СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Азы стихосложения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет учителю русского языка и литературы при организации внеурочной деятельности по теме "Стихосложение".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Азы стихосложения»



МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»


Утверждаю:

Директор МАОУ «СОШ№10»


_________ С.И.Павлова


«__»______________2015г.


Согласовано:

Зам. директора МАОУ «СОШ№10»


_________ Чурилова Н.В.


«__»________________2015г.


Рассмотрено:

На заседании ШМО

Протокол № __ от 31.08.2015

Руководитель ШМО


_______ Глебова Г.И.



ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Азы стихосложения»

для 5- б класса

на 2015/2016 учебный год

(35 часов, 1 час в неделю)










Автор:

Решетникова Тамара Валерьевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория


г. Миасс, 2015г.





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

















































Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

по курсу «Азы стихосложения»

В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и, чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

В творческой деятельности дети любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию личности и стимулом творческого подхода к любой деятельности.

Цель программы дополнительного обучения «Азы стихосложения» - познакомить учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.   

Задачи программы:


- создание условий для развития творческих способностей и интересов ребят в

области литературы

- расширение жизненного опыта школьников

- развитие навыков творческого чтения;
- развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;
- развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-

творческих способностей;
- ориентация детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы;

- развитие навыков художественного освоения действительности;
- развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру;
- развитие стремления к самовоспитанию;
- развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;
- развитие коммуникативных навыков

- вовлечение в самостоятельную творческую деятельность


Стихотворной деятельностью планируется увлечь весь класс. В задачу курса не входит подготовка профессиональных литераторов, однако творческая среда способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью.

Литературное творчество – это путь нравственного и идейного становления ребёнка, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество - всегда форма общения, поэтому в процессе его развиваются такие ключевые компетенции учащихся, как коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, а также компетенции личностного самосовершенствования, что способствует самовоспитанию и самовыражению учащихся.

Тот, кто приобщается к творчеству в каком- либо виде искусства, всегда более компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства в данной области, обнаруживает более глубокие знания и эрудицию. Литературно-творческие занятия способствуют идейно-эстетическому воспитанию и развивают культуру чтения художественных произведений.


Программа рассчитана на учащихся 5-б класса.


Занятия литературного кружка делятся на два вида:

1. Освоение теоретических знаний, основ литературного творчества;

2. Практические занятия, включающие непосредственную творческую деятельность.


Программа рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю при 35 учебных неделях в году).


Предполагаемые результаты


- повышение творческой активности школьников

- участие в творческих конкурсах различного уровня

- создание рукописного альманаха, включающего произведения детей



Календарно-тематическое планирование занятий

по курсу «Азы стихосложения»


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Что такое поэзия?»


1 ч.

2

«Творчество во мне». Кто я: лирик или прозаик?

Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические.


1 ч.

3

4

Рифма как один из основных признаков стихотворного текста. Учимся подбирать рифмы.



2 ч.

5

6

Группы рифм и их особенности. Основные способы рифмовки. Анализируем стихи русских поэтов.

Учимся определять способ рифмовки



2 ч.

7

« Занимательные игры с рифмой». «Буриме» (пишем стихи по заданным рифмам).

1 ч.

8

« Занимательные игры с рифмой»: пишем стихи по заданному началу.

1 ч.

9

Отвечаем на стихотворные вопросы.

1 ч.

10

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

11

Экспромт. Пишем стихотворение на заданную тему.


1 ч.

12

Омонимы, синонимы, антонимы как средства выразительности. Их использование в стихотворных текстах, стихотворной речи.

Анализируем стихи русских поэтов, учимся находить

омонимы, синонимы, антонимы.


1 ч.

13

«Времена года».

Читаем и анализируем стихи русских поэтов о природе. Сочиняем стихи о природе.

1 ч.

14

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

15

Пишем стихи о своих увлечениях.

1 ч.

16


Обучение искусству выступления. Правила поведения при публичном выступлении. Сочиняем новогоднее стихотворение.


ч.

17


18

Системы стихосложения и основные стихотворные размеры. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения.

Пишем стихотворения о новогодних каникулах.



2ч.

19

Час творчества. Пишем стихи о школе.

1 ч.

20

21

Языковые средства художественной выразительности. Выразительные средства языка». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять выразительные средства языка.


2 ч.

22

Час творчества. Пишем стихи о животных.

1 ч.

23

Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

24

Что такое загадка и как её сочинить? Сочиняем загадки.

1 ч.

25

«Мир мечты». Сочиняем фантастические стихотворения.

1 ч.

26

Пишем стихи о родном городе и крае.

1 ч.

27

28

Сказки в стихах. Чтение и анализ литературных произведений.

Сочиняем сказку в стихах.

2 ч.

29

Занятие «Звёздный час» (читаем свои поэтические сказки, слушаем друзей, даём оценку услышанному).

1 ч.

30

«Что такое хорошо и что такое плохо?» Сочиняем «нравоучительные» стихотворения.

1 ч.

31

Обзор поэтического сборника «Юные поэты Миасса».

1 ч.

32

33

Создаём собственный литературный альманах.

2 ч.

34

«Литературная гостиная». Презентация литературного альманаха.

1 ч.

35

Подведение итогов. Рекомендации и задания на лето.

1 ч.



Учебно-методическое обеспечение программы.


  1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.

  2. Берхин Н. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. - Вопросы психологии, 1972, №4.

  3. Воспитание культуры чтения школьников. /Под ред. И.И. Долецкой. М., 1971.

  4. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1967.

  5. Детское творчество. - Большая советская энциклопедия. М., 1972, т. 8.

  6. Лейбсон В.И. Педагогические проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся. Виды творческих работ. - В кн.: Эстетическое воспитание школьников. М., 1975;

  7. Литературные кружки. - Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.

  8. Левин В.А. Воспитание творчеством. М., 1977.

  9. Мотяшов И.П. Счастливый труд души. М., 1974.

  10. Цейтлин А. Труд писателя. М, 1968.

  11. Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.

  12. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.

  13. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.

  14. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

  15. Коган И.И., Козловская Н.В., Митюшина И.В. и др. Искусство написания сочинений. Под ред. Н.В.Козловской. Изд. 2-е, исправл. и дополн. – Спб: САГА, 2002.





Материально-техническая база обеспечения

образовательного процесса


  1. Экранно-звуковые пособия:

- видео- и аудиоматериалы по курсу «Литература. 5 класс»

- демонстрационные материалы по курсу «Литература. 5 класс»


2. Технические средства обучения:

- проектор

- компьютерная техника


3. ЦОР:

- Интернет – ресурсы по различным темам курса

- презентации, составленные учащимися и педагогом

- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и

Мефодия. 5 класс»


4. Демонстрационный материал:

- «Портреты русских писателей XIX века»

- «Портреты русских писателей XX века»