СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Приложение к ООП ООО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. o. Реутова



РАССМОТРЕНО

Протокол № 1 заседания школьного

методического объединения

учителей иностранного языка

от «29» августа 2018г.

Руководитель методического совета:

_______ /О. А. Монахова/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

_____________ /Дюбкина Ю.Ю./


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

Протокол № от « августа 2019г.;

Приказом № от « августа 2019г.

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_______________/Володин И.Е./




Рабочая программа по учебному предмету «Биология»

основного общего образования (базовый уровень)

для учащихся 11 «б» класса

( срок утверждения программы -1 год)





Составитель: Десятникова Анастасия Сергеевна,

учитель биологии




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ЧАС В НЕДЕЛЮ 34 ЧАСА.


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Д.К. Беляева, соответствующей компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса..

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии на базовом уровне, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, контроль обученности учащихся, список литературы.

Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Подчеркнутым выделено содержание, предложенное автором УМК О.С.Габриеляном

Цели:

Изучение биологии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших биологических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных биологических явлений и свойств веществ, оценки роли биологии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли биологии в жизни современного общества, необходимости биологически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Методологической основой построения учебного содержания курса биологии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а биологии.

Первая идея этого курса – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Биология». Идея такой интеграции диктует следующую очерёдность изучения разделов биологии: вначале, в 10 классе, изучается видовое разнообразие организмов, а затем, в 11 классе, - общее строение живого мира.

Вторая идея курса – межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на биологической базе объединить знания по физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную картину мира.

Третья идея курса – это интеграция биологических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль биологии в небиологической сфере человеческой деятельности.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина);

  • истории развития современных представлений о живой природе

  • основные биологические понятия (клетка, организм, вид, экосистема, естественный отбор, дрейф генов, видообразование, и др.);

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем ;

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • открытия выдающихся ученых в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • необходимости сохранения многообразия видов;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;

  • учение В.И. Вернадского о биосфере;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  • обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темповых реакций фотосинтеза;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • сравнивать биологические объекты, процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;





Тематическое планирование по биологии

11 класс.(33ч., 1ч. в неделю.)



Тема «Эволюция».

4ч.

Тема «Механизмы эволюционного процесса».

9ч.

Тема «Развитие жизни на Земле».

4ч.

Тема «Происхождение человека».

5ч.

Тема «Экосистемы»

5ч.

Тема «Биосфера. Охрана биосферы».


6ч.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 «А»

урока

Тема урока

Планируемый срок проведения

Фактическая дата урока

Скорректированные

сроки

Тема: Эволюция (4 часа)

Возникновение и развитие эволюционных представлений. Стартовая диагностика.

02.09–06.09



Возникновение и развитие эволюционных представлений.

09.09–13.09



Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.

16.09–20.09



Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа № 1. «Морфологические особенности растений различных видов».

23.09–27.09



Тема: Механизмы эволюционного процесса(9 часов)


Роль изменчивости в эволюционном процессе.

30.09–04.10



Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

14.10–18.10



Формы естественного отбора в популяциях.

28.10–01.11



Дрейф генов – фактор эволюции.

04.11–08.11



Изоляция – эволюционный фактор. Лабораторная работа № 2. «Изменчивость организмов».

11.11–15.11



Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Лабораторная работа № 3. «Приспособленность организмов к среде обитания».

25.11–29.11



Видообразование.

02.12–06.12



Основные направления эволюционного процесса. Лабораторная работа № 4. «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптация (у насекомых)».

09.12–13.12



Контрольная работа: «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Механизмы эволюционного процесса».

16.12–20.12



Тема: Развитие жизни на Земле(5 часов)

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

23.12–27.12



Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое

06.01.–10.01



Развитие жизни в мезозое и кайнозое

13.01–17.01



Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

20.01–24.01



Контрольная раьота: «Развитие жизни на Земле»

27.01–31.01



Тема: Происхождение человека (5 часов)

Ближайшие «родственники» человека среди животных.

03.02-07.02



Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo.

10.02–14.02



Появление человека разумного.

17.02–21.02



Факторы эволюции человека.

02.03–06.03



Контрольная работа «Происхождение человека».

09.03–13.03



Тема: Экосистемы (5 часов)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов.

16.03–20.03



Сообщества. Экосистемы.

23.03–27.03



Поток энергии и цепи питания.

30.03–03.04



Свойства и смена экосистем.

13.01–17.04



Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

20.04–24.04



Тема: Биосфера. Охрана биосферы(6часов)

Состав и функции биосферы.

27.04–01.05



Круговорот химических элементов

04.05–08.05



Биогеохимические процессы в биосфере.

11.05–15.05



Глобальные экологические проблемы.

11.05–15.05



Итоговое тестирование

15.05–22.05



Заключительный урок

18.05–22.05




Итого: 33 часа


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Для учителя:

1. Примерная программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) для X-XI классов.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05. 03. 2004;

3. Авторская программа Д.К. Беляева, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации по биологии для 11 класса.

4. Д. К. Беляев. Биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010.

5. Биология «Для поступающих в ВУЗы и подготовке к ЕГЭ» / З.А. Власова М.: АСТ: Слово, 2010.

6. М е д н и к о в Б. М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б. М. Медников. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.

7. Биология. Тестовые задания/И.М. Прищепа, Г.А. Захарова, М.А. Щербакова и др. -Мн. :Новое знание, 2006.- 760 с.

8.Биология. В 2 кн. Кн. 2: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов/В.Н. Ярыгин, В. И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высш. Шк., 2010.- 334 с.

Для ученика:

1. Журналы: «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из

первых рук»

2. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012,— 816 с. : ил.

3. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор), М., Мир, 1990.

4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996

5. Казакова О.С. и др. Хрестоматия по общей биологии для учащихся средней школы. Сост. О.В. Казакова, Л.С. Короткова, З.А. Мокеева. Под ред. В.М. Корсунской М.: Просвещение, 1970.- 480 с.

6. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии: Учеб. Пособие для учащихся шк., гимназий с углубл. Изуч. Химии, биологии и экологии.- М.: Просвещение, 1994.- 239 с.
















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры учителей

гуманитарных дисциплин

от 29.08.2018 года №1




































СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________Монахова О. А.

30.08.2018 год








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!