СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс Домоводство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью предмета «Домоводство» специального (коррекционного) образовательного учреждения  является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся:

-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;

-знаний и умений ухода за домашними животными;

-умений общения;

-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);

-эмоционально положительного отношения к окружающим;

-познавательной деятельности.

Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана с учётом индивидуальной программы ребёнка-инвалида (рекомендована МСЭ) и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. 

 

     Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу был включен раздел: «Питание», где даются элементарные сведения о посуде, кухонных принадлежностях, обучающиеся упражняются в приготовлении простейших блюд.

       Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает воз­можность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружа­ющем мире.

  Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выра­ботке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков, воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс Домоводство»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

«Согласовано»

Руководитель МО

Дашиева Е.В.

Протокол №________ от

_____________2022г.


«Согласовано»

Зам. директора по ВР

СКОШИ № 2

_______ Л.А. Осколкова


«Утверждено»

Директор школы

_________А.Н. Аюшеев

Приказ № ________________ от

______________________2022г.

МП







Рабочая программа

По предмету: Домоводство








Класс:

Количество часов:

8

68












Составитель:

Сокольникова С.И.








г. Улан-Удэ

2022-2023

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Уставом ГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 », адаптированной основной образовательной программой школы, «Программы   специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», М, «Просвещение» - 2006г. Авторы программы: И. М. Бгажнокова.

План предусматривает обучение в 8 классе в объеме 68 часов, по 2 часов в неделю по II варианту Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / для умственно отсталых детей/.

Целью предмета «Домоводство» специального (коррекционного) образовательного учреждения является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся:

-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;

-знаний и умений ухода за домашними животными;

-умений общения;

-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);

-эмоционально положительного отношения к окружающим;

-познавательной деятельности.

Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана с учётом индивидуальной программы ребёнка-инвалида (рекомендована МСЭ) и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. 


Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу был включен раздел: «Питание», где даются элементарные сведения о посуде, кухонных принадлежностях, обучающиеся упражняются в приготовлении простейших блюд.

Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает воз­можность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружа­ющем мире.

Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выра­ботке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков, воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные (выпол­нение обучающимся всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирова­ния умений пользоваться колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения с посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный случай наруше­ния правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно при­учать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различ­ных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тет­ради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задачи занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления, и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепле­ния полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения.

Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроиз­водя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и прие­мы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения при­влекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по домоводству следует уделять вни­мание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.

Занятия по домоводству проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающих­ся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать сани­тарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок.

По предмету «Домоводство» итоговый контроль проводится в форме письменного опроса (контрольно-измерительная работа за полугодие и за год) или тестировании


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


1-й уровень

Учащиеся должны знать:

  • правила расчетов за коммунальные и бытовые услуги;

  • основные гигиенические требования к охране здоровья;


  • правила вызова врача, ухода за больными в семье.

  • правила гигиены и ухода за собой;

  • смысловые различия между досуговой деятельностью, развлечением и отдыхом.

Учащиеся должны уметь:


  • соотносить заработную плату и примерный бюджет семьи;

  • планировать свою полезную деятельность в семье;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • пользоваться безопасными лекарственными препаратами.

  • устанавливать связи между понятиями здоровье, нравственное поведение, красота человека;

  • планировать досуговую деятельность и развлечения на неделю (месяц); с учетом расчета денежных средств (на основе заданных модулей).


2-й уровень

Учащиеся должны знать:

  • о том, что расходы семьи строятся на основе заработка;

  • основные статьи расходов (питание, одежда, коммунальные, бытовые и другие услуги);

  • свой распорядок дня и обязанности в доме;

  • основные гигиенические требования по уходу за телом;

  • правила вызова врача.

  • что красота человека состоит из здорового образа жизни и нравственного поведения;


  • необходимые для пола и возраста гигиенические требования по уходу за телом.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные гигиенические требования по уходу за телом;

  • помочь больному в доме.

  • организовать свой отдых и развлечения с пользой;

  • выбирать необходимые вещи (из перечня возможных) для отдыха летом.



Учебно-тематический план по Домоводству предусматривает следующее распределение по часам


По школьному учебному плану -2часа в неделю, 68 часов в год


I четверть – 18 часов


Раздел I: «Разумная экономика» - 10 часов

Раздел II: «Домашняя аптечка»- 8 часов


II четверть – 14 часов


РазделI : «Питание» - 14часов


III четверть- 20 часов


Раздел: « Здоровье»- 8 часов

Раздел: «Здоровье и красота» 10 часов

Раздел: Правила этики – 2 часов


IV четверть – 16 часов


Раздел: «Организация досуга» -10 часов

Раздел: «Летний отдых»- 6 часов























Перспективно тематический план по предмету Домоводство Поурочное планирование 8 класс I четверть(18 часов)

Наименование темы, раздела

Основные знания

Основные умения

Время

Кол-во часов

Тип урока

Методы, средства

Формы


Раздел I: Разумная экономика - (10 ч)








1

Урок 1. «Вводное занятие» Заработная плата. Бюджет семьи

Рассказать план работы на четверть, ознакомить с предметом «Домоводство», его связь с другими предметами

Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем соблюдение Т.Б. Распределение учащихся по рабочим местам.

Соблюдать правила безопасности

Бережно относится к предметам.

Знать понятие бюджет семьи

6.09

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснения Таблица по ТБ

Бригадная, индивидуальная


2.


Урок 2. Планирование расходов

Рассказать о понятии планирование расходов

Знать, на какие категории делятся покупки


13.09

2

Урок изучения новых знаний

Беседа

практическая работа Наглядные материалы

индивидуальная коллективная


3.


Урок 3. Вещи долговременного пользования и их стоимость

Рассказать, что относиться к вещам долговременного пользования

Знать, как продлить срок службы предмета, изделия

20.09

2

Урок обобщения и систематизации знаний






Беседа

Наглядные материалы

индивидуальная коллективная


4.

Урок 4. Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы


Рассказать понятие о непредвиденные расходы

Объяснить, как правильно планировать денежные средства на отдых

Знать, как планировать денежных средств на отдых, непредвиденные расходы


27.09

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа

Наглядные материалы

индивидуальная коллективная


5.

Урок 5. Планирование бюджета семьи

Рассказать, как необходимо планировать бюджет семьи

Знать, особенности бюджета в разных семьях

Знать, что входит в доходную и расходную части бюджета

4.10

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа

Наглядные материалы

индивидуальная коллективная


Раздел II: Домашняя аптечка (8ч)


1.

Урок 1. Правила комплектования аптечки

Рассказать об аптечке, что она должна содержать

Знать, что должно быть в аптечке


11.10

2

Урок изучения новых знаний

Инструкт. ТБ.

Беседа

объяснение

коллективная индивидуальная


2.

Урок 2. Народные безопасные средства для дезинфекции, полоскания и ожогов

Рассказать о народных средствах для дезинфекции

Знать, как правильно пользоваться народными средствами

18.10

2

Урок изучения новых знаний

Наглядный материал беседа, объяснение

коллективная индивидуальная


3.

Урок 3. Виды и правила обращения с лекарствами.

Рассказать о видах и правилах обращения с лекарствами

Знать, как пользоваться лекарствами


25.10

2

Урок изучения новых знаний

Наглядный материал беседа, объяснение

коллективная индивидуальная


4.

Урок 4. Хранение лекарств

Рассказать, как и где правильно хранить лекарства

Уметь хранить лекарства

1.11

1

Урок изучения новых знаний

Наглядный материал беседа, объяснение

коллективная индивидуальная


5.

Урок 5. Контрольная тест за I четверть

Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание.

Научиться правильно, планировать выполнение работы

1.11

1

Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН

Практический Карточки задания

Индивидуальный


Перспективно тематический план по предмету Домоводство

Поурочное планирование 8 класс II четверть(14 часов)


Наименование темы, раздела

Основные знания

Основные умения

Время

Кол-во часов

Тип урока

Методы и средства

Формы


РАЗДЕЛ I:«ПИТАНИЕ» (14 часов)








1

Урок 1. Вводное занятие ТБ. Приготовление изделий из теста

Ознакомить с предметом «Домоводство», его связь с другими предметами

Рассказать о значение изделий из теста.

