Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1
____________ Д.В. Борисов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
(учебный предмет, курс)
основное общее, 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в год 34
в неделю 1
Учитель Фомичева Елена Анатольевна
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования базового уровня по обществознанию и на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию
Примерные программы по учебному предмету:
Обществознание. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Программа «Обществознание», 5-9 классы, О.Б. Соболевой, О.В. Медведевой.- М.: Издательский центр «Вентана- Граф», 2012 г.;
Учебник:
О.Б. Соболева, О.В.Иванов «Обществознание 5 класс. Введение в обществознание»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2019 год
I.Требования к уровню подготовки обучающегося.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного
развития;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для определения собственной активной позиции
в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей
обучающихся делать необходимые выводы о давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
дисциплин.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и пояснительных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления правильного выбора
учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
коллективного безопасного поведения, в т.ч. в чрезвычайных ситуациях;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отражённой в художественных
произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
II. Содержание программы
Тема 1. Утро пятиклассника (6 часов)
Характеризовать основные особенности курса «Обществознание», его отличие от других учебных предметов.
Самостоятельно организовать работу с учебником по обществознанию. Выбирать верные критерии для оценки своих поступков с учетом мнения других людей.
Корректировать поведения в соответствии с правилами безопасности жизнедеятельность.
Учимся правильно организовывать свои занятия.
Тема 2. Рабочий день пятиклассника (7часов)
Характеризовать систему образования РФ, используя конкретные примеры. Умение находить и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников различного типа.
Описывать поведение человека в различных малых группах и так же приводить примеры межличностных отношений.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.
Оценивать собственный социальный статус и социальные роли с привлечением полученных знаний.
Учимся исследовать, оценивать собственные поступки. Учимся дружно жить в классе.
Тема 3. Полезный досуг пятиклассника (8 часов)
Умение определять социальные факторы становления личности и конкретизировать примерами.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.
Умение корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности условий жизни. Обосновывать свое отношение к образованию. Конкретизировать примерами влияние СМИ на жизнь общества. Формировать и аргументировать свою точку зрения по вопросам культурного развития общества и массовой культуры.
Учимся правильно организовывать свои занятия. Учимся творчеству. Учимся размышлять.
Тема 4. Вечер в семейном кругу (13 часов)
Характеризовать семью и семейные отношения.
Конкретизировать примерами роль семьи в жизни человека и общества. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей. Выполнять несложные практические задания по анализу ситуации, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Оценивать собственное потребительское поведение с позиции прав потребителя.
Учимся делать добро. Учимся помогать вести семейное хозяйство.
III. Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1. | Что такое обществознание. Как работать с учебником | 1 | 04.09 -10.09 | |
Глава 1. Утро пятиклассника (4 часа) |
2. | С добрым утром Здоровый сон. Пробуждение. Утренняя зарядка. Завтрак, или Как надо есть. | 1 | 11.09 - 17.09 | |
3. | Собираясь в школу. Когда собираться в школу? Поговорим о внешнем виде. Школьная форма. Как следить за своей одеждой? | 1 | 18.09 - 24.09 | |
4. | По дороге в школу Как вести себя на улице? Плата за проезд. | 1 | 25.09 – 01.10 | |
5. | Урок-проект «Идеальное утро». Индивидуальный проект. Опыт самоорганизации, самовоспитания и самоанализа | 1 | 02.10 – 08.10 | |
Глава 2. «Рабочий день» пятиклассника (7 часов) |
6. | В школе. Образование. Устав школы. | 1 | 16.10 – 22.10 | |
7. | В школе Урок вчера и сегодня. Поведение на уроке. | 1 | 23.10 – 29.10 | |
8. | На перемене Отдых – это смена деятельности. Такое разное поведение. В столовой. | 1 | 30.10 – 05.11 | |
9. | Твои классные друзья Непохожие. Друзья, приятели, враги. Люди с ограниченными возможностями здоровья. Кто твои родственники? | 1 | 06.11 – 12.11 | |
10. | Участие в общественной жизни. Общественная жизнь в школе. Буду самым первым! Надо ли участвовать в общественной жизни? Юный гражданин. | 1 | 13.11 – 19.11 | |
11. | Домашнее задание. Каким бывает домашнее задание? Зачем выполнять домашнее задание? Как правильно делать домашнее задание? Домашнее задание, дневники и оценки. | 1 | 27.11 – 03.12 | |
12. | Урок-проект «Идеальная школа» Индивидуальный или коллективный проект отдельных элементов идеальной школы или такой школы в целом | 1 | 04.12 – 10.12 | |
Глава 3. Полезный досуг пятиклассника (6 часов) |
13. | Прогулка. Дворовые компании: вчера и сегодня. Роль уличной компании. Осторожно: плохая компания! Опасная прогулка. Сохраняйте природу! | 1 | 11.12 – 17.12 | |
14. | Дополнительное образование. Каким может быть образование? Виды дополнительного образования. Занятия спортом. | 1 | 18.12 – 24.12 | |
15. | В мире информаций. Роль информации в современном мире Средства массовой информации. Как выбирать информацию | 1 | 25.12 – 31.12 | |
16. | Наш помощник — компьютер Возможности компьютера Интернет | 1 | 08.01 – 14.01 | |
17. | Встреча с прекрасным. Культура в жизни человека Что такое искусство? Этот волшебный мир театра. Искусство кино. | 1 | 15.01 – 21.01 | |
18. | Проект «Своими руками». Создание своими руками любой иллюстрации к главе на основе индивидуальных способностей | 1 | 22.01 – 28.01 | |
Глава 4. Вечер в семейном кругу (10 часов) |
19. | Современная семья. Что такое хорошая семья. Роль семьи в жизни человека Роль семьи в жизни общества | 1 | 29.01 – 04.02 | |
20. | Сложные периоды в жизни семьи. Проблемы современной семьи Распад семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей | 1 | 05.02 – 11.02 | |
21. | Роли в семье. Семейные роли. Муж и жена. Папа и мама. Бабушки и дедушки | 1 | 19.02 – 25.02 | |
22. | Братья и сёстры. Важная часть жизни Особые братья и сёстры Конфликты братьев и сестёр | 1 | 26.02 – 04.03 | |
23. | Семейные традиции: история и современность. Особенности семейных традиций разных народов России. | 1 | 05.03 - 11.03 | |
24. | Порядок в доме. Домашний труд подростка и его значение Правильная организация домашнего труда подростка. Комната подростка. Порядок в вашей комнате | 1 | 12.03 – 18.03 | |
25. | Поход в магазин. Что такое магазин? Что мы обмениваем на товар? Что мы покупаем? Опасные продукты. | 1 | 19.03 - 25.03 | |
26. | Домашние питомцы. Рядом с человеком. Животное в доме. | 1 | 26.03 – 01.04 | |
27. | Перед сном. Итоги дня. Дела и поступки. Самовоспитание. | 1 | 09.04 – 15.04 | |
28. | Проект «Семейный портрет». Подготовка и представление иллюстрированного рассказа о любом аспекте жизни своей семьи | 1 | 16.04 – 22.04 | |
29. Заключительный проект «Мой микрорайон» (2 часа) |
29 - 30 | Всем классом составить карту микрорайона, на которую наносятся все объекты, изученные на уроках обществознания в этом году | 2 | 23.04 – 06.05 | |
31-34 | Уроки-резервы (4 часа) | 4 | 07.05 – 31.05 | |
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от 30 августа 2019 г. | Согласовано: Зам. по УМР О.А.Макарова «30» августа 2017 г. |