СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Азбука театра" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с установленным нормативно-правовым аспектом, согласно статье 9 Закона РФ «Об образовании» и направлена на формирование общей культуры личности, создание условий для духовно-нравственного развития и адаптации личности ребёнка к жизни в обществе, для социального, культурного и профессионального самоопределения, развитие мотивации личности ребёнка к познанию, творческой самореализации. Данная дополнительная образовательная программа направлена также на раскрытие имеющихся уникальных возможностей и развитие творческих способностей обучающихся 1-4-х классов с использованием разнообразных видов, средств и форм театральной деятельности/

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Азбука театра" 1-4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26»

Рассмотрена

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО __________(Е.В. Юлова)

Протокол № 1 от 27.08.2021 г.


Согласована

Заместитель директора по УВР

_____________________ (И.Н. Сухова)


Утверждена

Директор

____________________(Л.В. Дмитриева)

Приказ № 01-10/280 от 30.08.2021 г.








Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Азбука театра»

для 2-5 класса








педагог высшей категории Финогенова О.Ю.







Направление общекультурное






2021-2022

  1. Пояснительная записка

«Воспитание, построенное на абстрактных

или иностранных началах…будет действовать на развитие

гораздо слабее, чем система, созданная самим народом…»

К.Д. Ушинский

«Какое счастье говорить с ними о том, что мы хотим вырастить их добрыми,

воспитать их любящими искусство….самое важное - воспитать …

интерес к другим, стремление понять всех, подчас похожих на тебя самого,

а подчас и не похожих, но достойных внимания живых существ»

Наталия Сац – основательница Детского

Музыкального театра «Синяя птица».

Данная дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с установленным нормативно-правовым аспектом, согласно статье 9 Закона РФ «Об образовании» и направлена на формирование общей культуры личности, создание условий для духовно-нравственного развития и адаптации личности ребёнка к жизни в обществе, для социального, культурного и профессионального самоопределения, развитие мотивации личности ребёнка к познанию, творческой самореализации, его интеграции в системе мировой и отечественной культур, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья, умственного развития, укрепления здоровья детей, взаимодействие педагога с семьёй, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием разнообразных видов, средств и форм театральной деятельности.

Данная дополнительная образовательная программа направлена также на раскрытие имеющихся уникальных возможностей и развитие творческих способностей обучающихся 1-4-х классов с использованием разнообразных видов, средств и форм театральной деятельности, в том числе и такого метода в практической психологии, как сказкотерапия. Это метод выступает, как инструмент психотерапии, «лечение сказками», как способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и нравственных правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках, преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Театр призван воздействовать на эмоционально-чувственное состояние ребёнка, мотивацию его нравственных поступков в условиях социализации личности обучающегося и представляет практический интерес широкого использования во всех сферах образования (детских садах, школах, других образовательных учреждениях), сферах культуры, искусства, здравоохранения (в работе использованы теории Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, С.Л. Рубинштейн и др.) Использование метода имаготерапии или драмтерапии (лечение через образ) даёт возможность, прежде всего, создать образ-образец (корень от слова «образование») положительного героя мужественного, способного к состраданию и милосердию, смирению и терпению, внимательного, чуткого и заботливого, готового прийти на помощь. Такой образ помогает ребёнку разобраться в лучших образцах культуры. Очень большое значение придавал великий педагог К.Д. Ушинский наглядности в обучении, он пишет: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».

«Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического. Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды». И.А.Ильин

Издавна на Руси сказка, как особая литературная форма, давала представление о мире, о культуре, воспитывала благородство души, сердечную чуткость и сострадание, милосердие и патриотизм к своей Родине, где высокое стремление «…положить жизнь свою за други своя», было приоритетным направлением для каждого гражданина своей страны.

Театр, как мощный вид искусства является важной составляющей частью культуры человечества. Латинский термин «cultura» означает возделывание, обрабатывание, воспитание, образование, развитие, почитание… А польский поэт Циприан Норвит предложил латинскую этимологию слова «театр»: «teatrte atriumatrium dei», значит, коридор к Богу, если конечно это театр высоко духовно-нравственный.

Театр, который рассматривает, прежде всего, духовно-нравственный, патриотический аспект развития личности, при условии добровольного участия, свободного выбора данной деятельности, может оказывать сильное позитивное влияние на восприимчивую душу ребёнка. В этом заключается актуальность дополнительной образовательной программы.

С детьми, проявляющими сильную тревогу, страх, агрессию наибольший эффект даёт метод биодрамы в том, что дети готовят представление, но все действующие лица в нем – звери-образы. Между детьми распределяются роли домашних животных или зверей и проигрывают конфликтные, жизненные ситуации на примере животных-персонажей из сказки, а значит пронизывают душу ребёнка и уже не оставляют детей быть равнодушными и в жизни. Используются методы наблюдения, диагностики, моделирования сочинительской деятельности детей. Этим обусловлена новизна данной программы.

Работа в данном направлении с обучающимися 1-4-х классов проводится на базе школы № 26 по адаптированной программе нравственного и патриотического воспитания.

Театрализация помогает сделать любой урок живым, ярким, интересным и познавательным, оказывает сильное эмоционально-психическое, эстетическое воздействие, особенно на внутренний мир ребёнка, помогает корректировать неадекватное поведение и раскрыть творческие возможности детей. Сказкотерапия может использоваться и на уроках, особенно в тех случаях, когда необходимо наладить дружескую атмосферу обучающихся в классе, группе, побудить интерес к книге, сказкам, которые призваны воспитывать нравственную сторону личности.

Цель программы – развитие и формирование нравственных, патриотических качеств детей младшего школьного возраста, адаптация, выявление творческих способностей обучающихся через театрализацию.

Задачи дополнительной образовательной программы:

- содействовать развитию эмоциональной, здоровой, нравственно-духовной сферы ребёнка и образованию ценностной ориентации личности;

- способствовать формированию образно-логического мышления, адекватного личностного поведения и межличностного взаимодействия в группе (творческие навыки и навыки общения: учится разрешать жизненные ситуации и искать решение проблем с друзьями, со взрослыми, договариваться, осознавать причинно-следственные связи, развивать умение выражать свое эмоционально-душевное состояние, понимать и сопереживать другим;);

- побуждать к расширению познавательного патриотического интереса, изучение русской культуры и её традиций;

- оказывать помощь в стремлении находить поддержку, обращаясь к положительным литературным классическим образам и к образам Святых земли русской.

В ходе образовательного процесса дети приобретают:

  • навыки групповой и индивидуальной деятельности через сказкотерапию, театрализацию («замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, позитивный);

  • навыки актерско-исполнительской деятельности (развитие внимания, творческого воображения, наблюдательности, памяти, воспитание навыков сценического общения с партнерами, стремление, верно, действовать на сцене в предлагаемых обстоятельствах);

  • навыки мимической, жестовой, пантомимической и музыкально-танцевальной культуры;

  • навыки свободной, образной речи в сценическом действии;

  • элементарные знания в области истории театра, живописи, музыки, танца, истории русской культуры, литературы в доступной (игровой) для детей форме;

  • умение импровизировать, находить правильные пути решения проблем.

На занятиях уделяется внимание воспитанию эстетического вкуса и этикета через:

    • художественную литературу;

    • риторику;

    • танец;

    • музыку;

    • пение;

    • изобразительное искусство;

    • оригами;

    • рисование;

    • кукольный театр (пальчиковый, картонный, теневой, перчаточный, марионеточный).

