Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пронинская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочного занятия
(спортивно - оздоровительное направление)
«Здоровейка»
Возраст детей: 7 - 10 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Бумажкина С.Н., учитель
физической культуры
Пояснительная записка
Программа «Здоровейка» по спортивно-оздоровительному направлению предназначена для обучающихся 1 - 4 классов, с учётом реализации её учителям физической культуры, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 3- часа в год, 4 раза в месяц. Данная программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя
Реализация внеурочной деятельности – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Новизна заключается в формировании установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Актуальность программы в современных условиях чрезвычайна важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть «здоровье».
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического
сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является спортивно-оздоровительная деятельность обучающихся.
Приоритетными методами её организации служат методы игры в различных вариантах. Все виды игровой деятельности направлены на освоение различных технологий работы со спортивным инвентарём.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе:
организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Веселых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
проведение бесед по охране здоровья.
применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-развитие творческой активности каждого ребенка.
Метапредметные результаты:
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином государственном пространстве.
Предметные:
-укрепление здоровья воспитанников;
-укрепление связи между семьей и школой;
-организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
-организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований;
-соблюдение требований по технике безопасности в местах проведения мероприятий.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Теорчасов | Прак. часов | Сроки реализации |
1. | Травмы на на спортивных занятиях | | | | Сентябрь |
2. | «Волк во рву»,»охотники и утки»и д.р | | | | Сентябрь |
3. | Эстафеты и игры с мячом | | | | Сентябрь |
4. | «В стране подвижных игр» | | | | Сентябрь |
5. | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». | 1 | 1 | | Октябрь |
6. | «Белый медведь», «Красный свет - зеленый свет», «Не давай мяч водящему» и тд. | 1 | | 1 | Октябрь |
7. | Режим дня учащегося. «В гостях у Мойдодыра». | 1 | 1 | | Октябрь |
8. | «Весёлые старты». | 1 | 1 | | Октябрь |
9. | Правила поведения во время осенних каникул. | 1 | 1 | | Ноябрь |
10. | Передай улыбку по кругу. «Моё настроение». | 1 | | 1 | Ноябрь |
11. | День здоровья « Мы болезнь победим быть здоровыми хотим». «Весёлые старты» | 1 | | 1 | Ноябрь |
12. | Игры и эстафеты с мячом. | 1 | | 1 | Ноябрь |
13. | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. | 1 | 1 | | Декабрь |
14. | Соревнования по шашкам | 1 | | 1 | Декабрь |
15. | «Горелки». | 1 | | 1 | Декабрь |
16. | Сон и его значение для здоровья человека. Правила поведения во время зимних каникул | 1 | 1 | | Декабрь |
17. | Светофор здорового питания. | 1 | 1 | | Январь |
18. | «Лыжи я люблю, на лыжах я хожу | 1 | | 1 | Январь |
19. | Игры на свежем воздухе. | 1 | | 1 | Январь |
20. | Шалости и травмы. | 1 | 1 | | Январь |
21 | «Ручеёк», «Волк во рву», «Воробьи-вороны». | 1 | | 1 | Февраль |
22. | «Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы». | 1 | 1 | | Февраль |
23. | «В здоровом теле – здоровый дух». Конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта». | 1 | | 1 | Февраль |
24. | Веселые эстафеты на санках и лыжах | 1 | | 1 | Февраль |
25. | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». | 1 | | 1 | Март |
26. | Эстафеты с мячом. | 1 | | 1 | Март |
27. | «Богатырская силушка». | 1 | | 1 | Март |
28. | Я здоровье сберегу – сам себе я помогу! | 1 | 1 | | Апрель |
29. | «Запрещённое движение» , «Зелёный, красный, жёлтый». | 1 | | 1 | Апрель |
30. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | | 1 | Апрель |
31. | «Мой друг – велосипед» | 1 | | 1 | Апрель |
32. | Спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее!» | 1 | | 1 | Май |
33. | Чему мы научились и чего достигли. | 1 | | 1 | Май |
34. | «Впереди лето!» Правила поведения летом в лесу, на воде. | 1 | 1 | | Май |
Методическое обеспечение программы
включает в себя описание:
-форм занятий: игра, беседа, конкурс, соревнование, экскурсия, викторина, диагностика;
-методов организаций: метод коллективной творческой деятельности (КТД), метод игры ( игры отбираются учителями в соответствии с поставленной целью), методы состязательности ( распространяется на все сферы творческой деятельности) и приёмов: считалки, команды распоряжения, сигналы, например «Пожалуйста», "Раз, два, три - беги!", защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная);
-формы подведение итогов: соревнования, спортивные праздники, конкурсы рисунков;
-техническое обеспечение: спортивный зал или спортивная площадка, кегли, шведская лестница, обручи, мячи и скакалки.
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма учащихся. В ней уделено внимание развитию координации движений, правильной осанки учащихся.
Список литературы, используемой учителем.
1.Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности». 2011г.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана – граф». 2002.- 205с.
3. Патрикеева А.Ю. Подвижные игры 1 – 4 классы. М.: Вако, 2007.- 176 с.-/ Мозаика детского отдыха.
4. Сайкина Е.Г., Фирильева Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004 год) 5.Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Программа: «Культура здорового образа жизни.»(Издательство: ИЛЕКСА, 2009 год )
Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
1. Аверьянова А. Борисова А.,Горбунов А., Минченок А., «Азбука безопасности» мультсериал: Смешарики. Год выхода: 2010 режиссер:
2. Прохорова Г.А Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис Пресс, 2004.
3. Тютчев Ф. И.«Сборник стихов».
4. Чуковский К. И.«Мойдодыр».
7