Рабочая программа
внеурочного занятия « Баскетбол»
7, 8 классы (17 часов)
Учитель физической культуры:
Бумажкина С.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного занятия «Баскетбол» составлена на основе программы по физической культуре: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А .Зданевич, Москва, «Просвещение» Рекомендована Министерством образования РФ.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.
Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Основными задачами программы «Баскетбол» являются:
укрепление здоровья школьников;
содействие правильному физическому развитию детского организма;
приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию
формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом
привитие учащимся организаторских навыков
организация условий для полезного проведения свободного времени
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Показателями результативности программы являются:
Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников, используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.
Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
Приобретение опыта борьбы с другими командами;
Специализированность всех средств подготовки воспитанников.
Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
Технико-тактическая подготовленность;
Общая и специальная физическая подготовленность;
Психологическая подготовленность;
Показатели психических процессов;
Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;
Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;
Антропометрические показания;
Возраст и стаж физических занятий;
Успешность игровой деятельности.
Условия реализации программы
Программа составлена для учащихся 7,8 классов.
В течение периода реализации программы путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильное выполнение основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности участвовать в районных соревнованиях по баскетболу.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом.
Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.
Литература:
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение . Матвеев, Л. П.
2.Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. Серия «Стандарты второго поколения». Часть 2. – М.: Просвещение.
3. Физическая культура 5-6-7 класс: учебник для образовательных учреждений /под ред. М.Я. Виленского- М:Просвещение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия баскетболом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях баскетболом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Баскетбол развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в баскетболе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Баскетбол позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение баскетбольного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом , активное использование баскетбола в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по баскетболу.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по баскетболу.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в баскетболе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в баскетболе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по баскетболу
Тематический план
Разделы | Группы и приемы | Способы и разновидности |
Упражнения без мяча | Основная стойка, передвижения приставными шагами; остановка двумя шагами и прыжком Прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижения в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; в шаге Повороты вперед и назад; на месте | С изменением направления; с чередованием скорости передвижений Правило поворота на опорной ноге |
Упражнения с мячом | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах и тройках Ловля мяча после отскока от пола; Ловля и передача мяча с шагом Ловля катящегося мяча; Передача одной рукой от плеча после ведения | Стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым правым боком На месте и в движении |
Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления | По прямой, по кругу, «змейкой» На месте и в движении С изменение скорости передвижения; с отскоком мяча на разную высоту |
Броски мяча в корзину двумя руками от груди; Бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения Бросок мяча в прыжке одной рукой с места | С места; снизу (выполнение штрафного броска) |
Игра по упрощенным правилам Игра в баскетбол по правилам |
Подвижные игры | «Передача мячей в колоннах»,, «Круговая охота», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Салки», «Мяч капитану», «Всадники», «Ловец и перехватчик», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Мяч своему» |
Эстафеты с мячом | Упражнения с мячом и без мяча, постепенно усложняющихся к игровым формам и др. |
Календарно-тематическое планирование
№ занятий по порядку | Тема занятия | Дата проведения | Теоретические сведения. Примечание. |
1 | Учебно-тренировочная игра. | сентябрь | Перед каждой игрой разминка. ОРУ. Специальная разминка баскетболиста. Перед каждым занятием основы знаний по физкультуре. Теоретические сведения по 3 мин. 1.История олимпийского движения. 2.Основные направления физкультуры 3.Значение физкультуры в жизни 4.Самостоятельные формы занятий 5.Гигиена занятий физкультурой и спортом 6.Сезоны года, выбор одежды 7.Физические качества, их развитие 8.Принцип постепенности и непрерывности 9.Оказание доврачебной помощи при травмах |
2 | Броски в кольцо из различных точек. Индивидуальные действия игроков. | сентябрь |
3 | Техника владения мячом. Ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча одной рукой с места. | октябрь |
4 | Ловля и передача мяч двумя руками от груди с шагом и сменой места. | октябрь |
5 | Ведение мяча шагом и бегомУчебно-тренировочная игра. | ноябрь |
6 | Бросок мяча от плеча, после ведения | ноябрь |
7 | Судейство игр во время секционных занятий. Учебно-тренировочная игра | декабрь |
8 | Броски по кольцу сверху, снизу; одной рукой, двумя руками | декабрь |
9 | Учебно-тренировочная игра. Судейство игр во время секционных занятий | январь |
10 | Действия игроков в нападении и защите. Учебно-тренировочная игра. | январь |
11 | Ловля и передача мяч двумя руками от груди с шагом и сменой места. | февраль |
12 | Двусторонняя игра.Штрафной бросок. | февраль |
13 | Бросок мяча от плеча, после ведения | март |
14 | Ведение мяча на месте и в движении. Штрафной бросок. Игра под щитом. | март |
15 | Контрольные испытания: броски по кольцу с расстояния 1 м., броски со средних и дальних дистанций, броски по кольцу после ведения. | апрель | |
16 | Контрольные испытания: передачи мяча в парах, передачи после ведения, обвод стоек, передача и ловля мяча от стены за 30 сек., штрафной бросок. | апрель |
17 | Мини-баскетбол. | май |