ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету БИОЛОГИЯ на 2021 – 2022 учебный год для учащихся
6 класса, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
4. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
5. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
8. Учебным планом МБОУ «СОШ№7» на 2021 – 2022 учебный год для обучающихся с ОВЗ;
9. Авторской программы под редакцией Н.И.Сонина («Биология» 6 - 9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Дрофа», 2011г.).
Сроки реализации программы - один учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
Особенности класса: двое обучающихся занимаются по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (умственная отсталость) в составе общеобразовательного класса.
Общая характеристика предмета
Биология как учебный предмет для детей с ОВЗ (умственная отсталость) включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
Содержание курсов выстроено с учетом рекомендаций по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости естественнонаучным знаниям и умениям. В программах выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи и сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящён изучению живой природы России.
В 6 классе учащиеся знакомятся с живым организмом. Для активизации обучающихся используют коллекции, гербарии.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые организмы и явления природы, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая работа с биологическими терминами на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс биологии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках «Природоведение». Географии»
Формы обучения:
а) урок изучение нового материала (ОНМ)
б) урок закрепления изученного материала (ОСЗ- обобщение и систематизации знаний)
в) комбинированный урок (КОМБ)
д) контрольный урок
е) урок - игра
Технологии образования:
а) индивидуальная работа с учащимся;
б) технология развивающего обучения;
в) личностно-ориентированные технологии обучения;
Методы обучения:
а) словесный (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой);
б) наглядный (демонстрация, наблюдения);
в) практический (тесты, практические работы);
Формы контроля: тест - проверочная работа
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
- обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей, учащихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия
4. Коррекция произвольного внимания
5. Развитие самостоятельности, аккуратности
Цели изучения предмета:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
-
использовать информацию о факторах здоровья и риска;
-
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
-
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Изменения, произведенные в программе
Считаю необходимым произвести следующие изменения в распределении часов программного материала:
в связи с тем, что учебный план рассчитан на 17 часов, а программа на 35 часов в течение года будут изучены только опорные темы курса.
Программа разработана на 2021-2022 учебный год, срок действия ПМПК.
Программа адаптирована для учащейся, занимающейся по индивидуальному плану.
Основное содержание тем и количество часов по сравнению с общеобразовательной программой не изменено. При изучении разделов и тем уроков большее внимание уделяется практическому применению изучаемого материала. Предполагаемые результаты обучения изменены в соответствии с уровнем развития обучающейся и адаптированы к возможностям ребенка.
Уровень достижения планируемых результатов - базовый: усвоение опорной системы знаний.
Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня, с учетом возможных специфических трудностей, и на основании положительной индивидуальной динамики.
Содержание учебного курса «Биология. Живой организм» 6 класс
17 часов, 0,5 ч. в неделю
Введение. 1 час.
Раздел 1. Строение живых организмов: 5 ч.
Отличия живого от неживого. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав. Биология — наука о живых организмах. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Различие в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Значение ядра в делении клетки. Роль органов и тканей живых организмов.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов. 6 ч.
Основные процессы, протекающие в живых организмах: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 2 часа.
Наземно-воздушная, водная, организменная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества.
Обобщение и повторение. 1 ч.
Резервное время. 2 ч.
Календарно-тематические планирование
адаптированного курса биологии для 6 класса
0,5 часа в неделю, всего 17 часов
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | часы учебного времени | сроки прохождения | Примечание (адаптирование содержания изучаемого материала — что должен знать учащийся) |
план | факт |
1 | Введение | 1 | | | |
| Раздел 1. Строение живых организмов. | 5 | | | |
2 | Чем живое отличается от неживого | 1 | | | |
3 | Химический состав клетки | 1 | | | |
4 | Строение растительной и животной клеток | 1 | | | Общий план строения клетки |
5 | Деление клетки | 1 | | | Только фазы |
6 | Органы и ткани растений и животных | 1 | | | Только перечень веществ |
| Раздел 2. Жизнедеятельность организмов | 6 | | | Органы |
7 | Питание и пищеварение | 1 | | | |
8 | Дыхание | 1 | | | |
9 | Выделение | 1 | | | |
10 | Скелет-опора организма | 1 | | | |
11 | Движение | 1 | | | |
| Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 2 | | | |
12 | Среда обитания живых организмов | 1 | | | Называть среды и условия жизни |
13 | Природные сообщества | 1 | | | |
14 | Обобщение и повторение. Резерв Итого | 1 2 17 | | | |
Формы контроля.
Контроль усвоения материала курса биологии включает:
-
стартовую диагностику,
-
текущую и тематическую оценку,
-
промежуточную и итоговую аттестацию учащихся,
-
мониторинг результатов коррекционной работы.
Стартовая диагностика проводиться учителем с целью оценки готовности к изучению предмета. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы по биологии.
Уровень достижения Планируемых результатов - базовый: усвоение опорной системы знаний, решение стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
Решение об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня, с учетом возможных специфических трудностей, и на основании положительной индивидуальной динамики.
Оценивание итоговых работ по биологии производится с учетом специфических трудностей, обучающихся с ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием предмета делается на основании положительной индивидуальной динамики обучающегося.
Критерии оценивания
Используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и устный опрос. В письменных проверочных работах орфографические ошибки не учитываются.
«5»- ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы
«4»- ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем
«3»- ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя
«2»- ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Перечень учебно-методических средств обучения.
Используемый УМК:
-
Сонин Н.И. Плешаков А.В.. «Биология. Введение в биологию» 5 класс. Учебник для общеобразовательных учеб.заведений. - М. Дрофа, 2015г.
-
Сонин Н.И. Плешаков А.А.. «Биология. Введение в биологию.» 5 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» М. Дрофа, 2015г.. 48с.
-
Сонин Н.И. тесты к учебнику Сонина Н.И., Плешакова А.А.. «Биология. Введение в биологию.» 5 класс М. Дрофа, 2015г.
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 класс -М., Дрофа 2015., 254 (2)с.
-
Констатинова Н.В. М.В. Биология поурочные планы Технологические карты уроков.— В., Учитель, 2015, 208 сс.
Научно-популярная литература:
-
Акимушкин И. Мир животных — М. Мысль, 1999
-
Энциклопедия Я познаю мир. Животные.
-
Зоология для учителя
Перечень оборудования:
-
Гербарий растений
-
коллекции семян, листьев древесных пород,
-
муляжи и влажные препараты
-
микропрепараты растительных и животных тканей
-
микроскоп
-
гербарий культурных растений
-
муляжи плодов и корнеплодов культурных растений.