Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 15» __________/Игнатэнко А..В./ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 15» __________/Ефименкова О.А./ Приказ №______ от__________ |
Рабочая программа
по учебному предмету «алгебра» с углубленным изучением математики
для обучающихся 9б класса
МОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
Затеева Валентина Павловна, учитель математики высшей квалификационной категорией
Пояснительная записка
1. Рабочая программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В программе также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции – умения учиться.
2. Программа по алгебре с углубленным изучением математики составлена на основе программы по математике для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С. Якир, Е. В. Буцко. Издательство «Вентана - Граф» 2014г. Она соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Для реализации программы использован учебник: Алгебра. 9 класс авторы А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2015 г. В данном учебнике предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к математике.
3. Потребитель образовательных услуг: программа предназначена для обучающихся 9г класса МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Специфика учебного предмета:
Практическая значимость школьного курса алгебры состоит в том, что учебный материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, формирует различные языки математики ( словесный, символический, графический), расширяет круг математических доказательств, позволяет раскрыть общенаучную роль современной математики.
Изучение алгебры способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств, а также решения уравнений, систем уравнений и неравенств с модулями и параметрами.
Материал представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенную роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления – важной составляющей интеллектуального развития человека.
Курс алгебры раскрывает прикладное и теоретическое значение математики в окружающем мире, формирует представления об объектах исследования современной математики.
При изучении раздела « Алгебра в историческом развитии» основным направлением является формирование ценностного отношения к алгебре как науке, воспитание уважения к ученым, которые внесли вклад в развитие науки.
В процессе изучения алгебры также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления.
Рабочая программа по математике реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции за счёт использование технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презнтаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности; поиск информации; тренинги навыков с использованием компьютеров, контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных, игровых, здоровьесберегающих.
Основной формой уроков являются: деловая игра; урок - практикум, урок- соревнование; урок-с дидактической игрой, комбинированный урок; урок-консультация, урок-зачет, урок семинар, элементы лекции, консультации, практические занятия, собеседования, анализы контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, работа над проектами, защита проектов, зачеты.
Изучение алгебры по данной программе способствуют формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий станет:
1. Овладение обучающимися основами читательской компетенции:
- обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности;
- у обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
2. Приобретение навыков работы с информацией. Обучающиеся научатся работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
3. Опыт проектной деятельности. Обучающиеся овладеют:
- особой формой учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
- умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения, эффекта восстановления, эффекта активизации.
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
Элементы теории множеств и математической логики
Оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
изображать множества и отношение множеств с помощью кругов Эйлера;
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;
задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;
оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений.
Числа
Оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
сравнивать рациональные и иррациональные числа;
представлять рациональное число в виде десятичной дроби
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.
Тождественные преобразования
Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение);
выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;
выделять квадрат суммы и разности одночленов;
раскладывать на множители квадратный трёхчлен;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби;
выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень;
выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни;
выполнять преобразования выражений, содержащих модуль.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (неравенства, системы уравнений или неравенств);
решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;
решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований;
решать дробно-линейные уравнения;
решать простейшие иррациональные уравнения вида , ;
решать уравнения вида;
решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;
использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств;
решать линейные уравнения и неравенства с параметрами;
решать несложные квадратные уравнения с параметром;
решать несложные системы линейных уравнений с параметрами;
решать несложные уравнения в целых числах.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Функции
Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции;
строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , ,, ;
на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ;
составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой;
исследовать функцию по её графику;
находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции;
оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
анализировать затруднения при решении задач;
выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;
владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;
решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы;
решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц;
решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение;
решать несложные задачи по математической статистике;
овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных;
оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля;
применять правило произведения при решении комбинаторных задач;
оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями;
представлять информацию с помощью кругов Эйлера;
решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом количества вариантов с помощью комбинаторики.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи;
Рабочая программа по математике реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенции личностного самосовершенствования
Место курса алгебры в учебном плане.
На изучение алгебры с углубленным изучением математики отводится 5 учебных часа в неделю в течение учебного года, всего 175 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов |
| Повторение | 4 ч |
1 | Квадратичная функция. | 51 ч |
2 | Уравнения с двумя переменными и их системы. | 22 ч |
3 | Неравенства с двумя переменными и их системы. Доказательство неравенств. | 22 ч |
4 | Элементы прикладной математики. | 11 ч |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 25 ч |
6 | Числовые последовательности. | 26 ч |
7. | Повторение и систематизация. | 14 ч |
| | 175 ч |
Основное содержание тематического плана.
Повторение. ( 4 ч)
Действия с рациональными числами. Решение уравнений. Решение задач. Решение уравнений с модулем.
