ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, программы «Литературное чтение» авторского коллектива под руководством Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, издательство «Просвещение», 2019). – М.: Просвещение. 2019, Основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2 – ЗПР) МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.
Цель программы: формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Задачи программы:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.
У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения, учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» входит в обязательную часть учебного плана. Во 2 классе на уроки литературного чтения по учебному плану для учащихся с ЗПР отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов в год (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Во 2 классе урок литературного чтения направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения на родном языке и к процессу чтения;
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;
способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
Метапредметные результаты
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 класс
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (35 ЧАСОВ)
Самое великое чудо на свете (1 час)
Старинные и современные книги. Любимые книги. Герои любимых книг.
Устное народное творчество (5 часов)
Русские народные песни. Колыбельные песни. Потешки и прибаутки. Считалки. Небылицы и перевертыши. Загадки. Пословицы и поговорки. Сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую (3 часа)
Осень Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». К. Бальмонт. «Поспевает брусника». А. Плещеев. «Осень наступила...». А. Фет. «Ласточки пропали...». В. Берестов. «Хитрые грибы», статья «Грибы». Описание осени.
Русские писатели (3 часа)
А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л.Н. Толстой «Филиппок».
О братьях наших меньших (4 часа)
М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков. «Храбрый утенок». В. Бианки «Сова».
Люблю природу русскую. Зима (3 часа)
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...». Два Мороза. С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (5 часов)
Небылицы К. И. Чуковского «Путаница». «Федорино горе». А. Л. Барто «Веревочка». Н.Н. Носов «Живая шляпа». С. В. Михалков «Сила воли», «Мой щенок».
Я и мои друзья (2 часа)
В. Осеева «Волшебное слово», «Почему».
Люблю природу русскую. Весна (2 часа)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится …». А. Плещеев «В бурю».
И в шутку и всерьез (3 часа)
Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Э. Успенский «Чебурашка», Г. Остер «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (4 часа)
Шарль Перро «Кот в сапогах». Е. Шварц «Красная шапочка». Г. Х. Андерсен «Огниво».
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Количество часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 35.
Количество часов в год – 35.
№ урока | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Самое великое чудо на свете | | Старинные и современные книги. Любимые книги. Герои любимых книг. | 1 |
2 | Устное народное творчество | | Пословицы и поговорки. Русские народные песни. Колыбельные песни. Считалки. Небылицы и перевертыши. Загадки. | 1 |
3 | | Сказки «Петушок и бобовое зернышко». | 1 |
4 | | «У страха глаза велики». | 1 |
5 | | «Каша из топора». | 1 |
6 | | «Гуси-лебеди». | 1 |
7 | Люблю природу русскую | | Осень Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». К. Бальмонт. «Поспевает брусника». | 1 |
8 | | А. Плещеев. «Осень наступила...». А. Фет. «Ласточки пропали...». | 1 |
9 | | В. Берестов. «Хитрые грибы», статья «Грибы». Описание осени. | 1 |
10 | Русские писатели | | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
11 | | И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». | 1 |
12 | | Л.Н. Толстой «Филиппок». | 1 |
13 | О братьях наших меньших | | М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 |
14 | | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 |
15 | | Б. Житков. «Храбрый утенок». | 1 |
16 | | В. Бианки «Сова». | 1 |
17 | Люблю природу русскую. Зима | | Я. Аким «Утром кот...». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...». | 1 |
18 | | С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза». | 1 |
19 | | Два Мороза. | 1 |
20 | Писатели – детям | | К. И. Чуковского «Путаница». | 1 |
21 | | «Федорино горе». | 1 |
22 | | С. В. Михалков «Сила воли», «Мой щенок». | 1 |
23 | | А. Л. Барто «Веревочка». | 1 |
24 | | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | 1 |
25 | Я и мои друзья | | Осеева «Волшебное слово». | 1 |
26 | | Осеева «Почему». | 1 |
27 | Люблю природу русскую. Весна | | Ф. Тютчев «Зима недаром злится …». | 1 |
28 | | А. Плещеев «В бурю». | 1 |
29 | И в шутку и всерьез | | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | 1 |
30 | | Э. Успенский «Чебурашка». | 1 |
31 | | Г. Остер «Будем знакомы». | 1 |
32 | Литература зарубежных стран | | Шарль Перро «Кот в сапогах». | 1 |
33 | | Шарль Перро «Кот в сапогах». | 1 |
34 | | Е. Шварц «Красная шапочка». | 1 |
35 | | Г. Х. Андерсен «Огниво». | 1 |