ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, программы «Литературное чтение» авторского коллектива под руководством Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, издательство «Просвещение», 2021). – М.: Просвещение. 2020, Основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 5.2 – ТНР) МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.
Цели программы:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретении опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи программы:
освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения;
развитие поэтического слуха детей, накопление эстетического опыта слушания произведений изящной словесности, привитие художественного вкуса;
формирование потребности в постоянном чтении книги, развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формирование «читательской самостоятельности».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям .Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» входит в обязательную часть учебного плана. В 4 классе на уроки литературного чтения по учебному плану для учащихся с ТНР отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов в год (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (35 ЧАСОВ)
Летописи, былины, жития (3 часа)
Былины. «Ильины три поездочки».
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
«Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (4 часа)
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка).
Поэтическая тетрадь (3 часа)
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки».
И. А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (6 часов)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
П. П. Бажов «Серебряное копытце».
А.С. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время - потехе час (3 часа)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
В. Ю. Драгунский «Главные реки».
Страна детства (2 часа)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Поэтическая тетрадь (2 часа)
М. Цветаева «Наши царства».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
Природа и мы (3 часа)
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».
М. М. Пришвин «Выскочка».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
Родина (2 часа)
И. С. Никитин «Русь».
С. С. Дрожжин «Родине».
Страна Фантазия (2 часа)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (5 часов)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс
Количество часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 35.
Количество часов в год – 35.
№ урока | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Летописи, былины, жития | | Былины. «Ильины три поездочки». | 1 |
2 | | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 |
3 | | «Житие Сергия Радонежского». | 1 |
4 | Чудесный мир классики | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
5 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
6 | | М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). | 1 |
7 | | М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). | 1 |
8 | Поэтическая тетрадь | | А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | 1 |
9 | | Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки». | 1 |
10 | | И. А. Бунин «Листопад». | 1 |
11 | Литературные сказки | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 |
12 | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 1 |
13 | | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 |
14 | | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 |
15 | | А.С. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 |
16 | | А.С. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 |
17 | Делу время - потехе час | | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 1 |
18 | | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 1 |
19 | | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 |
20 | Страна детства | | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 |
21 | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 |
22 | Поэтическая тетрадь | | М. Цветаева «Наши царства». | 1 |
23 | | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | 1 |
24 | Природа и мы | | Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». | 1 |
25 | | М. М. Пришвин «Выскочка». | 1 |
26 | | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 |
27 | Родина | | И. С. Никитин «Русь». | 1 |
28 | | С. С. Дрожжин «Родине». | 1 |
29 | Страна Фантазия | | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 |
30 | | Кир Булычев «Путешествие Алисы». | 1 |
31 | Зарубежная литература | | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | 1 |
32 | | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | 1 |
33 | | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | 1 |
34 | | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 |
35 | | Проверь себя «Своя игра». | 1 |