«ЕВРОПЕЙСКАЯКЛАССИЧЕСКАЯМУЗЫКА»

Национальныеистокиклассическоймузыки

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.Значениеиролькомпозитора—основоположниканациональнойклассическоймузыки.

Характерныежанры,образы,элементымузыкальногоязыка.

Mодуль«ИСТОКИИОБРАЗЫРУССКОЙИЕВРОПЕЙСКОЙДУХОВНОЙМУЗЫКИ»

Храмовыйсинтезискусств

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пениевсопровождении органа).

Основныежанры,традиции.ОбразыХриста,Богородицы,Рождества,Воскресения.

Mодуль«СВЯЗЬМУЗЫКИСДРУГИМИВИДАМИИСКУССТВА»

Музыкаиживопись

Выразительныесредствамузыкальногоиизобразительногоискусства.Аналогии:ритм,композиция,линия—мелодия,пятно—созвучие, колорит—тембр,светлотность— динамикаит.д.

Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французскихклавесинистов,К.Дебюсси, А. К. Лядоваи др.)

Mодуль«СОВРЕМЕННАЯМУЗЫКА:ОСНОВНЫЕЖАНРЫИНАПРАВЛЕНИЯ»

Джаз

Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг,синкопы ,вопросо-ответнаяструктурамотивов,гармоническая)

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Спецификаэстетическогосодержанияпредмета«Музыка»обусловливаеттесноевзаимодействие,смысловоеединствотрёхгруппрезультатов:личностных,метапредметныхипредметных.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общегообразования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной ивнеурочнойдеятельности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивных ценностныхориентаций, втомчисле вчасти:

Гражданско-патриотическоговоспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций егоисполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народовРоссии; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать втворческойжизни своей школы, города,республики.

Духовно-нравственноговоспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения идоброжелательности;готовностьпридерживатьсяпринциповвзаимопомощиитворческогосотрудничествавпроцессенепосредственноймузыкальнойиучебнойдеятельности.

Эстетическоговоспитания:

восприимчивостькразличнымвидамискусства,музыкальнымтрадициямитворчествусвоегоидругих народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление ксамовыражениювразных видах искусства.

Ценностинаучногопознания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картинымира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпознании.

Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающейсреде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудовоговоспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий всферекультурыиискусства;уважениектрудуирезультатамтрудовойдеятельности.

Экологическоговоспитания:

бережноеотношениекприроде;неприятиедействий,приносящихейвред.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые приизучениипредмета «Музыка»:

  1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями.

Базовыелогическиедействия:

  • сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливатьоснованиядлясравнения,объединятьэлементымузыкальногозвучанияпоопределённомупризнаку;

  • определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпредложенныеобъекты(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составыи др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкальногоискусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основепредложенногоучителем алгоритма;

  • выявлятьнедостатокинформации,втомчислеслуховой,акустическойдлярешенияучебной(практической)задачи наоснове предложенного алгоритма;

  • устанавливатьпричинно-следственныесвязивситуацияхмузыкальноговосприятияиисполнения,делатьвыводы.

Базовыеисследовательскиедействия:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательнымсостоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительскихнавыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместногомузицирования;

сравниватьнескольковариантоврешениятворческой,исполнительскойзадачи,выбиратьнаиболееподходящий(на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностейпредметаизученияисвязеймеждумузыкальнымиобъектамииявлениями(часть—целое,

причина—следствие);

формулироватьвыводыиподкреплятьихдоказательстваминаосноверезультатовпроведённогонаблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,классификации,сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений вразличныхусловиях.

Работасинформацией:

выбиратьисточникполученияинформации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленнуювявном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основаниипредложенногоучителем способа её проверки;

соблюдатьспомощьювзрослых(учителей,родителей(законныхпредставителей)обучающихся)правилаинформационнойбезопасности припоискеинформации всетиИнтернет;

анализироватьтекстовую,видео-,графическую,звуковую,информациювсоответствиисучебнойзадачей;

анализироватьмузыкальныетексты(акустическиеинотные)попредложенномуучителемалгоритму;

самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации.

