МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Рассмотрено на МО: Протокол № 1 от «28» 08.2018г. | Согласовано: Зам.директора по УВР: _________ Т.Н. Клещевникова 30.08.18г. | Принято: решение педсовета. Протокол № 1 от «31» 08. 2018г. | Утверждено: Директор МБОУ «Обоянская СОШ №1» _______ Т.А.Черникова Пр. № 193 от 31.08.18г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ (Геометрии)
9 А КЛАСС
Составила: Воронова Т.И.
учитель математики
1 категория
2018-2019 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена с учетом:
- требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания учебных программ;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебного предмета;
- познавательных интересов учащихся;
- выбора необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др.; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2008;
2. Стандарт основного общего образования по математике;
3. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Программа соответствует учебнику «Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений» / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2001.
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др.; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение
Учебник: Геометрия, 7 – 9: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2012
Преподавание ведется по первому варианту – 2 часа в неделю, всего 68 часов.
4 часа отведено для проведения контрольных работ, 9 часов – на итоговое повторение.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, не-обходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Обязательный минимум содержания общеобразовательной программы
Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики.
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость.
Понятие о геометрическом месте точек.
Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники.
Окружность и круг.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.
Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.
Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число ; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.
Площадь круга и площадь сектора.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.
Геометрические преобразования
Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.
Правильные многоугольники.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование
9 класс, 2 часа в неделю.
№п/ | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
9А | 9А |
1 | Понятие вектора. Равенство векторов | 04.09 | | |
2 | Откладывание вектора от данной точки | 07.09 | | |
3 | Сумма двух векторов | 11.09 | | |
4 | Законы сложения векторов | 14.09 | | |
5 | Вычитание векторов | 18.09 | | |
6 | Умножение вектора на число | 21.09 | | |
7 | Применение векторов к решению задач | 25.09 | | |
8 | Средняя линия трапеции | 28.09 | | |
9 | Разложение вектора по двум данным векторам | 02.10 | | |
10 | Координаты вектора | 05.10 | | |
11 | Связь между координатами вектора и его концами | 09.10 | | |
12 | Простейшие задачи в координатах | 12.10 | | |
13 | Уравнение линии на плоскости | 16.10 | | |
14 | Уравнение окружности | 19.10 | | |
15 | Уравнение прямой | 23.10 | | |
16 | Метод координат. Решение задач | 26.10 | | |
17 | Метод координат. Решение задач | 06.11 | | |
18 | Контрольная работа №1 по теме: «Векторы. Метод координат» | 09.11 | | |
19 | Синус, косинус и тангенс | 13.11 | | |
20 | Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения | 16.11 | | |
21 | Формулы для вычисления координат точки | 20.11 | | |
22 | Теорема о площади треугольника | 23.11 | | |
23 | Теорема синусов | 27.11 | | |
24 | Теорема косинусов | 30.11 | | |
25 | Решение треугольников. Измерительные работы | 04.12 | | |
26 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 07.12 | | |
27 | Скалярное произведение в координатах | 11.12 | | |
28 | Свойства скалярного произведения векторов | 14.12 | | |
29 | Контрольная работа №2 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 18.12 | | |
30 | Правильный многоугольник. Описанная окружность | 21.12 | | |
31 | Вписанная окружность | 25.12 | | |
32 | Формулы для правильного многоугольника | 28.01 | | |
33 | Построение правильных многоугольников | 15.01 | | |
34 | Длина окружности | 18.01 | | |
35 | Площадь круга | 22.01 | | |
36 | Площадь кругового сектора | 25.01 | | |
37 | Площадь кругового сектора | 29.01 | | |
38 | Окружность и круг. Решение задач | 01 .02 | | |
39 | Окружность и круг. Решение задач | 05.02 | | |
40 | Окружность и круг. Решение задач | 08.02 | | |
41 | Контрольная работа №3 по теме: «Длина окружности площадь круга» | 12.02 | | |
42 | Отображение плоскости на себя | 15.02 | | |
43 | Понятие движения | 19.02 | | |
44 | Понятие движения | 22.02 | | |
45 | Параллельный перенос | 26.02 | | |
46 | Поворот | 01.03 | | |
47 | Поворот | 05.03 | | |
48 | Движения. Решение задач | 15.03 | | |
