СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс ФГОС»



Поурочно-тематическое планирование

по географии в 8 классе

(68 часа, 2 ч в неделю)

Тема урока

Кол-во часов



1

Введение 1ч


Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации.



1


2

Тема 1. Наша родина на карте мира – 5 часов

Географическое положение России.


1

3

Моря, омывающие территорию России.

1

4

Россия на карте часовых поясов.

1

5

Как осваивали и изучали территорию России.

2

6

Итоговый урок по теме «Наша Родина на карте мира»

1





7

РАЗДЕЛ 1

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые – 4 часа


Особенности рельефа России.





1

8

Геологическое строение территории нашей страны.

1

9

Минеральные ресурсы России.

1

10

Развитие форм рельефа.

1



11-12

Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 5часов


От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы.




2

13

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. 

1

14

Разнообразие климатов России .

1

15

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

16

Проверка знаний по теме «Рельеф и климат».


17

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России – 3 часа

Разнообразие внутренних вод России. Реки.


1

18

Озера, болота, подземные воды, ледники,  многолетняя мерзлота.

1

19

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

1


20

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России – 3 часа

Образование почв и их разнообразие.


1

21

Закономерности распространения почв.

1

22

Почвенные ресурсы России.

1



23

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 3 часа 

Растительный и животный мир России.



1

24

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории  .

1

25

Природно-ресурсный потенциал России.

1

26

Итоговый урок по теме «Водные ресурсы. Растительный и животный мир»

1




27

Раздел II. Природные комплексы России- 36 часов

Тема 1. Природное районирование- 7 часов


Разнообразие ПК России. Природное районирование.




1

28

Моря как крупные природные комплексы.

1

29

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

30

Разнообразие лесов России.

1

31

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

1

32

Высотная поясность.

1

33

Итоговый урок по теме «Природное районирование»

1


34

Тема 2. Природа регионов России- 26часов

Восточно-Европейская (Русская) равнина.

1

35

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

1

36

Памятники природы Восточно-Европейской равнины. 

1

37

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования. 

1

38

Природа Крыма.

1

39

Кавказ - самые высокие горы России.

1

40

Особенности природы высокогорий. 

1

41

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

42

Проверка знаний по теме «ВЕ равнина, Кавказские горы, Крым».

1

43

Урал – «каменный пояс земли Русской».

1

44

Природные ресурсы Урала. 

1

45

Своеобразие природы Урала.

1

46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

1

47

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.  

1

48

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.  

1

49

Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения.

1

50

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

51

Климат Восточной Сибири. 

1

52

Природные районы Восточной Сибири.

1

53

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

54

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

1

55

Дальний Восток - край контрастов.

1

56

Природные комплексы Дальнего Востока.

1

57

Природные уникумы Дальнего Востока.

1

58

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

59

Обобщающий урок «Природа регионов России»

1


60

Раздел III.  Человек и природа - 5 часов

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.


1

61

Воздействие человека на природу.

1

62

Рациональное природопользование.

1

63

Россия на экологической карте мира.  

1

64

Экология и здоровье человека. География для природы и общества.

1

65

Повторение

1

66

Итоговая проверочная работа .

1

67-68

резерв

2













ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

называть и (или) показывать

  1. предмет изучения географии России;

  1. основные средства и методы получения географической информации;

  1. пограничные государства;

  1. особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  1. границы часовых поясов;

  2. основные геологические эры, структуру земной коры, сейсмически опасные территории;

  3. климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  4. распределение рек страны по бассейнам океанов;

  5. основные области современного оледенения и крупные ледники;

  6. зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  7. основные  виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  8. объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  9. районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения т.п.);

  10. экологически неблагополучные районы России;

  11. маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

определять (измерять)

  1. географическое положение объектов;

  1. разницу в поясном времени территории;

  1. погоду по синоптической карте;

  2. параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

описывать

  1. географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т.п.).

объяснять

  1. роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  2. влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  3. образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  4. образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образования смога;

  5. влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  6. как составляют прогноз погоды;

  7. распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  8. почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  9. причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  10. разнообразие природных комплексов на территории страны;

  11. роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  12. уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  13. причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

оценивать и прогнозировать

  1. природно-ресурсный потенциал страны, региона; 16экологическую ситуацию в стране, регионе;

  2. изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.





