Рабочая программа по географии России за 9 класс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- школьной программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, учитывает примерное распределение учебных часов по разделам курса с последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета на основе межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции географического образования, с учетом возможности вариативного построения курсов географии.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Существенных изменений в структуре авторской программы нет. Внесенные изменения, незначительно поменяли количество часов внутри разделов программы. Содержание разных разделов курса насыщено аспектами, которые помогут учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом образовательное, развивающее и воспитательное значение данного курса.
География России (8-9 кл.) учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о закономерностях развития природы России, размещения населения и хозяйства, об особенностях развития регионов, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально- экономических процессах, протекающих в географическом пространстве.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено всестороннее изучение географии регионов России, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития как отдельных регионов, так и всей страны; выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и межпредпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие виды, как умение работать в сотрудничестве, представлять и обобщать географическую информацию.
Для реализации целей и задач обучения географии по данной программе используется УМК учебно-методический комплект линии «Полярная звезда».
Настенные тематические карты по географии России.
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления;
6) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;
4) умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
5) формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ;
6) умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
7) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
8) умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;
9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.
1) формирование представлений о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах страны;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России
Центральная Россия, Северо-Запад, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Пространство. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы. Районы: Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Перспективы развития.
Сибирь. Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Пространство. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы. Районы: Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные
Соседи России. На стыке Европы и Азии. Как проходят границы России. Взаимоотношения России и её соседей. Геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Мой край.
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
№ уро ка | Тема урока | Планируемые личностные результаты | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые предметные результаты | Форма проведения |
1 | Учимся с Полярной звездой. Способы подготовки к экзамену. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию. Эффективная подготовка к экзамену по географии в форме ОГЭ.Организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формировать интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования. | П.1. Урок-практикум |
2 | Районирование России. Принципы и виды районирования | Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятельно приводить по картам примеры разных видов районирования. Земли на космических снимках. | Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; овладевать основными навыками нахождения и использования географической информации. Организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | П.2. Урок усвоения новых знаний |
3 | Учимся с Полярной звездой. Изучение изображения Земли из космоса. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. | Определять отличия космического снимка от карты. Выявлять особенности изображения Земли на космических снимках. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий. Находить географические объекты при помощи компьютерных технологий. | Овладевать основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. | П.3. Урок-практикум |
4 | Сравнение рельефа Восточно-европейской и Западно-Сибирской равнины. | Формировать коммуникативную компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Выявлять особенности природы: черты сходства и различия геологического строения и рельефа. | Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты; находить на карте и наносить на к/к географические объекты, анализировать схемы. Работать в сотрудничестве. | П.4. Комбинированный |
5 | Особенности климата Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Природные зоны. | Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выявлять особенности климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах | Овладение основами картографической грамотности и использования географической климатической карты и карты природных зон России.. | П.4. Комбинированный |
6 | Горный каркас России. Урал и горы Южной Сибири. Сравнение геологического строения и рельефа. | Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Выявлять особенности природы: черты сходства и различия геологического строения и рельефа. | Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты. Выявлять особенности геологического строения Урала и гор юга Сибири. | П.5. Комбинированный |
7 | Полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с их добычей. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. | Выявлять особенности природы: черты сходства и различия геологического строения и рельефа. Выявить экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. | Определить и оценить полезные ископаемые Урала и пояса гор Южной Сибири и нанести их на к/к. Обсудить экологические проблемы, связанные с их добычей. | П.5. Комбинированный. |
8 | Отличие климата Урала от климата Южной Сибири. Высотная поясность. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий | Выявлять особенности климата Урала от климата Южной Сибири. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Устанавливать набор высотных поясов в горах. | Анализировать схемы высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири. | П.5. Комбинированный. |
9 | Мерзлотная Россия. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Сравнение рельефа. | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | Выявлять особенности природы: черты сходства и различия геологического строения и рельефа. | Выявлять особенности природы: ГП, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на к/к географические объекты. Анализировать схемы. | П.6. Комбинированный. |
