МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Саратовской области
Администрация Краснокутского муниципального района
МОУ-СОШ № 1«Образовательный Центр г. Красный Кут Саратовской области»
Центр образования естественно-научного и
технологического направления «Точка Роста»
МОУ–СОШ с.Интернациональное Краснокутского района Саратовской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММ
КРАТКОСРОЧНАЯ ( ЛЕТНЯЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
«Акварелька»
Уровень: стартовый (ознакомительный)
Возраст обучающихся: 7 -10лет
Срок реализации 7 часов
Составитель-разработчик:
Мочалина Алёна Юрьевна
педагог дополнительного образования
2024-2025 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Акварелька» составлена на основании нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. На занятии нет образца, готового рисунка сделанного педагогом.
Структура курса
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
| Основные разделы программы | |
1 | Использование дополнительных средств выразительности | 3 ч |
2 | Новый способ использования привычных инструментов рисования | 3 ч |
3 | Смешение техник | 1 ч |
| Всего | 7 ч |
Цель программы:
Воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
Задачи программы:
- Познакомить детей с возможностями изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства выражения чувств и отношений к окружающему миру;
- Научить восприятию и отображения цвета и формы предметов;
- Сформировать представление о различных техниках художественного творчества;
- Помочь освоить детям различные виды нетрадиционной художественной деятельности;
- Дать дополнительные знания в области литературы, окружающего мира, музыки и т.д. при проведении интегрированных занятий;
- Научить детей создавать выразительных образы;
-Формировать у детей устойчивый интерес к художественному труду, усидчивость, настойчивость;
- Воспитывать художественный вкус, умение понимать цветовые сочетания;
- Формировать творческую направленность личности;
- Развивать творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;
- Развивать креативные способности и творческую активность;
-Самостоятельность творческого подхода при выполнении заданий;
- Развивать умение наблюдать окружающий мир, воспринимать его красоту, видеть гармонию цветовых и пластических сочетаний.
- Воспитывать любовь к искусству.
Общая характеристика курса
Срок реализации программы –7 часов. Занятия по 60 минут проходят 2 раза в неделю. Место проведения занятий – кабинет «Точка роста». Курс не требует от детей специальной предварительной подготовки. Рассчитан на детей 1-4 классов.
В программе предусмотрена теоретическая и практическая деятельность детей, но приоритетной является практическая: изучение новых техник рисования, использование привычных инструментов для рисования в новом качестве, изучение дополнительных средств выразительности, активизация творческих способностей через правополушарное рисование.
Позиция педагога – показать способ рисования, а не рисунок для копирования. Создать ситуацию творчества. В ходе занятий выполняются работы, в процессе над которыми снимается барьер перед рисованием и стимулирующие образно-пространственное восприятие, конкретное, а не схематическое видение. Эти способности включаются при научении особому взгляду, через специальную технику работы с цветом, пространством, светом. Кроме того, упражнения с цветом, с красками непосредственно связаны с эмоциональной сферой и позволяют проективными методами попадать в глубокие слои подсознания, снижать напряжение, уровень тревожности, агрессии.
Курс обучения предполагает следующие формы деятельности: беседы, выполнение творческих индивидуальных и групповых работ.
Описание места курса в плане.
В кружке занимаются все желающие учащиеся не зависимо от способностей и талантов. Формы занятий: беседы, выставки, конкурсы, практические занятия
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Способы проверки результативности
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
Организация выставок детских работ.
Тематические выставки
Творческий отчет учителя - руководителя кружка.
Для проверки результативности занятий и выявления эстетического и культурного развития учащихся учитель – руководитель кружка может провести наблюдение по показателям развития детского творчества.
Общие показатели развития детского творчества:
компетентность (эстетическая компетентность);
творческая активность;
эмоциональность (возникновение умных эмоций);
креативность (творчество)
производительность и свобода поведения;
инициативность;
самостоятельность и ответственность;
способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.
Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
Общая ручная умелость.
Ожидаемый результат
Повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение простейшими операциями
Сформируются навыки художественной изобразительной деятельности
В результате реализации программы дети приобретают умения и навыки:
Ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание красок, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Описание разделов
№ п/п | Разделы программы | Всего часов | Темы для изучения. |
1 | Использование дополнительных средств выразительности | 3 | Поверхность из мазков. Ниткография. Рисуем по рельефной поверхности. Рисуем по рельефной поверхности. Чувство цвета. Рисуем ватной палочкой. Рисование ребром картона и смятым листом бумаги. Набрызгивание. |
2 | Новый способ использования привычных инструментов рисования | 3 | Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов. Способы растушёвки. Штриховка и тонировка фломастерами, карандашная пыль. Рисуем узор подручными средствами: резинка, пробка. По мокрому или по влажному. |
3 | Смешение техник. | 1 | Рисунки детей в известных им техниках. Групповая работа. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. |
Календарно – тематическое планирование.(приложение)
Планируемые результаты
Кружковцы будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- Освоят различные виды нетрадиционной художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной.
- Будут знать понятия композиция, перспектива, светотень, сюжет и т. д.
- научаться работать с различными материалами: бумагой, картоном, природными материалами.
- Овладеют различными приёмами работы и техниками: тактильного рисования, нанесение оттиска различными предметами и материалами с использованием дополнительных средств выразительности, смешение техник
- Научатся планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции.
- Научатся работать с различными инструментами: карандашом, кистью, бумагой, воском, картоном, пластилином, стекой, плёнкой, штампами и другими предметами.
- Будут знать правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.
- В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы.
- Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания.
- Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
- Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.
Прогнозируемые результаты:
Закончив обучение в кружке учащиеся должны
ЗНАТЬ:
1) разные приёмы рисования;
2) нетрадиционные техники рисования;
УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
3) творчески подходить к выполнению работы.
По окончании обучения учащиеся оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов реализации программы является выставка изделий учащихся.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1) столы,
2) стулья,
3) шкаф,
4) доска,
5) стенды,
6) уголок техники безопасности,
7) бумага
8) акварельные краски, гуашь,
9) цветные карандаши,
10) непроливайка,
11) ватман,
12) простые карандаши,
13) ластики,
14)зубные щётки,
15)фломастеры,
16)восковые мелки,
17)различные штампы,
28)раскраски,трафарет
Список литературы:
1. М.Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.
2.А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.
3. О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
4. О Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью», 2007г.
5. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами», 2007г.
6. Бэтти Эдвардс «Открой в себе художника»
Методические пособия:
1. Детские рисунки в различных техниках.
2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.
3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.
4. Образцы работ в различных техниках.
5. Мои методические разработки и материалы открытых занятий.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях кружка по изобразительному искусству, относятся:
мультимедийный проектор
компьютер.
Информационное обеспечение:
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Календарно – тематическое планирование
Основные виды деятельности на занятиях:
- изображение рисунка на всей площади листа бумаги;
-передача пропорций отдельных характерных деталей;
-подбор оттенков как средства передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа;
- расположение изображения на листе бумаги;
- смешивание гуаши для получения новых цветов и оттенков;
- работа кистью при рисовании линий в разных направлениях;
- строить планы по всему листу;
-изображение узких и широких полос (концом кисти, плашмя), кольца, дуги, точки;
-украшение основ (чередование, простейшая симметрия цветовых пятен геометрического узора);
-создание элементов узоров всем ворсом кисти и его кончиком;
- рисование простым карандашом, цветными карандашами;
- рисование ребром картона, ватными палочками, смятой бумагой, губкой, и любыми другими подручными средствами;
-сочетание знакомых техник и освоение новых;
-развитие композиционных умений;
-создание композиции в зависимости от сюжета;
-нахождение главных и второстепенных элементов;
-композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
-ориентирование на большом и малом пространстве листа бумаги;
-упражнение кисти руки с закреплением правильного положения при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
- рисования широких и тонких линий;
- равномерное размещение однородных элементов по всей плоскости или в центре листа;
- объединение образов в сюжет на общей основе;
- создание декоративных рисунков или эскизов декорированных изделий (посуда, маски, лепные орнаменты, здания и пр.);
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Практическое задание | Часы. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Замысловатые узоры. | Узоры в технике ниткографии. Подготовка поверхности из мазков. | 1 |
2 | Пейзаж | Рисуем узор подручными средствами: пробка, палочка, смятый лист, ребро картона. расческа… | 1 |
3 | Разноцветный подводный мир. | Печатанье рисунков водяными кляксами. Набрызгивание. | 1 |
4 | Букет цветов. | Цветные карандаши: красный, синий, жёлтый. Смешение цветов. Способы растушёвки, карандашная пыль. | 1 |
5 | Штриховка и тонировка фломастерами | Рисование на цветной бумаге цветными карандашами. Разновидность штриховки. Многоцветие. | 1 |
6 | Невероятный космос. | По мокрому или по влажному. Используя известные техники. | 1 |
7 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | Смешение техник, их самостоятельный выбор, рисование для создания рисунка. Рисунок в технике медитации. . | 1 |
2. План работы кружка «Акварелька» на 2024 – 2025 учебный год.
1 | Режим работы | 1 раз в неделю 10.00-11.00 |
2 | Продолжительность учебного периода | Начало: 02.06.2025 год Окончание : 27.06.2025 год |
3 | Количество недель | 4 недели |
| | |
Используемая литература.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.: цв. вкл.
3. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Цветной мир», 2014. – 216 с. перераб. и доп.
6