Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089),
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии МО РФ 2004 г.
Авторской программы по химии Н. Н. Гара (Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы Москва
« Просвещение» 2008г)
Изучение учебного предмета осуществляется основании
нормативно-правовых документов:
1) Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования »;
3)Приказа Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;
4)Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ;
5)Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7) Учебного плана МАОУ «Бургуйская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год.
8) Годового календарного учебного графика МАОУ «Бургуйская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год.
Согласно учебному планы школы на 2018 – 2019 учебный год на курс химии в 10 классе отводится 70 часов ( 2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику: «Химия 10 класс, авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Москва « Просвещение» 2012 год.
Количество часов, на которые рассчитана программа
Программа предполагает на изучение материала 70 часов в год, 2 часа в неделю
(из расчета 35учебных недель) по программе (4 часа – резервное время),
из них: для проведения контрольных работ -5 часов, практических работ -6 часов.
Цели и задачи изучения предмета:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;
выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.
Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Наименование раздела (темы) | Количество часов по программе Н.Н.Гара | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических работ | В том числе контрольных работ |
1 | Тема 1« Теоретические основы органической химии» | 4 | 4 | - | - |
2 | Тема №2 « Предельные углеводороды (алканы)» | 7 | 7 | 1 | 1 |
3 | Тема 3« Непредельные углеводороды» | 6 | 6 | 1 | - |
4 | Тема 4 « Ароматические углеводороды (арены)» | 4 | 4 | - | - |
5 | Тема 5 «Природные источники углеводородов» | 6 | 8 (6+2 из резерва) | - | 1 |
6 | Тема 6 «Спирты и фенолы» | 6 | 6 | - | - |
7 | Тема 7 « Альдегиды и кетоны» | 3 | 3 | - | - |
8 | Тема 8« Карбоновые кислоты » | 6 | 7 (6 + 1ч из резерва) | 2 | 1 |
9 | Тема 9 «Сложные эфиры. Жиры» | 3 | 3 | - | - |
10 | Тема 10. «Углеводы» | 7 | 7 | 1 | - |
11 | Тема 11 «Амины и аминокислоты» | 3 | 3 | - | - |
12 | Тема 12 «Белки» | 4 | 4 | - | - |
13 | Тема 13 «Синтетические полимеры» | 7 | 8 (7+1 ч из резерва) | 1 | 2 |
| Итого | 70 | 70 | 6 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ», 10 КЛАСС:
Тема 1. Теоретические основы органической химии. 4 часа
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. 2. Модели молекул органических веществ. 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.
4. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Углеводороды (25 часов)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). 7 часов
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды. 6 часов
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Демонстрации. 1.Горение этилена. 2. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.3. Образцы полиэтилена.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены). 4 часа
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. 1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов. 8 часов
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Кислородсодержащие органические соединения (27 часов)
Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Демонстрации. 1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием. 5.
Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.
Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны. 3 часа
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты. 1. Получение этаналя окислением этанола. 2. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
Тема 8. Карбоновые кислоты. 7 часов.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.
Практическая работа. 1. Получение и свойства карбоновых кислот. 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. 3 часа
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. иры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.
Тема 10. Углеводы. 7 часов
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. ахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации.
Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Азотсодержащие органические соединения (7 часов)
Тема 11. Амины и аминокислоты. 3 часа
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки. 4 часа
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. онятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. имия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.
Высокомолекулярные соединения (8 часов)
Тема 13. Синтетические полимеры (8 часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. интетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. интетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате изучения химии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать / понимать:
важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тема 1. Теоретические основы органической химии
Учащиеся должны знать:
особенности состава и строения органических веществ;
основные положения теории А.М.Бутлерова;
классификацию органических веществ;
понятия «гомолог», «изомер», «функциональная группа», «геометрия молекул».
Уметь:
доказывать положения теории на примерах;
составлять структурные формулы изомеров и гомологов;
уметь изображать пространственные конфигурации молекул органических веществ, исходя из типа гибридизации;
изготавливать модели молекул органических соединений.
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов.
Уметь:
записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.
Тема 3. Непредельные углеводороды
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов;
состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины;
Уметь:
записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 4. Ароматические углеводороды.
