Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директора школы _______________ Тюрина Г.Н. Приказ № 67 от 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
по географии 7 класс
Составитель программы:
Моисеенко Л.И
г. Гагарин
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа: Программа курса «География». 5-9 класс. / авт. – сост. Е. М. Домогацких. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
Е.М. Домогацких., Н.И. Алексеевский - М.: География: Материков и океанов. Учебник для 7 класса, 4-е издание М.: ООО «Русское слово» учебник, 2016.- (ФГОС. Инновационная школа).
Данный учебник входит в перечень учебников, который утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение предмета отводится - 68 часа (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
выделять все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
самостоятельно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа, разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
понимание смысла собственной действительности:
формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.
Географическая номенклатура
Тема «Африка – материк коротких теней»
Атлаские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези;
озера: Виктория, Танганьика, Чад;
Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Евразия – музей природы»
полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
моря: Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
заливы: Финский, Ботнический, Персидский;
проливы: Карские ворота, Босфор, Малаккский;
острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская;
плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;
горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань;
нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; Ганг;
озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор, Аральское, Мертвое;
реки: Объ, Енисей, Лена, Печора, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Брахмапутра;
Россия (Москва), Китай (Пекин), Индия (Нью-Дели).
Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»
полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска;
заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский;
Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
горные системы Кордильер и Аппалачей, Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба;
реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
озера: Великие Американские, Виннипег, Большое Соленое;
Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Южная Америка – материк чудес»
Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля;
горы Анды, гора Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменность;
реки: Амазонка, Парана, Ориноко;
озера: Титикака, Маракайбо;
Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилия), Венесуэла (каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Австралия – маленький великан»
Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия, Большой Барьерный риф;
Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность;
река Муррей, озеро Эйр;
Австралийский Союз (Сидней, Мельбурн, Канберра).
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 часов)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часа)
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (47 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Тема 2. Австралия - маленький великан (6 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Тема 3. Антарктида - холодное сердце (2 часа)
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Тема 4. Южная Америка - материк чудес (8 часов)
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Тема 5. Северная Америка - знакомый незнакомец (8 часов)
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Раздел 3. Взаимодействия природы и человека (3 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
7а | 7б | 7в |
| Раздел 1. Планета, на которой мы живем | | | | |
| Тема 1. Литосфера – подвижная твердь | 6 | | | |
1 | Суша в океане | 1 | | | |
2 | Геологическое время | 1 | | | |
3 | Строение земной коры | 1 | | | |
4 | Литосферные плиты и современный рельеф Пр.р №1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем | 1 | | | |
5 | Платформы и равнины | 1 | | | |
6 | Складчатые пояса и горы. Пр. р. № 2 «Сопоставление карты строения земной коры и физической карты, выявление взаимосвязи тектоники и рельефа земли». | 1 | | | |
| Тема 2. Атмосфера – мастерская климата | 4 | | | |
7 | Пояса планеты Пр.р №3. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира | 1 | | | |
8 | Воздушные массы, климатические пояса и климаты Земли. | 1 | | | |
9 | Климатообразующие факторы | 1 | | | |
10 | Обобщение по темам: «Литосфера», «Атмосфера. | | | | |
| Тема 3. Мировой океан – синяя бездна | 4 | | | |
11 | Мировой океан и его части | 1 | | | |
12 | Движение вод Мирового океана | 1 | | | |
13 | Жизнь в океане | 1 | | | |
14 | Особенности отдельных океанов. | 1 | | | |
| Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм | 2 | | | |
15 | Географическая оболочка Земли. | 1 | | | |
16 | Зональность географической оболочки Пр. р №4. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах | 1 | | | |
| Тема 5. Человек – хозяин планеты | 5 | | | |
17 | Освоение Земли человеком | 1 | | | |
18 | Охрана природы | 1 | | | |
19 | Население Земли | 1 | | | |
20 | Политическая карта мира. Пр. р. № 5 Изучение политической карты мира | 1 | | | |
21 | Обобщение по разделу «Планета, на которой мы живём» | 1 | | | |
| Раздел 2. Материки планеты Земля Тема 1. Африка – материк коротких теней | 43 9 | | | |
22 | Географическое положение и история исследования Африки Пр.р №6. Определение координат крайних точек материка, его протяженности в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту. | 1 | | | |
23 | Геологическое строение и рельеф Африки Пр.р №7. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 | | | |
24 | Климат Африки | 1 | | | |
25 | Гидрография Африки | 1 | | | |
26 | Разнообразие природы Африки | 1 | | | |
27 | Население Африки | 1 | | | |
28 | Историко-культурные регионы Африки: Северная и Западная Африка | 1 | | | |
29 | Центральная, Восточная и Южная Африка. | 1 | | | |
30 | Обобщение по теме «Африка-материк коротких теней». Пр. р. № 8 Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке | 1 | | | |
| Тема 2. Австралия – маленький великан | 6 | | | |
31 | Географическое положение и история исследования Австралии | 1 | | | |
32 | Компоненты природы Австралии | 1 | | | |
33 | Особенности природы Австралии | 1 | | | |
34 | Австралийский Союз | 1 | | | |
35 | Океания – островной регион | 1 | | | |
36 | Обобщение по теме «Австралия – маленький великан. Океания» | 1 | | | |
| Тема 3. Антарктида – холодное сердце | 2 | | | |
37 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | | | |
38 | Особенности природы Антарктиды | 1 | | | |
| Тема 4. Южная Америка – материк чудес | 8 | | | |
39 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования Пр. р №10. Сравнение географического положения Южной Америки и Африки. Определение координат крайних точек материка, его протяженности в градусной мере и километрах. | 1 | | | |
40 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 1 | | | |
41 | Климат Южной Америки | 1 | | | |
42 | Гидрография Южной Америки | 1 | | | |
43 | Разнообразие природы Южной Америки | 1 | | | |
44 | Население Южной Америки | 1 | | | |
45 | Регионы Южной Америки | 1 | | | |
46 | Обобщение по теме «Южная Америка – материк чудес». | 1 | | | |
| Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец | 8 | | | |
47 | Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований | 1 | | | |
48 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | 1 | | | |
49 | Климат Северной Америки. Пр. р. 11 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. | 1 | | | |
50 | Гидрография Северной Америки | 1 | | | |
51 | Разнообразие природы Северной Америки | 1 | | | |
52 | Население Северной Америки | 1 | | | |
53 | Регионы Северной Америки | 1 | | | |
54 | Обобщение по теме «Северная Америка – знакомый незнакомец». | 1 | | | |
| Тема 6. Евразия – музей природы | 10 | | | |
55 | Географическое положение и история исследования Евразии. Пр. р. № 12 Составление характеристики географического положения Евразии. Работа с контурной картой. | 1 | | | |
56 | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | | | |
57 | Климат Евразии. Пр. р. № 13 Определение типов климата Евразии по климатограммам | 1 | | | |
58 | Гидрография Евразии | 1 | | | |
59 | Разнообразие природы Евразии | 1 | | | |
60 | Население Евразии | 1 | | | |
61 | Регионы Европы Пр.р №13. Составление географической характеристики стран Европы по картам атласа и другим источникам географической информации | 1 | | | |
62 | Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия | 1 | | | |
63 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия Пр.р №14. Составление географической характеристики стран Азии по картам атласа и другим источникам географической информации | 1 | | | |
64 | Обобщение по теме «Евразия – музей природы» | 1 | | | |
65 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | | | |
| Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека | 3 | | | |
66 | Природа и человек. | 1 | | | |
67 | Влияние природной среды на человека. | 1 | | | |
68 | Катастрофические явления природного характера, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. | 1 | | | |