Пояснительная записка
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных ФГОС ОО у/о и отраженных в АООП в варианте 2 ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань».
Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Обучающие задачи по коммуникации направленны на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение этих средств осуществляется индивидуально в рамках коррекционного курса.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).
Общая характеристика учебного предмета:
Особенности курса: Общение с умственно отсталым ребёнком осуществляется в процессе любой деятельности: на уроках, музыкальных занятиях, в процессе игровой деятельности, на прогулках и экскурсиях. Известно, что общение тесно связано с общим психическим развитием ребёнка. Базовыми предпосылками для развития речи является коммуникативная направленность общения, интерес ребёнка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, готовность речевого аппарата. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы.
Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.
Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Способность детей выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения.
Задачи:
-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений, рисунков
-развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом
-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра
-учить пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями, либо другим доступным способом
- учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми)
- продолжать учить реагировать на своё имя
Коррекционные задачи:
- создавать у детей предпосылки к развитию речи
- формировать артикуляционные способности
-формировать умение произносить гласные звуки (а, о, у, и) и соотносить их с определёнными игрушками
- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики
- учить понимать обращённую речь
- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого
- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств
- учить пониманию речи и жестов
- развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
На курс «Речь и альтернативная коммуникация» отводится 17,5 часа по 0,5 ч. в неделю
Требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Описание возможных результатов обучения обучающихся:
Личностные и предметные результаты:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- потребность в коммуникации
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения
- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения
- использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом
- использование доступных жестов для передачи сообщений
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом
3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий
- использование карточек с напечатанными буквами и словами как средства коммуникации
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
- узнавание и различение напечатанных букв
- написание печатных букв, слов
Критерии оценивания результатов обучения:
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе обучения специалисты образовательной организации учитывают степень самостоятельности ребенка, т. е. оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИПР. Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»,
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Итоговые достижения обучающегося с умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Содержание учебного предмета:
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Коммуникация с использованием вербальных средств | 3 | - фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса, -принимать цель и включаться в деятельность, -удерживать произвольное внимание, -реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого |
2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь | 4 | -принимать цель и включаться в деятельность, -развивать познавательный интерес, -удерживать произвольное внимание, -реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого |
3 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Экспрессивная речь. | 4 | -принимать цель и включаться в деятельность, -развивать познавательный интерес, -удерживать произвольное внимание, -уметь вступить в контакт, используя возможные средства вербальной коммуникации |
4 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | 3 | -принимать цель и включаться в деятельность, -развивать познавательный интерес, -удерживать произвольное внимание, -уметь вступить в контакт, используя возможные средства невербальной коммуникации |
5 | Начальные навыки чтения и письма | 3,5 | -принимать цель и включаться в деятельность, -развивать познавательный интерес, -удерживать произвольное внимание, - использовать по назначению учебные материалов; -выполнять действия способом рука-в-руке, - подражать действиям педагога -принимать цель и включаться в деятельность, -развивать познавательный интерес, -удерживать произвольное внимание, - использовать по назначению учебных материалов; - -выполнять действия способом рука-в-руке - подражать действиям выполняемые педагогом |
| Всего: | 17,5 | |
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи
- аудио и видеоматериалы
Список используемой литературы:
Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 2012.
Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2011.
Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 2013.
Воронова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 2012.
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. 1996.
Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М. Владос. 2012 г.
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога