Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга
муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО ___________/Васильева Н.Е./ Протокол №__ от_____2017г. | Согласовано заместителем директора по УР ___________/Газизова Г.Р./ __________________2017г. | Утверждаю директор МОБУ СОШ с,Кош-Елга _________________Васильева Н.Е. Приказ № от 2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 10 класса
на 2017 -2018 учебный год
Составитель: Васильев А.В.
учитель географии первой
квалификационной категории
КОШ-ЕЛГА - 2017
Содержание:
Пояснительная записка. 3 стр.
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета. 4 стр.
Учебно – тематический план. 5 стр.
Содержание учебного предмета. 5 стр.
Календарно-тематическое планирование 6 стр.
Перечень учебно – методического обеспечения 9 стр.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, и примерной программой по географии для 10 классов общеобразовательных учреждений, в соответствии с учебным планом МОБУ СОШ села Кош – Елга; федерального перечня учебников.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География 10 класс» под редакцией Максаковского В. П. - Москва: Просвещение, 2009 год и рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, т.е. 34 часа в год.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебного часа в неделю в 10-11 классах.
Таким образом, рабочая программа для 11 класса рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 33 часа в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Практическая работа |
1 | Введение | 1 | |
2 | Современная политическая карта мира | 4 | 4 |
3 | География мировых природных ресурсов | 6 | 1 |
4 | География населения мира | 7 | 1 |
5 | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 5 | 0 |
6 | География отраслей мирового хозяйства | 11 | 1 |
| Итого: | 34 | 7 |
Содержание учебного предмета
Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа). Введение. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика.
Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 часов). Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.
Тема 3. География населения мира (7 часов) Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Размещение и миграция населения. Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав. Религиозный состав населения России. Расселение. Урбанизация.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов). Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов). Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение мира. Химическая и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. География транспорта мира.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | ПОВТОРЕНИЕ | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | Дата проведения |
По плану | фактически |
Введение. | | | 04.09 | |
Современная политическая карта(4 часа) |
2..Многобразие стран современного мира. | | П/р №1 «Основные этапы формирования политической карты мира». | 11.09 | |
3.Международные отношения и политическая карта мира | Основные черты современной политической карты мира. | П/р №2 «Типы стран современного мира». | 18.09 | |
4.Государственный строй стран мира. | Национально – государственное устройство. | П/р №3 –4 «Государственный строй и администра-тивно – территори-альное устройство стран мира». «Характеристика ПГП страны». | 25.09 | |
5Политическая география | | | 2.10 | |
География мировых природных ресурсов(6 часов) |
6.Взаимодействие общества и природы. | | | 9.10 | |
7.Оценка мировых природных ресурсов. | Виды природных ресурсов. | П/р №5 «Оценка ресурсообеспеченнос-ти отдельных стран (регионов) мира (по выбору)». | 16.10 | |
8.Ресурсы Мирового океана, климатические и космические ресурсы, рекреационные ресурсы. | Понятия: географическая оболочка, агроклиматические ресурсы, ПК. | | 23.10 | |
9.Загрязнение окружающей среды. | Антропогенный ландшафт, экология. | | 6.11 | |
10.Географическое ресурсоведение и геоэкология. | | | 13.11 | |
11. Итоговое занятие по теме «Мировые природные ресурсы» | | Зачет№1 | 20.11 | |
География населения мира(7 часов) |
12.Численность и воспроизводство населения. | Типы воспроизводства. | | 27.11 | |
13. Состав населения. | | | 4.12 | |
14.Практическая работа«Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира». | Понятия: трудовые ресур-сы, воспр-во на-селения, сферы хозяйственной деятельности. | П/р №6 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира». | 11.12 | |
15.Размещение и миграция населения. | Миграции, виды миграций. | | 18.12 | |
16.Городское и сельское население. | Урбанизация, городская агло-мерация, мегалополис. | | 24.12 | |
17.Уровни и темпы урбанизации, сельское население. Население и окружающая среда | Окружающая среда. Меры ее охраны. | | 15.01 | |
18. Итоговое занятие по теме «География населения мира» | | Зачет №2 | 22.01 | |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство(5 часов) |
19. Научно – техническая революция. | | | 29.01 | |
20. Мировое хозяйство. | Развитие промы-шленности, с/х и транспорта в период новой истории. | | 5.02 | |
21.Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | | | 12.02 | |
22. Факторы размещения. | | | 19.02 | |
23. Итоговое занятие по теме «Научно- техническая революция» | | Зачет №3 | 26.02 | |
География отраслей мирового хозяйства(11 часов) |
24.География промышленности. | | | 5.03 | |
25.География сельского хозяйства. | | | 12.03 | |
26. География рыболовства. | | | 19.03 | |
27. География транспорта. | | | 2.04 | |
28. Знакомство со всемирными экономическими отношениями. | | | 9.04 | |
29. Внешние экономические связи. | | | 16.04 | |
30. Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира». | | | 23.04 | |
31.Итоговое занятие по теме « География отраслей мирового хозяйства». | | Зачет №4 | 7.05 | |
32. Обобщающее повторение по теме. | | | 14.05 | |
33. Обобщающее повторение курса географии 10 класса. | | | 21.05 | |
34. Итоговый урок. | | | 28.05 | |
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса:
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) |
| География 10 класс. :учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский . – М.: Просвещение, 2009 |
2 | Печатные пособия |
| методическое пособие |
| Комплект учебных карт по географии |
3 | Технические средства обучения |
| Персональный компьютер |
4 | Экранно-звуковые пособия |
| Презентации. |
5 | Цифровые образовательные ресурсы |
| Электронное приложение. |
6 | Учебно-практическое оборудование |
| Глобус Земли (физический) |
7 | Демонстрационные пособия |
8 | Интернет-ресурсы. |
4