СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Приложение к ООП ООО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. o. Реутова




РАССМОТРЕНО

Протокол № 1 заседания школьного

методического объединения

учителей иностранного языка

от «29» августа 2018г.

Руководитель методического совета:

_______ /О. А. Монахова/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

_____________ /Дюбкина Ю.Ю./


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

Протокол № от «.;

Приказом № от «.

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_______________/Володин И.Е./



Рабочая программа по учебному предмету «География»

основного общего образования (базовый уровень)

для учащихся 5 «» классов

( срок утверждения программы -1 год)





Составитель: Десятникова Анастасия Сергеевна,

учитель биологии



Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «География». Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции и программы курса «География» УМК «Полярная Звезда» для 5-9 классов общеобразовательных школ, авторы В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина; изд. «Просвещение», 2011 г., и является приложением к ООП СОО МБОУ «СОШ №6» г. о .Реутов.

В соответствии с учебным планом на изучение географии выделяется 34 часа ( 1 час в неделю, 34 учебные недели)


Структура рабочей программы состоит из следующих компонентов:


  1. Планируемых результатов освоения учебного предмета;

  2. Содержания учебного предмета;

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Для обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОП ООО на основе ФГОС ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.


I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Ученики, освоившие основную образовательную программу по географии 5 класса, сформируют научное мировоззрение, а также понимание того, что географическое образование – обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку, а так же

Обучающийся научатся:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья, экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

  • Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

  • Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе. при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

  • Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

  • Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.


Программа обеспечивает достижение учащимися 5 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Обучающийся  6 класса получит возможность:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки сам выдвигать самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

Обучающийся 5 класса научится:

  1. определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  1. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их;

- координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

- устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.


Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Учебный предмет «География» способствует формированию у учащихся умение использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний, основано на связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.


Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.

Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты,

их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение

направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение

практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка.

Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных

высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические

следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами.

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей

в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную

поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие

взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин

по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на

равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

Примерные темы практических работ:

  1. Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом.

  2. Чтение плана местности.

  3. Чтение карт.

  4. Многообразие стран мира по политической карте

  5. Описание особенностей рельефа своей местности по картам

  6. Описание особенностей рельефа своей местности по картам


3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

Темы программы

Количество часов

КР

ПР

Характеристика учебной деятельности

1

Развитие географических знаний о Земле

5

1

-

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником. Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Определять значение современных географических исследований.

2

Земля - планета Солнечной системы

3

-

1

Приводить доказательства тому, что Земля- одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Определять высоту солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

3

План и карта

10

1

2

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на плане и карте. Составлять и читать простейший план местности. Сравнивать план местности и географические карты. Определять направление на глобусе. Выявлять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния на карте .Определять географические координаты. Определять направления и расстояния по планам и картам с помощью разных видов масштаба. Определять абсолютные и относительные высоты точек. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

4

Человек на Земле

4

-

1

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. Выявлять внешние признаки людей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас. Определять наиболее и наименее заселённые территории. Выделять самые крупные по площади государства. Находить на карте свою страну, страны-соседи, наиболее крупные и известные страны. Сравнивать страны по величине, расположению. Систематизировать новую информацию.

5

Литосфера- твердая оболочка Земли

10

1

2

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Устанавливать по карте границы плит. Распознавать разные формы рельефа и составлять их характеристики. Выполнять практические работы по определению на картах средней и абсолютной высоты форм рельефа. Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа. От строения земной коры.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем.

Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

6

Повторение

2

-

-



Итого

34

3

6




п/п


Предмет


Форма проведения


Вид контроля


Класс


Сроки

Ответственные

(проведение, анализ результатов класса)

Ответственные

(подготовка КИМ, итог)

Выход

октябрь

1.

География

Контрольная работа

вводный

5

01.10.-05.10

Учитель

зам. директора, руководитель ШМО

справка

ЯНВАРЬ

2.

География

Контрольная работа

Промежуточная аттестация

5

14.01.-18.01

Учитель

зам. директора, руководитель ШМО

справка

МАЙ

3.

География

Контрольная работа

промежуточная аттестация

5

13.05-17.05

Учитель

зам. директора, руководитель ШМО

справка


Учебное и учебно - методическое обеспечение:

1 .А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География 5 класс. М., Просвещение 2014.

2. Атласс 5 класс, издат."АСТ-ПРЕСС"

3. В.В. Николина. География, мой тренажер, М., Просвещение 2014.

4. Е.Е. Гусева География «конструктор» текущего контроля 5 класс, М., Просвещение 2014.

5. В.В. Николина, География, поурочные разработки, 5 класс, М., Просвещение 2016.

6. Настольная книга учителя географии 5-11 классы, изд.,"Эксмо",2016год.

7. В.В. Николина. География. Проекты и творческие проекты.5-9классы. "Просвещение"2012год

Для информационной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет-ресурсов:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru

«Каталог образовательных ресурсов сети Интернет»: http://katalog.iot.ru

«Российский общеобразовательный портал»: http://www.school.edu.ru

«Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов»: http://window.edu.ru , http://shkola.edu.ru, http://www.km-school.ru8.

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «А» класс

1 часа в неделю


п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемый срок проведения

Фактическая дата урока

Скорректированные сроки проведения урока

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч

1

Географические методы изучения окружающей среды

Урок открытия новых знаний

02.09–06.09



2

Развитие географических знаний о Земле

Урок общеметодологической направленности

09.09–13.09



3

Развитие географических знаний о Земле

Урок общеметодологической направленности

16.09–20.09



4

Открытия русских путешественников.

Урок общеметодологической направленности

23.09–27.09



5

Контрольная работа по теме «Что изучает география.   Как люди открывали мир».

Урок развивающего контроля

30.09–04.10



Тема2. Земля - планета Солнечной системы – 3 ч.

6

Земля – планета Солнечной системы

Урок общеметодологической направленности

14.10–18.10



7

Виды движения земли. Экватор, тропики, полярные круги.

Урок общеметодологической направленности

28.10–01.11



8

Солнечный свет на Земле

Пр. работа «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу»

Пр. работа «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом»

Урок развития умений и рефлексии

04.11–08.11




Тема 3. План и карта – 10ч


9

Ориетирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Урок общеметодологической направленности

11.11–15.11



10

Изображение земной поверхности .

Масштаб и его виды

Урок общеметодологической направленности

25.11–29.11



11

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Урок общеметодологической направленности

02.12–06.12



12

Изображение земной поверхности. Топографическая карта. П.Р. Чтение плана местности.

Урок развития умений и рефлексии

09.12–13.12



13

Географическая карта- особый источник информации 

Урок общеметодологической направленности

16.12–20.12



14

Градусная сетка

Урок общеметодологической направленности

23.12–27.12



15

Географические координаты

Урок общеметодологической направленности

06.01.–10.01



16

П.Р. №3. Чтение карт.

Урок развития умений и рефлексии

13.01–17.01



17

Проект «План школы»


20.01–24.01



18

Контрольная работа по теме: «Изображение земной поверхности»

Урок развивающего контроля

27.01–31.01



Тема 4. Человек на Земле – 4 ч

19

Заселение Земли человеком

Урок общеметодологической направленности

03.02-07.02



20

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

Урок общеметодологической направленности

10.02–14.02



21

П.Р. Многообразие стран мира по политической карте

Урок развития умений и рефлексии

17.02–21.02



22

Обобщение по теме «Человек на Земле»

Урок общеметодологической направленности

02.03–06.03



Тема 5. Литосфера- твердая оболочка Земли – 10 ч

23

Земная кора и литосфера

Урок общеметодологической направленности

09.03–13.03



24

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Урок общеметодологической направленности

16.03–20.03



25

Движение земной коры

Урок общеметодологической направленности

23.03–27.03



26

Рельеф Равнины.

Урок общеметодологической направленности

30.03–03.04



27

Нахождение на физической карте объектов литосферы.

Урок общеметодологической направленности

13.01–17.04



28

Рельеф Земли.   Горы.

Урок общеметодологической направленности

20.04–24.04



29

Рельеф Земли.   Горы. Равнины.

Урок общеметодологической направленности

27.04–01.05



30

Пр. работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам»

Урок развития умений и рефлексии

04.05–08.05



31

Человек и литосфера

Пр. работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам»

Урок развития умений и рефлексии

11.05–15.05



32

Контрольная работа по теме «Природа Земли»

Урок развивающего контроля

11.05–22.05



Повторение – 2 ч

33

Повторение.

Источники географической информации

Урок общеметодологической направленности

18.05–22.05



34

Повторение .Природа Земли.

Урок общеметодологической направленности

25.05–30.05



Итого: 34 часа


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «Б» класс

1 часа в неделю


п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемый срок проведения

Фактическая дата урока

Скорректированные сроки проведения урока

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч

1

Географические методы изучения окружающей среды

Урок открытия новых знаний

03.09.2018-08.09.2018



2

Развитие географических знаний о Земле

Урок общеметодологической направленности

10.09.2018-14.09.2018



3

Развитие географических знаний о Земле

Урок общеметодологической направленности

17.09.2018-22.09.2018



4

Открытия русских путешественников.

Урок общеметодологической направленности

24.09.2018-29.09.2018



5

Контрольная работа по теме «Что изучает география.   Как люди открывали мир».

Урок развивающего контроля

01.10.2018-05.10.2018



Тема2. Земля - планета Солнечной системы – 3 ч.

6

Земля – планета Солнечной системы

Урок общеметодологической направленности

15.10.2018-19.10.2018



7

Виды движения земли. Экватор, тропики, полярные круги.

Урок общеметодологической направленности

22.10.2018-26.10.2018



8

Солнечный свет на Земле

Пр. работа «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу»

Пр. работа «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом»

Урок развития умений и рефлексии

29.10.2018-02.11.2018




Тема 3. План и карта – 10ч


9

Ориетирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Урок общеметодологической направленности

05.11.2018-09.11.2018



10

Изображение земной поверхности .

Масштаб и его виды

Урок общеметодологической направленности

12.11.2018-16.11.2018



11

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Урок общеметодологической направленности

26.11.2018-30.11.2018



12

Изображение земной поверхности. Топографическая карта. П.Р. Чтение плана местности.

Урок развития умений и рефлексии

03.12.2018-07.12.2018



13

Географическая карта- особый источник информации 

Урок общеметодологической направленности

10.12.2018-14.12.2018



14

Градусная сетка

Урок общеметодологической направленности

17.12.2018-21.12.2018



15

Географические координаты

Урок общеметодологической направленности

24.12.2018-28.12.2018



16

П.Р. №3. Чтение карт.

Урок развития умений и рефлексии

07.01.2019-11.01.2019



17

Проект «План школы»





18

Контрольная работа по теме: «Изображение земной поверхности»

Урок развивающего контроля

14.,01.2019-18.01.2019



Тема 4. Человек на Земле – 4 ч

19

Заселение Земли человеком

Урок общеметодологической направленности

21.01.2019-25.01.2019



20

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

Урок общеметодологической направленности

28.01.2019-01.02.2019



21

П.Р. Многообразие стран мира по политической карте

Урок развития умений и рефлексии

04.02.2019-08.02.2019



22

Обобщение по теме «Человек на Земле»

Урок общеметодологической направленности

18.02.2019-22.02.2019



Тема 5. Литосфера- твердая оболочка Земли – 10 ч

23

Земная кора и литосфера

Урок общеметодологической направленности

25.02.2019-01.03.2019



24

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Урок общеметодологической направленности

04.03.2019-08.03.2019



25

Движение земной коры

Урок общеметодологической направленности

18.03.2019-22.03.2019



26

Рельеф Равнины.

Урок общеметодологической направленности

25.03.2019-29.03.2019



27

Нахождение на физической карте объектов литосферы.

Урок общеметодологической направленности

01.04.2019-05.04.2019



28

Рельеф Земли.   Горы.

Урок общеметодологической направленности

08.04.2019-12.04.2019



29

Рельеф Земли.   Горы. Равнины.

Урок общеметодологической направленности

15.04.2019-19.04.2019



30

Пр. работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам»

Урок развития умений и рефлексии

29.04.2019-03.05.2019



31

Человек и литосфера

Пр. работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам»

Урок развития умений и рефлексии

06.05.2019-10.05.2019



32

Контрольная работа по теме «Природа Земли»

Урок развивающего контроля

13.05.2019-17.05.2019



Повторение – 2 ч

33

Повторение.

Источники географической информации

Урок общеметодологической направленности

20.05.2019-24.05.2019



34

Повторение .Природа Земли.