10 | Особенности климата. Оймякон – полюс холода России. | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | Выявлять особенности климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Устанавливать набор высотных поясов в горах. | При помощи карты выявлять причины и особенности климата. Оймякон – полюс холода России. Господство многолетней мерзлоты. Природные зоны. | П.6. Комбинированный. |
11 | Экзотика России. Северный Кавказ и Дальний Восток. Сравнение рельефа. Эльбрус - высочайшая точка России. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий | Выявлять особенности природы: черты сходства и различия геологического строения и рельефа. | Сравнение геологического строения и рельефа, общие черты и различия. Главные особенности природы СК и ДВ: климат, растительный и животный мир. Природные зоны. Высотная поясность. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на к/к географические объекты. Анализировать схемы. | П.7. Урок усвоения новых знаний |
12 | Главные особенности природы: климат, растительный и животный мир. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выявлять особенности климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания; Устанавливать набор высотных поясов в горах. | Формировать навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире | П.7. Комбинированный. |
13 | Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики. | Оценивать экологическую ситуацию на основе анализа экологической карты, материалов СМИ. Выявлять пути решения экологических проблем. | Формировать представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах страны; | П.8. Урок-практикум. |
14 | Экологическая безопасность России. | Экологическое сознание. Ответственное и бережное отношение к окружающей среде. Негативные последствия хозяйственной деятельности человека как причина возникновения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории. Памятник природы. | Определять значимость ОПТ для обеспечения экологической безопасности | Выявлять значение ЭБ для природы и жизни людей. Характеризовать меры ЭБ. Определять значимость особо охраняемых природных территорий для обеспечения ЭБ. Выявлять мероприятия, проводимые для обеспечения ЭБ в своём регионе. | П.9. Комбинированный. |
15 | Учимся с Полярной звездой. Исследовательская практика «Как обеспечить экологическую безопасность России». | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Выявлять противоречия в проблеме. Составлять тезисы. Приводить аргументы в дискуссии. Обосновывать свою позицию. | Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России» Анализировать текст учебника и дополнительные материалы с помощью изучающего чтения. Приводить аргументы в дискуссии. Обосновывать свою позицию. | П.10. Урок комплексного применения знаний и умений. |
16 | Пространство Центральной России. Практическая работа №2 по теме: «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации» | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства Центральной России. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. | Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладевать основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. | П.11. Урок-практикум. |
17 | Центральная Россия. Освоение территории и степень её заселенности. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий | Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов, заданий, контурными картами. Использовать ИКТ | Формировать представление об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. Выявлять условия жизни и занятия населения. По карте изучить Золотое кольцо России. Выявлять современные проблемы и перспективы ЦР. | П.12. Урок комплексного применения знаний и умений |
18 | Центральный район. Особенности развития хозяйства. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. | Выявлять и определять по карте субъекты данного района. Определить ЭГП района. | П.13. Комбинированный |
19 | Волго-Вятский район. Состав района и его своеобразие. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. | Выявлять и определять по карте субъекты данного района. Определить ЭГП района. | П.14. Комбинированный |
20 | Центрально-Чернозёмный район. Особенности природы и хозяйства. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. | Выявлять и определять по карте субъекты данного района. Определить ЭГП района. | П.15. Комбинированный |
21 | Учимся с Полярной звездой. Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов. | Развивать свою коммуникативную культуру общения в работе с группой или в паре. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. | Индивидуальная работа с текстом. Извлекать информацию из печатного текста, научиться эффективно пользоваться ею. | П.16 Урок смыслового чтения |
22 | Москва – столица России. Роль и функции Москвы. | Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия столицы России, творческой деятельности эстетического характера. | Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов, заданий | Раскрыть и определить статус Москвы. Создать её топонимический образ. | П.17. Урок комплексного применения знаний и умений |
23 | Учимся с Полярной звездой. Дискуссия на тему: «Рост Москвы – это хорошо или плохо?» | Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления. | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Выявлять и анализировать важные современные проблемы при использовании разно информации. | П.18. Урок- дискуссия |
24 | Пространство Северо-Запада. Особенности природы. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. | Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Определить ЭГП района | П.19. Комбинированный |
25 | Северо-Запад – окно в Европу. | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы | Определить главные функции Северо-Западного района и Санкт Петербурга, осуществляющих различные связи с Европой. | П.20. Комбинированный |
26 | Особенности развития хозяйства Северо-Запада. | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. | Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов | Проводить анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Определить отрасли специализации района. | П.21. Урок комплексного применения знаний и умений |
27 | Санкт-Петербург – вторая столица России. Значение в экономике, науке, культуре. | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной. | Самостоятельно изучить особенности ГП, облик города. Значение Санкт- Петербурга в экономике, науке и культуре страны. Особенности планировки. Музеи СП и дворцово-парковые ансамбли его пригородов | Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источника информации, в том числе карт | П.22. Урок применения знаний и умений |
28 | Учимся с Полярной звездой. Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России» | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной | Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов, заданий | Создать электронную презентацию «Санкт-Петербург – вторая столица России» Уметь находить информацию, отбирать необходимую, создавать презентацию с использованием фотоматериала. | П.23. Урок применения знаний и умений |
29 | Европейский Север. Географическое положение. Особенности природы. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП района. | Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Определить ЭГП района | П.24. Комбинированный |
