Управление образования Администрации
Дмитровского городского округа Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАТУАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141865, Московская область, Дмитровский городской округ, рп. Некрасовский, ул. Парковая, д. 1
Тел: 8-496-222-40-47 (48), е-mail: katuarsch@mail.ru https://dmoukat.edumsko.ru/
ОКПО – 42277612; ОГРН – 1035001603691; ИНН/КПП - 5007029181 / 500701001
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МОУ Катуаровской СОШ |
___________________/Е.В.Филь/ |
Приказом № 176 от «30» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по геометрии
7б класса
Составил: Антонова А.Г.
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика (геометрия)» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного основного общего образования (2004), авторской программы по геометрии к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015., Основной образовательной программы МОУ Катуаровской СОШ.
Учебно-методический комплекс:
1. Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2 Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности.
Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащийся овладевает приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Изучение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умения вычислять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях деятельности.
В основу курса геометрии для 7 класса положены такие принципы как:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля.
«Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность)»
Цели и задачи курса
Обучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
-
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
-
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
-
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
-
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 7 классе изучение предмета «Геометрия» в объеме 66 часов в год , по 2 часа в неделю.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования, предъявляемые к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
-
определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;
-
единицы измерения отрезка, угла;
-
определение вертикальных и смежных углов, их свойства;
-
определение перпендикулярных прямых;
-
определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты;
-
определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника; определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки;
Обучающийся должен уметь:
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
-
находить стороны, углы и периметры треугольников, длины ломаных;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
-
обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
-
изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;
-
изображать треугольники и находить их периметр;
-
строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
-
доказывать признаки равенства треугольников;
-
показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
-
доказывать теорему о сумме углов треугольника;
-
знать, какой угол называется внешним углом треугольника;
-
применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
-
строить треугольники по трем элементам;
должны владеть компетенциями:
-
познавательной, коммуникативной, регулятивной;
-
способны решать следующие практико-ориентированные задачи:
-
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях,
-
работать в группах,
-
аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
-
уметь слушать других,
-
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов,
-
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации,
-
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие формулы;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность
Простейшие геометрические фигуры и их свойства. (15ч)
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Точка, прямая и плоскость. Отрезок, луч. Угол. Прямой угол, острый и тупой углы, развернутый угол. Биссектриса угла и ее свойство. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Градусная мера угла. Измерение углов на местности. Перпендикулярные прямые. Вертикальные и смежные углы. Построение прямых углов на местности.
Треугольники. (18ч)
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. (16ч)
Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.
Окружность и круг. Геометрические построения.(16)
Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности и ее свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Основные задачи на построение. Геометрическое место точек. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.(1ч)
Повторить материал курса геометрии 7 класса.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
фронтальная работа;
индивидуальная работа;
коллективная работа;
групповая работа;
рассказ;
объяснение;
лекция;
беседа;
применение наглядных пособий;
дифференцированные задания;
самостоятельная работа;
взаимопроверка;
дидактическая игра;
решение проблемно-поисковых задач.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Математика (геометрия) в 7 классе
на 66 часов (2 недельных часа)
на 2022-2023 учебный год
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Сроки проведения | |
по плану | по факту |
ГЛАВА I. Простейшие геометрические фигуры (15 ч.) |
1 | 1 | Точки и прямые. | 01.09.-02.09.22 | | |
2 | 2 | Точки и прямые. Теорема о пересекающихся прямых | 05.09-09.09.22 | | |
3 | 3 | Отрезок и его длина. Равные отрезки. | 05.09-09.09.22 | | |
4 | 4 | Основное свойство длины отрезков. | 12.09-16.09.22 | | |
5 | 5 | Определение расстояния между точками. | 12.09-16.09.22 | | |
6 | 6 | Луч. Угол. Равные углы. | 19.09-23.09.22 | | |
7 | 7 | Биссектриса угла. Единицы измерения углов. | 19.09-23.09.22 | | |
8 | 8 | Основное свойство измерения углов. | 26.09-30.09.22 | | |
9 | 9 | Смежные углы. Теорема о смежных углах. | 26.09-30.09.22 | | |
10 | 10 | Вертикальные углы. Теорема о вертикальных углах. | 03.10-07.10.22 | | |
11 | 11 | Смежные и вертикальные углы. Решение задач. | 03.10-07.10.22 | | |
12 | 12 | Перпендикулярные прямые. | 17.10-21.10.22 | | |
13 | 13 | Аксиомы. | 17.10-21.10.22 | | |
14 | 14 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 24.10-28.10.22 | | |
15 | 15 | Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 24.10-28.10.22 | | |
ГЛАВА II. Треугольники (18 ч.) |
16 | 1 | Анализ контрольной работы. Треугольники. Равные треугольники. Основное свойство равных треугольников. | 31.10-03.11.22 | | |
17 | 2 | Высота, медиана, биссектриса треугольника. | 31.10-03.11.22 | | |
18 | 3 | Первый признак равенства треугольников. | 07.11-11.11.22 | | |
19 | 4 | Серединный перпендикуляр к отрезку. Теорема о серединном перпендикуляре к отрезку. | 07.11-11.11.22 | | |
20 | 5 | Второй признак равенства треугольников. | 14.11-18.11.22 | | |
21 | 6 | Решение задач на применение первого и второго признаков равенства треугольников. | 14.11-18.11.22 | | |
22 | 7 | Проверочная работа на применение первого и второго признаков равенства треугольников. | 28.11-02.12.22 | | |
23 | 8 | Равнобедренный треугольник и его свойства. | 28.11-02.12.22 | | |
24 | 9 | Следствия из теоремы о свойствах равнобедренного треугольника. | 05.12-09.12.22 | | |
25 | 10 | Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника. | 05.12-09.12.22 | | |
26 | 11 | Тест на применение свойств равнобедренного треугольника. | 12.12-16.12.22 | | |
27 | 12 | Признаки равнобедренного треугольника. | 12.12-16.12.22 | | |
28 | 13 | Решение задач на применение признаков равнобедренного треугольника. | 19.12-23.12.22 | | |
29 | 14 | Третий признак равенства треугольников. | 19.12-23.12.22 | | |
30 | 15 | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников. | 26.12-30.12.22 | | |
31 | 16 | Теоремы. | 26.12-30.12.22 | | |
32 | 17 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Треугольники». | | | |
33 | 18 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники». | | | |
ГЛАВА III. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.) |
34 | 1 | Анализ контрольной работы. Параллельные прямые. | | | |
35 | 2 | Признаки параллельности двух прямых. | | | |
36 | 3 | Решение задач на применение признаков параллельности двух прямых. | | | |
37 | 4 | Свойства параллельных прямых. | | | |
38 | 5 | Свойства параллельных прямых. Определение расстояния между параллельными прямыми. | | | |
39 | 6 | Решение задач на применение свойств параллельных прямых. | | | |
40 | 7 | Сумма углов треугольника. | | | |
41 | 8 | Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. | | | |
42 | 9 | Неравенство треугольника. | | | |
43 | 10 | Теорема о соотношении между углами и сторонами треугольника. | | | |
44 | 11 | Прямоугольный треугольник. Признаки равенства прямоугольных треугольников. | | | |
45 | 12 | Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников. | | | |
46 | 13 | Свойства прямоугольного треугольника. | | | |
47 | 14 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. | | | |
48 | 15 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника». | | | |
49 | 16 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника.» | | | |
ГЛАВА IV. Окружность и круг. Геометрические построения (16 ч.) |
50 | 1 | Анализ контрольной работы. Геометрическое место точек. Теоремы о серединном перпендикуляре отрезка и биссектрисе угла как ГМТ. | | | |
51 | 2 | Определение окружности и круга как ГМТ. | | | |
52 | 3 | Некоторые свойства окружности. | | | |
53 | 4 | Касательная к окружности и ее свойства. | | | |
54 | 5 | Решение задач на применение свойств окружности и касательной к окружности. | | | |
55 | 6 | Окружность, описанная около треугольника. | | | |
56 | 7 | Окружность, вписанная в треугольник. | | | |
57 | 8 | Решение задач на применение теорем и следствий из них о вписанной и описанной окружности. | | | |
58 | 9 | Задачи на построение. Основные задачи на построение. | | | |
59 | 10 | Задачи на построение треугольника по заданным элементам. | | | |
60 | 11 | Решение задач на построение треугольника по заданным элементам. | | | |
61 | 12 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение. | | | |
62 | 13 | Применение метода геометрических мест точек к задачам на построение. | | | |
63 | 14 | Решение задач на построение. | | | |
64 | 15 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Окружность и круг. Геометрические построения». | | | |
65 | 16 | Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения». | | | |
ГЛАВА V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (1 ч.) |
66 | 1 | Анализ контрольной работы. Повторение и систематизация учебного материала. | | | |
| | . | | | |
| | | | | |
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол от «______»_______ 20_____г. № ______
Руководитель ШМО
_______________/_____________________/
подпись расшифровка
Согласовано
заместитель директора по УВР
_______________/___________________/
«______»_______ 20_____г.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАНИРОВАНИЯ
_по учебному предмету «Математика (геометрия)» в 7 классе____________
наименование программы
учитель Антонова А.Г.
(ФИО учителя)
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
19