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения ароматических углеводородов;
токсическое влияние бензола на организм человека и животных.
Уметь:
записывать структурные формулы молекул ароматических углеводородов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства ароматических углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 5. Природные источники углеводородов
Учащиеся должны знать:
состав природного газа, нефти, угля;
способы переработки сырья;
области применения продуктов переработки.
Уметь:
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
решать задачи с производственным содержанием.
Тема 6. Спирты и фенолы
Учащиеся должны знать:
понятие об одноатомных и многоатомных спиртах, функциональной группе;
строение молекулы, физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения;
состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения;
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина;
использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека;
характеризовать физические и химические свойства фенола;
Тема 7. Альдегиды и кетоны.
Учащиеся должны знать:
состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие), понятие о карбонильной группе;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения.
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства альдегидов;
Тема 8. Карбоновые кислоты
Учащиеся должны знать:
состав карбоновых кислот;
понятие о карбоксильной группе;
нахождение в природе и области применения кислот;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот.
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства кислот;
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.
Учащиеся должны знать:
состав и строение сложных эфиров;
нахождение в природе и области применения жиров и эфиров;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения жиров и эфиров;
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства сложных эфиров;
применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
составлять уравнения реакции этерификации;
составлять структурные формулы жиров;
составлять уравнения реакций получения и гидролиза жиров.
Тема 10. Углеводы.
Учащиеся должны знать:
состав и классификацию углеводов;
состав, физические и химические свойства, получение и применение глюкозы;
состав, физические и химические свойства, получение и применение сахарозы;
состав, физические и химические свойства, получение и применение крахмала и целлюлозы;
Уметь:
характеризовать химические свойства важнейших углеводов;
составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде;
доказывать биологическое значение углеводов;
Тема 11. Амины и аминокислоты.
состав, способы получения и области применения аминов;
особенности строения и свойств анилина как ароматического амина;
состав аминокислот, физические и химические свойства, нахождение в природе;
Уметь:
составлять структурные формулы молекул и давать им названия по систематической номенклатуре;
характеризовать свойства аминов в сравнении с аммиаком;
характеризовать физические и химические свойства аминокислот;
Тема 12. Белки.
Учащиеся должны знать
состав белков, структуры белков, понятие о денатурации;
общие понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях;
о проблемах, связанных с применением лекарственных препаратов.
Уметь:
составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза;
проводить качественные реакции для распознавания белков.
Тема 13. Синтетические полимеры.
Учащиеся должны знать:
основные понятия химии высокомолекулярных соединений;
области применения высокомолекулярных соединений на основании их свойств.
Уметь:
характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий;
составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;
экспериментально распознавать пластмассы и волокна
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
• называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
Отметка «5»:
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные
ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Н.Н.Гара. Программа общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2008 год.
2. Учебник «Химия 10 класс», авторы:Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман.Москва «Просвещение» 2012 г.
3. .И.Г.Хомченко Решение задач по химии 8-11 классы Москва «Новая волна» Издатель Умеренков 2011 год.
4. Поурочные разработки по химии 10 класс. М.Ю.Горковенко.Москва «ВАКО» 2006 год.
5. Нестандартные уроки. Химия 8-11. Л.М.Брейгер. Волгоград 2002г.
6. Научно-методический журнал «Химия в школе» издательство «Центрхимпресс».
7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 10-11 класс Москва «Интеллект-Центр» 2007 г.
