СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и требованиями к рабочей программе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № 67 от 31 августа 2018 г.










Рабочая программа

по географии 6 класс

Составитель программы:

Моисеенко Л.И





























г. Гагарин

2018 год



Пояснительная записка

    Рабочая программа по географии для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа:

«География» 5-9 классы / автор - составитель Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское слово-учебник».

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:

География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Описание места учебного предмета, курса в учебном план

На изучение предмета отводится - 1 час в неделю (34 часа в год).


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:



  • знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.


  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • выделять все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • самостоятельно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа, разнообразных источников географической информации;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей:

  • определять на карте местоположение географических объектов с использованием сторон горизонта;

понимание смысла собственной действительности:

  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения): находить и извлекать необходимую информацию; характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, силы и направления ветра;

  • различать изученные географические объекты, сравнивать географические объект на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.


Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно - Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Орисаба, Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Карибское, Охотское, Японское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Объ, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория, Аравийское, Великие Американские озера.

Содержание учебного предмета, курса.

Тема 1. Земля как планета

Земля и Вселенная Земля — часть Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Причины смены дня и ночи, времен года. Пояса освещенности.

Содержание темы:

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов.

Практическая работа:

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.


Тема 2. Географическая карта

Географическая карта: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Географические координаты. Ориентирование на местности. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

Содержание темы:

Виды изображения земной поверхности: план местности, географическая карта. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.

  2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

  3. Составление простейшего плана местности.


Тема 3. Литосфера

Литосфера. Внутреннее строение Земли и литосферы. Минералы, горные породы, полезные ископаемые. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера.


Содержание темы:

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Природные памятники литосферы.

Практические работы:

  1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

  2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).


Тема 4. Атмосфера

Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление, ветры, осадки. Метеорологические приборы. Погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Климатообразующие факторы. Человек и климат.

Содержание темы:

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный ход температур. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Практическая работа:

  1. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.


Тема 5. Гидросфера

Гидросфера Состав и строение гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Воды суши. Человек и гидросфера.

Содержание темы:

Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Воды суши. Реки на географической карте и в природе. Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Болота. Человек и гидросфера.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.


Тема 6. Биосфера

Биосфера Определение и границы биосферы. Возникновение жизни. Биологический круговорот вещества. Широтная и высотная зональность растительного, почвенного покрова и животного мира, хозяйственной деятельности людей. Человек и биосфера.

Содержание темы:

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Красная книга МСОП.

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.


Тема 7. Почва и географическая оболочка

Почвенный покров. Почва как естественно-историческое образование. Плодородие почвы. Главные факторы почвообразования. Географическая оболочка. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные, антропогенные. Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость.

Содержание темы

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.










Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Кол-во

часов

Тема урока

Практические работы

Дата

Земля как планета – 6 часов.




1

1

Планеты солнечной системы





2

1

Система географических координат.

Пр. раб. № 1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»




3

1

Времена года.





4

1

Пояса освещённости.





5

1

Итоговый урок по теме «Земля как планета»







Географическая карта – 5 часов.




6

1

Географическая карта и её масштаб.

Пр. раб. № 2 "Определение направлений и расстояний по карте».




7

1

Виды условных знаков.





8

1

Ориентирование.


Пр. раб. № 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимут. Составление простейшего плана местности»




9

1

Изображение рельефа на карте.







10

1

Итоговый урок по теме «Географическая карта»





Литосфера – 7 часов




11

1

Строение земного шара.





12

1

Виды горных пород.





13

1

Полезные ископаемые.





14

1

Движение земной коры.





15

1

Выветривание горных пород.

Пр. раб. № 4 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»




16

1

Рельеф суши и дна Мирового океана.

Пр. раб. № 5 «Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей, составление схемы различий гор и равнин по высоте»




17

1

Итоговый урок по теме «Литосфера»





Атмосфера – 8 часов




18

1

Строение атмосферы.





19

1

Температура воздуха.





20

1

Атмосферное давление.





21

1

Движение воздуха.





22

1

Вода в атмосфере.





23

1

Погода.

Пр. раб. № 6 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды»




24

1

Климат.





25

1

Итоговый урок по теме «Атмосфера»





Гидросфера – 4 часа




26

1

Единство гидросферы.

Пр. раб. № 7 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»




27

1

Воды суши: реки и озера.





28


Воды суши: подземные воды и природные льды.

Пр. раб. № 8 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли»




29


Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)





Биосфера – 2 часа




30


Царства живой природы.





31


Биосфера и охрана природы.

Пр. раб. № 9 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»




Почва и географическая оболочка – 2 часа




32


Почва.





33


Природный комплекс.





34


Природные зоны

Пр. раб. № 10 «Описание природных зон Земли по географическим картам»






32