Соблюдать правила тех. Безопасности

Уметь выбрать доброкачественные продукты

15.11

2

Урок изучения новых знаний

Беседа

Инструктаж по ТБ Таблица, кухонные инструменты

бригадная


2

Урок 2. Приготовление блинчиков

Объяснить последовательность приготовления блинчиков

Уметь самостоятельно готовить блины

22.11

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение Инструктаж по ТБ Таблица, кухонные инструменты


Индивидуальная бригадная


3.

Урок 3. Приготовление вареников

Объяснить последовательность приготовления вареников

Уметь готовить вареники

Уметь подбирать ингредиенты для приготовления вареников

29.11

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснение.

практическая

работа

Инструктаж по, ТБ Кухонные инструменты

Бригадная

индивидуальная


4.

Урок 4. Приготовление пиццы

Рассказать способы и последовательность приготовления пиццы

Уметь готовить пиццу самостоятельно




6.12

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснение.

практическая

работа

Инструктаж по, ТБ Кухонные инструменты

Бригадная

индивидуальная


5.

Урок 5 Приготовление печения

Рассказать способы и последовательность печения

Знать, как приготовить печения

13.12

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснение.

практическая

работа

Инструктаж по, ТБ Кухонные инструменты


Бригадная

индивидуальная


6.

Урок 6. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

Рассказать, что такое меню, как оно составляется.

Уметь составлять меню

20.12

2

Урок изучения новых знаний

Объяснение беседа ТБ практическая работа Таблица посуда

Бригадная


7.

Урок 7. Контрольный тест за II четверть

Рассказать о рецептах к праздничному столу

Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание.


Знать несколько рецептов к праздничному столу

Научиться правильно, планировать выполнение работы

27.12

1

Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН

Журналы с рецептами


Карточки задания


Бригадная


Индивидуальный


8.

Урок 8. Сервировка стола к ужину


Рассказать, какую посуду используют для сервировки стола к ужину


Уметь сервировать стол к ужину


27.12

1

Урок изучения новых знаний


Объяснение беседа ТБ практическая работа Таблица посуда


Бригадная





















Перспективно тематический план по предмету Домоводство Поурочное планирование 8 класс III четверть(20 часов)

Наименование темы, раздела

Основные знания

Основные умения

Время

Кол-во часов

Тип урока

Методы и средства

Формы

Раздел I:«Здоровье» (8 часов)

1

Урок 1.Вводное занятие. Гигиенический режим, его правила в течение дня, недели

Рассказать о гигиеническом режиме

Уметь составить для себя рациональный режим

17.01

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение Мини-плакаты

коллективная

2.

Урок 2. Источники заболевания. Профилактика воспалительных и вирусных заболеваний

Рассказать о воспалительных и вирусных заболеваниях

Знать, что является источниками заболевания, меры профилактики

24.01

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение Мини-плакаты

коллективная

3.

Урок 3. Травмы и ожоги

Рассказать о видах травм и ожогов

Знать, как оказать первую помощь при ожогах и травмах

31.01

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение Мини-плакаты

коллективная

4.

Урок 4. Правила вызова врача, «скорой помощи». Уход за больными в доме.

Рассказать о предметах для сервировки стола

Уметь ухаживать за посудой для круп и сыпучих продуктов


7.02

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение Мини-плакаты

коллективная

Раздел II:«Здоровье и красота» - (8 часов)

1.

Урок 1. Понятие о здоровом образе жизни

Рассказать учащимся о здоровом образе жизни


Знать, понятие духовного и физического здоровья человека

Уметь беречь свое здоровье


14.02

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение Мини-плакаты

коллективная

2.

Урок 2. Внешняя красота и ее правила

Рассказать о правилах, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить красоту

Знать, как сохранить природную красоту

Уметь подбирать средства с учетом состояния кожи


21.02

2

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение Мини-плакаты

коллективная

3.