В процессе занятий происходит влияние на такие важные сферы жизнедеятельности, как:

    • духовно-нравственную, патриотическую сферу, где происходит возрождение нравственных ценностей личности гражданина своего Отечества, вовлечение родителей в орбиту совместной деятельности по достижению общей цели;

    • сферу здоровья, где с помощью речевых тренингов (речеручная гимнастика, речь в движении), мимики, сценических трюков, пластики – дети поддерживают свой организм в хорошей физической форме;

    • сферу самовыражения, в которой ребенок находит свое дело по душе, учится справляться со своими эмоциями, приспосабливаясь к требованиям общества.

Эта программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. Работа организуется как индивидуально, так и коллективно.

Существуют принципы работы:

1. Принцип «комфортной среды» - условия занятий должны быть комфортны: отдельное уютное помещение, мягкий свет, музыкальный центр и видеоаппаратура, ковёр, удобное расположение мебели, стульчики по количеству воспитанников.

2. Принцип «безусловного принятия» - принятие ребёнка таким, какой он есть — принятие внешнего вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний.

3. Принцип «доступности информации» и «конкретизации» - все обращения, реплики, и рекомендации должны быть понятны для ребёнка, и подразумевают «поправки» на текущий уровень развития – «ты можешь быть лучше», или «в следующий раз попробуй изменить своё поведение».

4. Принцип «интегрированности в социальную среду» - в процессе занятий с ребёнком могут произойти определенные изменения: меняется его взгляд на окружающий мир, события, отношения и пр. Если изменения происходят резко, то уместным было бы предупредить, что например, «озорники» друзья могут дразнить, вызывая на бой и злобу, и ты можешь стать рабом этого зла, а главное быть Королём своих чувств и управлять ими, быть сильнее тех, кто «не ведает, что делает»1. Тем самым подготовить ребёнка к возможным испытаниям в окружающей его среде, которые необходимо принять со смирением, милосердием, состраданием.


Организация образовательного процесса

Программа ориентирована на детей от 7 лет.

Продолжительность, этапы и периоды образовательного процесса

Каждый этап работы с детьми имеет свою структуру, продолжительность, возрастной критерий и определённый режим работы. Темы занятий могут меняться местами или идти вместе, это зависит от готовности детей воспринимать ту или иную информацию. Чтобы добиться хорошего результата занятий тема может включать в себя и ранее изученные темы и новый материал в синтезе, согласно специфике данного предмета.

Периодичность и продолжительность занятий:

Таблица № 1

Продолжительность и этапы образовательного процесса

С учётом индивидуальности ребенка постепенно усложняются задачи, стоящие перед воспитанниками: формирование новых знаний, умений, навыков, этического и эстетического вкуса.

Образовательный процесс каждого этапа обучения имеет свои периоды:

I. Организационный период.

  1. Личностно-ориентированный подход (знакомство, индивидуальные беседы, игры).

  2. Создание особой атмосферы тепла, уюта, комфорта для реализации способностей детей (тренинги на расслабление, игры, в которых дети могут высказать свою мысль, совместные выходы в театры, музеи, экскурсии в бутафорские цеха).

  3. Правила хорошего тона и культура поведения дома, в коллективе, на улице, в общественных местах (просмотры видеосюжетов на негативные и позитивные ситуации, проигрывание ситуаций, выводя способы правильного адекватного отношения к той или иной реакции (сказкотерапия, биодрама, драматизация), тренинги, этюды, миниатюры и т.д.).

  4. Подготовка детей к творческому процессу, знакомство со сказкой, с театром, как с видом искусства (беседы, игры, фотоматериалы, экскурсии в театры города и т.д.).

  5. Воспитание внимания к окружающему миру (беседы, игры, видеофильмы).

6. Выявление мотивации интересов детей (тест «На выявление интереса детей к определённому виду деятельности»)

7. Знакомство с перспективами занятий, праздников, спектаклей, этюдов в театральном коллективе (экскурсии по цехам театра города, беседы о традициях коллектива, выход в театр и т.д.).

8. Гибкость программы под контингент. Для каждого желающего ребенка найти дело по душе (актёр, художник, участник массовых сцен, помощник режиссёра, и т.д.)


Использование игровых технологий:

Перед началом педагог готовит детей, вынимает из золотой книги сказок принадлежности:

1. Ключ для того, чтобы «открыть» занятие, положить начало к раскрытию своих творческих способностей и «жизненных сил», «действенность» героя (актёра-ребёнка) и в конце сказки, «закрыть» занятиеподвести итог.

2. Колокольчик – известно, что в монастырях колокольным звоном лечили людей, он «включает сердце», заставляет жить и действовать во благо.

3. Кукла на выбор для тех, кому необходим посредник, через куклу ребёнку легче всего выразить свои чувства, настроения, стремления, желания.

4. Книга – библиотерапия – представление яркой книги, чтение по иллюстрациям, с рисованием, аппликацией, лепкой, оригами и т.д. Разобрать каждое слово с чувством – о взаимопонимании, согласии, о великодушии и радости прощения…. Происходит смена способа чтения информационного на «сердечный или душевный» - супервербальное общение – найдёт эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка

Существуют функции сказки:

  • ЗАПРЕТ (Например, матушка с батюшкой наказывают дочке Алёнушке поберечь братца).

  • НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА (не послушалась Алёнушка, бросила братца Иванушку, а сама побежала с подружками поиграть)

  • БЕДА, СТРАДАНИЯ (Налетели Гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли в лес дремучий).

  • ЛИШЕНИЕ ГЕРОЯ ЧЕГО-ЛИБО (и в других сказках поиск потери, пропажи – Отправился Иван Царевич на поиски Царевны Лягушки).

  • УСЛОВИЕ (ДАТЬ ОБЕД), ПРИ КОТОРОМ БЕДА ДОЛЖНА ОТСТУПИТЬ (поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…).

  • ВСТРЕЧА (подлетает Баба Яга к Василисе…)

  • БОРЬБА (завязалась битва с вражьей силой – Чудищем поганым….)

  • ПОБЕДА (вот и нет Великана, ничего от него не осталося…)

  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ (схватила Алёнушка братца своего и побежала…)

  • ПОЯВЛЕНИЕ ЛОЖНОГО ГЕРОЯ (такое бывает в сказках для 3-4 класса: Царь другого награждает, а Ивана в тюрьму сажает…)

  • ТРУДНОЕ ИСПЫТАНИЕ (прыгнул Иван в кипящее молоко…с 3-4 класса)

  • ОТСТУПЛЕНИЕ БЕДЫ (тут братья повинились, перед царём покаялись… с 3-4 класса)

  • ПРЕОБРАЖЕНИЕ (обернулась лягушка Василисой Премудрой,…. с 3-4 класса)

  • РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛОЖНОГО ГЕРОЯ (тут признались братья в содеянном зле с 3-4 класса)

  • КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ – «ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ» (открыла царевна глаза, ожила…Злую ведьму прогнали со двора… с 3-4 класса)

  • СЧАСТЛИВОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ (Воротился Иван-царевич вместе с Василисой Премудрой и устроили пир на весь мир с 3-4 класса).

Этапы работы над спектаклем по сказкам:

  1. Герой рождается в какой-то семье: бедной, богатой, середнячок

  2. Расстаётся со своим домом: себя показать, принцессу искать, найти обидчика, ищет свой путь.

  3. Выбор пути или встреча: Некая цель пути. Проблема выбора.

  4. Борьба и победа. Борьба с внутренними (чувства) или внешними обстоятельствами (конкуренты)

  5. Предательство. Решение - новый стимул к жизни.

