СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант "линейного" рассмотрения историко-литературного материала. Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразие творческой личности писателя и его литературного наследия. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачиформирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Рабочая программа по литературе

10 класс



1. Пояснительная записка

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

Ст. 32 Закона «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);

  • Базисный учебный план;

  • Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;

  • Приказ Управления образования и науки Тамбовской области №1593 от 05.06.2009 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. (учебник «Литература 19 века.10 класс в двух частях. Авторы В. И. Сахаров, С.А. Зинин).

Рабочая программа рассчитана на реализацию за 105 часов в год, 3 часа в неделю.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.



Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 105ч

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (2 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 1

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)


Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (7 часов)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.


И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (9 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Урок внеклассного чтения № 1

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (4 час)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (9 часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. ТЮТЧЕВ (4 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 4 часов)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Н.С. ЛЕСКОВ (5 часов)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 2

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 3

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А.К. ТОЛСТОЙ (2 часов)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Л.Н. Толстой (19 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Урок внеклассного чтения № 3

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (9 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П. ЧЕХОВ (7 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Итоговая контрольная работа.

Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Оноре де Бальзак (1 час)

«Гобсек». Краткие сведения о жизни и творчестве Бальзака. Губительная власть денег в повести «Гобсек»

Дж.Г. Байрон (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Лирика

XIX век – расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Отражение настроений эпохи в творчестве Байрона. Глубокая неудовлетворенность героя Байрона (стихотворение «Душа моя мрачна» в переводе М..Ю. Лермонтова). Романтическая личность, её особенности (по лирике Байрона)


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-класси­ков XIX—XX веков;

-основные закономерности историко-литературного про­цесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;
уметь

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про­изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур­ным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочине­ния разных жанров на литературные темы.

применять

-приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

4. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс – 10А

Учитель – Мусатова Галина Георгиевна

Количество часов

Всего - 140: в неделю - 4 часа

Плановых контрольных уроков - 11, из них: сочинений – 6.

  • Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009) и учебника: «Литература 19 в.». 10 класс. Авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин М.: «Русское слово».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


Раздел. Тема


Кол-во часов


Контрольные мероприятия

Введение. К истории русской литературы 19 века.

1


Из литературы первой половины 19 века

А.С.Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»

4


М.Ю.Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон»

2


Н.В.Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

4

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

Из литературы второй половины 19 века

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.

1


Творчество А.Н.Островского.

9

Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.

Творчество И.А.Гончарова.

6

Тестовые задания по роману И.А.Гончарова.

Творчество И.С.Тургенева.

12

Сочинение по роману И.С.Тургенева.

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

4


Творчество Н.А.Некрасова.

10

Сочинение по поэме Н.А.Некрасова.

Лирика Ф.И.Тютчева.

4


Лирика А.А.Фета.

5

Сопоставительный анализ стих-й А.А.Фета и А.А.Тютчева

Творчество Н.С.Лескова.

7

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова.

Творчество М. Е.Салтыкова-Щедрина.

6

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Лирика А.К.Толстого.

6


Творчество Л.Н.Толстого.

25

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Творчество Ф.М.Достоевского.

14

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского.

Творчество А.П.Чехова.

11

Сочинение по творчеству А.П.Чехова

Зарубежная литература

5


Резервные уроки

4



ИТОГО

140



























Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс.



п/п







Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание

По плану

Фактически


Базовые знания

Развитие познавательных умений

Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности

Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)

1

1



Знать основные темы и проблемы русской лит-ры 19 в.

Уметь создавать устные сообщения

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы пушкинской лирики.

«Душа в заветной лире» (Пушкин о назначении поэта и поэзии).

2

1



Знать основные темы и мотивы лирики

Уметь определять темы и мотивы пушкинской лирики

Использовать знания для участия в диалоге и монологе


Конфликт личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник».

1




Знать основные образы, своеобразие жанра и композиции поэмы

Уметь раскрывать проблему индивидуального бунта

Использовать знания

для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


М.Ю. Лермонтов

Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова

2

1




Знать

основные темы и мотивы лирики

Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве

Использовать знания

для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю.Лермонтова.

1




Знать особенности боготорческой темы в поэме

Уметь анализировать худ. произведение

Использовать знания

для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


Н.В.Гоголь « Ах, Невский…Всемогущий Невский» (Н.В.Гоголь «Петербургские повести»).

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).

3

1



Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры

Уметь анализировать прозаическое произведение

Использовать знания для участия в диалоге и монологе


Чин или Человек (по повести Н.В.Гоголя «Нос»).


1



Знать содержание повести

Уметь

анализировать прозаическое произведение

Использовать знания

для создания связного текста


Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

(Тему выбирает обуч-ся)

1



Знать творчество Гоголя

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание

Использовать знания для создания письменного высказывания





Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века.

1



Знать основные тенденции в развитии русской лит-ры 2 пол. 19 века

Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках

Использовать знания для участия в диалоге и монологе


А.Н.Островский

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском).

7

1



Знать жизненный и творческий путь писателя

Уметь создавать сообщения с применением презентации

Использовать знания для создания связного текста


Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди –

сочтёмся!»

1




Знать основные проблемы комедии

Уметь анализировать драматическое произведение

Использовать знания для создания связного текста


Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза».

Город Калинов и его обитатели

1




Знать идейно-художественное своеобразие драмы

Уметь анализировать драматическое произведение

Использовать знания для создания связного текста


Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза»

1



Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении

Уметь характеризовать самодуров и их жертвы

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе»


1




Знать средства создания образа в драматическом произведении

Уметь анализировать

образ

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


Драма «Гроза» в русской критике

1




Знать различные оценки драмы в русской критике

Уметь создавать устные сообщения, находить информацию в различных источниках

Использовать знания для самостоятельного знакомства с критическими статьями


Тестовые задания по творчеству А..Н.Островского

1




Знать творчество Островского

Уметь выбирать правильную информацию

Использовать знания для правильного выполнения тестовых заданий


И.А.Гончаров.

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов».


6

1




Знать судьбу и личность писателя, идейно-художественное своеобразие романа

Уметь находить нужную информацию в различных источниках

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


Образ Обломова

Понятие «обломовщина».

1



Знать образ героя

Уметь характеризовать героя

Использовать знания для создания связного текста


Обломов и Штольц (сравнительная характеристика).

1



Знать образы героев

Уметь составлять сравнительную характеристику

Использовать знания для заполнения таблицы


Женские образы в романе.

1




Знать женские образы

Уметь давать характеристику женских образов

Использовать знания для создания связного текста


Художественное мастерство романа

1




Знать художественное мастерство романа

Уметь определять художественное мастерство романа

Использовать знания для создания связного текста


Тестовые задания по роману И.А.Гончарова.

1



Знать содержание романа

Уметь правильно и обоснованно выбрать нужный ответ

Использовать знания для правильного выполнения тестовых заданий


И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»

9

1




Знать творчество и судьбу писателя

Уметь анализировать рассказы

Использовать знания для создания связного текста


Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе.

1




Знать творческую историю создания и своеобразие романа

Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа

Использовать знания для создания связного текста


Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.

1




Знать отношения между героями

Уметь определять взаимоотношения героев

Использовать знания для создания связного текста


Базаров и Одинцова.

1



Знать

отношения между героями

Уметь

давать хар-ку героев

Использовать знания для создания связного текста


Базаров и его родители.

Базаров перед лицом смерти.

1



Знать

отношения между героями

Уметь определять авторскую позицию и выражать свое отношения

Использовать знания для создания связного текста


Нигилизм и его последствия.

Философские итоги романа, смысл его названия

1



Знать

хар-ку нигилизма и его последствия

Уметь сопоставлять взгяды героя нигилистическим воззрениям

Использовать знания для создания связного текста


Русская критика о романе и его героях.

1



Знать различные оценки романа в русской критике

Уметь работать с критическими статьями

Использовать знания для самостоятельного знакомства с критическими статьями


30

Сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети»

1




Знать содержание романа

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание

Использовать знания для создания письменного высказывания


31

Гимн вечной жизни

«Стихи в прозе» И.С.Тургенева

1




Знать содержание

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для участия в диалоге и монологе


32

Н.Г.Чернышевский

Злободневное и вечное в романе «Что делать»

4

1




Знать жизнь и творчество писателя, сюжет и образы героев

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для создания связного текста


33

«Новые люди» в романе.

1



Знать значение передовых идей в развитии личности и деятельности писателя, его эстетические взгляды, композицию романа, его публицистичность, эзопову речь.

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для участия в диалоге и монологе


34

Проблема эмансипации женщины

1



Знать значение передовых идей в развитии личности и деятельности писателя, его эстетические взгляды, композицию романа, его публицистичность, эзопову речь.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа, создавать устные высказывания.Уметь конспектировать, аргументированно высказывать собственную оценку героям и их поступкам.

Использовать знания для участия в диалоге и монологе


35

«Особенный человек», его жизненные принципы.

1



Знать духовный мир «особенного человека», его стремления, идеалы, высокое и трагическое в его жизни.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа, создавать устные высказывания

Использовать знания для создания связного текста


36

Н.А.Некрасов

Н.А.Некрасов - поэт «мести и печали»

9

1



Знать жизненный и творческий путь писателя

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для создания связного текста


37-38

Основные темы и идеи лирики Некрасова

2



Знать темы и идеи лирики

Уметь определять темы и идеи лирики, выразительно читать

Использовать знания для создания связного текста


39

Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1



Знать жанровое своеобразие, основные темы

Уметь анализировать поэтическое произведение

Использовать знания для создания связного текста


40

Душа народа русского…

1



Знать образ народа русского

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для создания связного текста


41

Народ в споре о счастье

1



Знать проблему нравственного идеала счастья

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для создания связного текста


42

Идейный смысл рассказов о грешниках

1



Знать смысл рассказов о грешниках

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для создания связного текста


43

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание

1




Знать образ героя

Уметь давать хар-ку героя

Использовать знания для создания связного текста


44

Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1




Знать содержание поэмы

Уметь создавать текст

Использовать знания при написания сочинения


45

Ф.И.Тютчев. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

4

1




Знать основные темы и идеи лирики

Уметь определять темы и идеи лирики

Использовать знания для создания связного текста


46

Философская лирика Ф.И.Тютчева.

1




Знать философскую лирику

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для анализа стих-ий


47

Человек и история в лирике Тютчева.

1







48

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

1




Знать любовную лирику

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для анализа стих-ий


49

А.А.Фет «Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников)

Русская природа в лирике А.А.Фета

4

1




Знать

жизненный и творческий путь писателя

Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать

Использовать знания для создания связного текста


50

Философские мотивы поэзии А.А.Фета

1




Знать философскую лирику

Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать

Использовать знания для анализа стих-ий


51

Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета

1



Знать любовную лирику

Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать

Использовать знания для создания связного текста


52

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

1




Знать особенности сопоставительного анализа

Уметь делать сопоставительный анализ

Использовать знания для сопоставительного анализа


53

Н.С.Лесков

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

5

1




Знать художественный мир писателя

Уметь определять ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества

Использовать знания для создания связного текста


54

Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

1




Знать образ праведников и злодеев

Уметь анализировать хар-р героя, делать сообщение о праведниках

Использовать знания для создания связного текста


55

Автор и рассказчик в повести «Очарованный странник»

1



Знать позицию автора и рассказчика

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для анализа рассказа


56

Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

1




Знать проблемный анализ повести

Уметь воспринимать, анализировать

Использовать знания для анализа повести


57

Итоговый урок по творчеству Н.С.Лескова

1








Знать творчество, теоретико –литературные понятия

Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для написания проверочной работы


58

М.Е.Салтыков-Щедрин «Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина.

