7 класс.
Пояснительная записка.
Программа по предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе авторской программы по предмету «Музыка» для 5-7 классов основной школы, разработанной авторским коллективом Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, в соответствии с Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского (Сборник рабочих программ. Музыка 5-7 классы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 2-е издание. М., Просвещение, 2013 г.).
Место учебного предмета в учебном плане 1 час в неделю, всего 35 часов.
Планируемые результаты.
Наблюдать и уметь выражать своё отношение к многообразным явлениям жизни и искусству; понимать и различать особенности, специфику и родство художественных образов в разных видах искусств; участвовать в различных формах музицирования и выражать своё эмоциональное отношение во время исполнения музыкальных произведений; раскрывать образное содержание музыкальных произведений и высказывать суждение об основной идее, форме; осуществлять проектно-исследовательскую, творческую деятельность; определять стилевые особенности классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох; владеть специальной терминологией, знать имена выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, композиторов; называть крупнейшие музыкальные, выставочные, концертные центры, театры мирового значения.
Музыка существует, развивается, воздействует на людей и подвластна законам жизни. Научить ребят, опираясь на музыкальное искусство, думать, размышлять и видеть жизненные противоречия. Выявлять связи между музыкальными образами, определять характер их воздействия и развития в произведениях крупной формы различных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.). Выявлять идейно-эстетическое содержание с опорой на знания об общности законов развития музыки и жизни
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
познавательная деятельность
информационно-коммуникативная деятельность
рефлексивная деятельность
Содержание тем:
. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)
Классика и современность, 1 ч
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин», 2ч.
Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера, 2 ч
В музыкальном театре. Балет.-1ч.
В музыкальном театре. Балет «Ярославна», 2 ч
Героическая тема в русской музыке, 1 ч
В музыкальном театре. Первая американская национальная опера, 2 ч
Опера «Кармен». Новое прочтение оперы Бизе, 3 ч
Сюжеты и образы духовной музыки, 1 ч
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», 1 ч
Музыка к драматическому спектаклю, 1 ч
Раздел II. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки, 2 ч
Камерная инструментальная музыка, 2 ч
Циклические формы инструментальной музыки, 2 ч
Соната, 2 ч
Симфоническая музыка, 5 ч
Симфоническая картина. Инструментальный концерт.3ч.
Музыка народов мира.2ч.
7 класс «Музыка» Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во |
Тип урока | Элементы содержания | Дата проведения урока |
|
|
|
|
| план | факт |
| | | | | | |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки 17ч. |
1 | Классика и со- временность | 1 | Вводный | Значение слова «клас- сика». Понятия класси- ческая музыка, класси- ка жанра, стиль. Раз- новидности стилей. Интерпретация и обра- ботка классической му- зыки прошлого | 03.09 06.09
|
|
| | | | | | |
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальная драма- тургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | 10.09 13.09
|
|
3 | Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Расширение и углубление знаний | Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев | 17.09 20.09
| |
4 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2
| Сообщение и усвоение новых знаний ' | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | 24.09 27.09
| |
5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» | 2
| Сообщение и усвоение новых знаний ' | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | 01.10 04.10
| |
6 | В музыкальном театре. Балет
| 1 | Расширение и углубление знаний | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | 08.10 11.10
| |
7 | Балет Тищенко «Ярославна» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | 15.10 18.10
| |
8 | Балет Тищенко «Ярославна» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Яро- славна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров | 22.10 25.10
| |
9 | Героическая тема в русской музыке | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний
| Бессмертные произве- дения русской музы- ки, в которых отраже- на героическая тема защиты Родины и на- родного патриотизма | 05.11 08.11
| |
10 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | 12.11 15.11
| |
11 | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | 19.11 22.11
| |
12 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | 26.11 29.11
| |
13 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | 03.12 06.12
| |
14 | Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | 10.12 13.12
| |
15 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. | 17.12 20.12
| |
16 | Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | 1 | Расширение и углубление знаний | | 24.12 27.12
| |
17 | Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта» | 1 | | Музыкальные образы оперных героев «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | 10.01 14.01
| |
Раздел II. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов) |
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | 17.01 21.01
| |
19 | Музыкальная драматургия -развитие музыки | 1 | Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. | 24.01 28.01
| |
20 | Два направления музыкальной культуры : светская и духовная музыка | 1 | Расширение и углубление знаний | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка | 31.01 04.02
| |
21 | Камерная и инструментальная музыка: этюд | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа | 07.02 11.02
| |
22 | Транскрипция | 1 | Расширение и углубление знаний | Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений | 14.02 18.02
| |
23 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке |
21.02 25.02 | |
24 | Соната | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих | 28.02. 04.03
| |
25 | Соната | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов. | 07.03 11.03 | |
26 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | 14.03 18.03 | |
27 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта,
C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки |
21.03 01.04 | |
28 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | 04.04 08.04
| |
29 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | 11.04 15.04
| |
30 | Симфоническая музыка | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B.А. Моцарта, C.С. Прокофьева, Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | 18.04 22.04 | |
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины | 25.04 29.04 | |
32 | Инструментальный концерт | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна |
06.05. 13.05 | |
33 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Расширение и углубление | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз | 16.05 20.05 | |
34 | Пусть музыка звучит! | 1 | Расширение и углубление знаний. Повторительно-обобщающий урок | Углубление и расши- рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 23.05
| |
35 | Урок-концерт «Наполним музыкой сердца» | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. | 27.05
22.05 | |