СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9класс по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9класс по биологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА15


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от 02.06.22г. № 101 ОД

____________ Е.А. Качурина

печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Биология»

естественнонаучной направленности,

с использованием оборудования центра

«Точка роста»

наименование учебного предмета (курса)


основное общее образование - 9класс

уровень образования


Количество часов, в неделю

9 класс – 2 часа



Общее количество часов на 2022-23 учебный год в 9 классе - 67 часов




Учитель Ефимова Ольга Николаевна









Учебники, используемые при реализации программы:

Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

организаций/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова; под. ред. И.Н. Пономаревой – 6-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 272 с.:

2022 г.






Раздел 1. Пояснительная записка к рабочей программе по биологии.


Название курса

биология

Класс

9

Срок реализации

1 год (2022-2023 уч. год)

Разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №15

- авторской программы И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко Биология: 5-9 классы. Издательство «Вентана-Граф», – 2017 г.(концентрическая структура).

УМК

  1. рабочая программа И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова . Биология: 5–9 классы — М.: Вентана-Граф,2017.


  1. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология: 9 класс — М.: Вентана-Граф,2019.


  1. методическое пособие Пономарева И.Н. "Биология. 9 класс". ФГОС Биология. 9 класс. М: Вентана-Граф,2017.

Количество

часов

67 часов в год, 2 часа в неделю

Составители

Ефимова Ольга Николаевна

Цели курса

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на

формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде.

Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,

сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонентацелостной научной картинымира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач; • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты иоценивать полученныерезультаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знанияс объективными реалиямижизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающейсреде,


осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективногоиспользования

лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебныхзадач.


Цели и задачи учебного курса

Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живойприроды;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологическойнауки;

  • развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных наполучение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанныхс

овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Формирование УУД.


Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

  • использовать методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своейместности;

  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологическихпроцессов;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека вприроде.

  • Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;

  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинетебиология;

  • Работать с увеличительными приборами, наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;

  • Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемымифункциями;

  • Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основесравнения;

  • Находить связь строения и функции клеток разных тканей;раскрывать



сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

  • Доказывать родство организмов на основе их клеточногостроения;

  • Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологическихобъектов;

  • Выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к средеобитания;

  • Выделять существенные признаки вида, объяснять причины многообразия видов;

  • Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние деятельности человека набиосферу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах ибиосфере;

  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологическихпроблем.

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования побиологии;

  • Выдвигать версии решения биологических и экологическихпроблем;

  • Наблюдать биологические объекты и проводить биологические эксперименты;

  • Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числеИнтернет);

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еедостоверность;

  • Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда иотдыха.


Личностные:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за своюРодину.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению ипознанию.

  3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающиетехнологии.

  4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленныхна



изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

  1. Формирование личностных представлений о целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.

  2. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достиженийнауки.

  3. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности имиролюбия

  4. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческойдеятельности

  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

  6. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам.

  7. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно - полезнойдеятельности.

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и надорогах.

  9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  11. Умение применять полученные знания в практическойдеятельности

  12. Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практическойдеятельности;

  13. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохраненияздоровья;

  14. Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Метапредметные:

  1. ПознавательныеУУД:

    1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новыезадачивучебеивпознавательнойдеятельности,развивать

мотивы и интересы познавательной деятельности.



  1. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать своиидеи.

  2. Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы вдругую.

  3. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательныхзадач

  4. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

  5. Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученныерезультаты.

  6. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать учебные действиядля формулировки ответов.

  7. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логическихопераций.

  8. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  9. Составлять схематические модели с выделением существенных характеристикобъектов.

  1. РегулятивныеУУД:

    1. Организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результатыработы).

    2. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему иокружающих.

    3. Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирая средства достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

    4. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибкисамостоятельно.

    5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  2. КоммуникативныеУУД:

    1. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждениипроблем.

    2. Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точкузрения.

    3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общеерешение.

    4. Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.



Предметные:

  1. В познавательной (интеллектуальной)сфере:

    1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.

    2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратомбиологии.

    3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живыхорганизмов.

    4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современноммире.

    5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохраненияприроды.

    6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека вприроде.

    7. Овладение методами: наблюдение, описание. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

    8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальныхпроблем.

    9. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда иотдыха.

    10. Понимание смысла биологических терминов. Их применение при решение биологических проблем изадач.

    11. Формулирование правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторныхработ.

  2. В ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике; оценивать поведение человека с точки зрения ЗОЖ. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитаниячеловека.

  3. В сфере трудовой деятельности: знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

  4. В сфере физической деятельности: демонстрирование навыков оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе ядовитымиживотными.

  5. В эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мираприроды.

Краткое содержание

курса 9 класса

Общиезакономерностижизни 4

Закономерности жизни наклеточномуровне 12

Закономерности жизни наорганизменном уровне 17

Закономерности происхождения и развития жизнинаЗемле 20

Закономерности взаимоотношений организмовисреды 14




Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу.