5

1




Знать художественный мир


Уметь воспринимать и анализировать

Использовать знания для создания связного текста


59

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве С-Щедрина. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках С-Щедрина

1



Знать смысл сказок, сатирические приемы

Уметь раскрывать смысл сказок, находить анализировать сатирические приемы

Использовать знания для создания связного текста


60

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».

1




Знать смысл сказок, сатирические приемы

Уметь находить и анализировать сатирические приемы

Использовать знания для создания связного текста


61

Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города

1




Знать историческую основу и проблематику

Уметь находить и анализировать сатирические приемы

Использовать знания для создания связного текста


62

Итоговый урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тест..

1



Знать творчество писателя литературно-теоретические понятия

Уметь выбирать правильную информацию

Использовать знания для выполнения тестовых заданий


63

А.К.Толстой. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого.

Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого

2

1






Знать жанровое и тематическое богатство

Уметь определять жанры и тематику

Использовать знания для создания связного текста


64

Тема России в лирике А.К.Толстого. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого

1




Знать особенности изображения России в лирике

Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать

Использовать знания для анализа стих-ий


65

Л.Н.Толстой

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель.

19

1




Знать основные этапы жизни и творчества

Уметь делать сообщения с применением презентации

Использовать знания для создания связного текста


66

«Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

1



Знать правду изображения войны

Уметь воспринимать, анализировать рассказы

Использовать знания для анализа рассказов


67

«Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»)

1




Знать историю создания и смысл названия

Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета

Использовать знания для создания связного текста


68

«Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир)

1



Знать нормы жизни представителей высшего света, отношение к ним

Уметь сопоставлять нормы жизни людей, анализировать эпизод

Использовать знания для анализа эпизода


69

Именины у Ростовых. Лысые Горы.

1




Знать нравственные ценности людей

Уметь анализировать эпизоды

Использовать знания для анализа эпизодов


70

Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

1




Знать особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей

Уметь раскрыть

особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


71

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.

1




Знать исторические процессы в стране через судьбы героев

Уметь давать хар-ку героев, проследить исторические процессы в стране через судьбы героев

Использовать знания для хар-ки героев


72

Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев.

1




Знать глубину и своеобразие внутренней жизни героев

Уметь раскрыть

глубину и своеобразие внутренней жизни героев

Использовать знания для создания связного текста


73

Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Отечественная война 1812 г Философия войны в романе

1




Знать композиционную роль философских глав, основные положения философских взглядов писателя

Уметь раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения философских взглядов писателя

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


74

Изображение войны 1812 г.

1




Знать особенности изображения войны

Уметь выявлять идейно-художественные особенности изображения войны

Использовать знания для создания связного текста


75

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».(Образы Кутузова и Наполеона)

1




Знать образы героев

Уметь давать сравнительную хар-ку героев, производить анализ эпизода

Использовать знания для сравнительной хар-ки героев


76

«Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе)

1




Знать особенности

изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями

Уметь раскрыть

особенности

изображения партизанской войны и изменения, происшедшие с героями

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


77

«Мысль народная» в романе.

1




Знать роль народа в истории, отношение автора к народу

Уметь обобщить роль народа в истории, отношение автора к народу

Использовать знания для анализа эпизода


78

Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог).

1




Знать сходство и различие в изображении мирной жизни по т.11 и эпилогу

Уметь проследить

сходство и различие в изображении мирной жизни по т.11 и эпилогу

Использовать знания для создания связного текста


79

В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?

1




Знать секрет обаяния героини

Уметь хар-ать образ героини

Использовать знания для хар-ки героини


80

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1



Знать образы героев

Уметь давать сравнительную хар-ку

Использовать знания для заполнения таблицы


81

«Мысль семейная» в романе

1



Знать идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя

Уметь анализировать эпизод

Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка


82-83

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

2




Знать содержание романа

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение

Использовать знания для написания сочинения


84

Ф.М.Достоевский

Художественный мир Ф.М.Достоевского

9

1




Знать особенности мировоззрения, своеобразие творчества

Уметь определять

особенности мировоззрения, своеобразие творчества

Использовать знания для создания связного текста


85

Образ Петербурга в русской литературе.

1



Знать особенности образа Петербурга в русской литературе

Уметь обобщить полученные знания

Использовать знания для создания связного текста


86

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе

1




Знать историю создания, тематику, проблематику, образ Петербурга

Уметь определять

историю создания, тематику, проблематику

Использовать знания для создания связного текста


87

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1




Знать особенности мира «униженных и оскорбленных»

Уметь раскрыть особенности

«униженных и оскорбленных»

Использовать знания для создания связного текста


88

Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя.

1




Знать суть теории героя

Уметь раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления

Использовать знания для создания связного текста


89

Преступление Раскольникова.

1



Знать, какую власть над человеком может иметь «теория», об ответственности человека за идею, которой он руководствуется.

Уметь пересказывать эпизоды, комментировать прочитанное.

Использовать знания для создания связного текста


90

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

1





Уметь давать хар-ку, выявить протест писателя против бесчеловечности общества

Использовать знания для создания связного текста


91

Возрождение души Раскольникова

1




Знать, как происходит возрождение человека, содержание романа

Уметь осмыслить последние страницы романа

Использовать знания для создания связного текста, выполения тестовых заданий


92

Сочинение- рассуждение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1



Знать содержание романа

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение

Использовать знания для написания сочинения


93

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

Особенности рассказов 80-90-х годов. Маленькая трилогия. «Человек в футляре».

7

1



Знать биографию писателя и особенности его драматургии.

Знать идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова.


Использовать знания для создания связного текста


94

Проблематика и «поэтика рассказов 90-х г. «Студент», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».

1



Знать тексты рассказов, их идейно-художественное своеобразие.

Уметь свободно владеть монологической литературной речью.

Использовать знания для создания связного текста


95

Рассказ «Ионыч». Душевная деградация человека.

2



Знать идейно-художественное своеобразие рассказа.

Уметь раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Использовать знания для создания связного текста


96

Особенности драматургии Чехова. «Вишневый сад». История создания, особенности сюжета и конфликта.

1



Знать основные принципы «новой драмы», историю создания «Вишневого сада» и художественное своеобразие пьесы.

Уметь конспектировать, делать тезисы.

Использовать знания для создания связного текста


97

Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад»

1



Знать систему образов, способы создания образов.

Уметь воспринимать, анализировать пьесу.

Использовать знания для создания связного текста


98

Символ сада в пьесе. Своеобразие чеховского стиля. Лирический подтекст в пьесе.

1



Знать роль лирического подтекста в пьесе, способы его создания.

Уметь проанализировать особенности речевой характеристики персонажей.

Использовать знания для создания связного текста


99

Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова.

2




Уметь понять тему, глубоко и полно ее раскрыть, привлечь текст художественного произведения для аргументации собственных выводов и обобщений.

Использовать знания для создания связного текста


100

Обзор зарубежной литературы 2-ой половины 19 века.

4

1



Знать общую характеристику и своеобразие зарубежной литературы второй половины 19 в.

Уметь конспектировать, находить нужный материал, пользуясь различными источниками.

Использовать знания для создания связного текста


101

Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

1



Знать особенность творческой манеры писателя.

Уметь комментировать прочитанное.

Использовать знания для создания связного текста


102

Оноре де Бальзак. «Гобсек».

1



Знать основные факты о жизни и творчестве, особенность творчества.

Уметь отбирать, систематизировать материал, делать выводы и обобщения, писать сочинение-размышление.

Использовать знания для создания связного текста


103

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество. Лирика.

1



Знать основные факты о жизни и творчестве, особенности творчества.

Уметь пользоваться приемами литературоведческого анализа.

Использовать знания для успешного выполнения контрольной работы


104-105

Резервные уроки.

2








6. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.

Литература в школе. Научно-методический журнал.

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Дидактический материал для учителя. – Саратов: Лицей, 2006.

Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2000.

Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.

Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.

Электронная хрестоматия по русской литературе DirektMEDIA.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/