  1. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями

Невербальнаякоммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понятьэмоционально-образноесодержаниемузыкального высказывания;

выступатьпередпубликойвкачествеисполнителямузыки(солоиливколлективе);

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,чувства,личное отношение кисполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурныенормыи значение интонации вповседневномобщении.

Вербальнаякоммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщениявзнакомой среде;

проявлятьуважительноеотношениексобеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;корректноиаргументированновысказыватьсвоёмнение;

строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);готовитьнебольшие публичные выступления;

подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)ктекстувыступления.

Совместнаядеятельность(сотрудничество):

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,исполнениямузыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работыпри решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия прирешениипоставленной задачи;

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного форматапланирования,распределенияпромежуточныхшагови сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;проявлятьготовностьруководить, выполнятьпоручения,подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;выполнятьсовместныепроектные,творческиезаданиясопоройнапредложенныеобразцы.

  1. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями

Самоорганизация:

планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;выстраиватьпоследовательностьвыбранных действий.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесияит. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальнойкультуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярномобщении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки вактуальныйконтекстсвоей жизни.

Обучающиеся,освоившиеосновнуюобразовательнуюпрограммупопредмету«Музыка»:

  • осознаютпринципыуниверсальностиивсеобщностимузыкикаквидаискусства,неразрывную

связьмузыкиижизничеловека,всегочеловечества,могутрассуждатьнаэтутему;

  • воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытноецивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,испытываютгордостьза них;

  • сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родныеинтонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культурысвоегонарода);

  • понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы инастроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектовразвитияобщества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы поучебныммодулям идолжны отражатьсформированностьумений.

Модуль«Музыкамоегокрая»:

знатьмузыкальныетрадициисвоейреспублики,края,народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческихколлективовсвоего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малойродины.

Модуль«НародноемузыкальноетворчествоРоссии»:

определятьнаслухмузыкальныеобразцы,относящиесякрусскомумузыкальномуфольклору,кмузыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональныхфольклорныхтрадиций на выбор учителя);

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых,

струнных,ударно-шумовыхинструментов;

объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельностипрофессиональныхмузыкантоввразвитииобщей культурыстраны.

Модуль«Музыканародовмира»:

определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытнымкультурно-национальнымтрадициям;

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;определятьнаслухпринадлежностьнародныхмузыкальныхинструментовкгруппамдуховых,

струнных,ударно-шумовыхинструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочиненияхпрофессиональныхкомпозиторов(изчислаизученныхкультурно-национальныхтрадицийижанров).

Модуль«Европейскаяклассическаямузыка»:

различатьнаслухпроизведенияевропейскихкомпозиторов-классиков,называтьавтора,произведение,исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей(барокко,классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять(втомчислефрагментарно)сочинениякомпозиторов-классиков;

характеризоватьмузыкальныйобразивыразительныесредства,использованныекомпозитором,

способыразвитияиформустроениямузыкальногопроизведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболееизвестныхсочинений.

Модуль«Русскаяклассическаямузыка»:

различатьнаслухпроизведениярусскихкомпозиторов-классиков,называтьавтора,произведение,исполнительскийсостав;

характеризоватьмузыкальныйобразивыразительныесредства,использованныекомпозитором,способыразвитияиформу строениямузыкальногопроизведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;характеризоватьтворчествонеменеедвухотечественныхкомпозиторов-классиков,приводить

примерынаиболееизвестныхсочинений.

Модуль«Истокииобразырусскойиевропейскойдуховноймузыки»:

различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;исполнятьпроизведениярусскойи европейской духовноймузыки;

приводитьпримерысочиненийдуховноймузыки,называтьихавтора.

Модуль«Современнаямузыка:основныежанрыинаправления»:

определятьихарактеризоватьстили,направленияижанрысовременноймузыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,входящихвих состав;

исполнятьсовременныемузыкальныепроизведениявразныхвидахдеятельности.

Модуль«Связьмузыкисдругимивидамиискусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;импровизировать,создаватьпроизведенияводномвидеискусстванаосновевосприятия

произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений изразныхвидовискусств, объясняялогикувыбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,жанре,исполнителях музыкального произведения.

Модуль«Жанрымузыкальногоискусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные иинструментальныеи т..д.),знатьих разновидности,приводитьпримеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;выразительноисполнятьпроизведения(втомчислефрагменты)вокальных,инструментальныхи

музыкально-театральныхжанров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименованиеразделов и темпрограммы

Количествочасов

Репертуар

Датаизучения

Видыдеятельности

Виды,формыконтроля

Электронные(цифровые)образовательныересурсы

всего

контрольныеработы

практическиеработы

дляслушания

дляпения

длямузицирования

Модуль 1.Музыка моегокрая

1.1.

Фольклор —

4

1


П.И.Чайковскийконцертдля

муз.Александрова

русская


Знакомствосо

Устный

https://youtu.be/8EPTriaVs70


народное



ф-но с оркестром фрагмент 1

«Гимн России»,

народнаяпесни

звучанием

опрос;

https://youtu.be/vAQJKbK-ZbA


творчество



частирусские народные

Русскаянародная

«Валенки»

фольклорных

Контрольная

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2585843982606751308&text=Тмузыка+моего+края++Донское+казачесвто+5+класс





песни,АнсамбльДонских

песня «А мы просо


образцов в аудио-

работа;






казаковп/уА.Квасова: «Дон

сеяли»,«Солдатушки,


ивидеозаписи.







наш батюшка»,«Хоровод –

бравыребятушки


Определениена







«Вополе береза стояла», «Ты

Народнаяказачья


слух: ;







рекали моя,реченька»-

песня«Шел со службы









русскиенародныепесни,

казакмолодой» Муз.










ВалерийСемин,стихи










-Дмитрий Дарин.










«Донскаяказачья»





Итого по модулю

4


Модуль2.Народное музыкальноетворчество России

2.1.

Россия — наш

5



Славянскаянароднаяпесня

Я.Дубравин «Добрый

русская


Знакомствосо

Устный

https://youtu.be/La4OIGI6WhY


общий дом


«Береза моя

день»:Перепелочка»-

народнаяпесни

звучанием

опрос;

https://youtu.be/0Hpki6HAqag




кудрявая»

белорусская

«Валенки»

фольклорных


https://youtu.be/oqxnnfv91p0




П.И.Чайковский

народнаяпесня«Во


образцовблизких и


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3994/main/226653/




"Временагода",

полеберезастояла»,


далёкихрегионов в


https://youtu.be/sx3Wyw2lyDg




"Осенняяпесня"

«Ты


аудио- и


https://vk.com/video-208341649_456239023




«Хоровод –«Во полебереза

река ли моя


видеозаписи.






стояла»,«Ты



Определениена






рекали моя,реченька»-



слух:;






русские народные









песни, «Взяв бы я









бандуру»- украинская









народнаяпесня






Итого по модулю

5


Модуль 3.Жанры музыкального искусства

3.1.

Камерная

4



С.Рахманинов

сл.Н.Соловьевой,муз.

0


Слушание

Устный

https://youtu.be/HSF4RvpJxBc


музыка


«Концерт для

Г.Струве«Моя


музыкальных

опрос;

https://youtu.be/AXItQkkMFJw




фортепианос

Россия»


произведений


https://youtu.be/v96af8wRVg0




оркестром»,

В.Локтев «Песня о


изучаемыхжанров,


https://youtu.be/4_1aM89SaRU




«Вокализ»;

России».


(зарубежных и






С.Прокофьев

сл.


русских






кантата«АлександрНевский»

Р.Рождественского,


композиторов);






-хор«Вставайте,люди

муз А.


анализ






русские»

Пахмутовой«Просьба»


выразительных






А.Бородин опера



средств,






«Князь Игорь» -хор



характеристика






невольниц«Улетайна



музыкального






крыльяхветра»



образа.;






,Н.А.Римский-









Корсаковв сцену









"ПроводыМасленицы"






Итого по модулю

4


Модуль4.Русская классическая музыка

4.1.

Образы родной

3

1


М.И.Глинка опера

сл.

0


Повторение,

Устный

https://youtu.be/5zQaK0_UkoQ


земли



«Руслани Людмила»-

Р.Рождественского,


обобщениеопыта

опрос;

https://youtu.be/vAQJKbK-ZbA





увертюра,

муз А.


слушания,

Тестирование;

https://youtu.be/dKVKmb9Q-io





М.И.Глинка«Жаворонок»,

Пахмутовой


проживания,


https://youtu.be/HiZCeKUbJJk





ноктюрн«Разлука».

«Просьба»


анализамузыки







М.И.Глинка опера «Иван

«Неотнимайтесолнце


русских







Сусанин»хор«Славься».С.С.

удетей!»


композиторов,







Прокофьевкантата

авторыЕ.Лучников


полученногов







«АлександрНевский»,

Е.БондаренкоВ


начальных







А.П.Бородин«Богатырская"

Попков


классах.







Три чуда из оперыН. А.



Выявление







Римского-Корсакова«Сказка



мелодичности,







оцаре Салтане», « Марш



широтыдыхания,







Черномора» из оперы М.И.



интонационной







Глинки«Руслан иЛюдмила»,



близостирусскому







П.И.Чайковский



фольклору.;







«Щелкунчик»,С.С.



Музыкальная







Прокофьев симфоническая



викторинана







сказка«Петя иВолк»



знаниемузыки,










названийиавторов










изученных










произведений.;



Итого по модулю

3


Модуль5.Музыка народов мира

5.1.

Музыкальный

3



Нартаки-СолнцеЕгипта,

Г. Струве, стихи И.

«Цыпленок Пи»


Выявление

Устный

https://youtu.be/dKVKmb9Q-io


фольклор


Народнаяиндийскаяпесня

Исаковой.«Музыка»;


характерных

опрос;

https://youtu.be/HiZCeKUbJJk


народов


«Ясклоняюсь перед Шивой»

Г. Струве, стихи И.


интонацийи


https://youtu.be/Ag-Zwsq5MOc


Европы


-NamahShivaya,

Исаковой.«Музыка»;


ритмовв звучании


https://youtu.be/XVGmF-E_iFU




Китайскаянароднаямузыка



традиционной


https://youtu.be/xAE_RYewue8




Краковяк-Берлинская



музыки народов






полька,



Европы.;






Баварская хобса(немецкая



Выявлениеобщего






полька),



и особенного при






Ф.Шуберт«Лендлер»,



сравнении






ДжоаккиноРоссини



изучаемых






«Тарантелла», Народная



образцов






музыка-испанскиетанцы



европейского






«Пасодобль»,«Фламенко"



фольклора и









фольклора народов









России.;



Итого по модулю

3


Модуль 6.Европейская классическая музыка

6.1.

Национальные

2



В.А.Моцарт«Маленькая

Е.Крылатов, стихи Ю.

0


Знакомствос

Устный

https://youtu.be/CkE3BoPtCc0


истоки


ночнаясеренада»,

Энтина.«Где музыка


образцамимузыки

опрос;

https://youtu.be/lKcwnOPTpkU


классической


«Реквием»ШопенФридерик

берётначало?».


разныхжанров,




музыки


–«Вальс-минутка»,



типичныхдля






«Ноктюрн» № 5, «Фантазия –



рассматриваемых






экспромт»-до минор



национальных









стилей,творчества









изучаемых









композиторов.;



Итого по модулю

2


Модуль 7.Образы русскойи европейской духовной музыки

7.1.

Храмовый

4



«Свететихий» Хор

муз.-Евгений

0


Определение


https://youtu.be/SMwZ1PAJ3lc


синтез


Валаамскогомонастыря

Крылатов, сл.- Юрий


сходстваи

https://yandex.ru/video/preview/?


искусств


Видеофрагмент:Хор

Энтин«Бьют часына


различия

text=урок%20музыки%205%20класс%20небесное%20и%20земное%20в%20звуках%20и%20красках%20русская%20духовная%20музыка&path=yandex_search&parent-




монахов монастыря

старойбашне»,


элементовразных

reqid=1652196830754993-12878560728109767872-vla1-5155-vla-l7-balancer-8080-BAL-580&from_type=vast&filmId=2086664551432980743




СимонаПетра-Божественная

Непоседы«Быть


видовискусства

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/




литургия.