30 | Практическая работа № 3 по теме: «Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения района Европейский Север» | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий | Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей, хозяйство. | Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. | П.24. Урок комплексного применения знаний и умений |
31 | Этапы освоения территории Европейского Севера. Население. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира | Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства района. | Формировать представление об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. Определить ЭГП района. | П.25 Урок усвоения новых знаний |
32 | Отрасли специализации и промышленные центры Европейского Севера | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства района. | Состав и ГП. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Определить отрасли специализации района. | П.26. Комбинированный |
33 | Учимся с Полярной звездой. Составление карты на основе решения познавательной задачи | Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий | Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов, заданий | Карта расположения крупного промышленного предприятия. Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?» | П.27. Урок комплексного применения знаний и умений |
34 | Пространство Северного Кавказа. Географическое положение. Особенности природы. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий | Формировать представление об основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. Определить ЭГП района. | П.28. Урок коррекции знаний и умений |
35. | Практическая работа № 4 по теме «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | Оценивать природные условия и ресурсыСеверного Кавказа на основе тематических карт. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства на основе тематических карт. | Выявить виды ресурсов и оценить природные ресурсы Северного Кавказа, Нанести полезные ископаемые на к/к. | П.28. Урок комплексного применения знаний и умений |
36 | Северный Кавказ: освоение территории и население. География народов Северного Кавказа и специфика его расселения. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира. | Анализировать карту народов России. Выявить проблемы народов Северного Кавказа. | Формировать представление об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. | П.29. Комбинированный |
37 | Сельское хозяйство – главная отрасль Северного Кавказа. Проблемы. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Выявить проблемы сельского хозяйства Северного Кавказа | Сравнивать природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Выявить, что сельское хозяйство – главная отрасль экономики СК. АПК района. | П.30. Урок комплексного применения знаний и умений |
38 | Учимся с Полярной звездой. Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе» | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов, заданий | Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Использование научных методов исследования в создании проектов | П.31. Комбинированный |
39 | Поволжье. Пространство Поволжья. Особенности природы. Волга – главная хозяйственная ось района. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий | Выявить особенности природы: рельеф, климат, природные зоны и ресурсы. Волга – главная хозяйственная ось района. Всемирное культурное наследие Поволжья Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источника информации, в том числе карт. Определить ЭГП Поволжья. | П.32. Комбинированный |
40 | Поволжье: этапы освоения территории Поволжья. Традиции и обычаи народов. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира. | Анализировать и изучить население Поволжья по карте народов России. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. | Формировать представление об основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. | П.33. Комбинированный |
41 | Практическая работа № 5 по теме: «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Выявить при помощи тематических карт и оценить виды природных ресурсов и природно-ресурсный потенциал Поволжья. | Выявить особенности населения Поволжья и крупнейшие города, установить их специализации, составить и занести их в таблицу. | П.33. Урок применения знаний и умений |
42 | Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. Отрасли специализации промышленности. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. | Выявить особенности развития и размещения хозяйства Поволжья, отрасли специализации промышленности. | П.34. Комбинированный |
43 | Учимся с Полярной звездой. Дискуссия «Экологические проблемы Поволжья». | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде. | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Выявить проблемы, возникающие в связи со строительством крупных ГЭС, природными аномалиями (засуха) Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья» | П.34-35. . Урок- дискуссия. |
44 | Урал. Пространство Урала. Состав и соседи. Особенности природы | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Определять сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. | Определить ЭГП района. Выявить особенности природы: рельеф, климат, природные зоны и ресурсы. Урал- старейший горнопромышленный район. Современное хозяйство Урала. Проблемы района. | П.36. Комбинированный |
45 | Этапы развития Урала. Современное хозяйство, отрасли специализации. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Осуществлять смысловое чтение. Использовать средства информационных технологий. | Формировать представление об основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. | П.37. Урок усвоения новых знаний |
46 | Практическая работа № 6 по теме: «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ; умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях | Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи | П.38. Презентация о городах Урала. |
47 | Население. Быт и традиции народов Урала. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Определить численность, национальный состав, специфика расселения, быт и культура населения. Крупнейшие города и их проблемы и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Выявить численность, национальный состав, специфика расселения, быт и культура населения. Крупнейшие города и их проблемы и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений | П.38.Комбинированный |
48 | Анализ ситуации «Специфика проблем Урала» | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде. | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией. | Выявить природные ресурсы, экологические проблемы, виды хозяйственной деятельности и проблемы, возникающие в районе поих влиянием Проводить анализ ситуации «Специфика проблем Урала» | П.39. Урок применения знаний и умений |
49 | Повторение темы «Европейская Россия» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | Тестирование | Выполнять задания разного уровня сложности в формате ОГЭ | Урок контроля знаний и умений по теме: «Европейская Россия» |