  6. Возвращение домой. На этом этапе должны осознаваться социальные и духовные ценности, знания.

  7. Победитель герой. Герой достигает какой-либо цели (зрелости, одиночество покидает его, понимание ситуации, осознание, желание изменить себя к лучшему – обновление окаменелой души и т.д.)

В сказках существует стройный порядок, который хорошо организует юного слушателя-зрителя, подводит к определённому событию, настраивает на определённый лад –

    • Присказка:

Вы присядьте-ка со мною на крылечко,

Да послушайте-ка доброе словечко…

    • Зачин:

Засветись перо ярко,

Засветись перо жарко,

Занавес откройся,

Все герои стройся…

    • Концовка:

С тех пор дружно живут,

Прянички медовые жуют,

Да ума наживают,

Нам того же желают!

Такая сказка как нельзя лучше воспитывает и непринуждённо дисциплинирует ребёнка.

II. Основной период. Обучающий.

1. Игры, упражнения, тренинги, этюды на развитие внимания, памяти, воображения, творческих способностей творчески-исполнительской деятельности:

  • развитие нравственных качеств через наблюдательность, внимание, память, воображение, мышление методом сказкотерапии (драмтерапии);

  • способствовать стремлению к духовно-нравственному росту личности ребёнка;

  • развитие творческих способностей детей через разные виды искусства;

  • формирование эмоционально-психофизического самочувствия и волевой сферы младшего школьника;

  • освоение навыка взаимодействия в группе и с партнером на сцене,

  • развитие слухового восприятия и других сенсорных умений.

2. Развитие пластичности имеет очень важное значение для здоровья ребёнка. Правильная осанка, четкая координация движений, умение красиво двигаться. Особенно уделяется внимание упражнениям речеручного рефлекса. Трудно определить разграничения между актерским мастерством, речевым тренингом, сценическим действием, поэтому в работу включены воображение, фантазия, ассоциативное развитие мышления, стараемся оправдать ситуацию.

Тренинги, игры, упражнения на развитие пластики:

    • воспитание естественной двигательной реакции на музыку, освоение основных видов сценического движения и танца;

    • приобщение ребенка к лучшим образцам классической мировой музыкальной культуры;

    • развитие мышечного тонуса, чувства ребенка;

    • раскрепощение и развитие личности при коллективной деятельности;

    • развитие координации движений и пространственных ориентиров;

    • работа над элементарными сценическими прыжками, падениями;

    • основные приемы элементарного сценического боя без «оружия» (7-9 лет) и с «бутафорским оружием» (10-12 лет).

3. Тренинги, упражнения на развитие речи:

  • работа над звуком и силой голоса;

  • развитие речеручного рефлекса;

  • развитие речи в движении с предметами и без;

  • работа над чтением стихов на сцене в сценическом образе;

  • умение выделять ударные слова, интонирование, вскрывать и понимать подтекст речи.

4. Работа над этюдами, миниатюрами, спектаклем, музыкальными этюдами.

III. Репетиционный период.

  1. Анализ сказки, пьесы и роли.

  2. Распределение ролей.

  3. Работа над образом в «выгородках».

  4. Репетиция в «выгородках».

  5. Композиционное построение на сцене.

  6. Прогонные репетиции.

  7. Монтировочные репетиции.

  8. Генеральная репетиция.

IV. Итоговый период – сам спектакль, представление, праздник.

    1. Организация актёров и зрителя.

    2. Работа со зрителем на спектакле.

    3. Обсуждение, просмотр спектакля.

Эти периоды в течение учебного года идут последовательно. Но могут повторяться дважды: в конце I полугодия – итоговый спектакль и в конце учебного года (II полугодие). Но в начале II полугодия организационный период будет по продолжительности короче, чем в I полугодии.

С учётом индивидуальности ребенка постепенно усложняются задачи, стоящие перед воспитанниками: формирование новых знаний, умений, навыков, эстетического вкуса. Главное, чтобы это был душевный театр с уютной, благоприятной атмосферой для развития обучающихся.

Образовательный результат.

1. Ориентационный (элементарная грамотность – знания театральной терминологии: театр, игра на сцене, пластика, сценическая речь, актер, режиссер, пьеса, реквизит, бутафория, премьера, спектакль, дебют, одежда сцены).

2. Предметно-практический (актерское мастерство на сцене, сценическое действие образа–роли в спектакле).

3. Обшей культуры личности:

  1. Умение общаться и ладить с окружающим миром.

  2. Знание этических норм поведения в обществе.

  3. Эстетическое воспитание происходит без принуждения - дети погружаются в мир музыки, художественного слова, литературы, живописи, хореографии, поскольку театр – это синтетический вид искусства

4. Развитие личности:

    • Чувство такта, чуткость, внимание друг к другу, рождается сотворчество в театре – это коллективный вид искусства;

    • расширение познавательного интереса,

    • развитие навыков индивидуальной деятельности, умение фантазировать, импровизировать,

    • нравственные черты развивая, проявляя выносливость, терпение, волю, чувство сплоченности, желание прийти на помощь, самоконтроль, уравновешенность, логичность, объективность, наблюдательность, гибкость…

5.Психологическое состояние:

    • метод аффирмации (в сказкотерапии) - это положительная мысль, выбранная сознательно с целью получения желаемого результата, т.е. стремление души к высоким положительным образам, образцам;

    • логика, последовательность;

    • природа внутреннего образа.


ЭМОЦИИ – РЕШЕНИЕ


РЕЗУЛЬТАТ

6.Физическое состояние:

      • Пластическая, оправданная выразительность: типичность внешности, манера, жесты, мимика, походка;

      • грим;

      • привычки, говор, акценты образа;

      • костюм.

7.Личное творческое ощущение – психо-эмоциональное самочувствие.


Существует мониторинг отслеживания результатов по сказкотерапии, театральной деятельности:

1) по полугодиям, если есть итог (с сентября по декабрь и с января по май),

2) по итоговому мониторингу (в конце года).

Главным двигателем развития данной деятельности является театрализованная игра (образ – главный двигатель к действию). Характерными особенностями театрализованной игры является литературная или фольклорная основа нравственного их содержания, наличие зрителей.

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в создании драматического содержания, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, танцевальные движения, напева; в оформлении спектакля изготовление декораций, подборе костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок с оригами и т.д.

Ожидаемые результаты по сказкотерапии обучающихся

I года обучения (7-8 лет)

I. Результаты по развитию внимания, развитию воображения и фантазии, эмоционально-волевого самочувствия.

дети могут:

1. Проявлять умение дружелюбно общаться со своими сверстниками, педагогами (видеть и слышать партнера на сцене, владеть навыками хорошего тона, развивать доброжелательность, преодолевая агрессивность, если это необходимо уметь просить прощение, прощать).

  1. Проявлять познавательный интерес к окружающему миру - природе, животным и «перевоплощаться» в сказочных героев-животных, которые наделены человеческими качествами.

3. Владеть общим и произвольным вниманием, ассоциативным мышлением, умеют выполнить задание: Прислушайтесь, что происходит? Какие звуки слышны? На что похож твой друг? Твоё настроение?

4. Умеют проигрывать различные физические ощущения (боль, печаль, сонливость, обиду, гнев, радость);

5. Умеют передавать эмоционально-психофизическое самочувствие явлений природы (что делаем в грозу, мороз, дождь, солнечную погоду, ураган). Проявляют интерес к ассоциативной памяти, направленной на положительный образ.

6. Проявляют желание к активному творческому мышлению, фантазии, воображению.

II. Результаты подготовки обучающихся по сценической речи

Обучающиеся первого года обучения:

1. Умеют слышать, понимать и делить речь на эмоционально-окрашенную - настроение: радость, грусть, обида, удивление, спокойствие и на:

  • Повествовательную.

  • Вопросительную.

  • Восклицательную

  • Повелительную

2. Правильно ставить ударения в словах, интонацию, делать логические паузы.

3. Выполнять упражнения по правильному произношению по памяти (голосо-речевая разминка).

4. Управлять навыками речеручного рефлекса (активное внимание к словесному заданию, точное выполнение простейших речевых заданий с движением рук и тела).

III. Результаты подготовки детей по пластике.

Для того чтобы ярче выразить тему, идею постановки, используется одно из самых ярких и выразительных средств режиссуры – пластика, а в лучшем случае и хореография. Обучающиеся:

1. Умеют определять и контролировать свои мышцы, находить центр тяжести и меру распределения напряжения по телу (упражнения на левую и правую ногу, переводя центр тяжести; напряжение в руках и полное расслабление и т.д.).

2. Владеть элементарными основами пространственного образно-пластического мышления (по определённым препятствиям, с воображаемой средой окружения. С помощью определённого музыкального фрагмента (по музыкальному настроению) партнер действует в определённом заданном образе, желательно с элементами костюма. [7,8]

IV. Результаты по подготовке и сдаче этюдов, миниатюр, мини-спектаклей

1. Обучающиеся в конце первого года обучения понимают, и умеют отвечать на вопросы – кого будет играть? в какой сказке? о чём сказка? (Идея) в чём конфликт? Какие пути решения конфликта видит в сказке?

2. С помощью наводящих простых вопросов педагога умеют давать элементарную характеристику персонажа. Какие качества героя обнаруживаются в сказке? (смелость, доброта, или непослушание, жадность?) Какая походка у него? (подкрадывается, налетает, вышагивает прямо?) Какие эмоции проявляются? (грустит, радуется, злится, боится?) Какие жесты использует? (нежные, ласковые, резкие, грубые?)

3. Понимают на слух простой текст роли. Умеют показывать манеру двигаться, жесты, мимику, позы, походку героя.

5. Владеют элементарными знаниями оформления сцены – декорация, занавес, боковые кулисы, арлекин, световое, музыкальное оформление – софиты, прожектор.

II. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука театра» 1 класс.


темы

дата


Раздел


Содержание

1.



Вводное занятие

Вводное занятие. Правила безопасного поведения в классе. Знакомство. Книга наших имён. Что такое театр? «Орден улыбки» маленького актера. Развитие наблюдательности, внимания, воображения сценического образа. «Осенние листочки-памятки» (о подвигах людей актеров). Чувство времени, ритма, паузы.

2.



Основы театральной культуры

Упражнения на развитие (произвольного) внимания. «Чудесная страна «Амплуа». Знакомство с кукольным театром и правила общения в детском коллективе. Управление куклой. Основы кукловождения. - помочь детям настроится на внешнее внимание (какое выражение лица у злого волка, у доброй козы, у хитрой лисы), - на внутреннее внимание (что чувствует обиженный лисой зайка, два упавших козлика с мостика).

3.



Основы театральной культуры

Эмоционально-психофизическое самочувствие и действие с реальными предметами в условиях «вымысла». Игры на сплочение. Биодрама «Животные на осенней полянке». Бутафория.

4


Основы театральной культуры

«Что нам осень принесла?» Импровизации этюдов, песен из разных сказок народов мира на развитие воображения и фантазии, ассоциативного мышления.

5.



Основы театральной культуры

Этюды, упражнения на развитие правильного фонационного дыхания. «Золотые осенние пушинки». Грим актера.

6.



Основы театральной культуры

Развитие речи в движении. «Солнечные зайчики» Упражнения на умение слышать, понимать эмоционально-окрашенную речь. Декорация на сцене.

7.



Основы актерского мастерства

Упражнения на развитие речеручного рефлекса. «В гостях у осени». Диалог на сцене. Междометия. Пальчиковый театр, настольный, перчаточный.

8.



Основы актерского мастерства

Этюды-импровизации на основе художественного текста «Капельки чистой росы» (работа над чистотой произношения (скороговорки, чистоговорки, чтение стихов, басен). Зритель – главный партнёр. Театр масок. Игры и упражнения на развитие речи в движении. Выразительное чтение по ролям «Доброта», В.Борисов.

9.



Основы актерского мастерства

Инсценировка. Пластическая выразительность. Развитие артистической смелости. «Ожившая кукла». Тренинг на контроль и управление за мышцами, нахождение центра тяжести и меру распределения напряжения с предметами и без предметов.

10.



Основы театральной деятельности

Костюм театральный. «Разговор леса». Взаимодействие героев на сцене, действие в условиях «вымысла» Пластическая природа нравственного поступка-действия.

11.



Основы театральной деятельности

Театральный макет. Ознакомление детей с художественной литературой. Прослушивание и проигрывание сказок, оправданное пластическое выражение с пониманием нравственного урока. «Пучок фиалок».

12.



Основы театральной деятельности

Театральная маска. Упражнения «Би-Ба-Бо»., тренинг над чистотой выговаривания с помощью притч, скороговорок, колыбельных песен, через пластическую выразительность (походка, жесты, характер, нрав, обычай героя). Этюд «Обидели» А.Хирьков, «Лев заступник» рассказ.

13.



Основы актерского мастерства

Мизансцена. Прослушивание Новогодней сказки «Снегурочка»; обсуждение и обмен впечатлениями. Этюды к сказке «Морозко». Разбор характеров действующих лиц.

14.



Основы актерского мастерства

Мимика. Игры, упражнения на развитие словесной характеристикой персонажа. Этюды на предлагаемые обстоятельства пьесы. Чтение и разыгрывание сказки «Смелая трусость».

15.



Основы актерского мастерства

Монолог. Проигрывание коротких сказок-притч с декорациями, музыкальным и световым оформлением, куклами «Соловей-заступник».

16.



Основы театральной культуры

Оркестр «А вы друзья, как не садитесь…» Одиночные и групповые этюды-игры по любимым сказкам. Нравственный урок любой сказки.

17.



Основы театральной культуры

Пантомима. Прослушивание музыкальных сказочных произведений на уменьшение раздражительности, агрессии, на развитие слухового восприятия и других сенсорных умений: Бетховен «Лунная соната», П.И. Чайковский «Времена года», «Детский альбом», Э. Григ «Утро», Бах «Ave Maria» Этюды-импровизации.

18.



Основы театральной культуры

Театральный плакат. Этюды-импровизации на развитие фантазии, воображения в музыке:

Модест Мусоргский «Картинки с выставки», театральные музыкально-шумовые композиции М. Кравченко, А. Шевцова, Л. Пятигорского, Ю. Никольского, Н. Седельникова, П. Груздев «Ёлочка», Г.Х. Андерсен «Ель». «Богатырские ворота».

19.



Основы театральной культуры

Рампа или «линия огня». «Национальное» сражение за лучшую жизнь человека в музыке, русский народный фольклор. «Чудесный рожок» - игры, хороводы, русские народные традиции. Рождественские колядки.

20.



Основы актерского мастерства

Режиссер. Развитие внимания, направленное на чувственное восприятие идеи (о чём?) сказки-притчи, образа, основы будущего спектакля. Живопись, икона как средство выражения положительного образа Святого (образец). Знакомство со святыми Александр Невский, Илья Муромец.

21.



