Рабочая программа
учебного предмета
«Профильный труд»
(Столярное дело)
5 В класса
Составил: Коробков Д.А.
КУРСК 2020
Паспорт рабочей программы
Категория обучающихся: учащейся 5 класса ОКОК «Курская школа»
Сроки усвоения программы:1год
Объём учебного времени:194 ч.
Форма обучения: очная, дистанционная.
Режим занятий: 6 часов в неделю.
Форма контроля: текущий-письменный
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры, а также.
Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
«Профильный труд. Столярное дело» способствует решению следующих задач:
ознакомить школьников с наиболее распространёнными способами обработки древесины, её строением и материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, древесиной, металлами и т.д., свойствами, техникой, технологией их обработки
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета «Профильный труд, Столярное дело».
Программа по профильному труду в 5 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки материалов
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения;
-Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов.
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение трудовых операций и изготовление стандартных изделий. Применение знаний на занятиях и вне.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Профильный труд».
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение его организовать в зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагать используемые в работе инструменты, материалы и приспособления, поддержание порядка на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий и некоторых свойств древесных пород, используемых в столярном деле;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках столярного дела, их устройства, правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
-подбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для выполнения учебного задания;
-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия);
-анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств, определение способов соединения деталей;
-пользование доступными технологическими (инструкционными)картами;
-составление стандартного плана работы по пунктам;
-владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
-представления о различных видах профильного труда;
-понимание значения и ценности труда;
-выполнение общественных поручений по уборке мастерской после выполнения трудовых заданий.
Достаточный уровень
-знание видов художественных ремесел;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении работ;
-осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-экономное и бережное расходование материалов;
-знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
-выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;
Программа учебного предмета
Тематический план
5 класс
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Вводное занятие. | 2 | | |
2. | Пиление столярной ножовкой | 24 | | |
3. | Промышленная заготовка древесины. | 6 | | |
4. | Игрушки из деревянных материалов | 16 | Самостоятельная работа по теме «Изготовление игрушечной мебели» | |
5. | Вводное занятие | 2 | | |
6. | Сверление отверстий на станке | 14 | | |
7. | Игрушки из древесины и других материалов | 16 | | |
8. | Выжигание | 16 | Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши» | |
9. | Вводное занятие | 2 | | |
10. | Пиление лучковой пилой | 16 | | |
11. | Строгание рубанком | 22 | | |
12. | Соединение деталей с помощью шурупов | 24 | Самостоятельная работа по теме «Изготовление брусков для точения» | |
13. | Вводное занятие | 2 | | |
14. | Изготовление кухонной утвари | 12 | Самостоятельная работ по теме «подсвечника» | |
15. | Соединение рейки с бруском | 20 | Контрольная работа по теме» Изготовление кухонной лопаточки» | |
Итого | | 194 | | |
Содержание учебного материала
5 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие. Сообщение темы занятий на четверть. Правила поведения в мастерской (2 ч).
Пиление столярной ножовкой
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр -основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила техники безопасности при пилении. Столярные инструменты: виды. Понятие припуск на обработку.
Практические работы. Пиление брусков. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части. Породы. Древесина. Использование. Заготовка, разделка, транспортировка. Доска: виды. Брусок: виды.
Игрушки из древесного материала
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия. Шило, назначение, использование, техника безопасности.
Практические работы. Разметка деталей. Пиление полосок фанеры. Подготовка отверстий. Сборка. Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление игрушечной мебели.
II четверть
Вводное занятие. Объяснение занятий на II четверть. Правила безопасности при работе в столярной мастерской (2 часа).
Сверление отверстий на станке
Теоретические сведения. Понятие сквозное и несквозное отверстие.
Настольный сверлильный станок. Свёрла: виды. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных линий. Крепление сверла в патроне. Работа на сверлильном станке.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме. Обработка заготовок рашпилем. Сборка изделий.
Выжигание
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, техника безопасности. Правила безопасности при работе с клеем.
Практические работы. Подготовка поверхности изделий к выжиганию. Перевод рисунка на фанеру. Работа выжигателем. Раскраска. Нанесение лака.
Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление подставки под карандаши.
III четверть
Вводное занятие. Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности (2 часа).
Пиление лучковой пилой
Теоретические сведения. Пиление: виды. Лучковая пила. Правила безопасной работы и переноски.
Практические работы. Разметка заготовки. Подготовка пилы к работе. Пиление. Контроль правильности пропила.
Строгание рубанком
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска. Строение древесины. Рубанок. Правила пользования. Подготовка к работе.
Практические работы. Крепление заготовки на верстаке. Строгание граней. Разметка заготовки. Проверка работы.
Соединение деталей с помощью шурупов
Теоретические сведения. Шило гранёное, буравчик. Шуруп. Элементы. Раззенковка. Дрель ручная. Чертёж. Виды линий.
Практические работы. Подготовка отверстий. Сверление отверстий, зенкование. Завинчивание шурупов. Сборка. Лакирование.
Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление брусков для точения на станке.
IV четверть.
Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на IV четверть (2 часа)
Изготовление кухонной утвари -
Теоретические сведения. Черчение. Древесина для изготовления кухонных приспособлений. Назначение, эстетические требования.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Строгание. Чистовая разметка. Отделка изделия.
Соединение рейки с бруском врезкой
Теоретические сведения. Врезка, как способ соединения деталей. Паз. Плотная подгонка. Требования к качеству разметки. Стамеска.
Практические работы. Строгание брусков. Разметка пазов. Выпиливание пазов. Соединение и подгонка.
Контрольная работа - 4 часа. Изготовление кухонной лопаточки
Календарно-тематическое планирование
5 КЛАСС
Nп\п | Тема | Количество часов | Дата |
| Календарно-тематическое планирование. Столярное дело. 5 класс. | | |
| I четверть | | |
I | Вводное занятие. Повторение пройденного в 6 классе. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. | 2 | |
II | Пиление столярной ножовкой | | |
1. | Понятие плоская поверхность. Пр . р. Разметка длины деталей. | 2 | |
2. | Миллиметр основная мера длины. Пр. р. Разметка с помощью линейки. | 2 | |
3. | Виды брака при пилении. Пр.р. Контроль за правильностью размеров. | 2 | |
4. | Правила безопасности при пилении. Пр .р. Пиление столярной ножовкой. | 2 | |
5. | Правила безопасности при работе со шкуркой. Пр -р. Шлифование в пакет. | 2 | |
6. | Обработка плоской поверхности. Пр.р. Шлифование торцов деталей. | 2 | |
III | Столярные инструменты и приспособления | | |
1. | Виды столярных инструментов. Пр.р. Пиление брусков по толщине. | 2 | |
2. | Столярный угольник. Устройство, назначение. Пр -р. Разметка с помощью угольника. | 2 | |
3. | Столярная ножовка. Пользование. Пр.р. Пиление брусков по ширине. | 2 | |
4. | Стусло. Устройство, назначение. Пр. р. Пиление под углом в стуеле. | 2 | |
5. | Измерительная линейка. Правила пользования и назначение. Пр.р. Разметка с помощью линейки. | 2 | |
6. | Понятие припуск на обработку. Пр.р. Окрашивание изделий кисточкой. | 2 | |
IV | Промышленная заготовка древесины | | |
1. | Дерево: основные части. Породы (хвойные, лиственные). | 2 | |
2. | Древесина: использование, заготовка. | 2 | |
3. | Пиломатериалы; виды, использование. | 2 | |
4. | Доска: виды, размеры. Брусок: виды, грани, рёбра, торец. | 2 | |
V | Игрушки из древесного материала | | |
1. | Рисунок детали изделия. Пр. р. Изображение детали. | 2 | |
2. | Назначение рисунка, выполнение. Пр.р. Разметка деталей по ширине. | 2 | |
3. | Обозначение размеров. Пр .р. Заготовка одинаковых деталей | 2 | |