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живыхорганизмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающейсреды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающейсреды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематическойгруппе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранениябиосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения ифункционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процессвидообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основесравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и системорганов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять ихрезультаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека вприроде;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними вагроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов,рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинетебиологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этихпроблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровьечеловека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живойприроды);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудиториисверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельностьгруппы.


Раздел 3. Содержание учебных программ, курса.

  1. Общие закономерности жизни (5часов)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.


  1. Закономерности жизни на клеточном уровне (10часов)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.

Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом.

Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основажизнедеятельности

клетки.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.


  1. Закономерности жизни на организменном уровне (17часов)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды

мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы, их значение.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных.

Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.


  1. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности наприроду

Земли.

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторыэволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.


  1. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (14 часов) Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как средаобитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический

круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.



Раздел 4. Тематическое планирование курса биологии.




п\п

Раздел, тема урока

Количество часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Общие закономерности жизни

4



2

Закономерности жизни на клеточном

уровне

12

2

1

3

Закономерности жизни на

организменном уровне

17

2

1

4

Закономерности происхождения и

развития жизни на Земле

20

1

1

5

Закономерности взаимоотношений

организмов и среды

17

1



Итого:

67

6

3+промеж.аттестация



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методическогосовета№4

МБОУ СОШ №15

от 31.05. 22г. ПредседательШМС

И.А.Кравченко.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

И.А.Кравченко

г.



Приложение №1. Календарно-тематическое планирование.



п/п


Дата


Название раздела Тема урока

Кол- во часов


Вид контроля.

1

5.09.22

Общие закономерности жизни (4 часа)

Биология – наука о живом мире

1


2

6.09

Методы биологических исследований.


1

Тест.

3

12.09

Входная

диагностика . Общие свойства живых организмов

1

Устный

опрос

4

13.09

Многообразие форм жизни

1

Устный

опрос

5

19.09

Закономерности жизни на клеточном уровне (12 часов)

Цитология- наука, изучающая клетку.Многообразие клеток.

Л. р. № 1 «Сравнение растительных и животных клеток»

1

Л.Р №1

6

20.09

Химический состав клетки: вода и минеральные соли

1

Устный

опрос

7

26.09

Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты.

1

Устный

опрос

8

27.09

Химический состав клетки: жиры и углеводы

1

Устный

опрос

9

3.10

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции

1

Устный

опрос

10

4.10

Обмен веществ – основа существования клетки

1

Устный

опрос

11

10.10

Биосинтез белка в живой клетке

1

Устный

опрос

12

11.10

Биосинтез углеводов - фотосинтез

1

Устный

опрос

13

17.10

Обеспечение клеток энергией

1

Устный

опрос

14

18.10

Размножение клетки и её жизненный цикл.

Л. р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

Л.Р.№2

15

24.10

Контрольная работа № 1 «Закономерности жизни на

клеточном уровне»

1

К.Р №1

16

25.10

Закономерности жизни на организменном уровне (17 часов)

Организм – открытая живая система (биосистема)

1


17

7.11

Бактерии и вирусы

1

Устный

опрос

18

8.11

Растительный организм и его особенности

1

Устный

опрос

19

14.11

Многообразие растений и значение в природе

1

Устный

опрос

20

15.11

Организмы царства грибов и лишайников

1

Устный

опрос

21

21.11

Животный организм и его особенности

1

Устный

опрос

22

22.11

Многообразие животных

1

Устный

опрос

23

28.11

Сравнение свойств организма человека и животных

1

Устный

опрос

24

29.11

Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие организмов

1

Устный

опрос

25

5.12

Образование половых клеток. Мейоз

1

Устный

опрос

26

6.12

Изучение механизма наследственности

1

Устный

опрос

27

12.12

Основные закономерности наследственности организмов

1

Устный

опрос

28

13.12

Закономерности изменчивости.

Л. р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1

Л.Р.№3

29

19.12

Ненаследственная изменчивость.

Л. р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов»

1

Л.Р.№4

30

20.12

Основы селекции организмов

1


31

26.12

Контрольная работа № 2 «Закономерности жизни на

организменном уровне»

1

К.Р.№2

32

27.12

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1



Устный опрос

33

9.01.23

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

Устный

опрос

34

10.01

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

Устный

опрос

35

16.01

Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии

1

Устный

опрос

36

17.01

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира

1

Устный

опрос

37

23.01

Современные представления об эволюции органического мира

1

Устный

опрос

38

24.01

Контрольная работа .Вид, его критерии и структура

1

Устный

опрос

39

30.01

Процессы образования видов

1

Устный

опрос

40

31.01

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

Устный

опрос

41

6.02

Основные направления эволюции

1

Устный

опрос

42

7.02

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

Устный

опрос

43

13.02

Основные закономерности эволюции.

Л. р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1

Л.Р.№5

44

14.02

Человек – представитель животного мира

1

Устный

опрос

45

20.02

Эволюционное происхождение человека

1

Устный

опрос

46

21.02

Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека

1

Устный

опрос

47

27.02

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Устный

опрос

48

28.02

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

Устный

опрос

49

6.03

Контрольная работа № 3 «Закономерности происхождения и

развития жизни на Земле»

1

К.Р.№3

50

7.03

Контрольная работа № 3 «Закономерности происхождения иразвития жизни на Земле»


1


51

13.03

Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 часов)

Условия жизни на Земле .Общие законы действия факторов среды на организмы

1

Устный

опрос

52

14.03

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

Устный

опрос

53

20.03

Биотические связи в природе

1

Устный опрос

54

21.03

Взаимосвязи организмов в популяции

1

Устный

опрос

55

3.04

Функционирование популяций в природе

1

Устный

опрос

56

4.04

Природное сообщество – биогеоценоз

1

Устный опрос

57

10.04

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

Устный

опрос

58

11.04

Развитие и смена природных сообществ

1

Устный

опрос

59

17.04

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

Устный

опрос

60

18.04

Многообразие биогеоценозов (экосистем

1

Устный опр.

61

24.04

Семинар «Экология Ростовской области»

1

Семинар

62

25.04

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы


1

Л.Р.№6

63

2.05

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы


1

Тест

64


15.05

Л. р.№ 6 «Оценка качества окружающей среды»

1


Л.р.


65

16.05

Подготовка к промежуточной аттестации

1


66

22.05

Промежуточная аттестация

1

Тест

67

23.05

Урок обобщения и закрепления знаний

1

































































Приложение №2. Система учёта и контроля достижений планируемых результатов.


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знанияв

незнакомой ситуации.

  1. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученногоматериала, при устных ответах устранение отдельных неточностей спомощью

дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

  1. Знание всего изученного программногоматериала.

  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливатьвнутрипредметные связи, применять полученные знания напрактике.

  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,необходимость

незначительной помощи преподавателя.

  1. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённыевопросы.

  2. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устнойречи.

Отметка "2":

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученномматериале.

  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдениеосновных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цельопыта;

  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдениемнеобходимой последовательности проведения опытов иизмерений;

  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшейточностью;

  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделалвыводы;

  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходныематериалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточнойточности измерений;

  2. или было допущено два-тринедочета;

  3. или не более одной негрубой ошибки и одногонедочета,

  4. или эксперимент проведен неполностью;

  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важнымзадачам работы;

  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулированиивыводов;

  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены вобщей

сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы

характера, но повлиявших на результат выполнения;

  1. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материаламии оборудованием), которая исправляется по требованиюучителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильныхвыводов;

  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производилисьнеправильно;

  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке"3";

  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже потребованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одногонедочета;

  2. или не более двухнедочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубыхошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одногонедочета;

  3. или не более двух-трех негрубыхошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трехнедочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пятинедочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, прикоторой может быть выставлена оценка"3";

    1. или если правильно выполнил менее половиныработы.












.

Входная контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант I.Уровень А. Выберите один верный ответ.

  1. Кровь относится к типутканей:

А) соединительная Б) нервная

В) эпителиальная

Г) мышечная

  1. К мышцам тазаотносятся

А) ягодичные Б) икроножные В) двуглавая Г)портняжная

  1. Дышать следует через нос, так как в носовойполости

А) происходит газообмен Б) образуется много слизи

В) имеются хрящевые полукольца Г) воздух согревается и очищается

  1. При артериальном кровотеченииследует

А) наложить шину

Б) смазать рану иодом В) наложить жгут

Г) приложить холодный компресс

  1. В организме человека гуморальную регуляциюосуществляют

А) нервные импульсы

Б) химические вещества, воздействующие на органы через кровь В) химические вещества, попавшие в пищеварительный канал Г) пахучие вещества, попавшие в дыхательныепути

  1. Слюна человека содержит фермент, которыйрасщепляет

А) крахмал Б)жиры

В)белки

Г) белки, жиры и углеводы

  1. Если у ребенка развивается заболевание рахит, то можно предположить нехватку витамина:

А)С

Б)А

В)Д

Г)В

  1. Сахарный диабет развивается принедостатке:

А) адреналина

Б) норадреналина В) инсулина

Г) гормона роста

  1. Серое вещество спинногомозга:

А) располагается внутри

Б) состоит из тел нейронов и их дендритов В) состоит из нервных волокон

Г) располагается снаружи

  1. За координацию движений отвечает отдел головногомозга

А) продолговатый Б) средний

В) мозжечок

Г) промежуточный

  1. Анализатор состоит из:

А) рецепторов и проводящих путей Б) проводящих путей и зоны коры

В) зоны коры и рецепторов

Г) рецепторов, проводящих путей и зоны коры больших полушарий 12.Слепое пятно расположено в месте, где находятся (находится) А) палочки

Б) колбочки

В) выход зрительного нерва Г) сосудистая оболочка

  1. В основании корня волосоткрываются

А) протоки сальных желез Б) протоки потовых желез В) нервные окончания

Г) протоки лимфатических капилляров

  1. Соляная кислота, вырабатываемая клетками пищеварительных желез, входит в состав

А) сока поджелудочной железы Б) желудочного сока

В) желчи

Г) веществ, выделяемых печенью

  1. К заболеваниям органа слухаотносится

А) крапивница Б) тугоухость В) катаракта Г)бельмо


Уровень В.


  1. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает учеловека

Процесс пищеварения

Отдел пищеварительного тракта

А) опробование и измельчение пищи

1) ротовая полость

Б) первичное расщепление белков

2) желудок

В) всасывание питательных веществ микроворсинками эпителия

3) тонкий кишечник

Г) завершение расщепления белков, жиров и углеводов


Д) первичное расщепление углеводов



  1. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения учеловека.


А) левый желудочек Б) капилляры

В) правое предсердие Г) артерии

Д) вены Е) аорта


Уровень С.

    1. Какова роль кожи втерморегуляции?

    2. Каковы функции продолговатогомозга.





Входная контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант 2.

Уровень А. Выберите один верный ответ.

  1. Способность клеток к быстрому размножению характерно дляткани:

А) мышечной Б) нервной

В) соединительной Г) эпителиальной

  1. К мышцам бедраотносятся

А) портняжная Б) трехглавая В) двуглавая

Г) дельтовидная

  1. Голосовые связки у человека находятсяв

А) гортани

Б) носоглотке В) трахее

Г) ротовой полости

  1. Большой круг кровообращения начинается в

А) правом предсердии Б) правом желудочке В) левом предсердии Г) левом желудочке

  1. Вегетативная (автономная) нервная система человека участвуетв

А) осуществлении произвольных движений

Б) восприятии зрительных, вкусовых и слуховых раздражителей В) регуляции обмена веществ и работы внутренних органов

Г) формировании звуков речи

  1. Артерии – сосуды, по которым кровьдвижется:

А) к сердцу Б) от сердца

В) с максимальной скоростью Г) с максимальным давлением

  1. Белкиперевариваются

А) в ротовой полости

Б) в желудке и двенадцатиперстной кишке В) только в желудке

Г) только в двенадцатиперстной кишке

  1. Органы, выполняющие выделительнуюфункцию:

А) легкие Б) мышцы В) почки Г) печень

9) Для успешного образования гормона щитовидной железы необходим:

А) бром Б) иод

В) водород Г) железо

  1. К центральной нервной системеотносятся:

А) нервы

Б) головной мозг В) нервные узлы

Г) нервные импульсы

  1. Зрительная зона располагается вдоле:

А) лобной Б)теменной

В) затылочной Г)височной

  1. Слуховые рецепторы находятсяв

А) среднем ухе

Б) слуховом проходе

В) улитке внутреннего уха

Г) полукружных каналах внутреннего уха

  1. Функцией красного костного мозгаявляется

А) кроветворение Б) опора

В) защита

Г) транспорт

  1. К заболеваниям органа зренияотносится

А) карликовость Б) близорукость В) гигантизм

Г) акромегалия

  1. Эпителиальная ткань состоитиз

А) клеток с короткими и длинными отростками

Б) длинных клеток с сократительным белком и одним или несколькими ядер В) плотно прилегающих друг к другу клеток

Г) клеток со значительным количеством межклеточного вещества


Уровень В.


  1. Установите соответствие между характеристикой клеток крови иих принадлежностью к определеннойгруппе

    Характеристика

    Группа клеток

    А) не имеют постоянной формы

    1) эритроциты

    Б) не содержат ядра

    2) лейкоциты

    В) содержат гемоглобин


    Г) имеют форму двояковогнутого диска


    Д) способны к активному передвижению


    Е) способны к фагоцитозу


  2. Установите, в какой последовательности проходят световые лучичерез структуры

оптической системы глаза человека:

А) стекловидное тело Б) зрачок

В) роговица Г) хрусталик Д) сетчатка

Уровень С.

  1. В чем состоит барьерная функцияпечени?

  2. Почему сердце работает всю жизнь, неутомляясь?













Ключи:


  1. вариант:


ЧАСТЬ А.


1-А; 2- А; 3 – Г, 4 – В, 5 – Б, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – Б, 10 – В, 11 – Г, 12 – В,


13 –А, 14 – Б, 15 – Б.


В1. 12331


В2. АЕГБДВ




  1. ВАРИАНТ.


Часть А.


