СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся 5В класса по трудовому обучению. Столярное дело на 2020-2021 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся 5В класса по трудовому обучению. Столярное дело на 2020-2021 учебный год.»










Рабочая программа

учебного предмета

«Профильный труд»

(Столярное дело)

5 В класса









Составил: Коробков Д.А.









КУРСК 2020

Паспорт рабочей программы

Категория обучающихся: учащейся 5 класса ОКОК «Курская школа»

Сроки усвоения программы:1год

Объём учебного времени:194 ч.

Форма обучения: очная, дистанционная.

Режим занятий: 6 часов в неделю.

Форма контроля: текущий-письменный


Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры, а также.

Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.


«Профильный труд. Столярное дело» способствует решению следующих задач:

ознакомить школьников с наиболее распространёнными способами обработки древесины, её строением и материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, древесиной, металлами и т.д., свойствами, техникой, технологией их обработки

развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);

обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;

ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;

формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;

формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.


Содержание учебного предмета «Профильный труд, Столярное дело».


Программа по профильному труду в 5 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки материалов

Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения;

-Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов.

Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.

Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение трудовых операций и изготовление стандартных изделий. Применение знаний на занятиях и вне.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд».

Минимальный уровень:

-знание правил организации рабочего места и умение его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать используемые в работе инструменты, материалы и приспособления, поддержание порядка на рабочем месте);

-знание видов трудовых работ;

-знание названий и некоторых свойств древесных пород, используемых в столярном деле;

-знание названий инструментов, необходимых на уроках столярного дела, их устройства, правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-подбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для выполнения учебного задания;

-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия);

-анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств, определение способов соединения деталей;

-пользование доступными технологическими (инструкционными)картами;

-составление стандартного плана работы по пунктам;

-владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

-представления о различных видах профильного труда;

-понимание значения и ценности труда;

-выполнение общественных поручений по уборке мастерской после выполнения трудовых заданий.

Достаточный уровень

-знание видов художественных ремесел;

-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении работ;

-осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

-распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

-экономное и бережное расходование материалов;

-знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом

-выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;

-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;



Программа учебного предмета

Тематический план

5 класс


Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

Примечания

1.

Вводное занятие.

2



2.

Пиление столярной ножовкой

24



3.

Промышленная заготовка древесины.

6



4.

Игрушки из деревянных материалов

16

 Самостоятельная работа по теме «Изготовление игрушечной мебели»


5.

Вводное занятие

2



6.

Сверление отверстий на станке

14



7.

Игрушки из древесины и других материалов

16



8.

Выжигание

16

Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши»


9.

Вводное занятие

2



10.

Пиление лучковой пилой

16



11.

Строгание рубанком

22



12.

Соединение деталей с помощью шурупов

24

Самостоятельная работа по теме «Изготовление брусков для точения»


13.

Вводное занятие

2



14.

Изготовление кухонной утвари

12

Самостоятельная работ по теме «подсвечника»

 

15.

Соединение рейки с бруском

20

Контрольная работа по теме» Изготовление кухонной лопаточки»


Итого


194




Содержание учебного материала

5 КЛАСС

I четверть


Вводное занятие. Сообщение темы занятий на четверть. Правила поведения в мастерской (2 ч).

Пиление столярной ножовкой

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр -основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила техники безопасности при пилении. Столярные инструменты: виды. Понятие припуск на обработку.

Практические работы. Пиление брусков. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части. Породы. Древесина. Использование. Заготовка, разделка, транспортировка. Доска: виды. Брусок: виды.

Игрушки из древесного материала

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия. Шило, назначение, использование, техника безопасности.

Практические работы. Разметка деталей. Пиление полосок фанеры. Подготовка отверстий. Сборка. Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление игрушечной мебели.

II четверть


Вводное занятие. Объяснение занятий на II четверть. Правила безопасности при работе в столярной мастерской (2 часа).

Сверление отверстий на станке

Теоретические сведения. Понятие сквозное и несквозное отверстие.

Настольный сверлильный станок. Свёрла: виды. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных линий. Крепление сверла в патроне. Работа на сверлильном станке.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме. Обработка заготовок рашпилем. Сборка изделий.

Выжигание

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, техника безопасности. Правила безопасности при работе с клеем.

Практические работы. Подготовка поверхности изделий к выжиганию. Перевод рисунка на фанеру. Работа выжигателем. Раскраска. Нанесение лака.

Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление подставки под карандаши.


III четверть

Вводное занятие. Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности (2 часа).

Пиление лучковой пилой

Теоретические сведения. Пиление: виды. Лучковая пила. Правила безопасной работы и переноски.

Практические работы. Разметка заготовки. Подготовка пилы к работе. Пиление. Контроль правильности пропила.

Строгание рубанком

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска. Строение древесины. Рубанок. Правила пользования. Подготовка к работе.

Практические работы. Крепление заготовки на верстаке. Строгание граней. Разметка заготовки. Проверка работы.

Соединение деталей с помощью шурупов

Теоретические сведения. Шило гранёное, буравчик. Шуруп. Элементы. Раззенковка. Дрель ручная. Чертёж. Виды линий.

Практические работы. Подготовка отверстий. Сверление отверстий, зенкование. Завинчивание шурупов. Сборка. Лакирование.

Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление брусков для точения на станке.

IV четверть.

Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на IV четверть (2 часа)

Изготовление кухонной утвари -

Теоретические сведения. Черчение. Древесина для изготовления кухонных приспособлений. Назначение, эстетические требования.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Строгание. Чистовая разметка. Отделка изделия.

Соединение рейки с бруском врезкой

Теоретические сведения. Врезка, как способ соединения деталей. Паз. Плотная подгонка. Требования к качеству разметки. Стамеска.

Практические работы. Строгание брусков. Разметка пазов. Выпиливание пазов. Соединение и подгонка.

Контрольная работа - 4 часа. Изготовление кухонной лопаточки


Календарно-тематическое планирование

5 КЛАСС


Nп\п

Тема

Количество

часов

Дата


Календарно-тематическое планирование. Столярное дело. 5 класс.




I четверть



I

Вводное занятие. Повторение пройденного в 6 классе.

Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности.


2


II

Пиление столярной ножовкой



1.

Понятие плоская поверхность. Пр . р. Разметка длины деталей.

2


2.

Миллиметр основная мера длины. Пр. р. Разметка с помощью линейки.

2


3.

Виды брака при пилении. Пр.р. Контроль за правильностью размеров.

2


4.

Правила безопасности при пилении. Пр .р. Пиление столярной ножовкой.

2


5.

Правила безопасности при работе со шкуркой. Пр -р. Шлифование в пакет.

2


6.

Обработка плоской поверхности. Пр.р. Шлифование торцов деталей.

2


III

Столярные инструменты и приспособления



1.

Виды столярных инструментов. Пр.р. Пиление брусков по толщине.

2


2.

Столярный угольник. Устройство, назначение. Пр -р. Разметка с помощью угольника.

2


3.

Столярная ножовка. Пользование. Пр.р. Пиление брусков по ширине.

2


4.

Стусло. Устройство, назначение. Пр. р. Пиление под углом в стуеле.

2


5.

Измерительная линейка. Правила пользования и назначение. Пр.р. Разметка с помощью линейки.

2


6.

Понятие припуск на обработку. Пр.р. Окрашивание изделий кисточкой.

2


IV

Промышленная заготовка древесины



1.

Дерево: основные части. Породы (хвойные, лиственные).

2


2.

Древесина: использование, заготовка.

2


3.

Пиломатериалы; виды, использование.

2


4.

Доска: виды, размеры. Брусок: виды, грани, рёбра, торец.

2


V

Игрушки из древесного материала




1.

Рисунок детали изделия. Пр. р. Изображение детали.

2


2.

Назначение рисунка, выполнение. Пр.р. Разметка деталей по ширине.

2


3.

Обозначение размеров. Пр .р. Заготовка одинаковых деталей

2


4.

Шило. Назначение. Пр .р. Пиление полосок фанеры.

2


5.

Пользование шилом. Подготовка отверстий с помощью шила.

2


6.

Правила безопасной работы шилом. Пр.р. Сборка и контроль изделий.

2


VI

Самостоятельная работа по теме: «Изготовление игрушечной мебели»




II Четверть



I

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами

2


1.

Понятие сквозное отверстие. Пр .р. Разметка линий по угольнику.

2


2

Понятие несквозное отверстие. Пр .р. Разметка линий по линейки

2


3.

Сверлильный станок. Назначение. Пр.р. Крепление сверла в патроне.

2


4.

Основные части станка. Пр .р. Работа на станке с упором.

2


5.

Свёрла: виды ,назначние(спиральное, перовое). Пр.р. Сверление несквозных и сквозных отверстий .

2


6.

Правила безопасности при работе на станке. Пр.р. Контроль глубины сверления.

2


II

Игрушки из древесины и других материалов



1

Рашпиль. Назначение, применение. Пр.р. Крепление заготовок в зажиме верстака.

2


2.

Напильник драчёвый. Применение. Пр.р. Изготовление детали.

2


3.

Коловорот. Устройство, назначение. Пр.р. Обработка поверхностей.

2


4.

Шурупы. Применение. Пр.р. Обработка поверхностей рашпилем.

2


5.

Отвёртка, устройство. Пр .р. Сборка изделий с помощью гвоздей.

2


6.

Отвёртка. Применение. Пр.р. Сборка изделий с помощью шурупов.

2


7.

Правила техники безопасности при работе с отвёрткой. Пр.р. Сборка изделий с помощью клея.

2


III

Выжигание



1.

Электровыжигатель. Устройство .Пр.р. Выбор материала

2


2

Действие выжигателя. Пр.р. Шлифование фанеры.

2


3.

Применение выжигателя. Пр.р. Перевод рисунка на изделие.



4.

Правила безопасности при выжигании. Пр.р. Работа выжигателем.

2


5.

Виды и свойства красок. Пр.р. Раскраска рисунка.

2


6.

Правила техники безопасности при работе с лаком. Пр.р. Нанесение лака на изделие.

2




Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши» .

