СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5-го класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»










Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ, базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012


Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.







Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.).

























Содержание программы

Биология. Введение в биологию. 5 класс.

(35 часов, 1 час в неделю)


Раздел 1. Введение - 4ч.

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч .

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

  • Устройство ручной лупы и светового микроскопа.

  • Строение клеток кожицы чешуи лука.

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Лабораторные и практические работы:

  • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.

  • Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.


Раздел 4. Многообразие организмов, их классификации – 1ч.

Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.


Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники – 3ч

Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

  • Съедобные и ядовитые грибы.




Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6ч

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Лабораторные и практические работы:

  • Водоросли в аквариуме.

  • Листья и споры папоротников.

  • Хвоя и шишки голосеменных растений.

  • Строение цветкового растения (органы).


Раздел 7. Многообразие животного мира - 4ч

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 8.Эволюция растений и животных – 1ч

Как развивалась жизнь на Земле.

Раздел 9 .Среда обитания живых организмов – 5ч

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Раздел 10 . Человек на Земле – 5ч

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.




















Тематическое планирование уроков.


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Виды контроля

Домашнее задание


Живой организм:

строение и изучение

9



1.

Введение. Живой организм.

1


§1, вопросы стр.11

2.

Наука о живой природе

1


§2, вопросы стр.16

3.

Методы изучения природы

1

Лабораторная работа №1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений»

§3, вопросы стр.22

4.

Увеличительные приборы.

1

Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

§4, вопросы стр.26

5.

Живые клетки.

1

Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов»

§5, вопросы стр.32

6.

Химический состав клетки.

1

Лабораторная работа №4 «Определение состава семян»

§6, вопросы стр.38

7.

Вещества и явления в окружающем мире

1


§7, вопросы стр.46

8.

Великие естествоиспытатели

1


§8, вопросы стр.48

9.

Контрольная работа по теме «Живой организм»

1

Тестовая работа №1 по теме «Живой организм»

читать стр. 49, знать основные понятия


Многообразие

живых организмов

15



10

Как развивалась жизнь на Земле

1


§9, вопросы стр.56

11.

Разнообразие живого

1


§10, вопросы стр.59

12.

Бактерии

1


§11, вопросы стр.63

13.

Грибы

1


§12, вопросы стр.67

14.

Растения. Водоросли.

1


§13, вопросы стр.72

15.

Мхи.

1


§14, вопросы стр.75

16.

Папоротники.



§15, вопросы стр.78

17.

Голосеменные растения

1


§16, вопросы стр.82

18.

Покрытосеменные растения

1


§17, вопросы стр.87

19.

Значение растений в природе и жизни человека

1


§18, вопросы стр.90

20.

Животные. Простейшие

1


§19, вопросы стр.93

21.

Беспозвоночные

1


§20, вопросы стр.96

22.

Позвоночные

1


§21, вопросы стр.99

23.

Значение животных в природе и жизни человека

1


§22, вопросы стр.101

24.

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

1

Тестовая работа №2 по теме «Многообразие живых организмов»

стр. 102 читать, знать основные понятия


Среда обитания

живых организмов

5



25.

Три среды обитания.

1


§23, вопросы стр.108

26.

Жизнь на разных

материках.

1


§24, вопросы стр.114

27.

Природные зоны.


1


§25, вопросы стр.120

28.

Жизнь

в морях и океанах






1

Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

§26, вопросы стр.124

29.

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»

1

Тестовая работа №3 по теме «Среда обитания живых организмов»

Читать стр. 125


Человек на Земле


6



30.

Как человек появился на Земле.


1

Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

§27, вопросы стр.134

31.

Как человек изменил Землю.


1


§28, вопросы стр.139

32.

Жизнь под

угрозой. Не станет ли Земля пустыней.


1


§29, 30, вопросы стр.142, 145

33.

Здоровье человека и безопасность

жизни

1


§31, вопросы стр.152

34.

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

1

Тестовая работа №4 по теме «Человек на Земле»

Читать стр. 153, знать основные понятия

35.

Мир биологии.

Обобщение

знаний

1


§24, вопросы стр.93


итого

35




Лабораторных работ

6









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!