8. Сборник «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ» 2015год Химия, ООО « Издательство Астрель»
9.ЦОРы
10. Электронное приложение к учебнику 10 класса
Тематическое планирование уроков химии 10 класс
№ п/п | Дата | Название темы(раздела)+ количество часов | Тема урока | Учебный материал | Вид учебного занятия | Форма и вид контроля | Домашнее задание |
| |
1 | | | Тема1. Теоретические основы органической химии (4 ч.) | Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических веществ. | Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональная группа. Гомологический ряд. Гомологи. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 1, 2, упр. 1-8, (с. 10) |
2 | | | | Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления её развития. | Понятие гомологов и изомеров. Правила написания структурных формул. Названия веществ по номенклатуре ИЮПАК. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 1, 2 |
3 | | | | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. | Сигма и пи – связи. Кратность связи. Электроотрицательность. Энергия связи Направленность ковалентной связи. Гибридизация орбиталей атома углерода. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 3, упр. 1-5, (с. 13) |
4 | | | | Классификация органических соединений. | Многообразие органических веществ. Принципы классификации веществ. | Урок закрепления знаний | Фронтальный опрос | § 4-6 |
5/1 | | | Тема2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч.) | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура и изомерия. | Парафины. Электронное строение. Углеродный скелет. Изомерия. Номенклатура. Реакция изомеризации. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля – текущий Форма контроля Тест по теме №1 15 мин. | § 7 , упр. 13-17 (с. 28), задачи 1-2 |
6/2 | | | | Физические и химические свойства алканов. | Физические свойства алканов. Структурная изомерия. Правила систематической номенклатуры. Основные химические свойства алканов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Самостоятельная работа | § 7, упр. 18-21, задачи 4-5 (с. 28) |
7/3 | | | | Получение и применение алканов. | Реакция Вюрца. Октановое число. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля текущий Форма контроля – С.р. «Алканы» 20 мин. | §7 |
8/4 | | | | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. | Алгоритм решения расчетных задач на вывод формулы вещества. | Урок закрепления знаний | Вид контроля текущий Форма контроля – решение задач | Задачи по индиви-дуальным карточкам |
9/5 | | | | Циклоалканы. | Циклопропан (состав, свойства). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | §8 |
10/6 | | | | Практическая работа №1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах» | Определение эксперименталь-ным путем наличия в молекуле выданного органического вещества атомарных углерода и водорода. | Практическая работа | Вид контроля - текущий Форма контроля –практическая работа | Отчет о работе |
11/7 | | | | Контрольная работа №1 по теме «Предельные углеводороды» | Контроль степени усвоения учебного материала темы | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Вид контроля итоговый Форма - контрольная работа | |
12/1 | | | Тема3. Непредельные углеводороды. (6 часов) | Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. | Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис, транс – изомерия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 9 |
13/2 | | | | Свойства, получение и применение алкенов. | Правило Марковникова. Реакции: гидрогалогенирование, окисление, полимеризация, гидрирование, гидратация. дегидрирования, дегидратация, дегидрогалогенирования. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля – С.р. «Алкены» 15 мин. | § 9 упр. 1-9, (с. 43) |
14/4 | | | | Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств» | Получение этилена дегидратацией этанола. Горение этанола. Окисление этанола перманганатом калия. | Практическая работа | Вид контроля - текущий Форма контроля – практическая работа | Отчет о работе |
15/5 | | | | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук. | Диеновые углеводороды. Сопряженные связи. Изопрен. Свойства натурального и синтетического каучука. Резина. Эбонит. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 10-12 упр. 10-15, (с. 43) |
16/6 | | | | Ацетилен и его гомологи. | Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 13, упр. 1,4, (с. 55-56), |
17/7 | | | | Получение и применение ацетилена. | Реакция Кучерова. Реакции димеризации, тримеризации | Урок закрепления знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля – Тест в формате заданий ЕГЭ «Алкины.Алкадиены 15 мин. | § 13 задачи 1, 4 |
18/1 | | | Тема4. Ароматические углеводороды - арены. (4 часа) | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. | Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы. Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 14-15, упр. 8 (с. 67) |
19/2 | | | | Физические и химические свойства бензола. | Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора). | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 14-15, упр.11. 12 (с. 67) |
20/3 | | | | Гомологи бензола. Свойства. Применение. | Строение и свойства толуола. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля Тест в формате заданий ЕГЭ «Арены» 20 мин. | § 14-15, (с. 67) задача 4 |
21/4 | | | | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | Генетическая связь между классами углеводородов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. | Комбинированный урок | Решение задач по карточкам | |
