СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс 17 часов (0,5 ч. в неделю) для детей на домашнем обучении

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для обучения детей на дому с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс 17 часов (0,5 ч. в неделю) для детей на домашнем обучении»

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.


Рабочая программа по предмету  БИОЛОГИЯ  на 2021 – 2022 учебный год для учащихся 

6 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:

1.     Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2.     Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

3.     Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4.     Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

5.     Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

6.     Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»

7.     Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

8.     Учебным планом МБОУ «СОШ№7» на 2021 – 2022 учебный год для обучающихся с ОВЗ;

9.     Авторской программы под редакцией Н.И.Сонина («Биология» 6 - 9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Дрофа», 2011г.).

 

Сроки реализации программы  - один учебный год.

Отличительные особенности рабочей программы   по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала:  нет.

 Особенности класса: двое обучающихся занимаются по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) в составе общеобразовательного класса.

 

Общая характеристика предмета

 

Биология как учебный предмет  для детей с ОВЗ (умственная отсталость) включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

Содержание курсов выстроено с учетом рекомендаций по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости естественнонаучным знаниям и умениям. В программах выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи и сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящён изучению живой природы России.

В 6 классе учащиеся знакомятся с живым организмом. Для активизации обучающихся используют коллекции, гербарии.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые организмы и явления природы, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая работа с биологическими терминами на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках «Природоведение». Географии»

Формы обучения:

а) урок изучение нового материала (ОНМ)

б) урок закрепления изученного материала (ОСЗ- обобщение и систематизации знаний)

в) комбинированный урок (КОМБ)

д) контрольный урок

е) урок - игра

Технологии образования:

а) индивидуальная работа с учащимся;

б) технология развивающего обучения;

в) личностно-ориентированные технологии обучения;

Методы обучения:

а) словесный (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой);

б) наглядный (демонстрация, наблюдения);

в) практический (тесты, практические работы);

Формы контроля: тест - проверочная работа

 Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.

Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с  интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся  анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.

Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.

Основными задачами преподавания биологии являются:

- формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

- обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей, учащихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.

Основные направления коррекционной работы:

1.  Коррекция переключаемости и распределение внимания;

2.  Коррекция логического мышления, зрительной  и вербальной памяти

3.  Коррекция слухового и зрительного восприятия

4.  Коррекция произвольного внимания

5.  Развитие самостоятельности, аккуратности

  Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

  • использовать информацию о факторах здоровья и риска;

  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.


Изменения, произведенные в программе

Считаю необходимым произвести следующие изменения в распределении часов программного материала:

в связи с тем, что учебный план рассчитан на 17 часов, а программа на 35 часов в течение года будут изучены только опорные темы курса.

Программа разработана на 2021-2022 учебный год, срок действия ПМПК.

Программа адаптирована для учащейся, занимающейся по индивидуальному плану.

Основное содержание тем и количество часов по сравнению с общеобразовательной программой не изменено. При изучении разделов и тем уроков большее внимание уделяется практическому применению изучаемого материала. Предполагаемые результаты обучения изменены в соответствии с уровнем развития обучающейся и адаптированы к возможностям ребенка.

Уровень достижения планируемых результатов - базовый: усвоение опорной системы знаний.

Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня, с учетом возможных специфических трудностей, и на основании положительной индивидуальной динамики.


Содержание учебного курса «Биология. Живой организм» 6 класс

17 часов, 0,5 ч. в неделю


Введение. 1 час.

Раздел 1. Строение живых организмов: 5 ч.

Отличия живого от неживого. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав. Биология — наука о живых организмах. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Различие в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Значение ядра в делении клетки. Роль органов и тканей живых организмов.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов. 6 ч.

Основные процессы, протекающие в живых организмах: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 2 часа.

Наземно-воздушная, водная, организменная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества.

Обобщение и повторение. 1 ч.

Резервное время. 2 ч.
















Календарно-тематические планирование

адаптированного курса биологии для 6 класса

0,5 часа в неделю, всего 17 часов

п/п

Наименование раздела и тем урока

часы учебного времени

сроки прохождения

Примечание

(адаптирование содержания изучаемого материала — что должен знать учащийся)

план

факт

1

Введение

1





Раздел 1. Строение живых организмов.

5




2

Чем живое отличается от неживого

1




3

Химический состав клетки

1




4

Строение растительной и животной клеток

1



Общий план строения клетки

5

Деление клетки

1



Только фазы

6

Органы и ткани растений и животных

1



Только перечень веществ


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

6



Органы

7

Питание и пищеварение

1




8

Дыхание

1




9

Выделение

1




10

Скелет-опора организма

1




11

Движение

1





Раздел 3. Среда обитания живых организмов

2




12

Среда обитания живых организмов

1



Называть среды и условия жизни

13

Природные сообщества

1




14

Обобщение и повторение.

Резерв

Итого

1

2

17






Формы контроля.

Контроль усвоения материала курса биологии включает:

  • стартовую диагностику,

  • текущую и тематическую оценку,

  • промежуточную и итоговую аттестацию учащихся,

  • мониторинг результатов коррекционной работы.

Стартовая диагностика проводиться учителем с целью оценки готовности к изучению предмета. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.

Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы по биологии.

Уровень достижения Планируемых результатов - базовый: усвоение опорной системы знаний, решение стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.

Решение об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня, с учетом возможных специфических трудностей, и на основании положительной индивидуальной динамики.

Оценивание итоговых работ по биологии производится с учетом специфических трудностей, обучающихся с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием предмета делается на основании положительной индивидуальной динамики обучающегося.


Критерии оценивания


Используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и устный опрос. В письменных проверочных работах орфографические ошибки не учитываются.

«5»- ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы

«4»- ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем

«3»- ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя

«2»- ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.






Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Перечень учебно-методических средств обучения.

Используемый УМК:


  1. Сонин Н.И. Плешаков А.В.. «Биология. Введение в биологию» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учеб.заведений. - М. Дрофа, 2015г.

  2. Сонин Н.И. Плешаков А.А.. «Биология. Введение в биологию.» 5 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» М. Дрофа, 2015г.. 48с.

  3. Сонин Н.И. тесты к учебнику Сонина Н.И., Плешакова А.А.. «Биология. Введение в биологию.» 5 класс М. Дрофа, 2015г.

  4. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 класс -М., Дрофа 2015., 254 (2)с.

  5. Констатинова Н.В. М.В. Биология поурочные планы Технологические карты уроков.— В., Учитель, 2015, 208 сс.


Научно-популярная литература:

  1. Акимушкин И. Мир животных — М. Мысль, 1999

  2. Энциклопедия Я познаю мир. Животные.

  3. Зоология для учителя

Перечень оборудования:

  1. Гербарий растений

  2. коллекции семян, листьев древесных пород,

  3. муляжи и влажные препараты

  4. микропрепараты растительных и животных тканей

  5. микроскоп

  6. гербарий культурных растений

  7. муляжи плодов и корнеплодов культурных растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!