Глава I. Квадратичная функция ( 51 ч)
Функция. Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Четные и нечетные функции. Построение графиков функций у= kf(x) и y=f(kx). Построение графиков функций y=f(x)+b и y=f(x+a) . Построение графиков функций y=f(IxI) и y= |f(x)|. Контрольная работа по теме «Функция». Квадратичная функция, ее график и свойства. Решение квадратных неравенств. Решение неравенств методом интервалов. Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки. Повторение и систематизация учебного материала. Контрольная работа по теме « Квадратичная функция, ее свойства и график»
Глава II. Уравнения с двумя переменными и их системы. ( 22 ч)
Уравнения с двумя переменными и его график. Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений с двумя переменными методом подстановки и методами сложения и умножения. Метод замены переменных и другие способы решения систем уравнений с двумя переменными. Повторение и систематизация учебного материала. Контрольная работа по теме « Системы уравнений с двумя переменными»
Глава III. Неравенства с двумя переменными и их системы. Доказательство неравенств. (22 ч)
Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными. Основные методы доказательства неравенств. Неравенства между средними величинами. Неравенство Коши – Буняковского. Повторение и систематизация учебного материала. . Контрольная работа по теме « Неравенства с двумя переменными»
Глава IV. Элементы прикладной математики. (11 ч).
Математическое моделирование. Процентные расчеты. Приближенные вычисления.
Повторение и систематизация учебного материала. Контрольная работа по теме « элементы прикладной математики»
Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (25 ч).
Метод математической индукции. Основные правила комбинаторики. Перестановки. Размещения. Сочетания. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики.
Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей.»
Глава VI. Числовые последовательности. (26)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Представление о пределе последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой |g|
Повторение и систематизация (14 ч)
Рациональные дроби. Решение неравенств. Решение рациональных уравнений. Решение задач. Построение графиков. Решение уравнений. Решение систем .Решение неравенств с модулем. Решение уравнений с модулем.
Календарно-тематический план .
№ п/п | Тема | Дата проведения | Условные обозначения |
По плану | По факту |
| Повторение 4 ч | 4 | | |
1 | Формулы сокращенного умножения. | 3.09.18 | | |
2 | Разложение на множители. | 4.09.18 | | |
3 | Решение уравнений. | 5.09.18 | | |
4 | Решение систем уравнений. | 6.09.18 | | С.р. |
| Глава I. Квадратичная функция | 51 | | |
5 | Функция. Повт. Упрощение дробно-рациональных уравнений. | 8.09.18 | | |
6 | Функция. Повт. Свойства степеней. | 10.09.18 | | |
7 | Функция. Повт. Построение графиков у=к/х | 11.09.18 | | |
8 | Возрастание и убывание функции.Повт. Решение квадратных уравнений. | 12.09.18 | | |
9 | Возрастание и убывание функции.Повт. Решение квадратных уравнений. | 13.09.18 | | С.р. |
10 | Возрастание и убывание функции. Повт . Решение текстовых задач. | 15.09.18 | | |
11 | Наибольшее и наименьшее значения функции. | 17.09.18 | | |
12 | Наибольшее и наименьшее значения функции. | 18.09.18 | | |
13 | Наибольшее и наименьшее значения функции. | 19.09.18 | | |
14 | Четные и нечетные функции. | 20.09.18 | | |
15 | Четные и нечетные функции. | 22.09.18 | | |
16 | Четные и нечетные функции. | 24.09.18 | | |
17 | Построение графиков функций у= kf(x) и y=f(kx). | 25.09.18 | | |
18 | Построение графиков функций у= kf(x) и y=f(kx). | 26.09.18 | | |
19 | Построение графиков функций у= kf(x) и y=f(kx). | 27.09.18 | | |
20 | Построение графиков функций у= kf(x) и y=f(kx). | 29.09.18 | | С.р. |
21 | Построение графиков функций y=f(x)+b и y=f(x+a) . | 01.10.18 | | |
22 | Построение графиков функций y=f(x)+b и y=f(x+a) . | 2.10.18 | | |
23 | Построение графиков функций y=f(x)+b и y=f(x+a) . | 3.10.18 | | |
24 | Построение графиков функций y=f(x)+b и y=f(x+a) . | 4.10.18 | | |
25 | Построение графиков функций y=f(IxI) и y= |f(x)|. | 6.10.18 | | тест |
26 | Построение графиков функций y=f(IxI) и y= |f(x)|. | 8.10.18 | | |
27 | Построение графиков функций y=f(IxI) и y= |f(x)|. | 9.10.18 | | |
28 | Построение графиков функций y=f(IxI) и y= |f(x)|. | 10.10.18 | | |
29 | Контрольная работа по теме «Функция». | 11.10.18 | | К.р. |
30 | Квадратичная функция, ее график и свойства. | 13.10.18 | | |
31 | Квадратичная функция, ее график и свойства. | 15.10.18 | | |
