Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для основной общеобразовательной школы для 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Учебного плана МБОУ лицей № 12 города Ишимбай;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Учебного комплекса В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 9 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. — М.: Дрофа, 2010).
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Программа определяет следующие цели:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи курса:
• дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
• развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
• формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика курса
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия;
- осмысление лингвистической сути понятия;
- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;
- формулирование теоретических выводов;
- углубление знаний.
Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.
Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 66 ч, предусмотренных учебным планом для МБОУ лицея №12. Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:
9 класс — 66 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углубленном уровне являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;
4) достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности. Особенно органично предмет «Русский язык» связан с литературой и историей. Закономерности русского языка иллюстрируются примерами из русской классической и современной литературы. Функционирование средств языка в речи представлено не только словосочетаниями и предложениями, но и текстами разных стилей и жанров.
Центральное место в школьном курсе русского языка занимает литературный язык — лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система норм. Систему норм держит статика, а динамика языка совершается в речи.
« Без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — писал А. С. Пушкин. Грамматические ошибки — отступления от литературных норм — подвергаются оценке мастеров художественного слова. Выразительные речевые факты через литературу занимают определённые места в системе языка: в грамматиках, словарях и справочниках. Очевидна связь русского языка с жизнью общества, его историей. Изменения в звуковой системе языка, развитие лексики и фразеологии находят объяснение в этимологических справочниках, в изложении, хотя и очень кратком, исторических событий, взаимодействия русского народа с другими народами и т. д.
Самобытность русского языка, его исключительные жизненные потенции подчиняют заимствованные слова и выражения русским правилам функционирования, нередко изменяя звуковой и морфемный состав заимствований, утрачивающих при этом своё чужеземное обличье.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
а) рецептивные (слушание и чтение):
• восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);
восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);
понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);
способность к самостоятельному поиску информации: способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;
отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;
сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);
умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);
б) продуктивные (говорение и письмо):
определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;
умение выражать свое отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);
соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;
владение монологической и диалогической формой речи;
соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; определение причин коммуникативных неудач;
умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);
участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;
использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;
владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются следующие:
По окончании 9 класса учащиеся научатся:
• составлять схемы сложных предложений разных типов;
• различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
• правильно ставить знаки препинания;
• строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;
• употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
• соотносить члены предложения и придаточные предложения;• производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
• различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
• строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
• составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
• писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Содержание программы учебного предмета
Общие сведения о языке (3ч.) Основные формы существования национального русского языка | |
Понятие о литературном языке | |
Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка | |
Повторение изученного в 5-8 классах (2ч.) | |
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами. | |
Предложения с обособленными членами | |
Сложное предложение (24ч.) Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. | |
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | |
ССП. Знаки препинания в ССП. | |
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | |
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | |
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. | |
Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей | |
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП | |
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | |
Виды придаточных предложений | |
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные | |
Придаточные определительные | |
| |
Придаточные дополнительные | |
| |
Придаточные обстоятельственные | |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них | |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. | |
Тире в БСП | |
Двоеточие в БСП | |
Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП» | |
Сложное предложение с разными видами связи | |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | |
Предложения с чужой речью (5ч.) Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | |
Предложения с прямой речью | |
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | |
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. | |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи» | |
Повторение (11ч.) | |
Тема (раздел) | Общее количество часов | Общие сведения о языке | 3 | Повторение изученного в 5-8 классах | 2 | Сложное предложение | 24 | Предложения с чужой речью | 5 | Повторение | 11 | Развитие речи | 16 | Контрольные работы | 5 | Всего | 66 |
|
11