Урок 3. Гигиенические средства для девушек и юношей

Объяснить, какие гигиенические средства существуют


Уметь пользоваться гигиеническими средствами

28.02

2

Урок изучения новых знаний

Объяснениепрактическая работа

коллективная

4.

Урок 4. Косметические средства

Рассказать о значении косметике для девушек и юношей

Знать приемы нанесения косметических средств

Уметь правильно ухаживать за кожей лица, шеи рук и ног

7.03

2

Урок изучения новых знаний

Объяснение.

практическая

работа

Инструктаж по ТБ Таблица, карточки

бригадная

Раздел III:«Правила этики» - (4 часа)

1.

Урок 1. Поведение в общественных местах

Рассказать о поведение в общественных местах

Знать правила поведения в обществе

Уметь культурно вести себя в общественных местах


14.03

1

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение

коллективная

2.

Урок 2. Правила выхода из конфликтной ситуации в семье и с друзьями

Рассказать о конфликтах и как предотвратить конфликтную ситуацию

Уметь анализировать поступки людей и давать им правильную оценку


14.03

1

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение

коллективная

3

Урок 3. Правила поведение в гостях

Рассказать правила приема гостей. Поведение хозяев при встрече, расставании и во время визита

Знать правила приема гостей

Уметь встречать гостей, вежливо вести себя во время их приема

21.03

1

Урок изучения новых знаний

Беседа, объяснение

коллективная

4.

Урок 4. Контрольный тест за III четверть

Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание.

Научиться правильно, планировать выполнение работы

21.03

1

Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН

Практический Карточки задания

Индивидуальный



























Перспективно тематический план по предмету Домоводство Поурочное планирование 8 класс IV четверть(16 часов)

Наименование темы, раздела

Основные знания

Основные умения

Время

Кол-во часов

Тип урока

Методы и средства

Формы

Раздел I:» Организация досуга» (10 часов)

1

Урок 1. Досуг, отдых и развлечения

Рассказать об отдыхе и видах развлечений

Знать понятие досуга, отдыха

4.04

2

Урок изучения новых знаний

Беседа.

коллективная

индивидуальная

2

Урок 2. Организация досуга

Рассказать, как правильно организовать досуг

Уметь организовать досуг и отдых,

11.04

2

Урок изучения новых знаний

Беседа. Объяснение.

коллективная индивидуальная

3.

Урок 3. Досуг, как укрепление и развитие здоровья

Рассказать, как организовать досуг для укрепления и развития здоровья

Знать, как с помощью досуга можно укрепить здоровье

18.04

2

Урок изучения новых знаний

Беседа. Объяснение.

коллективная индивидуальная

4.

Урок 4. Отдых и его разновидности

Рассказать о видах отдыха.

Объяснить цели семейного отдыха

Знать, что такое активный и пассивный отдых

25.04

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснение Наглядные пособия

коллективная индивидуальная

5.

Урок 5. Виды развлечений

Объяснить, какие бывают развлечения

Знать

2.05

2

Урок обобщения и систематизации знаний






Объяснение Наглядные пособия.

коллективная индивидуальная

Раздел II: « Летний отдых» (6 часов)

1.

Урок 1. Планирование отдыха на лето

Рассказать, как семья должна планировать отдых

Уметь планировать отдых для своей семьи


9.05

2

Урок изучения новых знаний

Беседе. Объяснения. Картинки

коллективная

индивидуальная

2.

Урок 2. Бюджет отдыха

Рассказать о понятие бюджет.

Объяснить, как правильно рассчитать бюджет на отдых

Уметь выбирать вид отдыха по бюджету семьи

16.05

2

Урок изучения новых знаний

Беседа Задания

коллективная

индивидуальная

3.

Урок 3. Подготовка к путешествию

Рассказать о подготовки к путешествию


Уметь собираться в дорогу

Знать, какие предметы необходимо брать с собой в дорогу

23.05

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснение Наглядные пособия

коллективная индивидуальная

4.

Урок 4. Контрольная тест за IV четверть

Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в задание.

Научиться правильно, планировать выполнение работы

23.05

1

Урок проверки, оценки, коррекции ЗУН

Карточки задания

Индивидуальный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!