Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ
Приказ от __30.08.2019__________ № 96____
Подпись руководителя ________ФИО
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____Геометрии________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_____________________________7класс_____________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __67________
Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (учитель первой категории)
(ФИО)
Программа разработана на основе
Учебник Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др. Москва «Просвещение» 2019 г.
_________________________________________________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2019-2020 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной авторской программы основного общего образования Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов геометрия 7-9 класс и примерной основной образовательной программы основного общего образования Сов-Дарской ООШ на 2019-2020г. в соответствии с ФГОС. Учебный материал изучается на базовом уровне. Учебный предмет входит в обязательную часть ФГОС (7 класс) и согласно учебному плану Сов-Дарской ООШ на 2019-2020 г. изучается в 7 классе 2часа в неделю 68 часов в год. По программе 67 часов.
Рабочая программа предусматривает обучение геометрии в объеме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне. Рабочая программа ориентирована на использование УМК Атанасян Л. . Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2019.
Цели обучения геометрии:
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления и интуиции, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники; средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
Задачи обучения:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:
общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);
практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин; овладения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);
Программой предусмотрено проведение:
-Контрольных работ – 5,
-Итоговая контрольная работа - 1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса геометрии 7 класса.
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
В 2019-2020 учебном году на основании приказа №101 от 30 августа 2019 г. произведена корректировка (уплотнение часов) в связи с праздничными днями, за счет резерва часов.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Класс | По программе | По КТП | Причина корректировки | Способ корректировки | Количество часов |
68 | 8 класс | 68 | 67 | Праздничные дни. 12.05 | За счет часов резерва | 1 |
2.Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Начальные геометрические сведения | 11 | | | |
| Прямая и отрезок. | 1 | Беседа | 03.09 | |
| Луч и угол | 1 | Смешанный урок | 05.09 | |
| Сравнение отрезков и углов | 1 | Комбинированный урок | 10.09 | |
| Измерение отрезков | 1 | Комбинированный урок | 12.09 | |
| Решение задач по теме: «Измерения отрезков» | 1 | Смешанный урок | 17.09 | |
| Измерение углов | 1 | Беседа | 19.09 | |
| Перпендикулярные прямые | 1 | Комбинированный урок | 24.09 | |
| Смежные и вертикальные углы | 1 | Смешанный урок | 26.09 | |
| Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | Урок совершенствование | 01.10 | |
| Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения» | 1 | Письменная работа | 03.10 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | Обсуждение | 08.10 | |
Раздел 2. Треугольники | 18 | | | |
| Треугольник | 1 | Смешанный урок | 10.10 | |
| Первый признак равенства треугольников | 1 | Комбинированный урок | 15.10 | |
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | Комбинированный урок | 17.10 | |
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | Комбинированный урок | 22.10 | |
| Свойства равнобедренного треугольника | 1 | Лекция | 24.10 | |
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 | Смешанный урок | 05.11 | |
| Второй признак равенства треугольников | 1 | Комбинированный урок | 07.11 | |
| Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 | Смешанный урок | 12.11 | |
| Третий признак равенства треугольников | 1 | Беседа | 14.11 | |
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | Комбинированный урок | 19.11 | |
| Окружность | 1 | Смешанный урок | 21.11 | |
| Примеры задач на построение | 1 | Беседа | 26.11 | |
| Решение задач на построение | 1 | Комбинированный урок | 28.11 | |
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | Смешанный урок | 03.12 | |
| Решение задач по теме: «Треугольники» | 1 | Комбинированный урок | 05.12 | |
| Решение задач по теме: «Треугольники» | 1 | Урок совершенствование | 10.12 | |
| Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | 1 | Письменная работа | 12.12 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | Обсуждение | 17.12 | |
Раздел 3. Параллельные прямые | 12 | | | |
| Определение параллельных прямых | 1 | Беседа | 19.10 | |
| Признаки параллельности прямых | 1 | Комбинированный | 24.12 | |
| Практические способы построения параллельных прямых | 1 | Смешанный урок | 26.12 | |
| Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 | Смешанный урок | 14.01 | |
| Аксиома параллельных прямых | 1 | Комбинированный урок | 16.01 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | Комбинированный урок | 21.01 | |
| Свойства параллельных прямых | 1 | Смешанный урок | 23.01 | |
| Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | Лекция | 28.01 | |
| Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами | 1 | Комбинированный урок | 30.01 | |
| Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 1 | Урок совершенствование | 04.02 | |
| Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые» | 1 | Письменная работа | 06.02 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Обсуждение | 11.02 | |
Раздел 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника | 19 | | | |
| Сумма углов треугольника | 1 | Беседа | 13.02 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | Смешанный урок | 18.02 | |
| Теорема о соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | Лекция | 20.02 | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | Комбинированный урок | 25.02 | |
| Неравенство треугольника | 1 | Комбинированный урок | 27.02 | |
| Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | Урок совершенствование | 03.03 | |
| Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | Письменная работа | 05.03 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Обсуждение | 10.03 | |
| Прямоугольные треугольники и их свойства | 1 | Комбинированный урок | 12.03 | |
| Прямоугольные треугольники и их свойства. Решение задач. | 1 | Смешанный урок | 17.03 | |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | Беседа | 19.03 | |
| Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | Комбинированный урок | 31.03 | |
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 1 | Смешанный урок | 02.04 | |
| Построение треугольника по трем элементам | 1 | Комбинированный урок | 07.04 | |
| Построение треугольника по трем элементам | 1 | Урок совершенствование | 09.04 | |
| Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения» | 1 | Комбинированный урок | 14.04 | |
| Контрольная работа № 5 по теме: «Прямо угольные треугольники. Геометрические построения» | 1 | Письменная работа | 16.04 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Обсуждение | 21.04 | |
| Решение задач повышенной трудности | 1 | Урок совершенствование | 23.04 | |
Раздел 5. Повторение | 7 | | | |
| Треугольники | 1 | Беседа | 28.04 | |
| Параллельные прямые | 1 | Смешанный урок | 30.04 | |
| Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 | Комбинированный урок | 05.05 | |
| Итоговое повторение по всему курсу 7 класса | 1 | Конференция | 07.05 | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | Письменная работа | 14.05 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Беседа | 19.05 | |
| Решение задач повышенной трудности | 1 | Комбинированный урок | 21.05 | |
3.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах.
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя
Список используемой литературы литературы
Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение,--- 2019. Москва
Дидактические материалы по геометрии. 7 класс. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. / М: Просвещение, --- 2017. Москва
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. Москва
Интернет-ресурсы
«РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета Протокол № _____ от _______20____ г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________ А.М.Хмара (подпись) ____ _________ 20___ г (дата) |