Основы актерского мастерства

Реквизит – «необходимое». Наблюдательность, память физических действий. Переживание различных физических ощущений (боль, печаль, радость) через психическое самочувствие. «Про Слонёнка», который всех зверей от пожара спас. Биодрама.

22.



Основы актерского мастерства

Репертуар, иначе «список». Сказочные этюды на развитие воображения, фантазии, как двигателя к творчеству. Развитие эмоционально-психофизического самочувствия, ассоциативной памяти, направленной на положительный образ. Повторение изученных ранее сказок. Теневой театр «Маленький фонарщик».

23.



Основы театральной деятельности

Театр кукол. Упражнения на развитие правильного дыхания. Развитие выразительной речи. «Идёт весна-красна!» Постановка ровного, спокойного дыхания. Развитие умения слышать и делить речь на: повествовательную и вопросительную. Выразительное чтение и разыгрывание по ролям «У страха глаза велики».

24.



Основы театральной деятельности

Техника речи «Волшебные камушки». Речь в движении. Развитие умения одновременно совмещать речь и движение. Стихи, скороговорки: «Пробуждение» Татьяна Угроватая, «Ванька-Встанька» М. Пожарова.

25.



Основы театральной деятельности

Фарс, или «живая карикатура». Этюды, игры над художественным текстом, роли пьесы, развитие познавательного интереса к окружающему миру - природе, животным и «перевоплощаться» в сказочных героев-животных, которые наделены человеческими качествами (узнают звуки животных, птиц на аудио). Разыгрывание рассказа по ролям «Как я полюбил животных» В.Дуров (из журнала «Детское чтение для сердца и разума» издательство «Унисерв» 2012 №3(183).

26.



Основы театральной деятельности

Чтец – «музыка слов». Упражнения на чистоту произношения и выговаривания, развивать умение ставить правильно ударения в словах, соблюдая нужную интонацию, делать логические паузы. Разыгрывание шуточных стихотворений «Бык и Цыплёнок», «Вот так да, мышка съела кота», «Лев - Лёвка», «Бык и Муха» по рассказу И.Дмитриева.

27.



Основы актерского мастерства

Эпизодические роли - роли в одном из эпизодов спектакля. Творческое общение с партнёром на сцене, развивать умение видеть и слышать партнера на сцене, увлечься тем, что происходит на ней, владеть элементарными навыками хорошего тона, взаимовыручки. «Пёс спасает котёнка от хозяина», «Собака-кормилица ягнёнка», «Кошка спасает ребёнка от змеи», «Слон спасает хозяина от тигра».

28.



Основы актерского мастерства

Этюды на развитие словесной характеристикой персонажа: пластика, походка, эмоции, мимика, жесты с речью: «Муравей и Голубь», «Слон тоскует по родине». Повторение изученных сказок, притчей, стихотворений и проигрывание на выбор.

29.



Основы театральной деятельности

Финал – иначе – кульминация, «конец» - заключительная сцена драматического произведения. Тренинг на развитие речеручного рефлекса, активное внимание к словесному заданию, точное выполнение простейших речевых заданий с движением рук и тела. Разыгрывание этюдов «Вьюнок».

30.



Основы театральной культуры

Героико-патриотический диалог на сцене «Победная весна». Характер, привычки, нравы, обычаи детей-героев «Геннадий Сталинградович», «Храбрые дети», по рассказам Сергея Алексеева, «Дети войны» Пётр Синявский, «Мир» Валентин Берестов.

31.



Основы театральной культуры

Словесная характеристика персонажа по выбранной сказке для показа. Анализ роли. Репетиция в «выгородках». Подготовка костюмов, декораций, реквизита.

32.



Основы актерского мастерства

Прогонные репетиции мини-спектакля, в костюмах с декорациями.

33.



Основы актерского мастерства

Сдача мини-спектакля, обсуждение.

Всего

33ч




Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука театра» 2 класс

темы

Дата Пн

2 «5»

класс

Дата Ср

2 «6»

класс

Дата Чт

2 «1», 2 «2»,

2 «3» класс


Раздел


по разделу

Тема занятия. Элементы содержание


1.


06.09.

08.09.

02.09.

Вводное занятие


Правила безопасного поведения в классе. Повторение. Эмоционально-психофизическое самочувствие и действие с реальными предметами в условиях «вымысла», развитие навыков наблюдательности, произвольного внимания «Осенние дары». Тренинг на общение. Виды театрального искусства. Просмотр и обсуждение презентации «Театр». Актер.

06.09.

06.09.2021


08.09.

01.09.2021


02.09.

02.09.2021


2.


13.09.

13.09.2021

15.09.

08.09.2021

09.09.

09.09.2021

Основы театральной культуры

1

Овладение элементарными знаниями: одежда сцены – занавес, арлекин, боковые кулисы, актёрская труппа, художник-декоратор, сценарист, бутафория, реквизит. С понятиями и терминологией театрального искусства: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение – пластика. Коллективные игры на сплочение, развитие эмоций «Кирпич и Воск», «Верные друзья». Кукольная страна. Амплуа

13.09.

13.09.2021

15.09.

08.09.2021

09.09.

09.09.2021

3.


20.09.

22.09.

15.09.2021

16.09.

16.09.2021

Основы театральной культуры


2

Знакомство с понятиями и терминологией театрального искусства: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение - пластика Знакомство с пьесой, этюдами, репетицией, мини-спектаклями. Этюдная работа, тренинг на развитие эмоций, жестов, мимики. Куклотерапии «Отчего совы так сердито охают?». Бутафория.

20.09.

22.09.

15.09.2021

16.09.

16.09.2021

4

27.09.

29.09.

23.09.

Основы театральной культуры

3

Импровизации этюдов, песен из разных сказок народов мира на развитие воображения и фантазии, ассоциативного мышления. Артикуляционная гимнастика, игры на снятие мышечного напряжения «Спор», «Звон», «Скульптура». Актёрское воображение.

27.09.

29.09.

23.09.

5.


4.10

6.10

29.09.2021

30.09.

30.09.2021

Основы театральной культуры

4

Этюды, упражнения на развитие правильного фонационного дыхания. «Золотые осенние пушинки». Упражнения на воображение, ассоциативной памяти, память физических действий. Биодрама «Три ореха», «Колючка». Грим актера.

4.10

6.10

29.09.2021

30.09.

30.09.2021

6.


18.10.

18.10.2021

18.10.


20.10.

6.10.2021

20.10.


7.10.

07.10.2021

7.10.


Основы театральной культуры

5

Этюды-импровизации на основе художественного текста . Развитие памяти физических действий, эмоционально-психофизическое самочувствие с реальными предметами «Собачья справедливость», Г.Никитина. Декорация на сцене.

7.


25.10. 25.10.2020

25.10.

27.10.


27.10.


21.10.


21.10.


Основы актерского мастерства

1

Действие в предлагаемых обстоятельствах. Занятная история Саша Чёрный «Невероятная история». Диалог.

8.


8.11

28.10.2020

8.11

10.11


10.11

28.10


28.10


Основы актерского мастерства

2

Пластическая выразительность. Развитие артистической смелости. «Ожившая кукла». Тренинг на контроль и управление за мышцами, нахождение центра тяжести и меру распределения напряжения с предметами и без предметов. Развитие силы голоса, правильного фонационного дыхания. Этюды на звукоподражание «В лесу не помню уж в котором…» Зритель – главный партнёр.

9.


15.11

8.11

17.11

17.11

11.11

11.11

Основы актерского мастерства

3

Этюды на общение. Диалоговая речь со скороговорками, чистоговорками «Мешок гвоздей, мешок груздей…» Инсценировка.

10.


29.11

15.11

1.12

18.11

18.11

Основы театральной деятельности

1

Речь в движении и работа над художественным текстом. Сказкотерапия «Осенняя сказка». Взаимодействие героев на сцене, действие в условиях «вымысла» Пластическая природа нравственного поступка-действия. Костюм театральный.

11.


6.12

8.12

2.12

Основы театральной деятельности

2

Игры и упражнения на развитие речеручного рефлекса. Пальчиковый театр, перчаточный М. Пожарова «Волчок и Ванька-встанька» Театральная маска. Упражнения «Би-Ба-Бо»., тренинг над чистотой выговаривания с помощью притч, скороговорок, колыбельных песен, через пластическую выразительность (походка, жесты, характер, нрав, обычай героя). Театральный макет.

12.


13.12

15.12

9.12

Основы театральной деятельности

3

Наблюдательность, память физических действий. Переживание различных физических ощущений (боль, печаль, радость) через психическое самочувствие. Упражнения на правильное произношение, работа над литературным текстом. Сказкотерапия. Марионеточный театр «Плясун» О.Ш. Театральная маска.

13.


20.12

22.12

16.12

Основы актерского мастерства

4

Ритмические движения под сказочные музыкальные фрагменты. Скорость, темп, ритм движений. Этюды на музыкальные отрывки из сказок «Красная шапочка», «Золушка» (инсценировка «Песни о звёздах», «Необитаемый остров», муз. А.Рыбникова «Песня Золушки»). Куклотерапия. Пословица: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Мизансцена.

14.


27.12

29.12

23.12

Основы актерского мастерства

5

Наблюдательность, память физических действий. Закрепление знаний о русских богатырях, о прекрасных, скромных царевнах. Этюды с движениями по музыкальным отрывкам из сказок «Илья Муромец», «Добрыня и Змей», «Садко», по былинам «Сказка о семи богатырях..», «Сказка о Царе Салтане…» А.С. Пушкина. Пословица: «Как живёт, так и идёт» (о походке, движениях) Мимика.

15.


10.01

12.01

30.12

Основы актерского мастерства

6

Построение композиций на заданную музыкальную тему. Этюды по сказкам «Каша из топора», «Хаврошечка», «Крупеничка» на знакомство с русскими народными обычаями, традициями, бытом (предметы: скалка, туесок, коромысло, корыто, веретено, самовар…), которые проявляются в праздниках, в народном костюме. Пословица: «Жизнь дана на добрые дела» Монолог.

16.


17.01

19.01

13.01

Основы театральной культуры

6

Координация согласовательных действий с партнером. Игры, этюды. Сказкотерапия Этюды по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Василиса Микулишна», по сказке «Никита Кожемяка» К.Д. Ушинского. Пословица: «За правое дело стой смело» Оркестр

17.


24.01

26.01

20.01

Основы театральной культуры

7

Взаимодействие сценического действия, слов и музыки (инсценировка песни). Сказка-притча «Царский путь» Пантомима.

18.


31.01

2.02

27.01

Основы театральной культуры

8

Чтение и прослушивание сказки «Снегурочка» и ее развернутое обсуждение (определение темы, основного конфликта, основных событий). Игры-диалоги. Театральный плакат.

19.


7.02

9.02

10.02

Основы театральной культуры

9

Словесная характеристика персонажа, линия поведения героев. Простейшие этюды – на предлагаемые обстоятельства, импровизации на основе предварительного анализа пьесы. Биодрама «Кот-ворюга» К. Ушинского. Рампа или «линия огня».

20.


14.02

16.02

17.02

Основы актерского мастерства

7

Выстраивание логической линии поведения героев, согласно нравственной природе поступка. Этюды, упражнения. Сказка-притча «Без корней». Режиссер.

21.


28.02

2.03

3.03

Основы актерского мастерства

8

Выявление особенностей речевой и пластической характеристики героев. Этюды-импровизации. Биодрама «Верные друзья – животные». Реквизит

22.


7.03

9.03

10.03

Основы актерского мастерства

9

Прослушивание музыкальных характерных фрагментов и сценическое действие героев в пространстве. Детский альбом Чайковского. Репертуар,

23.


14.03

16.03

17.03

Основы театральной деятельности

4

Музыкальные упражнения на уменьшение раздражительности, агрессии. Развитие слухового восприятия. Бетховен «Лунная соната», П.И. Чайковский «Времена года», Э. Григ «Утро», Бах «Ave Maria», «Кантата № 2», Театр кукол.

24.


21.03

23.03

24.03

Основы театральной деятельности

5

Живопись, скульптура, икона, как средство выражения положительного образа героя (святые былинные богатыри, русские князья). «Оживлении картин» - этюды, мизансцены «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снежная Королева», «Снегурочка», «Звёздный мальчик». Техника речи.

25.


28.03

30.03

31.03

Основы театральной деятельности

6

Национальный характер в русской народной (колыбельной и хороводной музыке) музыке. Фарс, или «живая карикатура».

26.


04.04

06.04

7.04

Основы театральной деятельности

7

Сказочные этюды на развитие воображения, фантазии, как двигателя к творчеству. Развитие воображения, фантазии, как двигателя творческого процесса. Сказка-притча «Одинокая Грубость Волка и несчастная Зависть Лисы». Пословица: «Хочешь в мире жить – надо с миром в душе быть» Чтец – «музыка слов».

27.


18.04

20.04

21.04

Основы актерского мастерства

10

Развитие эмоционально-психофизического самочувствия, ассоциативной памяти, направленной на положительный образ. Повторение изученных ранее сказок. Нравственный урок по сказке – притче «Маленький фонарщик». Эпизодические роли

28.


25.04

27.04

28.04

Основы актерского мастерства

11

Работа над художественными классическими произведениями. «Лгун», «Лев и Собачка» по рассказам Л.Н. Толстого. Нравственный урок и анализ. Пословица: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт». Этюды

29.


16.05

4.05

5.05

Основы театральной деятельности

8

Эмоционально-психофизического самочувствия, нахождение верного (по внутреннему нравственному содержанию) состояния роли, цикл восточных сказок, кукольный театр «Верное средство», Хлеб и золото», «Золотая антилопа». Пословица: «Всякая леность – начало погибели». Финал.

30.


23.05

11.05

12.05

Основы театральной культуры

10

Текст и подтекст роли, внутренний монолог. «Подводное течение» роли, спектакля. Сказка-притча «Своё, чужое, да наше»

31.



18.05

19.05

Основы театральной культуры

11

Постановка правильного фонационного дыхания. «Неладно скроен, да крепко сшит», «Спор животных», «Кто прав».

32.



25.05

26.05

Основы актерского мастерства

12

Сценическая речь в движении. Глубокий смысл происходящего и верная передача движений. Сказка-притча «Неунывающая улитка». Художник-оформитель.

33.




Основы актерского мастерства

13

Сценическая пластика. Яркое пластическое выражение роли. Упражнения, этюды. Сказка «Царь и Орёл» Работа над спектаклем. Диалог. Характер, привычки, нравы, обычаи героев. Чтец.

34




Основы актерского мастерства


Сдача спектакля. Обсуждение


Всего

34 часа:









Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука театра» 3 класс.


темы

дата


Раздел


Содержание

1.



Вводное занятие

Правила безопасного поведения в классе. Продолжение темы последовательного освоения актёрского мастерства. Театр марионеток «Буратино».

2.



Основы театральной культуры

Этюды на развитие воображения, целенаправленного действия, ассоциативного мышления. «А что дальше?», «Выручай»

3.