22/1 | | | Тема5. Природные источники углеводородов. (8 часов) | Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование. | Природный газ. Попутные нефтяные газы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 16, упр. 1-2, задача 1 (с. 78-79) |
23/2 | | | | Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Перегонка нефти. | Газ и нефть как топливо. Альтернативные виды топлива. Перегонка нефти, фракции нефти, детонационная стойкость бензина, октановое число. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 17, упр. 11-12, задача 3 (с. 78-79) |
24/3 | | | | Крекинг нефти.. | Крекинг и риформинг. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля- тест в форме ЕГЭ «Природные источники углеводородов, их переработка» 20 мин. | § 18 |
25/4 | | | | Коксохимическое производство | | Комбинированный урок | Вид контроля - Текущий | § 19 |
26/5 | | | | Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Алгоритм решения расчетной задачи | Решение задач | Вид контроля текущий Форма контроля – решение задач | Задачи по карточкам |
27/6 | | | | Генетическая связь между классами углеводородов. | Генетическая связь между классами углеводородов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. | Комбинированный урок | Вид контроля - текущий Форма контроля- работа по индивидуальным карточкам | Задание по карточкам |
28/7 | | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Непредельные и ароматические углеводороды». | Состав, строение, изомерия и номенклатура непредельных и ароматических углеводородов. | Урок обобщения и систе матизации знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля- выполнение упражнений | Подготовка к контрольной работе |
29/8 | | | | Контрольная работа №2 по теме «Непредельные и ароматические углеводороды» | Контроль ЗУН по темам 3-5 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Вид контроля итоговый Форма контроля – контрольная работа | |
30/1 | | | Кислородсодержащие органические соединения (25 часов) Тема 6. Спирты и фенолы. (6 часов) | Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. | Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 20-21 |
31/2 | | | | Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. | Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля- С.р. «Предельные одноатомные спирты» 15 мин | § 20-21, упр. 1-7 (с. 88) |
32/3 | | | | Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола. | Комбинированный урок | Вид контроля - текущий Форма контроля - решение задач | § 20-21 (с. 88), задачи 1, 2 |
33/4 | | | | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. | Решение схем превращений, доказывающих существование генетической связи между спиртами и УВ. | Комбинированный урок | Вид контроля - текущий Форма контроля- решение схем превращений по карточкам | § 36, упр. 1-2, 4, 7, 8 (с. 98), задачи 1-3 |
34/5 | | | | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. | Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 22, упр. 1-5, (с. 92), задачи 1-3 |
35/6 | | | | Строение, свойства и применение фенола. | Фенолы. Строение, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. | Комбинированный урок | Вид контроля - текущий Форма контроля - С.р. «Многоатомные спирты» 15 мин | § 23-24, упр. 1-2, (с. 125) |
36/1 | | | Тема7. Альдегиды и кетоны. (3 часа) | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. | Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 25-26 |
37/2 | | | | Свойства альдегидов. Получение и применение. | Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 25-26, упр. 1-3 (с. 105-106) |
38/3 | | | | Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение. | Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля - тест в формате ЕГЭ «Альдегиды» 15 мин. | § 25-26, упр. 4-6 (с. 105-106) |
39/1 | | | Тема8. Карбоновые кислоты.(7часов) | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. | Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 27-28, вопр. 5-10, (с. 117) |
40/2 | | | | Свойства карбоновых кислот. Получение и применение. | Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот.Применение кислот в народном хозяйстве. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 27-28, вопр. 11-14, (с. 117) |
41/3 | | | | Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот» | Лабораторный способ получения карбоновых кислот | Практическая работа | Вид контроля - текущий Форма контроля – практическая работа | Отчет о работе |
42/4 | | | | Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. | Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов. | Комбинированный урок | Вид контроля - текущий Форма контроля- решение схем генетических превращений | Работа с цепочками органическихсоединений |
43/5 | | | | Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» | Экспериментальное доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций. | Практическая работа | Вид контроля - текущий Форма контроля – практическая работа | Отчет о работе |
44/6 | | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | Строение, изомерия, химические свойства и способы получения спиртов, фенолов, альдегидов и карбоновых кислот. | Урок обобщения и систематизации знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля –тест по теме «Карбоновые кислоты» 20 мин | Работа с цепочками органическихсоединений |
45/7 | | | | Контрольная работа №3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды, кетоны», «Карбоновые кислоты» | Контроль ЗУН по темам 6-8 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Вид контроля итоговый Форма контроля – контрольная работа | |
46/1 | | | Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. (3 часа) | Сложные и свойства сложных эфиров, их применение. | Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 30 вопр. 1-6, (с. 129), задача 1 |
47/2 | | | | Жиры, их строение ,свойства и применение. | Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 31, вопр. 7-12, (с. 129), задача 3 |
48/3 | | | | Понятие о синтетических моющих средствах.. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вид контроля - текущий Форма контроля -тест в формате ЕГЭ «Сложные эфиры. Жиры» 15 мин. | Записи в тетради |
49/1 | | | Тема10. Углеводы. (7часов) | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.. | Классификация углеводов. Сахара. Моносахариды. Брожение. Глюкоза. Строение глюкозы. Биологическая роль углеводов. Фотосинтез. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 32 упр. 1-3, (с. 146) |
50/2 | | | | Химические свойства глюкозы. Применение. | Химические свойства глюкозы. Основные области применения глюкозы. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 32, упр. 4-5, (с. 146) |
51/3 | | | | Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение. | Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 33, (с. 146), задача 1 |
52/4 | | | | Крахмал ,его строение, химические свойства, применение. | Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи ворганизме. Гликоген. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 34, упр. 15-16, (с. 146-147) |
53/5 | | | | Целлюлоза ,её строение и химические свойства. | Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 35, упр. 16-18, (с. 146-147) |
54/6 | | | | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ» | Экспериментальной доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций. | Практическая работа | Вид контроля текущий Форма контроля – практическая работа | Отчет о работе |
55/7 | | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы» | Состав, строение и химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы. | Урок закрепления знаний | Компьютерный тест – тренинг по теме «Углеводы» | задача 3 (с. 146-147) |
56/1 | | | Азотсодержащие органические соединения (7 ч.) Тема 11. Амины и аминокислоты. (3 часа) | Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических углеводородов. | Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 36, упр. 6-9, (с. 157) |
57/2 | | | | Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. | Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение ά-аминокислот. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 37, упр. 12-13, (с. 157) |
58/3 | | | | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач. | Взаимосвязь гомологических рядов. | Урок закрепления знаний | Вид контроля текущий Форма контроля – тест в формате заданий ЕГ«Амины. Аминокислоты» 15 мин. | (с. 157), задачи 2-3 |
59/1 | | | Тема 12. Белки. (4 часов) | Белки – природные полимеры. Состав и строение белков. | Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 38 |
60/2 | | | | Свойства белков.Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. | Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 38, упр. 1-3, (с. 162) |
61/3 | | | | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты. | Азотсодержащие гетероциклические соединения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | §39 |
62/4 | | | | Химия и здоровье человека. | Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним. | Урок обобщения и системати зациизнаний | Вид контроля текущий Форма контроля – тест по теме «Белки» 15 мин. | § 40-41 |
63/1 | | | Тема13. Синтетические полимеры (8 часов) | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения.Основные методы синтеза полимеров. | Мономер. Структурное звено. Степень полимеризации. Молекулярные и пространственные полимеры. Механическая прочность нейлона, капрона. Применение ВМС | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 42 |
64/2 | | | | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. | Общая характеристика пластмасс. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Температуры кипения и плавления. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | § 42, упр. 1-3, 7, (с. 176) |
65/3 | | | | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.Синтетические волокна.Капрон.Лавсан. | Общая характеристика волокон. Каучуки. Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос | § 42-44, упр. 1-10, (с. 182) |
66/4 | | | | Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон» | Экспериментальное распознавание пластмасс и волокон в лабораторных условиях | Практическая работа | Вид контроля текущий Форма контроля – практическая работа | Отчет о работе. Подгото-виться к к/р |
67/5 | | | | Контрольная работа №4 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения» | Контроль ЗУН по темам | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Вид контроля итоговый Форма контроля – контрольная работа | |
68/6 | | | | Обобщение материала темы. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Алгоритм решения расчетных задач | Урок обо бщения и систематизации знаний | Вид контроля текущий Форма контроля – решение задач | Подгото-виться к к/р |
69/7 | | | | Итоговая контрольная работа по курсу органической химии. | Контроль ЗУН по курсу рганической химии 10 класса | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Вид контроля итоговый Форма контроля – контрольная работа в форме теста | |
70/8 | | | | Анализ результатов контрольного итогового тестирования. Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. | | Урок обо бщения и систематизации знаний | Фронтальный опрос | |