МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УТВЕРЖДАЮ И.О. директора МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова» ___________Н.А. Осипенко Принята на заседании ______________________ от «___»__________20____г. Протокол №______________ МП |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «РЦДЮТ» ________________ Е.И.Левакина Принята на заседании педагогического совета от «___»__________20____г. Протокол №______________ МП |
Рабочая программа
социально-гуманитарной направленности
«Алые паруса»
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Коваленко Елена Николаевна
педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «РЦДЮТ
пгт. Красногвардейское, 2018
Пояснительная записка
Данная авторская программа дает возможность объединить сегодняшний день и историю, раскрыть все стороны трудной журналистской профессии, получить дополнительные теоретические знания, применить эти знания на практике. Авторство программы заключается в том, что педагог, реализуя данную программу помогает обучающимся выпускать самодеятельные и авторские издания, включая их в систему средств массовой информации, тем самым обеспечивает права детей на свой образ жизни, мировоззрение, утверждение своих идей и принципов, записанных в Международной Конвенции ООН о правах ребенка.
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность. Рассчитана на срок обучения – 1год, занятия 1 группа – один раз в две недели. Форма проведения занятий – групповая. Форма проведения итогов реализации программы является творческая выставка индивидуальных тематических работ, а также выпуски газеты «Алые паруса». Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).
Данная программа составлена в соответствии с правовыми документами в сфере дополнительного образования детей:
Федеральные правовые документы
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295);
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года);
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по организации дополнительного образования
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09);
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 09-3564);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
Правовые документы Республики Крым
Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (раздел IV);
Новизна программы состоит в том, что она является ступенчатой по структуре, позволяет освоить два направления: навыки деятельности корреспондента и верстальщика макета газеты.
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.
Цель программы: развитие творческого потенциала ребенка посредством обучения основам журналистики, а также профессии верстальщика газеты.
Задачи обучения: научить умению общаться с незнакомыми людьми и брать у них необходимую информацию;
научить принципам работы СМИ;
научить умению выпускать при наличии технических средств листовки, буклеты, газеты и т.д.
сформировать у детей умение давать правильную и объективную оценку общественно-значимым явлениям;
привить качества, необходимые для работы в СМИ – коммуникабельность, воспитанность, грамотность, честность, добропорядочность;
совершенствовать и формировать функциональные умения логически правильно и грамотно оформлять полученную информацию в один из жанров;
сформировать навыки вербального и невербального общения;
развить чувство ответственности за свои слова, т.к они, будучи опубликованными, оказывают большое влияние на огромное количество людей.
Сроки реализации программы: образовательная программа реализуется в течении одного года и рассчитана на 72 часа.
Программа предлагается к использованию в системе дополнительного образования, для детей в возрасте от девяти до четырнадцати лет.
Формы и режимы занятий: занятия в учебных группах проходят один раз в в две недели по четыре часа.
В процессе обучения используются разные формы занятий:
- теоретические занятия,
- практические занятия,
- грамотность, аккуратность при выполнении задания,
- творческий подход к выполнению задания,
- экскурсии, посещение музеев и выставок,
- мастер-классы для детей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- ребята овладевают системой понятий в области журналистики;
- умеют анализировать, правильно обобщать факты, происходит формирование чёткой позиции, которая предусматривает неравнодушие, активность ребят, достоверность, актуальность их выступлений;
- овладевают системой умений и навыков в области журналистики (передают и излагают информацию в различных жанрах, умеют общаться с людьми, получать у них информацию, логически правильно оформлять ее в один из жанров и пр.)
- работают с аппаратурой, необходимой журналисту: фотоаппарат, диктофон, а также верстальщику – компьютер, принтер.
Способы проверки результатов обучения сводится к практическим заданиям, а также к участию в выпусках газеты.
Формой проверки результатов обучения являются:
- итоговые занятия в конце каждого полугодия,
- выставка тематических работ обучающихся по окончании их выполнения, а также итоговая выставка в конце учебного года по завершении образовательной программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие.
Основы техники безопасности | 2 | - | 2 |
2. | Азбука журналиста | 2 | | 2 |
3. | Работа с макетом газеты | 4 | 6 | 10 |
4. | Работа с ТСО | 2 | 8 | 10 |
5. | Журналистская деятельность | 5 | 35 | 4 0 |
6. | Работа с литературой | 4 | | 4 |
7. | Посещение музеев, выставок | | 4 | 4 |
| Итого: | | | 72 |
Содержание программы:
Раздел 1 Вводное занятие. Основы техники безопасности.
Знакомство с историей журналистики. Цель, задачи, содержание программы обучения. Правила техники безопасности на занятиях.
Раздел 2 Азбука журналиста
Где и как делается газета? Главные понятия. Знакомство с редакционной газетой.