2



III Четверть



I

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами

2


II

Пиление лучковой пилой.



1.

Пиление. Виды. Пр.р. Подготовка рабочего места.

2


2.

Разница между операциями. Пр.р. Разметка заготовки по размерам.

2


3.

Лучковая пила. Пр.р. Подготовка пилы к работе.

2


4.

Назначение лучковой пилы. Пр.р. Крепление заготовки в зажиме.

2


5.

Устройство лучковой пилы. Пр.р. Выбор материла.

2


6.

Правила безопасной работы с лучковой пилой. Пр.р. Пиление в доль волокон.

2


7.

Зубья для поперечного пиления. Пр .р. Пиление поперек волокон

2


8

Зубья для продольного пиления. Пр .р. Пиление, по размерам.



9.

Брак при пилении. Пр.р. Контроль правильности пропила.

2


III

Строгание рубанком.



1.

Широкая и узкая грани бруска. Пр.р. Крепление черновой заготовки.

2


2.

Ребро бруска (доски). Пр.р. Строгание широкой грани.

2


3.

Длина, ширина, толщина бруска. Пр.р. Строгание узкой грани.

2


4.

Последовательность разметки при строгании. Пр .р. Измерение сторон бруска.

2


5.

Представление о строении древесины. Пр.р. Строгание с контролем линейкой.

2


6.

Характер волокнистости. Пр .р. Строгание с контролем угольником.

2


7.

Рубанок. Виды. Пр.р. Сборка и разборка рубанка.

2


8

Основные части рубанка. Пр.р.Разметка толщины доски.

2


9.

Правила пользования рубанком . Пр.р. Разметка ширины доски.

2


10

Подготовка рубанка к работе. Пр.р. Проверка выполненной работы.

2


IV

Соединение деталей с помощью шурупов.



1.

Шило гранённое. Назначение. Пр.р. Подготовка отверстий шилом.

2


2.

Буравчик. Применение. Пр.р. Подготовка отверстий буравчиком.

2


3

Шуруп. Взаимодействие с древесиной. Пр.р.Подготовка отверстий под шурупы.

2


4.

Отвертка. Применение. Пр.р.Закручивание шурупов

2


5.

Раззенковка. Устройство.Пр.р. Зенкование отверстий.

2


6.

Дрель ручная. Применение. Пр.р. Крепление сверла в патроне.

2


7.

Устройство дрели. Правила т.б при работеработы. Пр.р. Сверление отверстий дрелью.

2


8

Чертёж. Назначение. Пр .р. Отделка изделий шлифованием.

2


9

Виды линий на чертеже. Пр. р. Отделка изделий лакированием.

2


V

Самостоятельная работа.



1.

Изготовление брусков. Выбор материала. Разметка.

1


2.

Пиление и строгание брусков.



1








IV четверть





I.

Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть.




2




II

1.

Изготовление кухонной утвари.

Черчение: построение. Пр .р. Выполнение чертежа изделия.


2


2.

Нанесение размеров. Отличие. Пр.р. Определение размеров изделия.

2


3.

Отличие чертежа от технического рисунка. Выполнение рисунка изделия.

2


4.

Древесина для кухонных инструментов. Пр .р. Выбор материла.

2


5.

Кухонные приспособления. Пр.р. Черновая разметка разделочной доски.

2


6.

Назначение ,размеры доски. Пр .р. Пиление и строгание доски.

2


7.

Формы разделочных досок. Пр.р. Чистовая разметка по шаблону.

2


8.

Точность выполнения изделия. Пр.р. Обработка ручки доски напильником.

2


9.

Эстетические и технические требования к изделию. Пр.р. Обработка доски шкуркой.

2


10.

Способы отделки. Пр.р. Покрытие лаком.

2


III

Соединение рейки с бруском врезкой -



1.

Врезка как способ соединения деталей. Пр.р. Выбор материала.

2


2.

Паз. Назначение. Пр.р. Разметка ширины паза.

2


3

Глубина паза. Пр.р. Разметка глубины паза.



4.

Требования к качеству разметки. Пр.р. Разборка и сборка готовых соединений.

2


5.

Стамеска. Устройство. Применение Пр.р. Подгонка элементов деталей..

2


6.

Размеры стамесок. Пр.р. Определение стамесок по назначению.

2


7.

Приёмыи правила безопасной работы стамеской. Пр.р. Долбление паза по ширине и длинне

2


8.

Брак при долблении. Пр.р. Долбление глубины паза

2


9.

Контроль качества работы. Пр.р. Подчистка сторон паза.

2


IV

Контрольная работа. 1.Изготовление кухонной лопаточки. 2. Отделка кухонной лопаточки

2
















Список литературы:

  1. Воронкова В.В. программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Гуманитарный издательский центр. Владос. 2000 г. 103 стр.

  2. Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1988

  3. Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для 7-8 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1989

  4. Мызников В.А. Столярное дело часть 1 учебное пособие для учащихся 4,5, 6 классов вспомогательной школы Издательство «Просвещение» Москва 1971

  5. Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: учебник М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.

  6. Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.

  7. ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 5-6 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград

  8. ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 7-9 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!