Основы театральной культуры

Тренинг на развитие эмоций, жестов, мимики. Биодрама «Три гостя»

4


Основы театральной культуры

Игры на снятие мышечного зажима, пластические этюды. Биодрама «Сочувствие переживание»

5.



Основы театральной культуры

Этюды на взаимодействие партнёров и воздействие друг на друга. Развитие речи в движении. Упражнения на эмоционально-окрашенную речь. Оценка факта «Кто придёт?»

6.



Основы театральной культуры

Игры на сценическое «общение», взаимовыручку на сцене, диалог в сказках «Скажи по-разному»

7.



Основы актерского мастерства

Работа над дикцией, чистотой выговаривания. Диалог в стихах по сказке «Щелкунчик»

8.



Основы культуры речи

Анализ пьесы, разбор характеров действующих лиц сказок на выбор. Игра «Горячий стул».

9.



Основы культуры речи

Работа над словесной характеристикой персонажей. Предлагаемые обстоятельства и решение проблем. Сказка-притча «Акварельные краски»

10.



Основы культуры речи

Расширение диапазона голоса, развитие силы, гибкости, тембральной подвижности. Сказка-притча «Стул-самозванец».

11.



Основы культуры речи

Умение правильно распределять фонационное дыхание на сложной фразе. Игры, упражнения со стихами-коротконожками. Сказка-притча «Сердце» Г.Юдина, С. Есенин «Тебе одной плету венок…»

12.



Основы культуры речи

Овладение навыком правильного произношения, культуры русской речи, работа над классическим литературным текстом. Сергей Бехтеев «Пошли нам, Господи, терпенье…» (о Царской семье). Сказка-притча «Беда»

13.



Основы культуры речи

Темпоритмический рисунок сказок «Три дочери», «Учёный сын» (инсценировка песен, притч, миниатюр). Этюды на музыкальные классические фрагменты.

14.



Основы пластической выразительности

Наблюдательность, память физических действий. Этюды, игры. Сказка-притча «Туча»

15.



Основы пластической выразительности

Построение композиций на заданную музыкальную тему «Рыцарский замок». Этюды. Сказка-притча «Нитка с Иголкой»

16.



Основы пластической выразительности

Координация согласовательных действий без партнера, с партнером. Сказка «Ключ и Замок»

17.



Основы пластической выразительности

Развитие сценического движения с логическим построением мизансцен в «выгородках». Сказка-притча «Паук и Звезда»

18.



Основы актерского мастерства

Нравственный урок сказки. Ведущие качества личности, пороки и страсти, ведущие в «погибель». Упражнения на сплочение коллектива и взаимовыручку на сцене. Сказка «Совет отца» (про веник)

19.



Основы актерского мастерства

Повторение материала: краткий анализ любимых сказок (вспомнить тему, основной конфликт, какие важные, основные события пьесы).

20.



Основы театральной деятельности

Игры, упражнения на правильное выбранное самочувствие на сцене, логическое действие в пространстве и выбор роли. Сказка-притча «Гусеница и Бабочка»

21.



Основы театральной деятельности

Сценическое действие героев с декорациями, реквизитом, музыкальным оформлением. Сказка-притча «Чудо»

22.



Основы театральной деятельности

Освоение в действии последующей логической линии поведения героев. Сказка «Голова и хвост змеи» Толстой

23.



Основы театральной деятельности

Музыкальный образ и его особенности.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) «Камаринская» - русский характер и широта, душевная доброта.

24.



Основы актерского мастерства

Этюды-импровизации на музыкальный отрывок через куклотерапию. Римский-Корсаков (1844-1908) 1. «Снегурочка» - женский образ скромности, чистоты, утончённой натуры.

2. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» - Образы Святых, покровителей супружества, верности, благочестия и любви.

25.



Основы актерского мастерства

Яркое выражение в музыке характера эпохи и времени, характер героев, культура поведения, традиции, нравы, привычки…

Александр Бородин (1833-1987) «Богатырская» симфония, «Александр Невский» кантата.

26.



Основы театральной деятельности

Активизация творческого процесса сосредоточенности внимания на определённом объекте (как действует герой, что происходит по развитию сюжета, действия?). Этюды, упражнения. Сказка-притча «Шило в мешке»

27.



Основы театральной культуры

Наблюдательность, память физических действий. Участие актёра-ребёнка (изучение внутреннего мира героя, как действует, где?). Сказка-притча «Роса»

28.



Основы театральной культуры

Этюдная работа над картинами пьесы. «Оживление картин» - этюды, мизансцены

29.



Основы актерского мастерства

Составление рассказа по впечатлениям, используя разные виды сказкотерапии, куклотерапии, биодрамы. «Кто прав» чтобы все были друзья.

30.



Основы актерского мастерства

Психофизическое самочувствие и эмоциональное переживание образа в поэзии А.С. Пушкина и сказках русского поэта. «Нравственный урок жизни» - Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

31.



Основы актерского мастерства

Развитие воображения, фантазии, как двигателя творческого процесса. Импровизация «История вещей – дверь»

32.



Основы актерского мастерства

Мимика, пантомима, жесты, походка в сочетании с речью. Сказка-притча «Награда» Л.Толстой

33.


Основы актерского мастерства

Сценическая речь в движении. Глубокий смысл происходящего и верная передача движений. Сказка-притча «Наказание» (про жадность и щедрость)

34


Основы актерского мастерства

Сдача спектакля и обсуждение.

Всего





Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука театра» 4 класс

темы

дата


Раздел


Содержание

1.



Вводное занятие

Правила безопасного поведения в театре. Развитие наблюдательности, произвольного внимания «Осенние дары». Тренинг на общение.

2.



Основы театральной культуры

Коллективные игры на сплочение, развитие эмоций «Кирпич и Воск», «Верные друзья». Кукольная страна.

3.



Основы театральной культуры

Тренинг на развитие эмоций, жестов, мимики. Куклотерапии «Отчего совы так сердито охают?»

4


Основы театральной культуры

Артикуляционная гимнастика, игры на снятие мышечного напряжения «Спор», «Звон».

5.



Основы театральной культуры

Упражнения на воображение, ассоциативной памяти, память физических действий. Биодрама «Три ореха», «Колючка».

6.



Основы театральной культуры

Развитие памяти физических действий, эмоционально-психофизическое самочувствие с реальными предметами «Собачья справедливость», Г.Никитина.

7.



Основы актерского мастерства

Действие с игрушкой в предлагаемых обстоятельствах. Занятная история Саша Чёрный «Невероятная история».

8.



Основы культуры речи

Развитие силы голоса, правильного фонационного дыхания. Этюды на звукоподражание «В лесу не помню уж в котором…»

9.



Основы культуры речи

Этюды на общение. Диалоговая речь со скороговорками, чистоговорками «Мешок гвоздей, мешок груздей…»

10.



Основы культуры речи

Речь в движении и работа над художественным текстом. Сказкотерапия «Осенняя сказка».

11.



Основы культуры речи

Игры и упражнения на развитие речеручного рефлекса. Пальчиковый театр, перчаточный М. Пожарова «Волчок и Ванька-встанька»

12.



Основы культуры речи

Упражнения на правильное произношение, работа над литературным текстом. Сказкотерапия. Марионеточный театр «Плясун» О.Ш.

13.



Основы пластической выразительности

Ритмические движения под сказочные музыкальные фрагменты. Скорость, темп, ритм движений. Этюды на музыкальные отрывки из сказок «Красная шапочка», «Золушка» (инсценировка «Песни о звёздах», «Необитаемый остров», муз. А.Рыбникова «Песня Золушки»). Куклотерапия. Пословица: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

14.