49 | Контрольная работа №4 по теме: «Движения» | 12.03 | | |
50 | Предмет стереометрии. Многогранник | 19.03 | | |
51 | Призма. Параллелепипед | 22.03 | | |
52 | Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда | 02.04 | | |
53 | Пирамида | 05.04 | | |
54 | Цилиндр | 09.04 | | |
55 | Конус | 12.04 | | |
56 | Сфера и шар | 16.04 | | |
57 | Сфера и шар | 19.04 | | |
58 | Об аксиомах планиметрии | 23.04 | | |
59 | Некоторые сведения о развитии геометрии | 26.04 | | |
60 | Треугольники. Решение задач | 30.04 | | |
61 | Параллельные прямые. Решение задач | 07.05 | | |
62 | Четырёхугольники. Решение задач | 14.05 | | |
63 | Площадь. Решение задач | 17.05 | | |
64 | Окружность. Решение задач | 17.05 | | |
65 | Векторы. Решение задач | 21.05 | | |
66 | Повторение и обобщение знаний | 21.05 | | |
67 | Резерв | 24.05 | | |
68 | Резерв | 24.05 | | |
Содержание программы учебного предмета
Векторы – 8ч
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число и его свойства. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: законы сложения векторов; свойства умножения вектора на число; определение средней линией трапеции;
уметь: изображать и обозначать векторы; откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному; уметь строить сумму двух и более векторов; пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника; формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции.
Метод координат – 10ч
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и его концами. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности. Уравнение прямой
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: правила действий над векторами с заданными координатами; выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала , координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уравнения окружности и прямой;
уметь: применять теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; выводить уравнения окружности и прямой; строить окружность и прямые, заданные уравнениями.
Соотношения между сторонами и углами треугольника - 11ч
Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180; основное тригонометрическое тождество; формулу для вычисления координат точки; определение скалярного произведения векторов и его свойства; условие перпендикулярности векторов;
уметь: доказывать теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач; Применять свойства скалярного произведения при решении задач.
Длина окружности и площадь круга – 12ч
Правильный многоугольник. Окружность, около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и её дуги, площади сектора;
уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять площади круга, сектора при решении задач.
Движения – 8ч
Понятие движения. Параллельный перенос. Поворот.
знать: знать определение движения плоскости.
уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя; доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями; объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости.
Начальные сведения из стереометрии – 8ч. Об аксиомах в планиметрии – 2ч
Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
знать: знать определения и свойства геометрических тел.
уметь использовать основные формулы для вычисления об1ма и площади поверхности геометрических тел.
Повторение. Решение задач – 9ч
Закрепление знаний, умений и навыков.
Формы и средства контроля
Для проведения контрольных работ используется:
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др.; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2012
Для организации текущих проверочных работ
- Геометрия.7-9 классы - тесты для текущего и обобщающего контроля / Г.И.Королёва. Н.И.Мазурова – Волгоград: Учитель, 2008
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (Приказ МО от 19.05.98 № 1276);
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование;
3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/Г. В. Дорофеев и др. – М.: Дрофа, 2000;
4. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы» / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др.; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2008;
3. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений» / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2012;
4. Геометрия.7-9 классы - тесты для текущего и обобщающего контроля / Г.И.Королёва. Н.И.Мазурова – Волгоград: Учитель, 2012;
5 Сборник тестовый заданий для контроля. Геометрия 9 кл. (к уч. Л.С. Атанасяна и др.) / Г.Д.Карташова – М.: Интеллект-Центр, 2012г;
6. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Геометрия. 9 кл. (к уч. А.В.Погорелова) / И.Л.Гусева, С.А.Пушкин, Н.В.Рыбаков и др. - М.: Интеллект-Центр, 2007;
7. Геометрия: сборник задач для проведения экзамена в 9 и 11 классах / Аверьянов Д.И., Звавич Л.И., Пигарев Б.П., Рязановский А.Р. - М.: Просвещение, 2008;
8. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс / Н.Ф.Гаврилова – М.: ВАКО, 2012.