Урок общеметодологической направленности

27.05.2019-31.05.2019



Итого: 34 часа















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 «В» класс

1 часа в неделю


п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемый срок проведения

Фактическая дата урока

Скорректированные сроки проведения урока

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч

1

Географические методы изучения окружающей среды

Урок открытия новых знаний

03.09.2018-08.09.2018



2

Развитие географических знаний о Земле

Урок общеметодологической направленности

10.09.2018-14.09.2018



3

Развитие географических знаний о Земле

Урок общеметодологической направленности

17.09.2018-22.09.2018



4

Открытия русских путешественников.

Урок общеметодологической направленности

24.09.2018-29.09.2018



5

Контрольная работа по теме «Что изучает география.   Как люди открывали мир».

Урок развивающего контроля

01.10.2018-05.10.2018



Тема2. Земля - планета Солнечной системы – 3 ч.

6

Земля – планета Солнечной системы

Урок общеметодологической направленности

15.10.2018-19.10.2018



7

Виды движения земли. Экватор, тропики, полярные круги.

Урок общеметодологической направленности

22.10.2018-26.10.2018



8

Солнечный свет на Земле

Пр. работа «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу»

Пр. работа «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом»

Урок развития умений и рефлексии

29.10.2018-02.11.2018




Тема 3. План и карта – 10ч


9

Ориетирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Урок общеметодологической направленности

05.11.2018-09.11.2018



10

Изображение земной поверхности .

Масштаб и его виды

Урок общеметодологической направленности

12.11.2018-16.11.2018



11

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Урок общеметодологической направленности

26.11.2018-30.11.2018



12

Изображение земной поверхности. Топографическая карта. П.Р. Чтение плана местности.

Урок развития умений и рефлексии

03.12.2018-07.12.2018



13

Географическая карта- особый источник информации 

Урок общеметодологической направленности

10.12.2018-14.12.2018



14

Градусная сетка

Урок общеметодологической направленности

17.12.2018-21.12.2018



15

Географические координаты

Урок общеметодологической направленности

24.12.2018-28.12.2018



16

П.Р. №3. Чтение карт.

Урок развития умений и рефлексии

07.01.2019-11.01.2019



17

Проект «План школы»





18

Контрольная работа по теме: «Изображение земной поверхности»

Урок развивающего контроля

14.,01.2019-18.01.2019



Тема 4. Человек на Земле – 4 ч

19

Заселение Земли человеком

Урок общеметодологической направленности

21.01.2019-25.01.2019



20

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

Урок общеметодологической направленности

28.01.2019-01.02.2019



21

П.Р. Многообразие стран мира по политической карте

Урок развития умений и рефлексии

04.02.2019-08.02.2019



22

Обобщение по теме «Человек на Земле»

Урок общеметодологической направленности

18.02.2019-22.02.2019



Тема 5. Литосфера- твердая оболочка Земли – 10 ч

23

Земная кора и литосфера

Урок общеметодологической направленности

25.02.2019-01.03.2019



24

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Урок общеметодологической направленности

04.03.2019-08.03.2019



25

Движение земной коры

Урок общеметодологической направленности

18.03.2019-22.03.2019



26

Рельеф Равнины.

Урок общеметодологической направленности

25.03.2019-29.03.2019



27

Нахождение на физической карте объектов литосферы.

Урок общеметодологической направленности

01.04.2019-05.04.2019



28

Рельеф Земли.   Горы.

Урок общеметодологической направленности

08.04.2019-12.04.2019



29

Рельеф Земли.   Горы. Равнины.

Урок общеметодологической направленности

15.04.2019-19.04.2019



30

Пр. работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам»

Урок развития умений и рефлексии

29.04.2019-03.05.2019



31

Человек и литосфера

Пр. работа «Описание особенностей рельефа своей местности по картам»

Урок развития умений и рефлексии

06.05.2019-10.05.2019



32

Контрольная работа по теме «Природа Земли»

Урок развивающего контроля

13.05.2019-17.05.2019



Повторение – 2 ч

33

Повторение.

Источники географической информации

Урок общеметодологической направленности

20.05.2019-24.05.2019



34

Повторение .Природа Земли.

Урок общеметодологической направленности

27.05.2019-31.05.2019



Итого: 34 часа

















46



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!