32 | Квадратичная функция, ее график и свойства. | 16.10.18 | | |
33 | Квадратичная функция, ее график и свойства. | 17.10.18 | | |
34 | Квадратичная функция, ее график и свойства. | 18.10.18 | | |
35 | Квадратичная функция, ее график и свойства. | 20.10.18 | | тест |
36 | Квадратичная функция, ее график и свойства. | 22.10.18 | | |
37 | Решение квадратных неравенств. | 23.10.18 | | |
38 | Решение квадратных неравенств. | 24.10.18 | | |
39 | Решение квадратных неравенств. | 25.10.18 | | |
40 | Решение квадратных неравенств. | 27.10.18 | | |
41 | Решение квадратных неравенств. | 12.11.18 | | С.р |
42 | Решение неравенств методом интервалов. | 13.11.18 | | |
43 | Решение неравенств методом интервалов. | 14.11.18 | | |
44 | Решение неравенств методом интервалов. | 15.11.18 | | |
45 | Решение неравенств методом интервалов. | 17.11.18 | | |
46 | Решение неравенств методом интервалов. | 19.11.18 | | |
47 | Решение неравенств методом интервалов. | 20.11.18 | | тест. |
48 | Решение неравенств методом интервалов. | 21.11.18 | | |
49 | Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки. | 22.11.18 | | |
50 | Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки. | 24.11.18 | | |
51 | Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки. | 26.11.18 | | |
52 | Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки. | 27.11.18 | | |
53 | Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки. | 28.11.18 | | |
54 | Повторение и систематизация учебного материала. | 29.11.18 | | |
55 | Контрольная работа по теме « Квадратичная функция, ее свойства и график» | 01.12.18 | | К.р. |
| Глава II. Уравнения с двумя переменными и их системы. ( 22 ч) | | | |
56 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 3.12.18 | | |
57 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 4.12.18 | | |
58 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 5.12.18 | | |
59 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 6.12.18 | | |
60 | Уравнения с двумя переменными и его график. | 8.12.18 | | |
61 | Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными. | 10.12.18 | | тест |
62 | Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными. | 11.12.18 | | |
63 | Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными. | 12.12.18 | | |
64 | Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными. | 13.12.18 | | |
65 | Решение систем уравнений с двумя переменными методом подстановки. | 15.12.18 | | |
66 | Решение систем уравнений с двумя переменными методом подстановки. | 17.12.18 | | С.р. |
67 | Решение систем уравнений с двумя переменными методом сложения | 18.12.18 | | |
68 | Решение систем уравнений с двумя переменными методом сложения | 19.12.18 | | |
69 | Решение систем уравнений с двумя переменными методом умножения.. | 20.12.18 | | |
70 | Метод замены переменных | 22.12.18 | | |
71 | Метод замены переменных | 24.12.18 | | |
72 | Метод замены переменных | 25.12.18 | | |
73 | Метод замены переменных | 26.12.18 | | |
74 | Метод замены переменных | 27.12.18 | | |
75 | Метод замены переменных | 29.12.18 | | Дикт. |
76 | Повторение и систематизация учебного материала. | 31.12.18 | | |
77 | Контрольная работа по теме « Системы уравнений с двумя переменными» | 9.01.19 | | |
78 | Неравенства с двумя переменными. | 10.01.19 | | |
79 | Неравенства с двумя переменными. | 12.01.19 | | |
80 | Неравенства с двумя переменными. | 14.01.19 | | К.р. |
81 | Неравенства с двумя переменными. | 15.01.19 | | |
82 | Системы неравенств с двумя переменными. | 16.01.19 | | |
83 | Системы неравенств с двумя переменными. | 17.01.19 | | |
84 | Системы неравенств с двумя переменными. | 19.01.19 | | |
85 | Системы неравенств с двумя переменными. | 21.01.19 | | |
86 | Основные методы доказательства неравенств. | 22.01.19 | | |
87 | Основные методы доказательства неравенств. | 23.01.19 | | |
88 | Основные методы доказательства неравенств. | 24.01.19 | | С.р. |
89 | Основные методы доказательства неравенств. | 26.01.19 | | |
90 | Основные методы доказательства неравенств. | 28.01.19 | | |
91 | Основные методы доказательства неравенств. | 29.01.19 | | |
92 | Неравенства между средними величинами. | 30.01.19 | | |
93 | . Неравенства между средними величинами. | 31.01.19 | | |
94 | . Неравенства между средними величинами. | 2.02.19 | | |
95 | Неравенство Коши – Буняковского. | 4 | | |
96 | Неравенство Коши – Буняковского. | 5 | | С.р. |
97 | Неравенство Коши – Буняковского. | 6 | | |
98 | Повторение и систематизация учебного материала. | 7 | | |
99 | Контрольная работа по теме « Неравенства с двумя переменными» | 9.02.19 | | К.р. |
