города Ульяновска «Средняя школа № 32 »
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО __________ М.Н. Крашенинина Протокол № _____ от ______________ 2017 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________Г.Р. Шарафутдинова «______»_______________2017 | «Утверждаю» Директор школы __________ Л.В. Шляпкина Приказ № _______ от«______» ____________2017 |
Рабочая программа
по музыке
Класс 6
(индивидуальное обучение)
на 2017-2018 учебный год
Педагог Чигашова Марина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
г. Ульяновск, __2017___ г
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями.
2.Примерная основная образовательная программа ФГОС ООО от 08.04.2015 г.
3. Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. 2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011г, регистрационный номер 19993, с изменениями и дополнениями.
4. Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №32».
5. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 32» на 2017 - 2018 учебный год.
6. Годовым календарным учебным графиком на 2017 - 2018 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе:
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 6 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016
Для ученика, находящегося на индивидуальном обучении на изучение музыки выделен 0,25 ч. в неделю. По программе предусмотрено 35 уроков по 0,25 ч.
В связи с этим рабочая программа адаптирована и сокращена. Содержание рабочей программы включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса, но уменьшено количество часов на изучение каждой темы.
Планируемые результаты освоения программы по музыке.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
5. Содержание учебного курса
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (4,25ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (4,5 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
6. Тематическое планирование
№ урока | Тема раздела/ урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) | | | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 0,25 | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 0,25 | | |
3 | Два музыкальных посвящения | 0,25 | | |
4 | Портрет в музыке и живописи | 0,25 | | |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | 0,25 | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 0,25 | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов | 0,25 | | |
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 0,25 | | |
9 | Старинной песни мир | 0,25 | | |
10 | Народное искусство Древней Руси. | 0,25 | | |
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | 0,25 | | |
12 | «Перезвоны». Молитва. | 0,25 | | |
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. | 0,25 | | |
14 | Образы скорби и печали | 0,25 | | |
15 | «Фортуна правит миром» | 0,25 | | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 0,25 | | |
17 | Джаз – искусство 20 века | 0,25 | | |
| Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) | | | |
18 | Вечные темы искусства и жизни | 0,25 | | |
19 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | 0,25 | | |
20 | Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 0,25 | | |
21 22 | Инструментальный концерт | 0,25 0,25 | | |
23 | Космический пейзаж. Быть может вся природа – мозаика цветов. | 0,25 | | |
24 25 26 | Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | 0,25 0,25 0,25 | | |
27-28 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». | 0,25 | | |
29 | Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» | 0,25 | | |
30 31 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» | 0,25 0,25 | | |
32 33 | Мир музыкального театра. | 0,25 0,25 | | |
34 | Образы киномузыки. | 0,25 | | |
35 | Обобщающий урок. | 0,25 | | |
Итоговый тест
6 класс
Вариант № 1
Часть А
Музыка – это:
А) искусство, воздействующее на человека посредством звуков
Б) искусство, основанное на изображении окружающего мира посредством красок
В) искусство, воздействующее на человека словом
Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 10
Б) 200
В) 100
Низкий мужской голос:
А) бас
Б) тенор
В) сопрано
«Увертюра» - это:
А) определение темпа
Б) название балета
В) оркестровое вступление
Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой
Б) виолончель
В) кларнет
Какого инструмента нет в народном оркестре:
А) баяна
Б) балалайки
В) валторны
На какой линейке пишется нота СИ:
А) на первой
Б) на второй
В) на третьей
«Аккорд» - это:
А) созвучие из трех и более нот
Б) музыкальный жанр
В) музыкальный инструмент
«Мажор» - это:
А) грустный лад
Б) название оперы
В) веселый лад
Какого номера нет в опере:
А) арии
Б) па-де-де
В) дуэта
К зарубежным композиторам относится:
А) С.В. Рахманинов
Б) П.И.Чайковский
В) Ф.Шопен
Оркестр народных инструментов создал:
А) М.И. Глинка
Б) В.В. Андреев
В) Н.А. Римский-Корсаков
К числу русских композиторов относится:
А) В.А.Моцарт
Б) И.С. Бах
В) М.И.Глинка
Название последней части симфонии:
А) финал
Б) адажио
В) аллегро
Сколько балетов написано П. И. Чайковским:
А) 5
Б) 3
В) 6
Темп – это:
А) окраска звука
Б) характер музыкального произведения
В) скорость в музыке
Пауза – это:
А) знак молчания
Б) сила звучания в музыке
В) высота звука, голоса
Бард – это:
А) автор балета
Б) автор и исполнитель собственных песен
В) автор стихотворных композиций
Кто из перечисленных людей является бардом:
А) П.Чайковский
Б) С.Прокофьев
В) Б.Окуджава
Симфония - это:
А) песня без слов
Б) крупное музыкальное произведение для оркестра
В) крупное вокальное произведение
Часть В
1.Установите соответствие между именами и фамилиями композиторов
Имя | Фамилия |
Сергей Васильевич | А) Шопен |
Михаил Иванович | Б) Прокофьев |
Петр Ильич | В) Глинка |
Фридерик | Г) Рахманинов |
Вольфганг Амадей | Д) Кабалевский |
Николай Андреевич | Е) Моцарт |
Иоганн Себастьян | Ж) Бетховен |
Дмитрий Борисович | З) Бах |
Людвиг ван | И) Римский-Корсаков |
Сергей Сергеевич | К) Чайковский |
2. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений
1) Ф.Шуберт А) опера «Снегурочка»
2) П.Чайковский Б) песня-баллада «Лесной царь»
3) Н. Римский-Корсаков В) симфония № 40
4) В.Моцарт Г) романс «Я помню чудное мгновенье»
5) М.Глинка Д) балет «Щелкунчик»
3. Соедините названия средств выразительности с их определениями:
1) РИТМ А) скорость движения в музыке
2) МЕЛОДИЯ Б) чередование коротких и длинных звуков
3) ТЕМБР В) сила звучания в музыке
4) ТЕМП Г) настроение в музыке
5) ДИНАМИКА Д) окраска голоса, звука
6) ЛАД Е) высота звука, голоса
7) РЕГИСТР Ж) главная мысль музыкального произведения
4. Соедините стрелками правильно рисунки и названия музыкальных инструментов
1)Бубен 2)Домра 3)Ложки 4)Гусли 5)Балалайка 6)Баян
А) Б) В) Г) Д) Е)
5. Переставьте буквы в слове так, чтобы получилось новое слово, относящее к музыке:
лось…… с- - - (название ноты)
осло…… с- - - (исполнение музыкального произведения одним исполнителем)
фара……. а- - - (щипковый музыкальный инструмент)
шрам…… м- - - (один из основных жанров музыки)
мирон …. м- - - - (музыкальный лад грустной окраски)
нато…… н- - - (музыкальный знак)
Часть С
Напиши музыкальные размышления на тему: «Что такое музыка?»
Ключ к тесту
Часть А
1 – А | 8 – А | 15 – Б |
2 – В | 9 – В | 16 – В |
3 – А | 10 – Б | 17 – А |
4 – В | 11 – В | 18 – Б |
5 – Б | 12 – Б | 19 – В |
6 – В | 13 – В | 20 – Б |
7 – В | 14 – А | |