СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и требованиями к рабочей программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № 67 от 31 августа 2018 г.










Рабочая программа

по географии 7 класс

Составитель программы:

Моисеенко Л.И





























г. Гагарин

2018 год





Пояснительная записка

    Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа: Программа курса «География». 5-9 класс. / авт. – сост. Е. М. Домогацких. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:

Е.М. Домогацких., Н.И. Алексеевский - М.: География: Материков и океанов. Учебник для 7 класса, 4-е издание М.: ООО «Русское слово» учебник, 2016.- (ФГОС. Инновационная школа).

 Данный учебник входит в перечень учебников, который утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На изучение предмета отводится - 68 часа (2 часа в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:



  • знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.


  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • выделять все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • самостоятельно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа, разнообразных источников географической информации;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей:

  • определять на карте местоположение географических объектов с использованием сторон горизонта;

понимание смысла собственной действительности:

  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.


Географическая номенклатура

Тема «Африка – материк коротких теней»

  • Атлаские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

  • реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези;

  • озера: Виктория, Танганьика, Чад;

  • Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Евразия – музей природы»

  • полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;

  • моря: Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

  • заливы: Финский, Ботнический, Персидский;

  • проливы: Карские ворота, Босфор, Малаккский;

  • острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

  • равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская;

  • плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

  • горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань;

  • нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; Ганг;

  • озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор, Аральское, Мертвое;

  • реки: Объ, Енисей, Лена, Печора, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Брахмапутра;

  • Россия (Москва), Китай (Пекин), Индия (Нью-Дели).

Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»

  • полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска;

  • заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский;

  • Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

  • горные системы Кордильер и Аппалачей, Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба;

  • реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

  • озера: Великие Американские, Виннипег, Большое Соленое;

  • Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Южная Америка – материк чудес»

  • Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля;

  • горы Анды, гора Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменность;

  • реки: Амазонка, Парана, Ориноко;

  • озера: Титикака, Маракайбо;

  • Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилия), Венесуэла (каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Австралия – маленький великан»

  • Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия, Большой Барьерный риф;

  • Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность;

  • река Муррей, озеро Эйр;

  • Австралийский Союз (Сидней, Мельбурн, Канберра).


Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 часов)

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часа)

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.



Раздел 2. Материки планеты Земля (47 часов)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 2. Австралия - маленький великан (6 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Тема 3. Антарктида - холодное сердце (2 часа)

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Тема 4. Южная Америка - материк чудес (8 часов)

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 5. Северная Америка - знакомый незнакомец (8 часов)

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Раздел 3. Взаимодействия природы и человека (3 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема урока

Кол-во часов

Дата


Раздел 1. Планета, на которой мы живем






Тема 1. Литосфера – подвижная твердь

6




1

Суша в океане

1




2

Геологическое время

1




3

Строение земной коры

1




4

Литосферные плиты и современный рельеф

Пр.р №1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем

1




5

Платформы и равнины

1




6

Складчатые пояса и горы. Пр. р. № 2 «Сопоставление карты строения земной коры и физической карты, выявление взаимосвязи тектоники и рельефа земли».

1





Тема 2. Атмосфера – мастерская климата

4




7

Пояса планеты Пр.р №3. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира

1




8

Воздушные массы, климатические пояса и климаты Земли.

1




9

Климатообразующие факторы

1




10

Обобщение по темам: «Литосфера», «Атмосфера.






Тема 3. Мировой океан – синяя бездна

4




11

Мировой океан и его части

1




12

Движение вод Мирового океана

1




13

Жизнь в океане

1




14

Особенности отдельных океанов.

1





Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм

2




15

Географическая оболочка Земли.

1




16

Зональность географической оболочки Пр. р №4. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

1





Тема 5. Человек – хозяин планеты

5




17

Освоение Земли человеком

1




18

Охрана природы

1




19

Население Земли

1




20

Политическая карта мира. Пр. р. № 5 Изучение политической карты мира

1




21

Обобщение по разделу «Планета, на которой мы живём»

1





Раздел 2. Материки планеты Земля

Тема 1. Африка – материк коротких теней

43


9







22

Географическое положение и история исследования Африки

Пр.р №6. Определение координат крайних точек материка, его протяженности в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту.

1




23

Геологическое строение и рельеф Африки Пр.р №7. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

1




24

Климат Африки

1




25

Гидрография Африки

1




26

Разнообразие природы Африки

1




27

Население Африки

1




28

Историко-культурные регионы Африки: Северная и Западная Африка

1




29

Центральная, Восточная и Южная Африка.

1




30

Обобщение по теме «Африка-материк коротких теней». Пр. р. № 8 Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке

1





Тема 2. Австралия – маленький великан

6




31

Географическое положение и история исследования Австралии

1




32

Компоненты природы Австралии

1




33

Особенности природы Австралии

1




34

Австралийский Союз

1




35

Океания – островной регион

1




36

Обобщение по теме «Австралия – маленький великан. Океания»

1





Тема 3. Антарктида – холодное сердце

2




37

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1




38

Особенности природы Антарктиды

1





Тема 4. Южная Америка – материк чудес

8




39

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования Пр. р №10. Сравнение географического положения Южной Америки и Африки. Определение координат крайних точек материка, его протяженности в градусной мере и километрах.

1




40

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1




41

Климат Южной Америки

1




42

Гидрография Южной Америки

1




43

Разнообразие природы Южной Америки

1




44

Население Южной Америки

1




45

Регионы Южной Америки

1




46

Обобщение по теме «Южная Америка – материк чудес».

1





Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец

8




47

Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований

1




48

Геологическое строение и рельеф Северной Америки

1




49

Климат Северной Америки. Пр. р. 11 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

1




50

Гидрография Северной Америки

1




51

Разнообразие природы Северной Америки

1




52

Население Северной Америки

1




53

Регионы Северной Америки

1




54

Обобщение по теме «Северная Америка – знакомый незнакомец».

1





Тема 6. Евразия – музей природы

10




55

Географическое положение и история исследования Евразии. Пр. р. № 12 Составление характеристики географического положения Евразии. Работа с контурной картой.

1




56

Геологическое строение и рельеф Евразии

1




57

Климат Евразии. Пр. р. № 13 Определение типов климата Евразии по климатограммам

1




58

Гидрография Евразии

1




59

Разнообразие природы Евразии

1




60

Население Евразии

1




61

Регионы Европы Пр.р №13. Составление географической характеристики стран Европы по картам атласа и другим источникам географической информации

1




62

Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия

1




63

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия Пр.р №14. Составление географической характеристики стран Азии по картам атласа и другим источникам географической информации

1




64

Обобщение по теме «Евразия – музей природы»

1




65

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)

1





Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека

3




66

Природа и человек.

1




67

Влияние природной среды на человека.

1




68

Катастрофические явления природного характера, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.

1