Перечень обязательной географической номенклатуры для 8-го класса.

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы)

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Виды контроля:

  • вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный

Формы контроля:

  • практическая работа; проверочная работа; тестовый контроль; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; фронтальная письменная работа; индивидуальные разноуровневые задания; географический диктант; проверка географической номенклатуры; работа с контурными картами; заполнение таблиц.

Перечень контрольных работ и зачетов (по темам)

  1. Контрольная работа по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России».

  2. Контрольная работа по теме «Природное районирование».

  3. Контрольная работа по теме «Природа регионов России»

  1. Зачет по теме «Наша Родина на карте мира»

  2. Зачет по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

  3. Зачет по теме «Климат и климатические ресурсы»

  4. Зачет по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

  5. Зачет по теме «Ленинградская область»

































Содержание учебного предмета

Количество часов, отведенное на изучение предмета - 68 (2 ч. – в неделю)

Введение 1ч

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований -1ч.

Тема 1. Наша родина на карте мира – 5 часов

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, географического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы.         

Моря, омывающие берега России. Ресурсы морей, экологические проблемы морей.        Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.  Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца ХVI – начала ХVII в. Открытия Нового времени (середина ХVII в. – ХVIII в.). Современные географические исследования. Роль Русского географического общества в изучении территории России.        

Пр.р.№1. Характеристика ГП России.

Пр.р.№2.Определение поясного времени для разных пунктов России.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России – 19 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые – 4 часа

Особенности рельефа России. Основные тектонические структуры. Главные черты  рельефа и их связь со строением литосферы. Горы и равнины.

Геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Геологическое летоисчисление. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Минеральные ресурсы страны. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Древнее оледенения. Области современного горообразования,  землетрясений и вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Пр.р.№3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 4часов

1ч проверочная работа по темам 1и2 (1ч)

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы  воздушных масс, циклоны и антициклоны.            

Закономерности распределения тепла и осадков на территории нашей страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Типы  климатов  России.  Изменение климата под влиянием естественных факторов и антропогенных факторов.        

Зависимость человека от климатических условий. Агроклиматические ресурсы. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Синоптическая карта России. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Агроклиматическая карта.  

Пр.р.№4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России – 3 часа

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.        

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера, их происхождение. Причины возникновения болот, основные районы их размещения. Роль подземных вод в жизни природы и человека. Минеральные воды. Ледники и  многолетняя мерзлота. Границы распространения многолетней мерзлоты.

Водные ресурсы. Охрана вод. Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Пр.р.№5. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России – 3 часа

Образование почв и их разнообразие. Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев -  основоположник почвоведения. Почва - национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.         

Закономерности распространения почв. Типы почв. Ярко выраженная широтная зональность почв в европейской части России. Особенности почв горных территорий.        

Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.

Пр.р.№6. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 3 часа

Проверочная работа по темам 3и4 (1ч)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.        

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Заповедники и национальные парки России.        

Природно-ресурсный потенциал  России. Особенности размещения природных ресурсов. Природный капитал и экологический потенциал России.

Раздел II. Природные комплексы России- 33 часов

Тема 1. Природное районирование- 7 часов

Разнообразие природных комплексов России. Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека.  Природные и антропогенные ПТК. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории России (ООПТ).        

Моря как крупные природные комплексы. Роль Л.С. Берга в изучении морских природных комплексов. Особенности ПК Белого моря.        

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. В. В. Докучаева – о зональности как всеобщем законе природы. Взаимосвязь компонентов природы в пределах природной зоны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр        

Разнообразие лесов России. Особенности географического положения лесной РФ. Состав Лесной зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса. Природные ресурсы зоны лесов.        

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. Географическое положение степей, пустынь и полупустынь. Особенности климата. Причины плодородия степных почв. Типичные ландшафты. Влияние деятельности человека на ПТК степей.        

