СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа для основной общеобразовательной школы для 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Учебного плана МБОУ лицей № 12 города Ишимбай;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Учебного комплекса В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 9 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. — М.: Дрофа, 2010).


Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Программа определяет следующие цели:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи курса:

• дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на прак­тике;

• развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

• формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.


Общая характеристика курса

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:

- введение понятия;

- осмысление лингвистической сути понятия;

- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала;

- формулирование теоретических выводов;

- углубление знаний.

Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:

1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.

Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 66 ч, предусмотренных учебным планом для МБОУ лицея №12. Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:

9 класс — 66 ч.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углубленном уровне являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образо­вания и самообразования;

4) достаточный объём словарного запаса и грамматиче­ских средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональ­ной, социальной деятельности. Особенно органично предмет «Русский язык» связан с ли­тературой и историей. Закономерности русского языка иллюстрируются приме­рами из русской классической и современной литературы. Функционирование средств языка в речи представлено не только словосочетаниями и предложениями, но и текстами разных стилей и жанров.

Центральное место в школьном курсе русского языка за­нимает литературный язык — лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система норм. Сис­тему норм держит статика, а динамика языка совершается в речи.

« Без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — писал А. С. Пушкин. Грамматические ошибки — отступле­ния от литературных норм — подвергаются оценке мастеров художественного слова. Выразительные речевые факты че­рез литературу занимают определённые места в системе язы­ка: в грамматиках, словарях и справочниках. Очевидна связь русского языка с жизнью общества, его историей. Изменения в звуковой системе языка, развитие лексики и фразеологии находят объяснение в этимологических спра­вочниках, в изложении, хотя и очень кратком, историче­ских событий, взаимодействия русского народа с другими народами и т. д.

Самобытность русского языка, его исключительные жиз­ненные потенции подчиняют заимствованные слова и выра­жения русским правилам функционирования, нередко изме­няя звуковой и морфемный состав заимствований, утрачивающих при этом своё чужеземное обличье.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по русскому языку на углуб­лённом уровне являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

• восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакоми­тельным, детальным, выборочным);

  • восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (про­смотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);

  • понимание информации устного и письменного сообще­ния (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);

  • способность к самостоятельному поиску информации: способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;

  • отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

  • сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);

  • умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

  • определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;

  • умение выражать свое отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

  • соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

  • владение монологической и диалогической формой речи;

  • соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; определение причин коммуникативных неудач;

  • умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);

  • участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.

  1. применение приобретённых знаний и умений в повсе­дневной жизни;

  2. использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;

  3. использование русского языка для эффективного обще­ния со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях обще­ния, в том числе при совместной деятельности;

  4. владение национально-культурными нормами поведе­ния в различных ситуациях межличностного и межкультур­ного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку на углублён­ном уровне являются следующие:

По окончании 9 класса учащиеся научатся:

• составлять схемы сложных предложений разных типов;

• различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

• правильно ставить знаки препинания;

• строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

• употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

• соотносить члены предложения и придаточные предложения;• производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

• различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

• строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

• составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

• писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.


Содержание программы учебного предмета

Общие сведения о языке (3ч.)

Основные формы существования национального русского языка


Понятие о литературном языке


Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка


Повторение изученного в 5-8 классах (2ч.)


Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами.


Предложения с обособленными членами



Сложное предложение (24ч.)

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений.


Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП


ССП. Знаки препинания в ССП.


Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения


Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом


Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.


Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей


Подчинительные союзы и союзные слова в СПП


Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному


Виды придаточных предложений


Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные


Придаточные определительные




Придаточные дополнительные




Придаточные обстоятельственные


СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них


Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.


Тире в БСП


Двоеточие в БСП


Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП»


Сложное предложение с разными видами связи


Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи


Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи



Предложения с чужой речью (5ч.)

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью


Предложения с прямой речью


Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.


Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.


Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»




Повторение (11ч.)



Тема (раздел)

Общее количество часов

Общие сведения о языке


3

Повторение изученного в 5-8 классах

2

Сложное предложение

24

Предложения с чужой речью

5

Повторение

11

Развитие речи

16

Контрольные работы

5

Всего

66













11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!