СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) по учебному предмету ​«Музыка» Для 5- 7 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) по учебному предмету ​«Музыка» Для 5- 7 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»



Рассмотрено

на заседании ШМО

__________________ цикла

Руководитель:

Девяшина Л.П,_______________

«____»___________2021г.


Согласовано

зам директора по УВР

____________________/

Шурышева Н.А.

«____»___________2021г.


Утверждено

директор школы

________________/

Зубова О.В.

«____»___________2021г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная)

по учебному предмету

«Музыка»

Для 5- 7 класса


Всего часов на учебный год:

5 класс – по 34 часа

6 класс – по 34 часа

7 класс – по 34 часа







Составитель

Учитель музыки:

Захаров М.

Аал Райков, 2021г






Аннотация

Настоящая рабочая программа по предмету «Музыка» для 5- 7 класса составлена на основе: Постановления Главного государственного Санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. От 24.03.2021) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.11/2.2.4.3598-20» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (КOVID-19)» (вместе с «СП3.1/2.4.3598-20. Санитарно-эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824)

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №64101)

Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г №115 «Обутвеждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 20.04. 2021г №6318)

Закон об образовании (ред. От 02.07.2021)


Основной образовательной программы «Райковская СОШ им. Н.И. Носова»;Учебного плана « Райковская СОШ им. Н.И. Носова»;

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 кл.». Сборник под редакцией В.В.Воронковой - М.:Гуман.изд. центр «Владос», 2014г. и обеспечена УМК: «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2016г. утверждённому приказом директора школы

-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-9 классы», М., Просвещение, 2011г.

-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала.», М., Просвещение, 2015г.

Программа рассчитана на 34часа в год, 1 час в неделю.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений музыкального искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного музыкального искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные музыкальные традиции и конкретные произведения.

Учащийся должен знать:

  • наизусть 8-10 песен

  • примерное содержание прослушанных музыкальных произведений

  • размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4/4)

  • музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие)

  • значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка)


Учащийся должен уметь:

  • самостоятельно начинать пение после вступления

  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне

  • контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих

  • применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки)

  • использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения

  • адекватно оценивать собственное исполнение и пение окружающих


Цели и задачи курса

      Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
      Задачи образовательные:
      формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
      формировать музыкально-эстетический словарь;
      формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
      совершенствовать певческие навыки;
      развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
      Задачи воспитывающие:
      помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
      способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
      содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
      активизировать творческие способности.
      Задачи коррекционно-развивающие:
      корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
      корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Общая характеристика учебного предмета

      Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
      Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

в контексте ФГОС второго поколения

Личностные результаты:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе индивидуального музицирования;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.


Метапредметные результаты:

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

  • умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметные результаты:

  • наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкальнотворческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;

  • узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест)



Содержание учебного предмета «Музыка».

Музыкальные произведения для слушания

1. Л. Бетховен. «Сурок».

2. Л. Бетховен. «К Элизе».

3. Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».

4.Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

5. И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

6. Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.

7. Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

8. И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

9. М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

10. С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

11. А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».

12. «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

13. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.

14. Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.


Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС

1.

Пение

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Разучивать и исполнять песенный репертуар

Сравнивать радостные и грустные настроения в музыке.

Передавать в собственном исполнении (пении) различные образные состояния

Различать темповые отличия в музыке (быстро — медленно).

Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения

Определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия.

Воплощать первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах

Сравнивать настроения музыкальных произведений.

Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни)

2

Слушание музыки

Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные свойства музыки.

Выражать свое эмоциональное отношение к произведению в музыкально-ритмическом движении

Различать настроения, чувства и характер музыки

Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра.

Соблюдать важнейшие правила поведения в театре.

Играть на детских музыкальных инструментах

Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ.

Инсценировать фрагменты из произведений.

Содержание программы «Музыка и пение 5 класс»:



Введение в мир музыки

Истоки. Искусство открывает мир.

Искусства различны, тема едина

Два великих начала искусства.

«Стань музыкой, слово»

Музыка «дружит» не только с поэзией

Песня – верный спутник человека

Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсен «ПерГюнт».

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина

И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина.

Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.

«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной А. Хаита

Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.

«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

«Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.

«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака.

И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского

С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод.

А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».

«Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора.

«Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.

«Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского

«Калинка» — русская народная песня.

«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.

«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.

«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.

Календарно-тематическое планирование

по предмету "Музыка" в 5 классе


.

№ урока

Тема  урока

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

Содержание

урока

Формы организации учебных занятий

1.

Закрепление певческих навыков и умений

03.09


Закрепление  певческой установки, правильного дыхания во время пения;

 песен, разученных ранее.

Творческие задания.

2.

Музыка и изобразительное искусство

10.09


Беседа о жанрах искусства – музыка и изобразительное искусство;

 «Волшебный мир  искусства» А.Ермолов - разучивание

Урок-путешествие

3.

Музыка и изобразительное искусство

(продолжение)

17.09


 Слушание музыку М.Мусоргского «Картинки с выставки» и рассматривание иллюстраций художника Гартмана к этому циклу

«Волшебный мир искусства» - исполнение

Творческие задания.

4.

Картины природы в музыке и живописи

24.09


Показ на примере произведений А. Вивальди  и репродукций картин художника И. Шишкина взаимосвязь музыки и изобразительного исскуства

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» -  слушание, «Наташка – первоклашка» м. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева - разучивание

Творческие задания.

5.

Картины природы в музыке и живописи

(продолжение)

01.10


Слушание «Весенняя» м. А. Моцарта, сл. Овербек и

показ репродукции картины П. Брюллова «Весна»

«Наташка -  первоклашка» - исполнение

Творческие задания.

6.

Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения

08.10


 Слушание «Времена года» П. Чайковского и беседа о способности музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения

« В Подмосковье водятся лещи» м. Шаинского, сл. Э. Успенского – разучивание

«Волшебный мир искусства» - исполнение

Музыкальная викторина.

7.

Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство

15.10


Понятие «программная музыка», виды (картинная и сюжетная), слушание муз. примеров

 « Балет невылупившихся цыплят» М. Мусоргкий,  «Осенняя песенка» П. И. Чайковский

«Наташка -  первоклашка» - исполнение

Творческие задания.

8.

Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство

22.10


Закрепление темы прошлого урока «Программная музыка, виды»

Рисование по темам любых прослушанных муз. произведений

Урок-КВН

9.

Обобщающий урок по теме

«Музыка и изобразительное искусство»

29.10


Музыкальная викторина, вопросы по теме

Творческие задания.

10.

Формирование легкого певучего звучания голосов учащихся

12.11


«Что такое осень?» м. сл. Ю Шевчука – слушание

«Лесной олень» м. Е. Крылатова, сл.Ю. Энтина - разучивание

Урок-беседа

11.

Отработка четкого, ясного, произношения текстов песен

19.11


Работа над  дикцией в муз. упражнениях, скороговорках

«Лесной олень» - исполнение, работа нал текстом

Творческие задания.

12.

Средства музыкальной выразительности - лад

26.11


Формирование представлений о муз. средстве -  лад.

Виды лада (мажор, минор), запись в тетрадь, разбор на муз. примерах, слушание

Бетховен «К Элизе» (минор),

 И. Штраус «Полька»(мажор)

«Веселый марш монтажников» м. Р. Щедрина, сл. В. Котова – разучивание

«Лесной олень» - исполнение группами

Урок-презентация

13.

Динамические оттенки

03.12


Формирование представлений о динамических оттенках музыки  - громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая; разбор на вокально-хоровых упражнениях;

 «Веселый марш монтажников» - исполнение

Творческие задания.

14.

Музыкальные регистры

10.12


Формирование представлений о музыкальных регистрах – высокий, средний, низкий;

 «Ужасно интересно» м. В. Шаинского, сл. Г. Остера - разучивание

«Веселый марш монтажников» - исполнение в маршевом характере

Урок-путешествие

15.

Песни к Новому году

17.12


Повторение новогодних песен и хороводов

«Песенка странного зверя» - выразительное исполнение

Урок-беседа

16.

Итоговый урок по теме

«Средства музыкальной выразительности»

24.12


Работа с таблицей

Творческие задания.

17.

Развитие умения выразительного пения, передавая бодрый, веселый характер содержания

14.01


Вокально – хоровые упражнения

«Ужасно интересно» исполнение

«Веселый марш монтажников» - исполнение а капеллой

Творческие задания.

18.

Особенности творчества

Э. Грига

21.01


Ознакомление с характерными особенностями творчества композитора Э. Грига, слушание его муз. произведений

Музыка к драме «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг», «Утро», «Танец  Анитры», «В пещере горного короля»

«Волшебная сказка» м. Морозова, сл. Ю. Паркаева – разучивание

Творческие задания.

19.

Итоговый урок по творчеству Э. Грига

28.01


Вопросы по теме, муз. викторина

«Волшебная сказка» - напевное звучание песни

Урок-беседа

20.

Особенности творчества

Л. Бетховена

04.02


Ознакомление с характерными особенностями творчества композитора Бетховена, слушание его муз. произведений - «Лунная соната», «Сурок», «К Элизе»

«Волшебная сказка» - исполнение

Урок-презентация

21.

  Итоговый урок по творчеству Бетховена    

11.02


 Тест, муз. викторина

«Кабы не было зимы» м. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание

Урок-игра

22.

Особенности творчества

В. Моцарта

18.02


Ознакомление с характерными особенностями творчества композитора Моцарта, слушание его муз. произведений - «Весенняя» сл. Овербек, «Турецкий марш», «Маленькая ночная серенада»

«Кабы не было зимы» - исполнение под фонограмму

Творческие задания.

23.

Итоговый урок по творчеству Моцарта    

25.02


Музыкальная викторина

«Кабы не было зимы» - исполнение группами

Творческие задания.

24.

Итоговый урок по теме «Композиторы»

04.03


Музыкальный КВН

урок

25.

Средства музыкальной выразительности (тембр)

11.03


Изучение понятия – тембр (окраска звука, голоса), узнавать по тембру голоса своих друзей и известных исполнителей.


26.

Углубления навыков кантиленного пения

18.03


Совершенствование ровного, напевного звучания в вокально – хоровых упражнениях и песнях

 «Мы желаем счастья вам» м. С. Намина, сл. И. Шаферана – разучивание

Творческие задания.

27.

Музыкальные профессии -

композитор

01.04


Элементарные сведения о музыкальных профессиях – композитор;

«Увертюра» м. И. Дунаевского – слушание «Мы желаем счастья вам» - исполнение в напевном характере

Творческие задания.

28.

Музыкальные профессии - дирижер

08.04


Элементарные сведения о музыкальных профессиях –  дирижер;

«Увертюра» м. И. Дунаевского – слушание «Мы желаем счастья вам» - исполнение в напевном характере

Творческие задания.

29.

Музыкант, артист.

15.04


Элементарные сведения о музыкальных профессиях – музыкант, артист; различение среди других профессий;

«Три белых коня», м, Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева – разучивание

«Мы желаем счастья вам» - исполнение группами

Творческие задания.

30.

Пианист, гитарист.

22.04


Элементарные сведения о музыкальных профессиях –

пианист, гитарист, трубач, скрипач;

«Три белых коня» - передача при пении бодрого, веселого характера

Урок-беседа

31

Трубач, скрипач

29.04


Элементарные сведения о музыкальных профессиях –  трубач, скрипач;

«Три белых коня» - передача при пении бодрого, веселого характера

Творческие задания.

32

Солист, певец

06.05


Элементарные сведения о музыкальных профессиях – солист, певец;

«Песенка странного зверя» м. В. Казенина, сл. Р. Лаубе - разучивание

«Три белых коня» - исполнение группами

Творческие задания.

33.

Обобщающий урок по теме «Музыкальные профессии»

13.05


Вопросы по теме, игра « Мы на концерте»

Творческие задания.

34.

Итоговый урок по темам  учебного года.

20.05


Вопросы по теме,  музыкальная викторина «Угадай мелодию»

Урок-презентация


Учитель Захаров Михаил Владимирович

31. 08. 2021


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!