человеком»


(музыки,

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/main/298414/




"Благослови,душемоя,



живописи,





Господи..."Глас5. Святая



архитектуры),





гора Афон.



относящихся:;





«Знаменноепение»,



Исполнение





С.Рахманинова



вокальных





«БогородицеДево, радуйся»,



произведений,





И.И.Чайковского«Богородице



связанныхс





Дево,



религиозной





радуйся",С.В.Рахманинов



традицией,





сюитадля 2-хфортепиано



перекликающихся





«Фантазии»,3-ячасть



снейпотематике.;





«Слёзы»;4- часть «Светлый








праздник»,«Аве,Мария»








И.С. Баха –Ш. Гуно








(фрагмент), И.С.Бах








оратория «Страсти по








Иоану»,





Итого по модулю

4



Модуль8. Связьмузыки сдругимивидами искусства

8.1.

Музыка иживопись

5



С.В. Рахманинов «Вокализ»,Н.А Римский – Корсаковопера «Садко»Ария«Заиграйте моигусельки»,

Ф. Шопен «Прелюдия№7» лямажор,

«Револющионныйэтюд»,

«Вальс» № 7Н.А.Римский–Корсаков

«Океан –море синее» -вступление к опере «Садко»,М.П. Мусоргский «Рассвет наМосква-реке»,С.В.Рахманинов«Островок»,М.К. Чюрленис «Фуга» доминор для органа, «Море» -симфоническаяпоэма;

Г. Гладков «Песня окартинах»,А.Зацепин

«Тыслышишь, море?»

0


Знакомство смузыкальнымипроизведениямипрограммноймузыки.

Выявлениеинтонацийизобразительногохарактера.;Разучивание,исполнениепеснис элементамиизобразительности.Сочинение к нейритмического ишумовогоаккомпанемента сцелью усиленияизобразительногоэффекта.;

Устныйопрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/main/298446/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255183/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/main/302927/

Итого по модулю

5


Модуль9.Современнаямузыка: основныежанры инаправления

9.1.

Джаз

4

1


Д.Кабалевский хор «Нашидети»,

«Помните!» из Реквиема, настихиР.

Рождественского; Э.Л.Уэббер «Кошки» -фрагментымюзикл,

Фредерик Лоу «Мояпрекраснаяледи»Р.Роджерс

«Звуки музыки» - мюзикл Э.-Л.Уэббер

«Кошки»(фрагменты)Г.В.Свиридов «Время,вперед!", Э Григ «Пер Гюнт»

А.Петряшева «Я хочу,чтобы не было большевойны»

муз. Давид Тухманова,сл.РобертаРождественского«Я,ты, он, она» “Лев ибрадобрей”,из

х/ф «Мэри Поппинс,досвидания».

Муз.МаксимДунаевский, сл. НаумОлев,муз.

Е.Крылатова сл.Ю.Энтина «Ты –человек»

0


Знакомство сразличнымиджазовымимузыкальнымикомпозициями инаправлениями(регтайм, биг-бэнд,блюз).;Определение наслух: ;принадлежности кджазовой иликлассическоймузыке; ;

Устныйопрос;Контрольнаяработа;

https://youtu.be/P1XR5JApoUAhttps://youtu.be/fLYDcDXs-xQ

https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/sovremennye_muzykalnye_zhanryhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/7417/start/254959/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7424/start/305930/

Итого по модулю

4


ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ

34

3

0



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды,формы контроля

всего

контрольныеработы

практическиеработы

1.

Главная песня в жизни человека

1




06.09

Устныйопрос;

2.

Фольклор – народное творчество

1

1



13.09

Тестирование;

3.

Музыкальный фольклор –отражение жизни народа

1




20.09

Устныйопрос;

4.

«Из-за Дона песню выведу»

1




27.09

Устныйопрос;

5.

Россия–наш общий дом

1




04.10

Устныйопрос;

6.

