СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №2


«Рассмотрено на МО и

рекомендовано к утверждению»

Руководитель ШМО

_________________

Протокол № 1 от

«24» августа 2020 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________ И.И. Гоголь

«Утверждаю»

Директор

_______________А.Н. Олешко

Приказ № 100 от «25»__08__2020 г






Рабочая программа

по физике

для учащихся 9 классов







Составитель: Конуп Евгения Сергеевна,

учитель математики и физики


















п. Комаричи, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике в 9 классе составлена на основе: 1) ФГОС; 2) основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Комаричской сош №2 на 2020 – 2021 учебный год; 3) учебного плана школы.

При разработке и реализации рабочей программы использованы: учебник: Физика – 9 класс под ред. А.В. Перышкина, 2018.

Количество часов по учебному плану - 68 час в год (2 час в неделю).




































Планируемые результаты обучения


Личностные результаты обучения

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты обучения

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

 - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

предметные результаты обучения

Предметными результатами обучения по теме «Законы взаимодействия и движения тел» являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

— понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

— умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

— умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Предметными результатами обучения по теме «Механические колебания и волны. Звук» являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

— знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Предметными результатами обучения по теме «Электромагнитное поле» являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

— знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

— знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

— [понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].

Предметными результатами обучения по теме «Строение атома и атомного ядра» являются:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

— умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

— умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

— знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

— владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

— понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Предметными результатами обучения по теме «Строение и эволюция Вселенной» являются:

— представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

— умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

— знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);

— сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

— объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом;

— умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

— развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.























Содержание учебного предмета «Физика»

Законы взаимодействия и движения тел – 24 часа

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Демонстрации. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук - 11 часов

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Демонстрации. Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

Электромагнитное поле -16 часов

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров.

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Демонстрации. Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы. Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра. -12 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации. Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Строение и эволюция Вселенной – 4 ч.

Учебно-тематический план


№п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Законы взаимодействия и движения тел

24

2

Механические колебания и волны. Звук.

11

3

Электромагнитное поле

16

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

12

5

Строение и эволюция Вселенной

4


Повторение

1


Итого

68
























Тематическое планирование по физике в 9 классах

1 полугодие (32 ч)

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Примеч.

9

9



Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел

24




1

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Перемещение.

1

4.09



2

Определение координаты движущегося тела.

1

4.09



3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

11.09



4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

11.09



5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1




6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

18.09



7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

18.09



8

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа №1 «Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости»

1

25.09



9

Решение задач на расчет параметров равномерного и равноускоренного движения. Относительность движения.

1

25.09



10

Контрольная работа №1 «Прямолинейное равноускоренное движение»

1

2.10



11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

2.10



12

Второй закон Ньютона.

1




13

Третий закон Ньютона.

1

9.10



14

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

9.10



15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

16.10



16

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

16.10



17

Прямолинейное и криволинейное движение

1

23.10



18

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

23.10





№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Прим.

9

9


19

Искусственные спутники Земли.

1

13.11



20

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

13.11



21

Реактивное движение. Ракеты

1

20.11



22

Вывод закона сохранения механической энергии.

1

20.11



23

Решение задач «Основы динамики. Закон сохранения импульса»

1

27.11



24

Контрольная работа №2 «Основы динамики. Законы сохранения»

1

27.11




Глава 2. Механические колебания и волны. Звук

11




25

Колебательное движение. Свободные колебания.

1

4.12



26

Величины, характеризующие колебательное движение

1

4.12



27

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

1

11.12



28

Гармонические колебания

1

11.12



29

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

18.12



30

Резонанс

1

18.12



31

Распространение колебаний в среде. Волны.

1

25.12



32

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

25.12



2 полугодие (36 ч)

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.


9

9


33

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука

1

15.01



34

Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

15.01



35

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны»

1

22.01




Глава 3. Электромагнитное поле

16

22.01



36

Магнитное поле

1

22.01



37

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

29.01



38

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

1

29.01



39

Индукция магнитного поля

1

5.02



40

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции

1

5.02



41

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

12.02



42

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

12.02



43

Явление самоиндукции

1

19.02



44

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

1

19.02



45

Электромагнитное поле

1

26.02



46

Электромагнитные волны. Колебательный контур

1

26.02



47

Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света

1

5.03



48

Преломление света.

1

5.03



49

Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров

1

12.03



50

Поглощение и испускание света атомами.

1

12.03



51

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле»

1

19.03




Глава 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

12



52

Радиоактивность. Модели атомов

1

19.03



53

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

2.04



54

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

2.04



55

Открытие протона и нейтрона

1

9.04



56

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

9.04



57

Энергия связи. Дефект массы

1

16.04



58

Деление ядер урана. Цепная реакция

1

16.04



59

Лабораторная работа «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1

23.04



60

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

1

23.04



61

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1

30.04



62

Термоядерная реакция. Решение задач «Строение атома и атомного ядра»

1

30.04



63

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»

1

7.05




Глава 5. Строение и эволюция Вселенной

4



64

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

1

7.05



65

Большие планеты Солнечной системы

1

14.05



66

Малые тела Солнечной системы. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд

1

14.05



67

Строение и эволюция Вселенной

1

21.05



68

Обобщение курса физики за 9 класс

1

21.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!