| Глава IV. Элементы прикладной математики. (11 ч). | 11ч | | |
100 | Математическое моделирование. | 11.02.18 | | |
101 | Математическое моделирование. | 12.02.18 | | |
102 | Математическое моделирование. | 13.02.18 | | |
103 | Математическое моделирование. | 14.02.18 | | |
104 | Процентные расчеты. | 16.02.18 | | |
105 | Процентные расчеты. | 18.02.18 | | С.р. |
106 | Процентные расчеты. | 19.02.18 | | |
107 | Приближенные вычисления. | 20.02.18 | | |
108 | Приближенные вычисления. | 21.02.18 | | |
109 | Повторение и систематизация учебного материала. . | 25.02.18 | | |
110 | Контрольная работа по теме « Элементы прикладной математики» | 26.02.18 | | |
| Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (25 ч). | 25 | | |
111 | Метод математической индукции. | 27.02.18 | | § |
112 | Метод математической индукции. | 28.02.18 | | Дикт. |
113 | Метод математической индукции. | 1.03.18 | | |
114 | . Основные правила комбинаторики. | 2.03.18 | | |
115 | . Основные правила комбинаторики. | 5.03.18 | | |
116 | Перестановки. | 6.03.18 | | |
117 | Перестановки. | 7.03.18 | | С.р. |
118 | Размещения. | 8.03.18 | | |
119 | Размещения. | 9.03.18 | | |
120 | Размещения. | 12.03.18 | | |
121 | Сочетания. | 13.03.18 | | |
122 | Сочетания. | 14.03.18 | | С.р |
123 | Сочетания. | 15.03.18 | | |
124 | Сочетания. | 16.03.18 | | К.р. |
125 | Сочетания. | 19.03.18 | | |
126 | Частота и вероятность случайного события. | 20.03.18 | | |
127 | Частота и вероятность случайного события. | 21.03.18 | | |
128 | Классическое определение вероятности. | 22.03.18 | | С.р. |
129 | Классическое определение вероятности. | 23.03.18 | | |
130 | Классическое определение вероятности. Повторение. | 4.04.18 | | |
131 | Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики. Повторение. | 5.04.18 | | |
132 | Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики. Повторение. | 6.04.18 | | С.р. |
133 | Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики. Повторение. | 9.04.18 | | |
134 | Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики. Повторение. | 10.04.18 | | |
135 | Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей.» | 11.04.18 | | |
| Глава VI. Числовые последовательности. | 26 | | |
136 | Числовые последовательности. Повторение. | 12.04.18 | | |
137 | Числовые последовательности. Повторение. | 13.04.18 | | |
138 | Числовые последовательности. Повторение. | 16.04.18 | | К.р. |
139 | Арифметическая прогрессия. Повторение. | 17.04.18 | | |
140 | Арифметическая прогрессия. Повторение. | 18.04.18 | | |
141 | Арифметическая прогрессия. Повторение. | 19.04.18 | | |
142 | Арифметическая прогрессия. Повторение. | 20.04.18 | | |
143 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Повторение. | 23.04.18 | | |
144 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Повторение. | 24.04.18 | | |
145 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Повторение. | 25.04.18 | | С.р. |
146 | Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Повторение. | 26.04.18 | | |
147 | Геометрическая прогрессия. Повторение. | 27.04.18 | | |
148 | Геометрическая прогрессия. Повторение. | 30.04.18 | | |
149 | Геометрическая прогрессия. Повторение. | 1.05.18 | | |
150 | Геометрическая прогрессия. Повторение. | 2.05.18 | | С.р. |
151 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Повторение. | 3.05.18 | | |
152 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Повторение. | 4.05.18 | | |
153 | Сумма n первых членов геометрической прогрессии. | 7.05.18 | | |
154 | Представление о пределе последовательности/ Повторение. | 8.05.18 | | |
155 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой |g| | 9.05.18 | | |
156 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой |g| | 10.05.18 | | С.р. |
157 | Суммирование. Повторение. | 11.05.18 | | |
158 | Суммирование. Повторение. | 14.05.18 | | |
159 | Суммирование. | 15.05.18 | | |
160 | Повторение и систематизация учебного материала. | 16.05.18 | | |
161 | Контрольная работа по теме «Числовые последовательности» | 17.05.18 | | |
162 | Повт. Рациональные дроби. | 18.05.18 | | С.р. |
163 | Повт. Рациональные дроби. | 21.05.18 | | |
164 | Повт.Решение неравенств. | 22.05.18 | | |
165 | Повт.Решение неравенств. | 23.05.18 | | |
166 | Повт.Решение рациональных уравнений. | 24.05.18 | | |
167 | Повт.Решение рациональных уравнений. | 25.05.18 | | |
Рабочей программой предусматриваются следующие условные обозначения: С/р - самостоятельная работа, К/р - контрольная работа, Тест - работа в форме теста, М/д - математический диктант