4. | Шило. Назначение. Пр .р. Пиление полосок фанеры. | 2 | |
5. | Пользование шилом. Подготовка отверстий с помощью шила. | 2 | |
6. | Правила безопасной работы шилом. Пр.р. Сборка и контроль изделий. | 2 | |
VI | Самостоятельная работа по теме: «Изготовление игрушечной мебели» | | |
| II Четверть | | |
I | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами | 2 | |
1. | Понятие сквозное отверстие. Пр .р. Разметка линий по угольнику. | 2 | |
2 | Понятие несквозное отверстие. Пр .р. Разметка линий по линейки | 2 | |
3. | Сверлильный станок. Назначение. Пр.р. Крепление сверла в патроне. | 2 | |
4. | Основные части станка. Пр .р. Работа на станке с упором. | 2 | |
5. | Свёрла: виды ,назначние(спиральное, перовое). Пр.р. Сверление несквозных и сквозных отверстий . | 2 | |
6. | Правила безопасности при работе на станке. Пр.р. Контроль глубины сверления. | 2 | |
II | Игрушки из древесины и других материалов | | |
1 | Рашпиль. Назначение, применение. Пр.р. Крепление заготовок в зажиме верстака. | 2 | |
2. | Напильник драчёвый. Применение. Пр.р. Изготовление детали. | 2 | |
3. | Коловорот. Устройство, назначение. Пр.р. Обработка поверхностей. | 2 | |
4. | Шурупы. Применение. Пр.р. Обработка поверхностей рашпилем. | 2 | |
5. | Отвёртка, устройство. Пр .р. Сборка изделий с помощью гвоздей. | 2 | |
6. | Отвёртка. Применение. Пр.р. Сборка изделий с помощью шурупов. | 2 | |
7. | Правила техники безопасности при работе с отвёрткой. Пр.р. Сборка изделий с помощью клея. | 2 | |
III | Выжигание | | |
1. | Электровыжигатель. Устройство .Пр.р. Выбор материала | 2 | |
2 | Действие выжигателя. Пр.р. Шлифование фанеры. | 2 | |
3. | Применение выжигателя. Пр.р. Перевод рисунка на изделие. | | |
4. | Правила безопасности при выжигании. Пр.р. Работа выжигателем. | 2 | |
5. | Виды и свойства красок. Пр.р. Раскраска рисунка. | 2 | |
6. | Правила техники безопасности при работе с лаком. Пр.р. Нанесение лака на изделие. | 2 | |
| Самостоятельная работа по теме «Изготовление подставки под карандаши» . | 2 | |
| III Четверть | | |
I | Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности с инструментами | 2 | |
II | Пиление лучковой пилой. | | |
1. | Пиление. Виды. Пр.р. Подготовка рабочего места. | 2 | |
2. | Разница между операциями. Пр.р. Разметка заготовки по размерам. | 2 | |
3. | Лучковая пила. Пр.р. Подготовка пилы к работе. | 2 | |
4. | Назначение лучковой пилы. Пр.р. Крепление заготовки в зажиме. | 2 | |
5. | Устройство лучковой пилы. Пр.р. Выбор материла. | 2 | |
6. | Правила безопасной работы с лучковой пилой. Пр.р. Пиление в доль волокон. | 2 | |
7. | Зубья для поперечного пиления. Пр .р. Пиление поперек волокон | 2 | |
8 | Зубья для продольного пиления. Пр .р. Пиление, по размерам. | | |
9. | Брак при пилении. Пр.р. Контроль правильности пропила. | 2 | |
III | Строгание рубанком. | | |
1. | Широкая и узкая грани бруска. Пр.р. Крепление черновой заготовки. | 2 | |
2. | Ребро бруска (доски). Пр.р. Строгание широкой грани. | 2 | |
3. | Длина, ширина, толщина бруска. Пр.р. Строгание узкой грани. | 2 | |
4. | Последовательность разметки при строгании. Пр .р. Измерение сторон бруска. | 2 | |
5. | Представление о строении древесины. Пр.р. Строгание с контролем линейкой. | 2 | |
6. | Характер волокнистости. Пр .р. Строгание с контролем угольником. | 2 | |
7. | Рубанок. Виды. Пр.р. Сборка и разборка рубанка. | 2 | |
8 | Основные части рубанка. Пр.р.Разметка толщины доски. | 2 | |
9. | Правила пользования рубанком . Пр.р. Разметка ширины доски. | 2 | |
10 | Подготовка рубанка к работе. Пр.р. Проверка выполненной работы. | 2 | |
