МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Н. Яковлева»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНА»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы _______ ______ Чемпосова Н.И. _____ И.К. Торопов «____»_________2017 г. «___»__ _2017 г. Пр.№___«__»______ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
6 класс
(срок реализации – 1 год)
2017 -2018 учебный год.
Учитель: Уткина Любовь Николаевна
Образование: высшее, ЯГУ ИМИИ 2003,
по специальности «учитель математики»,
Квалификационная категория: первая.
Стаж педагогической деятельности: 14 лет.
Недельная нагрузка: в данных классах: 10 н/ часов
общая: 26 н/ч
г. Олекминск
- 2017 г.-
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика. 6 класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, Примерной ООП МБОУ «СОШ №1 им. Н.Н. Яковлева», на основе Примерной программы «Математика 5-9 кл.» для общеобразовательных организаций, использующих систему учебников «Алгоритм успеха», с учетом рекомендаций авторской Программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-6 классы, ФГОС / авт.-сост. Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк/.
УМК: Учебник - : Математика 6 класс А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С. Якир, Е. В. Буцко., Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2017г.
Материально техническая база:
- компьютер с выходом в Интернет.
- проектор, экран.
- доска.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения курса математики 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять ( индивидуально или в группе) план решения проблемы ( выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе( определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение( точку зрения), доказательство ( аргументы), факты ( гипотезы, аксиомы, теории).
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
- сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками,
- умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
-арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную - в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь- в виде процентов;
Выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения числовых выражений (целых и дробных);
Округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема, переводить одни единицы измерения в другие;
Решать текстовые задачи, в том числе связанные с отношениями и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»:
Переводить условия задачи на математический язык;
Использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
Определять координаты точки и изображать числа точками на координатной прямой;
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
Решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Предметная область «Геометрия»:
Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
Распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
В простейших случаях строить развертки пространственных тел;
Вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур ( тел) по формулам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание курса математики 6 класса
Арифметика
Натуральные числа
Делители и кратные.
Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, ,на 9.
Простые и составные числа.
Разложение чисел на простые множители.
Наибольший общий делитель.
Наименьшее общее кратное.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Прикидки результатов вычислений.
Бесконечные периодические десятичные дроби.
Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел.
Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнения.
Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события.
Геометрические фигуры.
квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства
объёма.
прямые.
Математика в историческом развитии
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.
Открытие десятичных дробей.
Мир простых чисел.
Золотое сечение.
Число нуль.
Появление отрицательных чисел
Учебный год по четвертям | 1 | 2 | 3 | 4 | год |
Количество учебных недель | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Количество часов | 45 | 35 | 50 | 40 | 170 |
Количество контрольных работ | 3 | 2 | 5 | 2 | 12 |
Количество самостоятельных работ | 6 | 5 | 12 | 6 | 29 |
Количество математических диктантов | 2 | 1 | 3 | 2 | 8 |
Количество математических тестов | 2 | 2 | 4 | 2 | 10 |
Место предмета в учебном плане школы.
Данная рабочая программа реализуется как компонент ООП МБОУ СОШ №1 на основной ступени. Курс «Математика» как единый предмет изучается в 5-6 классах в общем объеме 340 ч (5 ч в неделю). Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в примерной программе основного общего образования по математике (1 вариант) на изучение предмета отводиться не менее 170 часов в год из расчета 5 часов в неделю. 11 контрольных работ.
Тематическое планирование ( в сравнении с авторской программой)
с определением основных видов деятельности учащихся
№ урока | № & | Наименование темы | Количество часов по рабочей программе | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАССА | 4 | |
1-4 | | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса | 3 | |
Входная контрольная работа | 1 | |
Глава 1. Делимость натуральных чисел | 14 | |
5-6 | 1 | Делители и кратные | 2 | Применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел. Использовать свойства и признаки делимости. Выполнять разложение составных чисел на простые множители. Находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух и более чисел. |
7-8 | 2 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 2 |
9-10 | 3 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 2 |
11-12 | 4 | Простые и составные числа | 2 |
13-15 | 5 | Наибольший общий делитель | 3 |
16-17 | 6 | Наименьшее общее кратное | 2 |
| | Повторение и систематизация учебного материала | - |
18 | | Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава 2. Обыкновенные дроби | 39 | |
19-20 | 7 | Основное свойство дроби | 2 | Соотносить дроби и точки на координатной прямой. Преобразовывать дроби, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Выполнять действия со смешанными числами. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты. Решать текстовые задачи на дроби и проценты. |
21-23 | 8 | Сокращение дробей | 3 |
24-27 | 9 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 4 |
28-32 | 10 | Сложение и вычитание дробей | 5 |
33 | | Контрольная работа № 2 | 1 |
34-38 | 11 | Умножение дробей | 5 |
39-41 | 12 | Нахождение дроби от числа | 3 |
42 | | Контрольная работа № 3 | 1 |
43 | 13 | Взаимно обратные числа | 1 |
44-48 | 14 | Деление дробей | 5 |
49-51 | 15 | Нахождение числа по значению его дроби | 3 |
52 | 16 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. | 1 |
53 | 17 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 |
54-55 | 18 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 |
56 | | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
57 | | Контрольная работа № 4 | 1 |
Глава 3 Отношения и пропорции | 28 | |
58-59 | 19 | Отношения | 2 | Находить отношения чисел и величин. Составлять и решать пропорции. Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости, в том числе задачи практического характера. Решать задачи на проценты, в том числе задачи с реальными данными, применяя округление, приемы прикидки. Решать задачи с использованием масштаба. Вычислять длину окружности и площадь круга. |
60-64 | 20 | Пропорции | 5 |
65-67 | 21 | Процентное отношение двух чисел. | 3 |
68 | | Контрольная работа № 5 | 1 |
69-70 | 22 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 |
71-72 | 23 | Деление числа в данном отношении | 2 |
73-74 | 24 | Окружность и круг | 2 |
75-77 | 25 | Длина окружности. Площадь круга | 3 |
78 | 26 | Цилиндр, конус, шар | 1 |
79-80 | 27 | Диаграммы | 2 |
81-83 | 28 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 |
84 | | Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
85 | | Контрольная работа № 6 | 1 |
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними | 71 | |
86-87 | 29 | Положительные и отрицательные числа | 2 | Знать понятие отрицательных целых чисел. Сравнивать целые числа. Изображать целые числа точками на координатной оси. Выполнять арифметические действия с ними. Знать и уметь применять законы сложения и умножения, правила раскрытия скобок, заключения в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Изображать рациональные числа точками координатной прямой. Применять и понимать геометрический смысл понятия модуля числа, находить модуль рационального числа. Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» или «меньше» , для рациональных чисел, сравнивать или упорядочивать рациональные числа. Выполнять вычисления с рациональными числами. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв. Решать уравнения вида ах=b при различных а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Уметь изображать параллельные и перпендикулярные прямые. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек. |
88-90 | 30 | Координатная прямая | 3 |
91-92 | 31 | Целые числа. Рациональные числа | 2 |
93-94 | 32 | Модуль числа | 2 |
95-98 | 33 | Сравнение чисел | 4 |
99 | | Контрольная работа № 7 | 1 |
100-103 | 34 | Сложение рациональных чисел | 4 |
104-105 | 35 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 |
106-110 | 36 | Вычитание рациональных чисел | 5 |
111 | | Контрольная работа № 8 | 1 |
112-115 | 37 | Умножение рациональных чисел | 4 |
116-118 | 38 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 |
119-122 | 39 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 4 |
123-126 | 40 | Деление рациональных чисел | 4 |
127 | | Контрольная работа № 9 | 1 |
128-133 | 41 | Решение уравнений | 6 |
134-138 | 42 | Решение задач с помощью уравнений | 5 |
139 | | Контрольная работа № 10 | 1 |
140-142 | 43 | Перпендикулярные прямые | 3 |
143-145 | 44 | Осевая и центральная симметрии | 3 |
146-147 | 45 | Параллельные прямые | 2 |
148-151 | 46 | Координатная плоскость | 4 |
152-153 | 47 | Графики | 2 |
154-155 | | Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
156 | | Контрольная работа № 11 | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ЗА КУРС 6 КЛАССА | 12 |
157-167 | | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса | 11 |
168 | | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 |
169-170 | | Резерв | 2 |
Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс ученика:
1.Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Приложение 1 к рабочей программе по математике, 6 класс
Календарно-тематическое планирование
уроков математики в 6А, В классах
5 часов в неделю, всего 170 часов
( авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дата | УУД | Применяемые ИКТ, ЗСТ и другие | ГИА |
План | Факт | План | Факт | | | |
Повторение курса математики 5 класса (4 часа) | | |
1 | Повторение основных тем курса 5 класса | 3 | 3 | 01.09 | 01.09 | | | |
2 | 02.09 | 02.09 | | | |
3 | 03.09 | 03.09 | | | |
4 | Входной контроль | 1 | 1 | 15.09. | 22.09 | | | |
Глава 1 Делимость натуральных чисел | 14 | | |
5-6 | Делители и кратные | 2 | | 05.09. | 05.09. | Предметные: сформировать: умение выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов (чисел) в процессе их рассматривания, понятия: четные и нечетные числа, «признаки делимости чисел» умение применять признаки делимости на 10, на 5и на 2,на 3 и 9. Личностные: вызвать заинтересованность в изучении математики, конкретно данной темы, формировать навыки самооценки результатов своей деятельности, взаимопроверки. Метапредметные: развивать умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. Планируемые результаты: учащиеся научатся: классифицировать числа по признакам их делимости, оперировать понятиями кратное число, делитель, находить кратные числа, делители, раскладывать натуральные числа на простые множители, оперировать понятиями: простое и составное число, формулировать признаки делимости на 10, на 5 и на 2, на 3 и 9. | Проблемный диалог | 1.1.4 |
07.09. | 07.09. | |
7-8 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 2 | | 08.09 | 08.09 | 1.1.5 |
09.09 | 09.09 | |
|
9-10 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 2 | | 10.09 | 10.09 | 1.1.5 |
12.09 | 12.09 | |
|
11 | Простые и составные числа | 2 | | 14.09 | 14.09 | 1.1.4 |
12 | 16.09 | 15.09 | |
13 | Наибольший общий делитель | 3 | | 17.09 | 16.09 | 1.1.6 |
14 | 19.09. | 17.09 | |
15 | 21.09. | 19.09 | | |
16 | Наименьшее общее кратное | 2 | 3 | 22.09. | 21.09 | | 1.1.6 |
17 | 23.09. | 23.0924.09 | | |
18 | Контрольная работа №1 | 1 | 1 | 24.09 | 26.09 | | |
Глава 2 Обыкновенные дроби (39) |
19 | Основное свойство дроби | 2 | 2 | 26.09. | 28.09 | Предметные: познакомить учащихся с основным свойством дроби, с понятием сокращение дробей; формировать умение использовать основное свойство дроби при решении задач и сокращения дробей; формировать умение приводить дробь к новому и наименьшему общему знаменателю; сравнивать обыкновенные дроби с разными знаменателями; складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями; Личностные: формировать интерес к изучению данной темы и желание применять приобретенные знания и умения; развивать грамотную математическую речь; сформировать умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её и подтверждая фактами; умение объективно оценивать труд одноклассников; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Метапредметные: развивать умение делать обобщения, классифицировать, формировать умение ставить и формулировать для себя задачи учебной деятельности, определять алгоритм своих действий, развивать умение определять понятия, действовать по заданному алгоритму. Планируемые результаты: научатся: сокращать дроби - 100% учащихся; сравнивать дроби с разными знаменателями – 95% учащихся; складывать дроби с разными знаменателями – 100% учащихся; вычитать дроби с разными знаменателями – 98% учащихся; решать уравнения с обыкновенными дробями - 70%; решать текстовые задачи – 60% учащихся; применять полученные знания (свойства сложения и вычитания натуральных чисел) в нестандартной ситуации – 35-40% учащихся. Предметные: формировать: Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; формировать ответственное отношение к учебе, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умений действовать с предложенным алгоритмом. Планируемые результаты: учащиеся научатся: применять свойства умножения дробей при решении задач; решать задачи на нахождение дроби от числа и процентов от числа; действовать по предложенному алгоритму; Предметные: формировать: Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять полученные знания и умения; формировать умение представлять результат своей деятельности. Метапредметные: формировать первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умений действовать с предложенным алгоритмом, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности. Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление дробей, находить число по заданному значению его дроби, по его процентам | Разноуровневое обучение | 1.2.1 |
20 | 28.09. | 29.09 | |
21 | Сокращение дробей | 3 | | 29.09. | 30.09 | |
22 | 30.09. | 01.10 | |
23 | 01.10. | 03.10 | |
24 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 4 | | 03.10 | 05.10 | 1.2.1 |
25 | 05.10 | 06.10 | |
26 | 06.10. | 07.10 | |
27 | 07.10. | 08.10 | |
28 | Сложение и вычитание дробей | 5 | | 08.10. | 10.10. | 1.2.2 |
29 | 10.10. | 12.10. | |
30 | 12.10. | 13.10. | |
31 | 13.10. | 14.10. | |
32 | 14.10. | 15.10. | |
33 | Контрольная работа №2 | 1 | | 15.10. | | |
34 | Умножение дробей | 5 | | 17.10 | | 1.2.2 |
35 | 19.10 | | |
36 | 20.10. | | |
37 | 21.10. | | |
38 | 22.10. | | |
39 | Нахождение дроби от числа | 3 | | 24.10 | | 1.2.3 |
40 | 26.10 | | |
41 | 27.10. | | |
42 | Контрольная работа № 3 | 1 | | 28.10. | | |
43 | Взаимно обратные числа | 1 | | 29.10. | | |
44 | Деление дробей | 5 | | 31.10. | | 1.2.2 |
45 | 11.11. | | | |
46 | 12.11. | | |
47 | 14.11. | | |
48 | 16.11. | | |
49 | Нахождение числа по значению его дроби | 3 | | 17.11. | | 1.2.3 |
50 | 18.11. | | |
51 | 19.11. | | |
52 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. | 1 | | 21.11. | | 1.2.6 |
53 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | | 23.11. | | |
54 55 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | | 24.11. | | |
25.11. | | |
56 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | | 26.11. | | |
57 | Контрольная работа № 4 | 1 | | 28.11. | | |
Глава 3 Отношения и пропорции (28) |
58 | Отношения | 2 | | 30.11. | | Предметные: познакомить учащихся с понятиями отношения, (пропорции), членов отношения (пропорции), с основным свойством отношения (пропорции), масштабом; формировать умение сравнивать величины с помощью отношений, сформировать навык применения пропорций и их свойств при решении уравнений и задач Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности, планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. Метапредметные: формировать умение видеть математическую модель в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Планируемые результаты: находить отношения двух чисел - 100% учащихся; оставлять пропорции – 100% учащихся; находить процентное отношение двух чисел - 90 учащихся; решать текстовые задачи с помощью пропорций – 80% учащихся, в т.ч. на применение процентного отношения – 70% учащихся; применять полученные знания (свойства умножения, сложения и вычитания обыкновенных дробей) в нестандартной ситуации – 30% учащихся. Предметные: формировать навык деления числа в данном отношении, формировать навык решения геометрических задач, в которых используются формулы длины окружности и площади круга, сформировать у учащихся: представление о геометрических фигурах: цилиндре, конусе, шаре; умение применять формулу площади боковой поверхности цилиндра; умения представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм, читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы формировать у учащихся умения представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм; сформировать у учащихся представление о случайном событии, вероятности случайного события, достоверном и невозможном событиях, о равновероятностных событиях. Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности, развивать познавательный интерес к математике, формировать целостное мировоззрение . соответствующее современному уровню развития науки. Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности, формировать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, формировать умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме. Планируемые результаты: учащиеся научатся делить число в данном отношении, решать геометрические задачи, в которых используются формулы длины окружности и площади круга, научатся распознавать геометрические тела: цилиндр, конус, шар и сферу, указывать их элементы, вычислять площадь боковой поверхности цилиндра. | Развитие исследователь-ских навыков | 1.5.5 |
59 | 01.12. | | |
60 | Пропорции. | 5 | | 02.12. | | 1.5.6 |
61 | 03.12. | | |
62 | 05.12. | | |
63 | 07.12. | | |
64 | 08.12. | | |
65 | Процентное отношение двух чисел. | 3 | | 09.12. | | 1.5.5 |
66 | 10.12. | | |
67 | 12.12. | | |
68 | Контрольная работа № 5 | 1 | | 14.12. | | |
69 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 | | 15.12. | | 1.5.6 |
70 | 16.12. | | |
71 | Деление числа в данном отношении | 2 | | 17.12. | | 1.5.5 |
72 | 19.12. | | |
73 | Окружность и круг | 2 | | 21.12. | | |
74 | 22.12. | | |
75 | Длина окружности. Площадь круга | 3 | | 23.12. | | |
76 | 24.12. | | | |
77 | 26.12. | | |
78 | Цилиндр, конус, шар | 1 | | 28.12. | | |
79 | Диаграммы | 2 | | 29.12. | | |
80 | 11.01. | | |
81 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | | 12.01. | | |
82 | 13.01. | | |
83 | 14.01. | | |
84 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 1 | 16.01. | | |
85 | Контрольная работа № 6 | 1 | 1 | 18.01. | | |
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними. (71 час) |
86 | Положительные и отрицательные числа | 2 | | 19.01. | | Предметные: сформировать представление об отрицательных числах, ввести понятия отрицательного числа, положительного числа,чисел с разными знаками, чисел с одинаковыми знаками, умения строить координатную прямую, изображать на координатной прямой положительные и отрицательного числа, находить координаты точек на корд.прямой. формировать умение распознавать противоположные числа, целое число, дробное число, целое положительное число, целое отрицательное число, рациональное число, умение выполнять арифметические действия с отрицательными числами и числами с разными знаками, формировать умение сравнивать отрицательные числа, положительные и отрицательные числа, решать задачи, используя противоположные числа, целые числа, дробные числа, целые положительные числа, целые отрицательные числа, рациональные числа, формировать умение использовать свойства модуля при решении задач, Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания на практике. Метапредметные: формировать первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Планируемые результаты научатся: отмечать точки на координатной прямой – 98%учащихся; распознавать противоположные числа – 100% учащихся; распознавать натуральные числа, целые числа, положительные и отрицательные числа- 90% учащихся; сравнивать отрицательные числа, положительные и отрицательные числа - 100% учащихся; находить модуль числа –100% учащихся; использовать свойства модуля для решения задач, уравнений - 30% учащихся; применять полученные знания (свойства сложения и вычитания натуральных чисел) в нестандартной ситуации – 35-40% учащихся. Предметные: формировать: умение складывать рациональные числа, используя правило сложения чисел с разными знаками и правило сложения отрицательных чисел, умение решать задачи с помощью сложения рациональных чисел Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения, формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемно ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни. Планируемые результаты: научатся: выполнять сложение рациональных чисел; распознавать и складывать противоположные числа; упрощать выражение, содержащее рациональные числа и переменные; применять полученные знания (свойства сложения и вычитания рациональных чисел) в нестандартной ситуации Предметные: формировать умение умножать отрицательные числа и числа с разными знаками, умение применять переместительное и сочетательное свойства умножения отрицательных чисел для нахождения значения выражения, сформировать понятие коэффициента; формировать умение раскрывать скобки с помощью распределительного свойства умножения, раскрывать скобки, используя правило раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых. Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, формировать умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Планируемые результаты: научатся: определять знак произведения или частного; применять свойства умножения; выполнять умножение рациональных чисел; выполнять деление рациональных чисел; упрощать выражение, содержащее рациональные числа и переменные; применять полученные знания (свойства сложения и вычитания рациональных чисел) в нестандартной ситуации. Предметные: формировать умение решать уравнения, используя свойства уравнений, исследовать уравнение, решать задачи с помощью уравнений Личностные: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью, формировать интерес к изучению темы и желания применять приобретенные знания на практике Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, формировать умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимание необходимости их проверки, формировать критичность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач. Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения, исследовать уравнения, решать задачи с помощью уравнений. Предметные: формировать: умение распознавать на чертежах перпендикулярные и параллельные прямые, осевую и центральную симметрии; строить перпендикулярные и параллельные прямые, строить фигуру, симметричную данной относительно данной точки, данной прямой; решать геометрические задачи, используя построение перпендикулярных и параллельных прямых, осевую и центральную симметрии; формировать понятие координатной плоскости, графической зависимости одной переменной величины от другой; умение строить точку по ее координатами находить координаты точки, принадлежащей координатной плоскости; строить и читать график. Личностные: формировать независимость суждений, ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и решению творческих задач; Развивать навыки самостоятельной работы. анализа своей деятельности и т.п. Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, формировать умение использовать полученные знания в практической деятельности. | Проектный метод. | |
87 | 20.01. | | |
88 | Координатная прямая Урок - экскурсия в планетарий «Математика и астрономия» | 3 | | 21.01. | | 6.1.1 |
89 | 23.01 | | |
90 | 25.01 | | |
91 | Целые числа. Рациональные числа | 2 | | 26.01. | | 1.3.1 |
92 | 27.01. | | |
93 | Модуль числа | 2 | | 28.01. | | 1.3.2 |
94 | 30.01. | | |
| | | |
95 | Сравнение чисел | 4 | | 01.02. | | 1.3.3 |
96 | 02.02. | | |
97 | 03.02. | | |
98 | 04.02. | | |
99 | Контрольная работа № 7 | 1 | | 06.02. | | |
100 | Сложение рациональных чисел | 4 | | 08.02. | | 1.3.4 |
101 | 09.02. | | | |
102 | 10.02. | | |
103 | 11.02. | | |
104 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | | 13.02. | | 1.3.4 |
105 | 15.02. | | |
106 | Вычитание рациональных чисел Урок – путешествие в музей | 5 | | 16.02. | | 1.3.4 |
107 | 17.02. | | |
108 | 18.02. | | |
109 | 20.02. | | |
110 | 22.02. | | |
111 | Контрольная работа № 8 | 1 | | 24.02. | | |
112 | Умножение рациональных чисел | 4 | | 25.02. | | Развитие исследовательских навыков. | 1.3.4 |
113 | 27.02. | | |
114 | 29.02. | | |
115 | 01.03. | | |
116 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 | 3 | 02.03. | | 1.3.4 |
117 | 03.03. | | |
118 | 05.03. | | |
119 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 4 | | 07.03. | | 1.3.6 |
120 | 09.03. | | |
121 | 10.03. | | |
122 | 12.03. | | |
123 | Деление рациональных чисел | 4 | | 14.03. | | |
124 | | | | 15.03. | | 1.3.4 |
125 | 16.03. | | |
126 | 17.03. | | Обучение в сотрудничестве | |
127 | Контрольная работа № 9 | 1 | | 19.03. | | |
128 | Решение уравнений (в т.ч.): Урок-путешествие в историю родного края (совместно с библиотекой) | 6 | | 21.03. | | |
129 | 22.03. | | 3.1.1 |
130 | 02.04. | | |
131 | 04.04. | | |
132-133 | 05.04. 06.04. | | |
134 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | | 07.04. | | 3.3.2 |
135 | 09.04. | | | |
136 | 11.04. | | | |
137 | 12.04. | | | |
138 | | 13.04. | | | |
139 | Контрольная работа № 10 | 1 | | 14.04. | | | |
140 | Перпендикулярные прямые | 3 | | 16.04. | | | |
141 | 18.04. | | Проектная деятельность | 7.1.3 |
142 | 19.04. | | |
143 | Осевая и центральная симметрии | 3 | | 20.04. | | |
144 | 21.04. | | 7.1.6 |
145 | 23.04 | | |
146 | Параллельные прямые | 2 | | 25.04 | | |
147 | | | 26.04. | | 7.1.3 |
148 | Координатная плоскость | 4 | | 27.04. | | |
149 | 28.04. | | 6.2.1 |
150-151 | 30.04. 03.05. | | |
152153 | Графики | 2 | | 04.05. | | |
05.05. |
154 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | | 07.05. | | 6.2.6 |
155 | 10.05. | | |
156 | Контрольная работа № 11 | 1 | | 11.05. | | |
Повторение и систематизация учебного материала (12 часов) + резерв 2 ч | | |
157-159 | Повторение основных тем курса 6 класса Контрольная работа №12 (а/р) Урок-экскурсия «Математика вокруг нас» Резерв | 12 | | 12.05. 14.05. 16.05. | | | | |
160 | 17.05. | | | |
161 | 18.05. | | |
162 | 19.05. | | 1.2.2 |
163 | 21.05. | | |
164 | 23.05. | | |
165 | 24.05. | | |
166 | 25.05. | | |
167 | 26.05. | | |
168 | 1 | 28.05. | | |
169 | 2 | 30.05. | | |
170 | 31.05. | | |
Приложение 2 к РП по математике, 6 класс
График выполнения
практической части программы по математике в 6А, В классах
(контрольные работы)
№ п/п | Контрольная работа по теме | Дата |
6А | 6В |
План | Факт | План | Факт |
1 | Входная работа | 15.09. | | 15.09. | |
2 | Делимость натуральных чисел. (№1) | 24.09. | | 24.09. | |
3 | Обыкновенные дроби.(№2) | 15.10. | | 15.10. | |
4 | Обыкновенные дроби.(№3) | 28.10. | | 28.10. | |
5 | Обыкновенные дроби.(№4) | 28.11. | | 28.11. | |
6 | Отношения и пропорции. .(№5) | 14.12. | | 14.12. | |
7 | Отношения и пропорции. .(№6) | 18.01. | | 18.01. | |
8 | Рациональные числа и действия над ними. .(№7) | 06.02. | | 06.02. | |
9 | Рациональные числа и действия над ними. .(№8) | 24.02. | | 24.02. | |
10 | Рациональные числа и действия над ними. .(№9) | 19.03. | | 19.03. | |
11 | Рациональные числа и действия над ними. .(№10) | 14.04. | | 14.04. | |
12 | Рациональные числа и действия над ними. .(№11) | 11.05. | | 11.05. | |
13 | Итоговая работа. | 28.05. | | 28.05. | |
| | | | | |
Приложение 3 к РП по математике, 6 класс
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается
отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается
отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
учитель обнаружил у ученика полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или ученик не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Для получения положительной итоговой оценки по предмету учащимся в течение
года необходимо выполнить не менее 2-х (на «4» и «5» не менее 4-х) творческих
работ.
Текущий контроль осуществляется в форме тестовых, самостоятельных и контрольных работ.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Приложение 4 к РП по математике, 6 класс
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО
18.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса