Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директора школы _______________ Тюрина Г.Н. Приказ № 67 от 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
по географии 6 класс
Составитель программы:
Моисеенко Л.И
г. Гагарин
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:
«География» 5-9 классы / автор - составитель Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское слово-учебник».
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Данный учебник входит в перечень учебников, который утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета, курса в учебном план
На изучение предмета отводится - 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
выделять все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
самостоятельно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа, разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
понимание смысла собственной действительности:
формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения): находить и извлекать необходимую информацию; характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);
проводить с помощью приборов измерения температуры, силы и направления ветра;
различать изученные географические объекты, сравнивать географические объект на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно - Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Орисаба, Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Карибское, Охотское, Японское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Объ, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория, Аравийское, Великие Американские озера.
Содержание учебного предмета, курса.
Тема 1. Земля как планета
Земля и Вселенная Земля — часть Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Причины смены дня и ночи, времен года. Пояса освещенности.
Содержание темы:
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов.
Практическая работа:
Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта
Географическая карта: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Географические координаты. Ориентирование на местности. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.
Содержание темы:
Виды изображения земной поверхности: план местности, географическая карта. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Практические работы:
Определение направлений и расстояний по карте.
Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера
Литосфера. Внутреннее строение Земли и литосферы. Минералы, горные породы, полезные ископаемые. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера.
Содержание темы:
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.
Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Природные памятники литосферы.
Практические работы:
Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера
Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление, ветры, осадки. Метеорологические приборы. Погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Климатообразующие факторы. Человек и климат.
Содержание темы:
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный ход температур. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Практическая работа:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера
Гидросфера Состав и строение гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Воды суши. Человек и гидросфера.
Содержание темы:
Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Воды суши. Реки на географической карте и в природе. Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Болота. Человек и гидросфера.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера
Биосфера Определение и границы биосферы. Возникновение жизни. Биологический круговорот вещества. Широтная и высотная зональность растительного, почвенного покрова и животного мира, хозяйственной деятельности людей. Человек и биосфера.
Содержание темы:
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Красная книга МСОП.
Практическая работа
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка
Почвенный покров. Почва как естественно-историческое образование. Плодородие почвы. Главные факторы почвообразования. Географическая оболочка. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные, антропогенные. Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость.
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Практические работы:
Описание природных зон Земли по географическим картам.
Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Кол-во часов | Тема урока | Практические работы | Дата |
6а | 6б | 6в |
Земля как планета – 6 часов. | | | |
1 | 1 | Планеты солнечной системы | | | | |
2 | 1 | Система географических координат. | Пр. раб. № 1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов» | | | |
3 | 1 | Времена года. | | | | |
4 | 1 | Пояса освещённости. | | | | |
5 | 1 | Итоговый урок по теме «Земля как планета» | | | | |
Географическая карта – 5 часов. | | | |
6 | 1 | Географическая карта и её масштаб. | Пр. раб. № 2 "Определение направлений и расстояний по карте». | | | |
7 | 1 | Виды условных знаков. | | | | |
8 | 1 | Ориентирование. | Пр. раб. № 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимут. Составление простейшего плана местности» | | | |
9 | 1 | Изображение рельефа на карте. | | | | |
10 | 1 | Итоговый урок по теме «Географическая карта» | | | | |
Литосфера – 7 часов | | | |
11 | 1 | Строение земного шара. | | | | |
12 | 1 | Виды горных пород. | | | | |
13 | 1 | Полезные ископаемые. | | | | |
14 | 1 | Движение земной коры. | | | | |
15 | 1 | Выветривание горных пород. | Пр. раб. № 4 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)» | | | |
16 | 1 | Рельеф суши и дна Мирового океана. | Пр. раб. № 5 «Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей, составление схемы различий гор и равнин по высоте» | | | |
17 | 1 | Итоговый урок по теме «Литосфера» | | | | |
Атмосфера – 8 часов | | | |
18 | 1 | Строение атмосферы. | | | | |
19 | 1 | Температура воздуха. | | | | |
20 | 1 | Атмосферное давление. | | | | |
21 | 1 | Движение воздуха. | | | | |
22 | 1 | Вода в атмосфере. | | | | |
23 | 1 | Погода. | Пр. раб. № 6 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды» | | | |
24 | 1 | Климат. | | | | |
25 | 1 | Итоговый урок по теме «Атмосфера» | | | | |
Гидросфера – 4 часа | | | |
26 | 1 | Единство гидросферы. | Пр. раб. № 7 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы» | | | |
27 | 1 | Воды суши: реки и озера. | | | | |
28 | | Воды суши: подземные воды и природные льды. | Пр. раб. № 8 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли» | | | |
29 | | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | | | | |
Биосфера – 2 часа | | | |
30 | | Царства живой природы. | | | | |
31 | | Биосфера и охрана природы. | Пр. раб. № 9 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности» | | | |
Почва и географическая оболочка – 2 часа | | | |
32 | | Почва. | | | | |
33 | | Природный комплекс. | | | | |
34 | | Природные зоны | Пр. раб. № 10 «Описание природных зон Земли по географическим картам» | | | |
32