IV | Соединение деталей с помощью шурупов. | | |
1. | Шило гранённое. Назначение. Пр.р. Подготовка отверстий шилом. | 2 | |
2. | Буравчик. Применение. Пр.р. Подготовка отверстий буравчиком. | 2 | |
3 | Шуруп. Взаимодействие с древесиной. Пр.р.Подготовка отверстий под шурупы. | 2 | |
4. | Отвертка. Применение. Пр.р.Закручивание шурупов | 2 | |
5. | Раззенковка. Устройство.Пр.р. Зенкование отверстий. | 2 | |
6. | Дрель ручная. Применение. Пр.р. Крепление сверла в патроне. | 2 | |
7. | Устройство дрели. Правила т.б при работеработы. Пр.р. Сверление отверстий дрелью. | 2 | |
8 | Чертёж. Назначение. Пр .р. Отделка изделий шлифованием. | 2 | |
9 | Виды линий на чертеже. Пр. р. Отделка изделий лакированием. | 2 | |
V | Самостоятельная работа. | | |
1. | Изготовление брусков. Выбор материала. Разметка. | 1 | |
2. | Пиление и строгание брусков. | 1 | |
| | | |
| IV четверть | | |
I. | Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. | 2 | |
II 1. | Изготовление кухонной утвари. Черчение: построение. Пр .р. Выполнение чертежа изделия. | 2 | |
2. | Нанесение размеров. Отличие. Пр.р. Определение размеров изделия. | 2 | |
3. | Отличие чертежа от технического рисунка. Выполнение рисунка изделия. | 2 | |
4. | Древесина для кухонных инструментов. Пр .р. Выбор материла. | 2 | |
5. | Кухонные приспособления. Пр.р. Черновая разметка разделочной доски. | 2 | |
6. | Назначение ,размеры доски. Пр .р. Пиление и строгание доски. | 2 | |
7. | Формы разделочных досок. Пр.р. Чистовая разметка по шаблону. | 2 | |
8. | Точность выполнения изделия. Пр.р. Обработка ручки доски напильником. | 2 | |
9. | Эстетические и технические требования к изделию. Пр.р. Обработка доски шкуркой. | 2 | |
10. | Способы отделки. Пр.р. Покрытие лаком. | 2 | |
III | Соединение рейки с бруском врезкой - | | |
1. | Врезка как способ соединения деталей. Пр.р. Выбор материала. | 2 | |
2. | Паз. Назначение. Пр.р. Разметка ширины паза. | 2 | |
3 | Глубина паза. Пр.р. Разметка глубины паза. | | |
4. | Требования к качеству разметки. Пр.р. Разборка и сборка готовых соединений. | 2 | |
5. | Стамеска. Устройство. Применение Пр.р. Подгонка элементов деталей.. | 2 | |
6. | Размеры стамесок. Пр.р. Определение стамесок по назначению. | 2 | |
7. | Приёмыи правила безопасной работы стамеской. Пр.р. Долбление паза по ширине и длинне | 2 | |
8. | Брак при долблении. Пр.р. Долбление глубины паза | 2 | |
9. | Контроль качества работы. Пр.р. Подчистка сторон паза. | 2 | |
IV | Контрольная работа. 1.Изготовление кухонной лопаточки. 2. Отделка кухонной лопаточки | 2 | |
Список литературы:
Воронкова В.В. программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Гуманитарный издательский центр. Владос. 2000 г. 103 стр.
Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1988
Журавлев Б.А. Столярное дело Учебное пособие для 7-8 классов вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1989
Мызников В.А. Столярное дело часть 1 учебное пособие для учащихся 4,5, 6 классов вспомогательной школы Издательство «Просвещение» Москва 1971
Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: учебник М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.
Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 10-11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 367с.: ил.
ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 5-6 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград
ФГОС Павлова О.В. Для образовательных учреждений VII-VIII видов Трудовое обучение Столярное дело Рабочая программа 7-9 классы Издательство «УЧИТЕЛЬ» Волгоград