1- Г, 2 – А, 3- А, 4 – Г, 5 – В, 6 – Б, 7 – Б, 8 – В, 9 – Б, 10 – Б, 11- В, 12 – В, 13 – А, 14 – Б, 15 – В.


В1. 211122


В2. ВБГАД

Критерии оценок:


За каждый правильный ответ части А – 1 балл.


За ответ в части В максимальное количество - 2 балла. Часть С – 3 балла в зависимости от правильности ответа.

«5» - 20 -25 баллов. «4» - 16-19 баллов.«3» - 12-15 баллов. «2» - 11 и менее




Контрольная работа «Закономерности жизни на клеточном уровне»


В заданиях 1-9 выберите один верныйответ.


  1. Хромосомный набор —это:


  1. — набор инструментов, необходимый ученому для изученияхромосом;


  1. — строго определенное постоянное число хромосом, которое можно обнаружить во всех соматических клетках эукариотическогоорганизма;

  2. — клеточные органеллы, необходимые для правильного распределения хромосом при делении клетки;

  3. — все известные науке типыхромосом.



  1. Клетка содержит 7 хромосом. Можете ли вы однозначно определить плоидность этойклетки?


1 — клетка может быть только диплоидной; 2 — клетка может быть только гаплоидной; 3 — клетка может быть толькотриплоидной;

4 — плоидность этой клетки нельзя определить.



  1. Диплоидная клетка имеет 10 хромосом. Сколько хромосом она получила от матери и сколько — от отца?

  1. — 10 от матери и 10 ототца;


  1. — 3 от матери и 7 ототца;


  1. — 4 от матери и 6 ототца;


  1. — 5 от матери и 5 ототца.

  1. Основой клеточной мембраныявляются:


1— белки; 2 — липиды(фосфолипиды); 3— углеводы; 4 — нуклеотиды;



  1. Какую функцию НЕ могут выполнять биологическиемембраны?


  1. — скелетная (придает клетке форму ижесткость);


  1. — служить местом протекания ферментативных реакций; 3 — создание электрохимическогопотенциала;

4 — разграничительная (благодаря мембране в клетку не проникают ненужные вещества).



  1. Клеточная стенка —это:


  1. — стенка сосуда, к которой прикрепляютсяклетки;


  1. — уплотненная цитоплазма клетки, расположенная под мембраной; 3 — фосфолипидная клеточнаямембрана;

4 — внешняя защитная оболочка клеток, расположенная снаружи от плазматической мембраны.



  1. Какие из перечисленных ниже органелл встречаются в прокариотических клетках: 1—митохондрии; 2— ядро; 3—пластиды; 4 —рибосомы.



  1. Зиготасодержит:


1 — гаплоидныйнаборхромосом; 2 — триплоидный набор хромосом; 3 — диплоидный набор хромосом; 4 — другойответ.


  1. Яйцеклеткасодержит:


1 — гаплоидныйнаборхромосом; 2 — триплоидный набор хромосом; 3 — диплоидный набор хромосом; 4 — другойответ.


  1. Какие из перечисленных органелл окружены двумямембранами?


1—лизосомы; 2 — митохондрии; 3—вакуоль; 4 —лейкопласты;

5— центриоль; 6 —хлоропласты.



11 . Установите соответствие между клеточными органеллами и их функциями. Функции

1 — внутриклеточное расщепление и переваривание макромолекул; 2 — синтез АТФ;

3 — синтез глюкозы из СО2 и Н2О 4 — синтез липидов;

  1. — синтезбелка;


  1. — хранение наследственной информации; 7 — передвижениеклетки.



Органеллы


А—ядро; Б— митохондрии; В—рибосомы; Г — хлоропласты; Д —эндоплазматическаясеть; Е — лизосомы; Ж —жгутик.


Часть 2. Задания со свободным ответом


l. Напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведенной ниже последовательности: ААТЦГГЦЦТТ


Контрольная работа №3 Закономерности жизни на организменном уровне (полугодовая

контрольная работа).


Часть 1


К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

  1. Наука, изучающая клеткуназывается


1)Физиологией 2) Цитологией 3)Анатомией 4)Эмбриологией



  1. Какой ученый увидел клетку с помощью своегомикроскопа?


1) М.Шлейден 2)Т.Шванн 3)Р.Гук 4) Р.Вирхов

  1. В процессе полного расщепления одной молекулы глюкозысинтезируется


1) 2молекулы АТФ 2) 28молекул АТФ 3) 32молекулы АТФ 4) 38 молекулАТФ



  1. К прокариотамотносятся


1) Элодея 2) Шампиньон 3)Кишечнаяпалочка 4) Инфузория-туфелька



  1. Основным свойством плазматической мембраныявляется


  1. Полнаяпроницаемость 3) Избирательная проницаемость


  1. Полнаянепроницаемость 4) Избирательная полупроницаемость



  1. Какой вид транспорта в клетку идет с затратойэнергии


1)Диффузия 2)Осмос 3)Облегчённаядиффузия 4) Ионов калия инатрия



  1. Внутренняя полужидкая среда клетки -это


1)Нуклеоплазма 2)Вакуоль3)Цитоскелет 4) Цитоплазма



  1. На каком рисунке изображенамитохондрия







  1. В рибосомах в отличие от лизосомпроисходит


  1. Синтезуглеводов 3) Окисление нуклеиновыхкислот


  1. Синтезбелков 4) Синтез липидов иуглеводов



  1. Какой органоид принимает участие в деленииклетки


1)Цитоскелет 2) Центриоль 3)Клеточный центр 4) Вакуоль



  1. Гаплоидный набор хромосомимеют

  1. Жировыеклетки 3) Клетки слюнных железчеловека


  1. Спорангиилиста 4) Яйцеклетки голубя иворобья



  1. В состав хромосомывходят


1) ДНКи белок 2) ДНКи РНК 3) РНКи белок 4) Белок и АТФ


А13. Главным структурным компонентом ядра является


1) Хромосомы2)Рибосомы 3) Ядрышки 4) Нуклеоплазма



  1. Грибная клетка, как и клеткабактерий


  1. Не имеетядернойоболочки 3) Не имеетхлоропластов

  2. Имеет одноклеточноестроение тела 4) Имеет неклеточныймицелий


  1. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам 1группы?


1) S, Na, Ca,K; 2) O, H,C,N; 3) Ni, Cu, I,Br.



Выберите три верных ответа из шести


  1. Дайте характеристикухлоропластам?


  1. Состоит изплоскихцистерн 4) Содержит свою молекулуДНК


  1. Имеетодномембранноестроение 5) Участвуют в синтезеАТФ


  1. Имеетдвумембранноестроение 6) На гранах располагаетсяхлорофилл



  1. Чем растительная клетка отличается от животнойклетки?


  1. Имеет вакуолиь с клеточнымсоком


  1. Клеточная стенкаотсутствует


  1. Способ питанияавтотрофный


  1. Имеет клеточныйцентр


  1. Имеет хлоропласты схлорофиллом


  1. Способ питаниягетеротрофный

  1. Установите соответствие между строением белков и нуклеиновыхкислот.


А. Мономеры – нуклеотиды.

Б. Мономеры – 20 видов аминокислот.

В. Длина молекулы может достигать 5 и более см. Г. Мономеры удерживаются пептидными связями. Д. Мономеры могут содержать серу.

Е. В состав мономеров входят азотистые основания.

  1. Нуклеиновыекислоты

  2. Белки


А

Б

В

Г

Д

Е









19. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки Особенностистроения,функции Органоид

А) Различают мембраны гладкиеишероховатые 1) Комплекс Гольджи Б) Образуют сеть разветвленных каналовиполостей 2) ЭПС

В) Образуют уплощенные цистерны и вакуоли Г) Участвует в синтезе белков, жиров

Д) «Упаковка» синтезированных на ЭПС белков, жиров, полисахаридов


А

Б

В

Г

Д







Часть 2


1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2) Они выполняют вприроде

санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3) Эта группа бактерий вступает в

симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4) К бактериям также относят простейших. 5) В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.


Контрольная работа №4 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Часть 1.

    1. С позиций креационизма объяснял приспособленность организмов и возникновение многообразиявидов:

  1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4. К.Ф.Рулье.


  1. Предложил первую эволюционную теорию, но неверно объяснил движущие силы эволюции: 1.Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4. К.Ф.Рулье.


  1. Считал, что живые организмы изначальноцелесообразны:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4. К.Ф.Рулье.

4. Создал лучшую искусственную систему своего времени, разделив растения на 24 класса, животных на шесть классов по нескольким отдельно взятым признакам:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4. А.Н.Северцов.


5. Ученый, предложивший термин «биология», впервые разделивший животных на

беспозвоночных и позвоночных, предположивший происхождение человека от обезьяноподобных предков:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4. А.Н.Северцов.


6. Ученый, разделивший животных на 14 классов, которые расположил на 6 ступенях градации по степени усложнения нервной и кровеносной системы (от инфузорий на нижней ступени до птиц и млекопитающих на верхней):

1.Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4.А.Н.Северцов.


7. Ученый, считавший возникновение приспособлений результатом возникновения

целесообразных изменений под влиянием среды; считавший, что в основе изменения животных лежит упражнение органов и наследование приобретенных изменений:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4. А.Н.Северцов.


8. Определил место человека в системе животного мира:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3.К.Линней. 4. А.Н.Северцов.


9. У двадцати поколений мышей купировал хвосты и пришел к выводу, что при этом длина хвостов не уменьшается:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3. А.Вейсман. 4. А.Н.Северцов.


