Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ, базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.).
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Введение - 4ч.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч .
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы:
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификации – 1ч.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники – 3ч
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6ч
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Раздел 7. Многообразие животного мира - 4ч
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных – 1ч
Как развивалась жизнь на Земле.
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов – 5ч
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле – 5ч
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.
Тематическое планирование уроков.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Виды контроля | Домашнее задание |
| Живой организм: строение и изучение | 9 | | |
1. | Введение. Живой организм. | 1 | | §1, вопросы стр.11 |
2. | Наука о живой природе | 1 | | §2, вопросы стр.16 |
3. | Методы изучения природы | 1 | Лабораторная работа №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений» | §3, вопросы стр.22 |
4. | Увеличительные приборы. | 1 | Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | §4, вопросы стр.26 |
5. | Живые клетки. | 1 | Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов» | §5, вопросы стр.32 |
6. | Химический состав клетки. | 1 | Лабораторная работа №4 «Определение состава семян» | §6, вопросы стр.38 |
7. | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | | §7, вопросы стр.46 |
8. | Великие естествоиспытатели | 1 | | §8, вопросы стр.48 |
9. | Контрольная работа по теме «Живой организм» | 1 | Тестовая работа №1 по теме «Живой организм» | читать стр. 49, знать основные понятия |
| Многообразие живых организмов | 15 | | |
10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | | §9, вопросы стр.56 |
11. | Разнообразие живого | 1 | | §10, вопросы стр.59 |
12. | Бактерии | 1 | | §11, вопросы стр.63 |
13. | Грибы | 1 | | §12, вопросы стр.67 |
14. | Растения. Водоросли. | 1 | | §13, вопросы стр.72 |
15. | Мхи. | 1 | | §14, вопросы стр.75 |
16. | Папоротники. | | | §15, вопросы стр.78 |
17. | Голосеменные растения | 1 | | §16, вопросы стр.82 |
18. | Покрытосеменные растения | 1 | | §17, вопросы стр.87 |
19. | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | | §18, вопросы стр.90 |
20. | Животные. Простейшие | 1 | | §19, вопросы стр.93 |
21. | Беспозвоночные | 1 | | §20, вопросы стр.96 |
22. | Позвоночные | 1 | | §21, вопросы стр.99 |
23. | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | | §22, вопросы стр.101 |
24. | Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | Тестовая работа №2 по теме «Многообразие живых организмов» | стр. 102 читать, знать основные понятия |
| Среда обитания живых организмов | 5 | | |
25. | Три среды обитания. | 1 | | §23, вопросы стр.108 |
26. | Жизнь на разных материках. | 1 | | §24, вопросы стр.114 |
27. | Природные зоны. | 1 | | §25, вопросы стр.120 |
28. | Жизнь в морях и океанах | 1 | Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | §26, вопросы стр.124 |
29. | Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | 1 | Тестовая работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов» | Читать стр. 125 |
| Человек на Земле | 6 | | |
30. | Как человек появился на Земле. | 1 | Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела» | §27, вопросы стр.134 |
31. | Как человек изменил Землю. | 1 | | §28, вопросы стр.139 |
32. | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. | 1 | | §29, 30, вопросы стр.142, 145 |
33. | Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | | §31, вопросы стр.152 |
34. | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» | 1 | Тестовая работа №4 по теме «Человек на Земле» | Читать стр. 153, знать основные понятия |
35. | Мир биологии. Обобщение знаний | 1 | | §24, вопросы стр.93 |
| итого | 35 | | |
| Лабораторных работ | 6 | | |