СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от17.12.2010г № 1897);

  3. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726-р);

  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки от 30.08.2013 г. N 1015);

  5. О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 г. N 09-1672);

  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (от 29 декабря 2010 г, N 189 в редакции изменений N 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81);

  7. Программа дополнительного образования и внеурочной деятельности (приказ №136/2 от 31.08.2017);

  8. Учебный план дополнительного образования, внеурочной и кружковой деятельности на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель программы

Цель - обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы:

углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

совершенствование коммуникативной культуры учащихся; воспитание культуры обращения с книгой

; воспитания любви и уважения к русскому языку;

развитие смекалки и сообразительности;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

принцип связи теории с практикой; принцип доступности;

принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

принцип добровольного участия школьников в занятиях;

принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся; принцип занимательности.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповые (работа в больших и малых группах); индивидуальные.

Виды деятельности: теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция); практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений - миниатюр, аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов); индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов по учебному плану: всего – 34 занятия, 1 час в неделю.






Раздел. Ι. Планируемые результаты освоения курса


Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в обществе;

  • навыки сотрудничества со сверстниками;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации;

  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

  • сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

  • свободное использование словарного запаса;

  • сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции восьмиклассников;


Формы контроля: викторины, творческие конкурсы, грамматические турниры, КВНы, ролевые игры, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.


Раздел Ι Ι . Содержание курса

Тема 1. Язык - вековой труд поколений. (2ч).

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (2ч.)

Лексикография - наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс - аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы - синонимы и антонимы.

Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (3ч.)

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.

Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд - «словесных» деревьев».

Тема 7. Различай и отличай. (3час.).

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 8. Командира приказзакон для нас или кто командует корнями?(1 час.)

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4час)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (3 ч.)

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 12. В многословии не без пустословия. (2ч.)

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.

Тема 14. Что в имени тебе моем? (5 ч.)

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.


Раздел Ι Ι Ι . Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Практи

ческих

1

Язык - вековой труд поколений

2

1

1

2

Самое лучшеепрямо и просто сказанное слово

2

1

1

3

Не все годится, что говорится

2

1

1

4

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов

2

1

1

5

Каков человек, такова его и речь

2

1

1

6

С русским языком можно творить чудеса!

3

2

1

7

Различай и отличай

3

2

1

8

Командира приказзакон для нас или кто командует корнями?

1

1


9

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

4

3

1

10

Нет той тайны, чтобы не была явна

3

2

1

11

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

1


1

12

В многословии не без пустословия

2

1

1

13

По речи узнают человека

2

1

1

14

Что в имени тебе моем?

5

1

4


Итого

34

18

16


Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Тема 1. Язык - вековой труд поколений




1.1

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о русском языке

1



1.2

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов»

1




Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово




2.1

Лексикография - наука о составлении словарей. Как найти слово?

1



2.2

Конкурс - аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте

1



3

Тема 3. Не все годится, что говорится




3.1

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?»

1



3.2

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка»

1



4

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»




4.1

Фразеологизмы - синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета

1



4.2

Работа с фразеологическим словарём. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1



5

Тема 5. Каков человек, такова его и речь




5.1

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке .

2



5.2

Фонетический КВН

1



6

Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!»




6.1

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке

1



6.2

Иноязычные

словообразовательные элементы в русском языке

1



6.3

Практическая работа «Составление

словообразовательных гнёзд - «словесных» деревьев»

1



7

Тема 7. Различай и отличай




7.1

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С

1



7.2

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов

2



8

Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?




8.1

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова

1



9

Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть




9.1

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум

1



9.2

Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир

1



9.4

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи

2



10

Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна




10.1

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады

1



10.2

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1



10.4

Игры с рифмой. Создание лимериков по школьной тематике

1



11

Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно




11.1

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте»

1



12

Тема 12. В многословии не без пустословия




12.1

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

1



12.2

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

1



13

Тема 13. По речи узнают человека




13.1

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником

1



13.2

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Конкурс знатоков речи

1



14

Тема 14. Что в имени тебе моем?




14.1

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой

1



14.2

Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала

3



15

Тема 15. Аукцион знаний. Защита проекта «Что в имени тебе моем?»

1




Материально-техническое обеспечение программы


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического

оснащения

Количество

1. Библиотечный фонд

1

Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор- составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

1

2

Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор- составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

1

3

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

1

2. Печатные пособия

1

Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2009г.

1

2

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.


3

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2008г.

1

4

Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2008 г.

1

5

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

1

6

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.

1

7

Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.

1



8

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.

1

9

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

1

10

Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

1

11

ШанскийН.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!