10. Считал, что простые формы жизни постоянно самозарождаются, изменяются за счет влияния среды и стремления к ней приспособиться, причем полученные изменения наследуются:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3. А.Вейсман. 4. А.Н.Северцов.


11. Автор книг: «Выражение эмоций у человека и животных», «Изменение домашних животных и культурных растений под влиянием одомашнивания», «Происхождение видов путем естественного отбора»:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3. А.Вейсман. 4. А.Н.Северцов.


12. Считал что видов столько, сколько их создал Всевышний:

1. Ж.Б.Ламарк. 2.Ч.Дарвин. 3. А.Вейсман. 4. К.Линней.



13. Появление различных форм цветков связано с:


1.биологическимпрогрессом; 2.ароморфозом; 3. идиоадаптацией.



14. Первые теплокровные животные появились в:


1.палеозое; 2.кайнозое; 3. мезозое.



15. Расцвет папоротников наступил в


1.карбоне; 2.силуре; 3. юре.


  1. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних ксовременным:

  1. появлениестегоцефалов Б) господство морскихбеспозвоночных


  1. господство рептилий Г) появлениехрящевыхрыб Д) появление костных рыб



  1. Установите последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних ксовременным:

  1. появлениепсилофитов


Б) преобладание древних голосеменных растений


  1. широкое распространение сине-зеленых водорослей Г) появлениепокрытосеменных

Д) каменноугольные леса



  1. Назовите эры в хронологическомпорядке:


1)палеозойская; 2)архейская; 3)протерозойская; 4)кайнозойская;


5) мезозойская.



  1. Установите соответствие между геологическим периодом и эрой, к которой онотносится.


Геологический период

Эра

  1. палеоген

  2. ордовик

  3. силур

  4. триас

  5. девон

  6. неоген

А) палеозойская Б)мезозойская В)кайнозойская


Часть 2.


1. Найдите ошибки в тексте, назовите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

  1. Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами былиэукариоты.


  1. Первые организмы были анаэробнымигетеротрофами.


  1. Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразныерастения.



Контрольная работа №5 «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»


    1. Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляетсобой:

а) экосистему; б)биосферу; в)сообщество; г)агроценоз.


    1. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем: а) ееизменения; б) ееустойчивости;

в) еезакономерногоразвития; г) конкуренциивидов.


    1. Почему дубраву считаютбиогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи; б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.


    1. Наименьшее число видов входит вбиоценоз:

а)тропическоголеса; б)степи; в)широколиственного леса; г)тундры.


    1. Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть: а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.


    1. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, идругие:

а) поедают растительноядных животных; б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры; г) имеют разнообразную кормовую базу.


    1. Азотфиксирующие бактерииотносятся:

а) кпродуцентам; б) консументам Iпорядка;

в) консументамIIпорядка; г)редуцентам.


    1. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

а)саморегуляция; б) обмен веществ и энергии; в) колебаниечисленностипопуляций; г) круговоротвеществ.


    1. Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ: а) реакции, протекающие в земныхнедрах;

б) органические вещества тел животных; в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующиеорганизмы


    1. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущегоуровня:

а)1%; б)5%; в)10%; г) 15%.


    1. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества,называют:

а) экологическойпирамидоймассы; б) экологической пирамидой энергии; в)цепьюпитания; г)саморегуляцией.


    1. Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой? а) деревья; в)кустарники;

б)лишайники; г)лисицы


    1. Причинами смены одного биогеоценоза другимявляются:

а) сезонные изменения в природе; б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.


    1. Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет: а) к повреждению подростадеревьев;

б) уплотнению почвы;

в) исчезновению луговых трав; г) исчезновению лесных трав.


    1. Популяции угрожает гибель, если еечисленность:

а)максимальна; в) колеблется по сезонам;

б) минимальна; г) колеблется погодам.


    1. Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата; б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого


    1. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют: а) одну популяцию одноговида;

б) две популяции одного вида; в) две популяции двух видов; г) одну популяцию двух видов


    1. Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а)видовоеразнообразие; б) плодовитость;

в)плотностьпопуляции; г) обилие популяции.


    1. Хищники в природномсообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность; г) не влияют на численность популяции жертв.


    1. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида,называется:

а) хищничеством; б)симбиозом; в)аменсализмом; г) паразитизмом.


Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

А1. Что является основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

1)клетка 2) молекула

3) атом 4)ткань

А2. Как называется способность биологических систем сохранять относительное постоянство структуры и свойств?

1)гетерозис 2)гомеостаз

3) гликолиз 4) гаметофит

A3. В чем заключается сущность мейоза?

  1. в делении ядраклетки

  2. в развитии нового организма иззиготы

  3. в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньшехромосом

  4. в делении клетокнадвое

А4. Как называется наука, которая изучает наследственность, изменчивость организмов и механизмы управления данными процессами?