Практическая работа. Создание макета своей газетной страницы.
Раздел 3 Работа с макетом газеты
Знакомство с Microsoft Pablishers. Все многогранные возможности в работе с данной моделью. Как создавать электронные модели. Правильное размещение разных жанров материала на странице. Размещение фотоматериала, картинок, клипартов на странице. Дизайн газеты.
Раздел 4 Работа с ТСО
Изучение возможностей компьютерной клавиатуры, панели инструментов компьютера в работе верстальщика. Освоение диктофона, перенос записанного в компьютер, работа с голосовым текстом.
Раздел 5 Журналистская деятельность
Интервью. Заметка. Социальный опрос. Фоторепортаж. Наблюдение
Практическая работа. Взять интервью. Составить заметку. Провести социальный опрос. Сделать фоторепортаж. Создать заметку по итогам наблюдения.
Раздел 6 Работа с литературой
Работа со справочной, энциклопедической литературой, с газетами
Раздел 7 Посещение музеев, выставок
Проведение экскурсий в музеи, в выставочные залы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы дает обучающимся представление о профессии журналиста и верстальщика, формирует умения и навыки учащихся по созданию газеты, а также воспитывает стремление творчески подходить к работе.
В основе методики лежит изучение программы на трех уровнях:
• восприятие — посещение музеев, показ детских работ;
• воспроизведение — дети выполняют задания самостоятельно;
• творчество — создание тематических работ и газетных страниц по личному замыслу.
При этом используются следующие формы работы:
• теоретические занятия: в доступной форме дети получают знания об особенностях профессии журналиста и верстальщика;
• знакомство с материалом на примере школьных газет, выполненных детьми;
• практическое выполнение заданий по изучаемой теме;
• создание макета страницы;
• анализ и оценка работы на каждом этапе;
• индивидуальные и коллективные творческие работы;
• участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах.
Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, комплект мебели, школьные газеты РФ, справочная литература, компьютер, телефоны с диктофонами.
Применение учебно-наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий (иллюстративный, фото- и видеоматериал, подборка работ, выполненных учащимися и составляющих фонд коллектива).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.
Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год
С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002.
Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата | дата по факту | примечание |
1 | Вводное занятие. Где и как делается газета? Главное понятие, что нужно знать о газете. Знакомство с редакционной газетой. Знакомство с версткой и печатью газеты. | 4 | 15.09 | | |
2 | Просмотр газет «Алые паруса». Обсуждение статей, интервью. | 4 | 29.09 | | |
3 | Поездка в МБОУ ДОД «РЦДЮТ». Участие в празднике, посвященному посвящению в кружковцы. Репортаж. Интервьюирование | 4 | 13.10 | | |
4 | Знакомство со школьными газетами Российской Федерации. Обсуждение понравившихся газет | 4 | 27.10 | | |
5 | Знакомство с макетом газеты в Microsoft Pablishers. | 4 | 10.11 | | |
6 | Интервьюирование. Интервью - беседа журналиста и героя публикации. | 4 | 24.11 | | |
7 | Экскурсия по зимнему селу. Знакомство с видом «наблюдение» Составление заметки о зимнем селе | 4 | 08.12 | | |
8 | Поездка в МБОУ ДОД «РЦДЮТ. Интервьюирование. | 4 | 29.12 | | |
9 | Создание макета страницы: заголовок, текст, фото. | 4 | 12.01 | | |
10 | Фоторепортаж. Создание фоторепортажа | 4 | 26.01 | | |
11 | Поиск в Сети Интернет информации: стихотворения, картинки, фото, их сохранение в папках, текстовых документах. | 4 | 09.02 | | |
12 | Размещение материала на газетной странице: заголовок, текст. | 4 | 23.02 | | |
13 | Поездка в МБОУ ДОД «РЦДЮТ. Посещение праздника «Модницы – красавицы». Собирание материала для газеты | 4 | 09.03 | | |
14 | Дизайн газеты | 4 | 23.03 | | |
15 | Поездка в МБОУ ДОД «РЦДЮТ. Интервьюирование. Фотографирование. Посещение краеведческого музея. | 4 | 13.04 | | |
16 | Совершить поход к месту падения самолета капитана В.В. Кубракова, спасшего с. Янтарное для трудового рейда. Создание заметки по итогам похода | 4 | 27.04 | | |
17 | Социальный опрос. Оформление социального опроса на газетной странице | 4 | 11.05 | | |
18 | Поездка в МБОУ ДОД «РЦДЮТ. Посещение фестиваля «Живи, твори, мечтай». Освещение материала в газете | 4 | 25.05 | | |
Запланировано: ________часов
Проведено: __________часов
Программа выполнена: _________________________