50 | Сибирь. Географическое положение. Природа. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического района. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь и хозяйство. Выявить ЭГП Сибири. | Выявить и дать оценку особенностям географического положения, природы: рельеф, климат, природные зоны и ресурсы. | П.40. Урок усвоения новых знаний |
51 | Практическая работа № 7 по теме: «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства». | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и объектов. | Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства. | П. 40 Урок-практикум. |
52 | Заселение и освоение территории Сибири. Коренные народы Севера. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира. | Выявить по карте плотности населения и карте народов России причины и разнообразие этносов севера Сибири. | Формировать представление об основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. Ролевая игра. | §41 Урок усвоения новых знаний, урок-игра. |
53 | Хозяйство Сибири. Отрасли специализации | Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, | Выявить отрасли специализации и основные центры Сибири. Этапы промышленного развития. Промышленные центры роль Сибири в хозяйстве России. Сравнение специализаций хозяйств Сибири и Центральной России. | §42. Комбинированный |
54 | Западная Сибирь – главная топливная база России. Города-миллионеры. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и объектов. | Определить ЭГП Западной Сибири, главной топливной базы России. География отраслей хозяйства. Определение природных условий ЗС. Заболоченность территории. Перспективы развития | §43. Комбинированный |
55 | Восточная Сибирь. Отрасли специализации. Озеро Байкал . | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и объектов. | Определить ЭГП Восточной Сибири. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. География отраслей хозяйства. Определение природных условий ВС | §44 Комбинированный |
56 | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Использовать СМИ. | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге»Использование научных методов исследования в создании проектов | §45 Урок применения знаний и умений. Групповая работа. |
57 | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности | Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Использовать СМИ. | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге»Использование научных методов исследования в создании проектов | §45 Урок применения знаний и умений. Групповая работа. |
58 | Дальний Восток. Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения. Особенности природы. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического района. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь и хозяйство. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт | Определить ЭГП района. Выявить особенности природы: рельеф, климат, природные зоны и ресурсы. Овладевать основами картографической грамотности и использования географической карты. | §46. Комбинированный |
59 | Практическая работа № 8 по теме: «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь и хозяйство. Определить ЭГП Дальнего Востока. Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического района. | Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона | §46. Урок-практикум. |
60 | Освоение территории Дальнего Востока. Население. Народы ДВ. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира. | Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Проблемы освоения территории ДВ. | Формировать представление об основных этапах его географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. | §47. Урок усвоения новых знаний |
61 | Освоение территории Дальнего Востока. Население. Различия северной и южной частей Дальнего Востока | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов севера и юга ДВ. | Сравнить природные условия и выявить различия севера и юга Дальнего Востока, функции крупнейших городов района. | §48. Урок усвоения новых знаний |
62 | Хозяйство Дальнего Востока. Отрасли специализации и крупные центры. | Формировать ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. | | §49. Комбинированный |
63 | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Использовать средства массовой информации. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать материалы СМИ. | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века» | §50. Урок применения знаний и умений. Групповая работа |
64 | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века» | Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. | Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Использовать средства массовой информации. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Использовать материалы СМИ. | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века» | §50. Урок применения знаний и умений. Групповая работа |
65 | Россия в современном мире. Соседи России и взаимоотношения с ними | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира | Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве России с отдельными странами мира | Взаимосвязи России с другими странами мира. Место России в мире. Соседи РФ и взаимоотношения с ними РФ в системе международного географического разделения труда. Взаимоотношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. Оценить по статистическим данным и тематическим картам место и роль РФ в системе МРТ. Работать над презентацией о сотрудничестве России с отдельными странами мира. | §51. Урок актуализации знаний и умений |
66 | Геополитическое и экономическое влияние России в разные исторические периоды | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. | Выявлять особенности геополитического и экономического влияния России в разные исторические периоды | Сфера влияния России в современном мире и в разные исторические периоды Геополитическое и экономическое влияние России в разные исторические периоды. Внешнеторговые отношения современной России. Соотношение экспорта и импорта Выявлять особенности геополитического и эконом.влияния РФ в разные периоды истории. Оценивать современное влияние РФ в мире. Определять структуру внешней торговли, соотношение экспорта и импорта РФ в мировой торговле. | §52. Урок усвоения новых знаний |
67 | Подготовка реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края» | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | Составлять реферат по плану. Подготавливать и проводить защиту реферата.. Обсуждение содержание реферата | Подготовка реферата «Географическая характеристика природы, населения, хозяйства своего края». Составлять описание и характеристику природных особенностей, населения и хозяйства своего края. Участвовать в социально-ориентированн. деятельности по изучению экологических проблем своего края и путей их решения. | §53, 54. Урок применения знаний и умений |
68 | Готовимся к экзамену: экспресс-контроль | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Участвовать в тестировании по курсу географии за 9 класс | Экстпресс-контроль. Уметь применять знания и умения, полученные при изучении тем раздела для решения учебно-познавательных задач | Урок контроля знаний и умений |