  1. селекция 3)цитология

  2. биохимия 4) генетика

А5. Как называется явление превосходства первого поколения гибридов по нескольким свойствам и признакам над формами обоих родителей?

  1. мутагенез 3) гомеостаз

  2. гетерозис 4)полиплоидия

А6. Где, согласно теории эволюции живой материи А.И. Опарина, на Земле зародилась жизнь?

  1. в Мировомокеане

  2. намелководье

  3. в первичной атмосфереЗемли

  4. в верхних слояхлитосферы

В1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе. А)в процессе дыхания углекислый газ выделяется в атмосферу

Б) растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ из атмосферы, воду из почвы и синтезируют органические вещества

В)мёртвые органические остатки разрушаются редуцентами, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ

Г) в атмосфере поддерживается относительно постоянная концентрация углекислого газа (0,03%) Д) гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества,содержащие

углерод

Ответ:

В2. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп хордовых животных.

А)Млекопитающие Б) Амфибии В)Хрящевые рыбы Г) Рептилии

Д) Птицы

Е) Костные рыбы Ответ:

В3. Выберите правильные ответы: Что из перечисленного относят к атавизмам у человека?

    1. хвост

    2. многососковость

    3. аппендикс

    4. подкожныемышцы

    5. зубы мудрости

    6. густой волосяной покров

В4. Установите последовательность процессов эмбрионального развития представителей типа Хордовые.

  1. дробление

Б) образование зиготы

  1. дифференцировка клеток Г) образованиегаструлы

Д) образование бластулы Е) образование нейрулы

Ответ:

С1. Почему вид Homosapiens является полиморфным?

С2. Почему человеку необходимо знать формы и значение биотических связей?




























































Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

А1. Как называется длительный исторический процесс развития природы?

  1. антропогенез 3) биогенез

  2. онтогенез 4)эволюция

А2. На какие группы делятся все живые организмы по типу клеток?

  1. автотрофы игетеротрофы

  2. аэробы ианаэробы

  3. прокариоты иэукариоты

  4. гомойотермные и пойкилотермные A3. В чем заключается сущностьмитоза?

  1. в делении клетокнадвое

  2. в образовании двух дочерних клеток с точно таким же набором хромосом, как уматеринской

  3. в развитии нового организма иззиготы

  4. в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньшехромосом

А4. Какой ученый считается основоположником генетики?

  1. Г.Мендель 3) Т.Морган

  2. Н.И.Вавилов 4) В. Иогансен

А5. Каким понятием обозначают пределы фенотипических проявлений признака у особи без изменения генотипа под воздействием внешнейсреды?

  1. фенотип 3) нормареакции

  2. модификация 4)мутация

А6. Как условно называлось скопление органических молекул в Мировом океане, согласно теории эволюции живой материи А.И. Опарина?

  1. «первичныйкомпот» 3) «первичный бульон»

  2. «первичный борщ» 4) «первичныйсуп»

В1. Установите хронологическую последовательность появления на Земле основных групп хордовых животных.

A) Млекопитающие Б) Амфибии

В) Хрящевые рыбы Г)Рептилии

Д) Птицы

Е) Костные рыбы Ответ:

В2. Установите последовательность этапов круговорота углерода в природе. А) в процессе дыхания углекислый газ выделяется в атмосферу

Б) растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ из атмосферы, воду из почвы и синтезируют органические вещества

В) мёртвые органические остатки разрушаются редуцентами, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ

Г) в атмосфере поддерживается относительно постоянная концентрация углекислого газа (0,03%) Д) гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества,содержащие

углерод

Ответ:

В 3 Установите последовательность процессов эмбрионального развития представителей типа Хордовые.

А)дробление

Б) образование зиготы

В)дифференцировка клеток Г) образованиегаструлы

Д) образование бластулы Е) образование нейрулы

Ответ:

В4. Выберите правильные ответы: Что из перечисленного относят к атавизмам у человека?

  1. хвост

  2. многососковость

  3. аппендикс

  4. подкожныемышцы

  5. зубымудрости

  6. густой волосяной покров

С1. Какие основные центры происхождения культурных растений выделил Н.И. Вавилов? С2. Из каких компонентов состоит любая экосистема?










































Ответы:


вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

1

1

2

3

4

2

1

2

4

3

2

1

3

3

вариант

В1

В2

В3

1

БДАВГ

ВЕБГДА

126

2

ВЕБГДА

БДАВГ

БАДГВЕ

вариант

В4



1

БАДГВЕ



2

126



Критерии оценки ответов.

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл.

Часть С состоит из 2-3 заданий и представляет собой развернутый, связный ответ. Оценка 2 балла, задача по генетике - 3 бал

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №15

от г.№ ПредседательШМС

И.А.Кравченко.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

И.А.Кравченко

г.


Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ГИА, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльнойсистеме.

+80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»; 60-80% - оценка «4»;

40—60% — оценка «3»;

0—40% — оценка «2».



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!