МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 23 ИМЕНИ ПЕТРА АДРЕЕВИЧА АКИНФИЕВА
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей музыки г. Димитровграда протокол № 1 от 25 августа 2023 г __________С.В.Кадырова | Заместитель директора по УВР ______Н.П. Старухина «_____»_____________ 2023 г. | Директор МБОУ СШ № 23им.П.А.Акинфиева ___________М.П. Хуртина «_____»__________ 2023 г. |
| | |
| | |
Приложение к АООП ООО для обучающихся с ЗПР
Рабочая программа
Наименование учебного предмета - музыка Класс 8 «Г» Уровень общего образования - основное общее образование Учитель музыки – Соловых Инна Николаевна Срок реализации программы - 2023-2024 учебный год Количество часов по учебному плану -1 час в неделю Планирование составлено на основе: Программа основного общего образования «Музыка 5-8 классы» Программа- Музыка. 5- 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И.Э. Кашекова.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2019 г.-127 с.-ISBN 978-5-09-072464-7. Учебник-Музыка: 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.-3-е изд. –М.: Просвещение, 2021.-128 с. : ил.-ISBN 978-5-09-077469-7 |
Рабочую программу составила _______________________Соловых Инна Николаевна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 8 КЛАСС
Изучение предмета «Музыка» в 8 классе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1: «Классика и современность» 17 часов.
Урок 1. Классика в нашей жизни. (1ч). Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Урок 2. В музыкальном театре. Опера .(1ч.). Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере.
Урок 3. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (1ч) Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 4. В музыкальном театре. Балет. (1ч.)
Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Урок 5. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». (1ч). Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 6. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. (1ч). Актуализировать знания учащихся о мюзикле и рок-опере на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургии музыки «третьего направления», Значение синтеза музыки «серьезной» с доступность музыки развлекательной.
Урок 7. «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание». (1ч).
Урок 8. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» (1ч.)
Урок 9. Музыка к драматическому спектаклю. (1ч.)
Урок 10. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. (1ч.)
Урок 11. Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». (1ч.)
Урок 12. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». (1ч.)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Урок 13. Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день….Музыка к фильму «Властелин колец». (1ч.)
Урок 14. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. (1ч.) Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 15. Симфония №8(«Неоконченная») Ф.Шуберта. (1ч.)
Урок 16.Симфония№5 П.И.Чайковского. Симфония№1 «Классическая» С.Прокофьева.(1ч.) Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках.
Урок№17. «Музыка- это огромный мир, окружающий человека...» (1ч.)
Раздел 2: «Традиции и новаторство в музыке» - 17 часов
Урок 18. «Музыканты-извечные маги». (1ч.)
Урок 19. И снова в музыкальном театре. «Мой народ — американцы...» (1ч.)
Урок 20. Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(1 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.
Урок 21-22. Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. (2 ч)
Урок 23. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. (1ч.)
Урок 24. Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. ( 1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 25. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. (1ч.)
Урок 26. Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.(1ч.)
Урок 27. Классика в современной обработке. (1ч.)
Урок 28-29. В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Литературные страницы. (2ч.)
Урок 30. Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. (1ч.)
Урок 31. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов «О России петь- что стремиться в храм...» Цикл «Песнопения и молитвы» (1ч.)
Урок 32. Свет фресок Дионисия-миру.(1ч).
Урок 33-34. Музыкальные завещания потомкам. Защита исследовательских проектов. (2ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 «Г» КЛАССА
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Кол-во часов |
дата по плану | дата по факту |
Раздел 1. Классика и современность. | 17 |
1 | | | Классика в нашей жизни | 1 |
2 | | | В музыкальном театре. Опера. | 1 |
3 | | | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера. | 1 |
4 | | | В музыкальном театре. Балет. | 1 |
5 | | | Балет Тищенко «Ярославна». | 1 |
6 | | | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. | 1 |
7 | | | «Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание». | 1 |
8 | | | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». | 1 |
9 | | | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 |
10 | | | «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. | 1 |
11 | | | Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». | 1 |
12 | | | «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». | 1 |
13 | | | Музыка в кино. «Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…».Музыка к фильму «Властелин колец». | 1 |
14 | | | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее | 1 |
15 | | | Симфония №8 Ф.Шуберта. | 1 |
16 | | | Симфония №5 П.И.Чайковского. Симфония№1 «Классическая» С.С.Прокофьева. | 1 |
17 | | | «Музыка-это огромный мир, окружающий человека...» | 1 |
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке. | 17 |
18 | | | Музыканты – извечные маги. | 1 |
19 | | | И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» | 1 |
20 | | | Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. | 1 |
21 22 | | | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире | 2 |
23 | | | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 |
24 | | | Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. | 1 |
25 | | | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 1 |
26 | | | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира | 1 |
27 | | | Классика в современной обработке. | 1 |
28 29 | | | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. Литературные страницы. | 2 |
30 | | | Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. | 1 |
31 | | | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов «О России петь - что стремиться в храм...» Цикл «Песнопения и молитвы» | 1 |
32 | | | Свет фресок Дионисия-миру | 1 |
33 34 | | | Музыкальное завещание потомкам .Защита исследовательских проектов. | 2 |