Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ
Приказ от __30.08.2019__________ № 96____
Подпись руководителя ________ФИО
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____Геометрии________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_____________________________9класс_____________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __67________
Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (учитель первой категории)
(ФИО)
Программа разработана на основе
Учебник Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др. Москва «Просвещение» 2019 г.
_________________________________________________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2019-2020 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной авторской программы основного общего образования Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов геометрия 7-9 класс и примерной основной образовательной программы основного общего образования Сов-Дарской ООШ на 2019-2020 в соответствии с ФГОС. Учебный материал изучается на базовом уровне. Учебный предмет входит в обязательную часть ФГОС (9 класс) и согласно учебному плану Сов-Дарской ООШ на 2019-2020 г. изучается в 9 классе 2часа в неделю 68 часов в год. По программе 67 часов.
Рабочая программа предусматривает обучение геометрии в объеме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне. Рабочая программа ориентирована на использование УМК Атанасян Л. . Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2019.
Цели обучения геометрии:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления и интуиции, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники; средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
Задачи обучения:
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Программой предусмотрено проведение:
-Контрольных работ – 6,
-Итоговая контрольная работа - 1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса геометрии 9 класса.
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
В 2019-2020 учебном году на основании приказа №101 от 30 августа 2019 г. произведена корректировка (уплотнение часов) в связи с праздничными днями, за счет резерва часов.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Класс | По программе | По КТП | Причина корректировки | Способ корректировки | Количество часов |
68 | 9 класс | 68 | 67 | Праздничные дни. 01.05 | За счет часов резерва | 1 |
2.Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Повторение | 2 | | | |
| Повторение по теме «Треугольники. Четырехугольники» | 1 | Беседа | 04.09 | |
| Вводная контрольная работа | 1 | Письменная работа | 06.09 | |
Раздел 2. Векторы | 9 | | | |
| Анализ контрольной работы. Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | Обсуждение | 11.09 | |
| Откладывание вектора от данной точки | 1 | Комбинированный урок | 13.09 | |
| Сумма двух векторов Законы сложения векторов. | 1 | Смешанный урок | 18.09 | |
| Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов | 1 | Беседа | 20.09 | |
| Решение задач «Сложение и вычитание векторов» | 1 | Урок совершенствование | 25.09 | |
| Произведение вектора на число. | 1 | Смешанный урок | 27.09 | |
| Применение векторов к решению задач | 1 | Комбинированный урок | 02.10 | |
| Средняя линия трапеции | 1 | Беседа | 04.10 | |
| Контрольная работа №1 по теме: «Векторы» | 1 | Письменная работа | 09.10 | |
Раздел 3. Метод координат | 9 | | | |
| Анализ контрольной работы. Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | Обсуждение | 11.10 | |
| Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 1 | Комбинированный урок | 16.10 | |
| Простейшие задачи в координатах. | 1 | Смешанный урок | 18.10 | |
| Решение задач по теме: «Метод координат» | 1 | Комбинированный урок | 23.10 | |
| Уравнение окружности | 1 | Комбинированный урок | 25.10 | |
| Уравнение прямой | 1 | Смешанный урок | 06.11 | |
| Использование уравнений окружности и прямой при решении задач | 1 | Беседа | 08.11 | |
| Решение задач с использованием метода координат | 1 | Урок совершенствование | 13.11 | |
| Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат» | 1 | Письменная работа | 15.11 | |
Раздел 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 | | | |
| Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс. | 1 | Обсуждение | 20.11 | |
| Основное тригонометрическое тождество. | 1 | Комбинированный | 22.11 | |
| Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки | 1 | Смешанный урок | 27.11 | |
| Теорема о площади треугольника. | 1 | Смешанный урок | 29.11 | |
| Теорема синусов | 1 | Комбинированный урок | 04.12 | |
| Теорема косинусов | 1 | Комбинированный урок | 06.12 | |
| Решение треугольников | 1 | Смешанный урок | 11.12 | |
| Измерительные работы. | 1 | Комбинированный урок | 13.12 | |
| Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | Комбинированный урок | 18.12 | |
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | Комбинированный урок | 20.12 | |
| Контрольная работа №3 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | 1 | Письменная работа | 25.12 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Обсуждение | 27.12 | |
| Скалярное произведение векторов и его свойства | 1 | Комбинированный урок | 15.01 | |
| Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | 1 | Беседа | 17.01 | |
Раздел 5. Длина окружности и площадь круга | 11 | | | |
| Правильный многоугольник. | 1 | Комбинированный урок | 22.01 | |
| Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | Смешанный урок | 24.01 | |
| Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | Комбинированный урок | 29.01 | |
| Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него | 1 | Беседа | 31.01 | |
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | Смешанный урок | 05.02 | |
| Построение правильных многоугольников | 1 | Комбинированный урок | 07.02 | |
| Длина окружности. | 1 | Смешанный урок | 12.02 | |
| Площадь круга. Площадь кругового сектора | 1 | Комбинированный урок | 14.02 | |
| Решение задач «Длина окружности» | 1 | Урок совершенствование | 19.02 | |
| Решение задач. «Площадь круга» | 1 | Смешанный урок | 21.02 | |
| Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | Письменная работа | 26.02 | |
Раздел 6. Движение | 6 | | | |
| Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения | 1 | Обсуждение, лекция | 28.02 | |
| Параллельный перенос. Поворот | 1 | Смешанный урок | 04.03 | |
| Параллельный перенос. Поворот | 1 | Комбинированный урок | 06.03 | |
| Решение задач по теме: «Движения» | 1 | Комбинированный урок | 11.03 | |
| Решение задач по теме: «Движения» | 1 | Урок совершенствование | 13.03 | |
| Контрольная работа №5 по теме: «Движения» | 1 | Письменная работа | 18.03 | |
Раздел 7. Начальные сведения из стереометрии | 4 | | | |
| Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранники | 1 | Обсуждение | 20.03 | |
| Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда | 1 | Смешанный урок | 01.04 | |
| Тела вращения. Цилиндр. Конус | 1 | Комбинированный урок | 03.04 | |
| Сфера. Шар | 1 | Беседа | 08.04 | |
Раздел 8. Об аксиомах геометрии | 1 | | | |
| Об аксиомах геометрии | 1 | Лекция | 10.04 | |
Раздел 9. Повторение | 11 | | | |
| Треугольники. Признаки равенства треугольников | 1 | Комбинированный урок | 15.04 | |
| Подобие треугольников | 1 | Беседа | 17.04 | |
| Параллельные прямые | 1 | Смешанный урок | 22.04 | |
| Четырехугольники | 1 | Беседа | 24.04 | |
| Площади | 1 | Комбинированный урок | 29.04 | |
| Секущие и касательные | 1 | Комбинированный урок | 06.05 | |
| Окружность. Вписанный угол | 1 | Беседа | 08.05 | |
| Вписанные и описанные четырехугольники | 1 | Смешанный урок | 13.05 | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | Письменная работа | 15.05 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Обсуждения | 20.05 | |
| Обобщающее повторение по всему курсу 9 класса | 1 | Конференция | 22.05 | |
3.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах.
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя
Список используемой литературы литературы
Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2019.
Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 9 класс.
Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс.
Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7-9 кл.: методические рекомендации для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. –М.: Просвещение, 2013.
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2013.
«РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета Протокол № _____ от _______20____ г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________ А.М.Хмара (подпись) ____ _________ 20___ г (дата) |