Высотная поясность.     Влияние гор на другие компоненты природы. Особенности смены природ ных зон в горах. Зависимость «многоэтажности гор» от географического положения гор и высоты над уровнем моря. Наиболее яркое проявление высотной поясности на Кавказе.        

Пр.р.№7 характеристика природных зон.        

Тема 2. Природа регионов России- 26часов

Русская (Восточно-Европейская)  равнина. ГП и особенности природы. Географическое положение. Особенности природы. Разнообразие ландшафтов. Самый освоенный регион России.

Природные комплексы Русской равнины. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал.

Памятники природы Восточно-Европейской равнины. Памятники Всемирного культурного и природного наследия. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Характеристика основных видов природных ресурсов Русской равнины. Проблемы рационального использования природных богатств региона.   Природа Крыма.      

Кавказ - самые высокие горы России. ГП. Особенности  геологического строения  и  рельефа. Кавказ –  самые  высокие горы  России. Полезные ископаемые. Особенности природы высокогорий. Высотная поясность Кавказа. ПК  Северного Кавказа, их влияние на жизнь  и  хозяйственную деятельность человека.

Урал – «Каменный пояс земли Русской».  Особенности  ГП   и  его влияние на  природу  Урала. Природные ресурсы Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые Урала.Своеобразие природы Урала. Различия  природы  Предуралья  и Зауралья, Северного,  Среднего и Южного Урала.  Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская низменность. Особенности  ГП. Своеобразие при роды. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны равнины. Главные отличительные черты при родных зон. Гривы. Колки. ПР Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.        

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения. Специфика  природы  Средней Сибири, Северо-Востока Сибири  и  пояса гор Южной Сибири.  Суровость  природы территории. Климат Восточной Сибири. Многолетняя мерзлота. Крупнейшие реки  России. Природные районы Восточной Сибири. Зональные и высокогорные комплексы Восточной Сибири. Царство тайги. Жемчужина Сибири – Байкал. Характеристика уникального озера. История изучения озера. Значение Байкала как Всемир ного природного наследия.  ПР Восточной Сибири, проблемы их освоения. Природно-ресурсный  потенциал территории. История освоения края  и  открытия его богатства.  Природные  уникумы.

Дальний Восток - край контрастов. ГП, состав территории. История  освоения. Территория на границе самого большого материка и самого  большого океана Земли. Особенности  рельефа  и  геологического строения территории. Стихийные природные  явления: вулканы, землетрясения, цунами. ПК Дальнего Востока. Суровые климатические условия на севере региона. Характеристика Чукотского нагорья, Камчатки, Сахалина, Приморья. Природные уникумы Дальнего Востока:   долина Гейзеров, роща пихты грандиозной (камчатской), озеро Ханка, Лазовский заповедник. ПР Дальнего Востока, освоение их человеком. Характерис тика всех видов природ ных ресурсов Дальнего Востока. Влияние приморского положения на хозяйство края. Перспективы использования рекреационных ресурсов края.        

Пр.р.№8. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, хозяйственной деятельности и отдыха людей в регионе. Пр.р.№9 Уникальность природных ресурсов Северного Кавказа. Пр.р.№10Сравнительная характеристика отдельных частей Урала.

Пр.р.№11 Характеристика природных условий и природных ресурсов Западной Сибири для жизни и хозяйственной деятельности человека. Пр.р.№12 Природные районы и природные ресурсы Восточной Сибири. Пр.р.№13 Природные районы и природные ресурсы Дальнего Востока.

Раздел III.  Человек и природа - 5часов

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления, их причины.  Воздействие человека на природу. Изменение состава природных ресурсов .   Рациональное природопользование. Необходимость рационального природопользования для предотвращения неблагоприятных влияний деятельности человека на природу. Значение географического прогноза. Виды прогнозов. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Мониторинг. Биосферные заповедники.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья человека. Ландшафты как фактор здоровья. Мероприятия, обязательные для улучшения экологической обстановки.  Геоэкологический потенциал России. История взаимоотношений между человеком и географической средой. экологического кризиса.  

Пр.р.№14. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распространение по территории, пути и способы рационального использования).

Проектно-исследовательская деятельность по теме «Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия в нашей стране».