Многонациональная музыкальная культура России.

1





11.10

Устныйопрос;

7.

Календарно-обрядовые песни

1




18.10

Устныйопрос;

8.

Фольклор в музыке русских композиторов

1




25.10

Устныйопрос;

9.

Народная музыка в творчестве композиторов

1




08.11

Устныйопрос;

10.

Вокальнаямузыка

1




15.11

Устныйопрос;

11.

Жанры вокальной музыки

1




22.11

Устныйопрос;

12.

Вторая жизнь песни

1




29.11

Устныйопрос;

13.

«Жанры инструментальной и вокальной музыки»

1




06.12

Устныйопрос;

14.

М. И. Глинка -основоположник русской классической музыки

1





13.12

Устныйопрос;

15.

Героические образы в музыке русских композиторов

1

1



20.12

Контрольнаяработа;

16.

Сказочные образы в музыке русских композиторов

1




27.12

Устныйопрос;

17.

Национальные истоки классической музыки

1




10.01

Устныйопрос;

18.

Музыкальный фольклор народов Европы

1




17.01

Устныйопрос;

19.

Музыкальные традиции народов Европы

1




24.01

Устныйопрос;

20.

«Вечный свет в музыке, имятебе– Моцарт»»

1




31.01

Устныйопрос;

21.

Образы камерной музыки втворчестве Ф.Шопена

1




07.02

Устныйопрос;

22.

Истоки русской духовной музыки

1




14.02

Устныйопрос;

23.

Небесное и земное в звуках икрасках

1




21.02

Устныйопрос;

24.

Колокольность в музыке русских композиторов

1

1



28.02

Тестирование;

25.

Застывшая музыка

1




07.03

Устныйопрос;

26.

Что роднит музыку и литературу?

1




14.03

Устныйопрос;

27.

Писатели и поэты о музыке имузыкантах

1




28.03

Устныйопрос;

28.

Что роднит музыку иживопись?

1




04.04

Устныйопрос;

29.

Музыкальная живопись и живописная музыка

1




11.04

Устныйопрос;

30.

Музыка на мольберте

1




18.04

Устныйопрос;

31.

О подвигах, о доблести, ославе…

1




25.04

Устныйопрос;

32.

Мир композитора. Мюзикл

1




02.05

Устныйопрос;

33.

Мир композитора. Джаз

1

1



16.05

Тестирование;


34.

Музыка в театре, кино и на телевидении

1




23.05

Устныйопрос;

35.

Проект «Музыкальная заставка»

1




30.05

Устный опрос

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

3

0



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА

Музыка,5класс/СергееваГ.П.,КритскаяЕ.Д.,Акционерноеобщество«Издательство

«Просвещение»;Введитесвойвариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Коллекцииэлектронныхобразовательныхресурсов

  1. «Единоеокнодоступакобразовательнымресурсам»-http://windows.edu/ru

  2. «Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов»-http://school-collektion.edu/ru3.

«Федеральныйцентринформационныхобразовательныхресурсов»-http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru

4.КаталогобразовательныхресурсовсетиИнтернетдляшколыhttp://katalog.юt.ru/5.Библиотекаматериалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/ЫЫюteka 6. Mеtodkabinet.eu:информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ 7. Каталог образовательныхресурсовсети «Интернет» http://catalog.iot.ru

  1. Российскийобразовательныйпорталhttp://www.school.edu.ru

  2. Портал«Российскоеобразованиеhttp://www.edu.ru

  3. РЭШhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/5227/conspect/226792/


ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

http://bi2o2t.ru/training/subhttps://www.soloveycenter.pro/https://onlinetestpad.com/ru/tests

https://www.klass39.ru/klassnye-resursy/ https://www.uchportal.ru/load/47-2-2http://school-collection.edu.ru/

http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18http://internet.chgk.info/http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm

http://www.creatingmusic.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ

Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе Наборы сюжетных(предметных)картиноквсоответствиис тематикой

ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
  1. .Компьютер

  2. .Мультимедийный проектор3.Фортепиано

4 .Набор шумовых инструментов5. Колонки

6 . Микшерный пульт7.Микрофоны



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!