Основы пластической выразительности

Наблюдательность, память физических действий. Закрепление знаний о русских богатырях, о прекрасных, скромных царевнах. Этюды с движениями по музыкальным отрывкам из сказок «Илья Муромец», «Добрыня и Змей», «Садко», по былинам «Сказка о семи богатырях..», «Сказка о Царе Салтане…» А.С. Пушкина. Пословица: «Как живёт, так и идёт» (о походке, движениях)

15.



Основы пластической выразительности

Построение композиций на заданную музыкальную тему. Этюды по сказкам «Каша из топора», «Хаврошечка», «Крупеничка» на знакомство с русскими народными обычаями, традициями, бытом (предметы: скалка, туесок, коромысло, корыто, веретено, самовар…), которые проявляются в праздниках, в народном костюме. Пословица: «Жизнь дана на добрые дела»

16.



Основы пластической выразительности

Координация согласовательных действий с партнером. Игры, этюды. Сказкотерапия Этюды по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Василиса Микулишна», по сказке «Никита Кожемяка» К.Д. Ушинского. Пословица: «За правое дело стой смело»

17.



Основы пластической выразительности

Взаимодействие сценического действия, слов и музыки (инсценировка песни). Сказка-притча «Царский путь»

18.



Основы актерского мастерства

Чтение и прослушивание сказки «Снегурочка» и ее развернутое обсуждение (определение темы, основного конфликта, основных событий). Игры-диалоги. Биодрама

19.



Основы актерского мастерства

Словесная характеристика персонажа, линия поведения героев. Простейшие этюды – на предлагаемые обстоятельства, импровизации на основе предварительного анализа пьесы. Биодрама «Кот-ворюга» К. Ушинского.

20.



Основы театральной деятельности

Выстраивание логической линии поведения героев, согласно нравственной природе поступка. Этюды, упражнения. Сказка-притча «Без корней»

21.



Основы театральной деятельности

Выявление особенностей речевой и пластической характеристики героев. Этюды-импровизации. Биодрама «Верные друзья – животные».

22.



Основы театральной деятельности

Прослушивание музыкальных характерных фрагментов и сценическое действие героев в пространстве. Детский альбом Чайковского.

23.



Основы театральной деятельности

Музыкальные упражнения на уменьшение раздражительности, агрессии. Развитие слухового восприятия.

1. Бетховен «Лунная соната»

2. П.И. Чайковский «Времена года»

3. Э. Григ «Утро»

4. Бах «Ave Maria», «Кантата № 2»

Биодрама

24.



Основы актерского мастерства

Живопись, скульптура, икона, как средство выражения положительного образа героя (святые былинные богатыри, русские князья). «Оживлении картин» - этюды, мизансцены «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снежная Королева», «Снегурочка», «Звёздный мальчик».

25.



Основы актерского мастерства

Национальный характер в русской народной (колыбельной и хороводной музыке) музыке. Сказкотерапия.

26.



Основы театральной деятельности

Развитие воображения, фантазии, как двигателя творческого процесса. Сказка-притча «Одинокая Грубость Волка и несчастная Зависть Лисы». Пословица: «Хочешь в мире жить – надо с миром в душе быть»

27.



Основы театральной культуры

Нравственный урок по сказке – притче «Маленький фонарщик»

28.



Основы театральной культуры

Работа над художественными классическими произведениями. «Лгун», «Лев и Собачка» по рассказам Л.Н. Толстого. Нравственный урок и анализ. Пословица: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт»

29.



Основы актерского мастерства

Развитие эмоционально-психофизического самочувствия, нахождение верного (по внутреннему нравственному содержанию) состояния роли, цикл восточных сказок, кукольный театр «Верное средство», Хлеб и золото», «Золотая антилопа». Пословица: «Всякая леность – начало погибели»

30.



Основы актерского мастерства

Текст и подтекст роли, внутренний монолог. «Подводное течение» роли, спектакля. Сказка-притча «Своё, чужое, да наше»

31.



Основы актерского мастерства

Сценическая речь. Развитие правильного фонационного дыхания. «Неладно скроен, да крепко сшит», «Спор животных», «Кто прав».

32.



Основы актерского мастерства

Сценическая речь в движении. Глубокий смысл происходящего и верная передача движений. Сказка-притча «Неунывающая улитка».

33.


Основы актерского мастерства

Сценическая пластика. Яркое пластическое выражение роли. Упражнения, этюды. Сказка «Царь и Орёл» Работа над спектаклем. Диалог. Характер, привычки, нравы, обычаи героев.

34


Основы актерского мастерства

Сдача спектакля. Обсуждение

Всего





V. Список литературы


1. Аксенов В. Искусство художественного слова. – М.: Издательство «Академия педагогических наук РСФСР», 1962.

2. Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. – М.: Академия развития, 1997.

3. Библия. 1 Кор. 13, 4-7.

4. Боскис Р.М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. М., 1969.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов педагогических институтов. Изд.2-е, исправленное и дополненное. СПб.: «Петербург – XXI век», 1997. – 286 с.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М. 1967.

7. Горчаков Н. Режиссерские уроки Вахтангова. – М: Издательство «Искусство», 1957.

8. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003. — 400с.

9. Диагностика и развитие актерской одаренности. Сборник научных трудов. Ленинград, 1986.

10. Дронов Л.А. Режиссура театральных представлений и праздников. – Ленинград, 1991.

  1. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М.: «Искусство», 1972.

  2. Ершов П.М. Технология актерского творчества. – М.: ВТО, 1959.

  3. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1973.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб, 2000.

  5. Иванова С.Ф. Как вести ребенка по пути к храму слова. Методические комментарии и рекомендации для педагогов и родителей к уч. пособию по риторике «Введение во храм слова». – М., «Отчий дом», 2004

  6. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Ред. Свет Православия. 2000. С. 4.

  7. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

  8. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока.

  9. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль: 2000.

  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

  11. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М.: Искусство, 1982.

  12. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. – М.: ВТО, 1970.

  13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

  14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

25. Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003.— 146с.

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.:ил.

  2. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975.

  3. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства.

  4. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М.: Издательство «Советская Россия», 1969.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1996.

  6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1994. С.414

  7. Опарина Н. Школьный театр.- М., 2002. – С.4.

  8. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учитилей. М.: АРКТИ, 2005. – 312 с. (Методическая биб-ка).

  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 // Закон об Образовании РФ с изменениями и дополнениями. М.: Изд. Эксмо, 2001.

  10. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса.– М.: «Искусство», 1975.

  11. Саричева Е.Ф. Сценическое слово. – М.: «Советская Россия», 1963.

37. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с.

  1. Станиславский К.С. Мастерство актера. – М.: Издательство «Советская Россия», 1961.

  2. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т. Работа актера над собой. Т.2., Т.4. – М.: 1954.

  3. Тараненко О.В. Диагностика воспитательной работы в классе. Тверь, 2000.

  4. Товстаногов Г.А. О профессии режиссера. – М.: ВТО, 1976.

  5. Топорков В.О. О технике актера. – М.: ВПО, 1958.

  6. Уроки мастерства в народном театре и студии. – М.:, 1989.

  7. Чарели Э.Ю. Тайны нашего голоса. – М, 1995.

  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

  9. Ценностные традиции и новации в сфере образования и культуры. Сборник трудов по материалам IV межрегиональной научно-практической конференции – Ярославль: ГОУДПО ЯрИПК, 2002. С.77-78.

1 Евангелие от Луки, гл. 23