МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ№10» _________ С.И.Павлова «__»______________2015г. | Согласовано: Зам. директора МАОУ «СОШ№10» _________ Чурилова Н.В. «__»________________2015г. | Рассмотрено: На заседании ШМО Протокол № __ от 31.08.2015 Руководитель ШМО _______ Глебова Г.И. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Азы стихосложения»
для 5- б класса
на 2015/2016 учебный год
(35 часов, 1 час в неделю)
Автор:
Решетникова Тамара Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
г. Миасс, 2015г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Пояснительная записка
к программе дополнительного образования
по курсу «Азы стихосложения»
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и, чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.
В творческой деятельности дети любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию личности и стимулом творческого подхода к любой деятельности.
Цель программы дополнительного обучения «Азы стихосложения» - познакомить учащихся с основами поэтического творчества и занимательными формами стихосложения.
Задачи программы:
- создание условий для развития творческих способностей и интересов ребят в
области литературы
- расширение жизненного опыта школьников
- развитие навыков творческого чтения;
- развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;
- развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-
творческих способностей;
- ориентация детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы;
- развитие навыков художественного освоения действительности;
- развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру;
- развитие стремления к самовоспитанию;
- развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;
- развитие коммуникативных навыков
- вовлечение в самостоятельную творческую деятельность
Стихотворной деятельностью планируется увлечь весь класс. В задачу курса не входит подготовка профессиональных литераторов, однако творческая среда способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью.
Литературное творчество – это путь нравственного и идейного становления ребёнка, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество - всегда форма общения, поэтому в процессе его развиваются такие ключевые компетенции учащихся, как коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, а также компетенции личностного самосовершенствования, что способствует самовоспитанию и самовыражению учащихся.
Тот, кто приобщается к творчеству в каком- либо виде искусства, всегда более компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства в данной области, обнаруживает более глубокие знания и эрудицию. Литературно-творческие занятия способствуют идейно-эстетическому воспитанию и развивают культуру чтения художественных произведений.
Программа рассчитана на учащихся 5-б класса.
Занятия литературного кружка делятся на два вида:
1. Освоение теоретических знаний, основ литературного творчества;
2. Практические занятия, включающие непосредственную творческую деятельность.
Программа рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю при 35 учебных неделях в году).
Предполагаемые результаты
- повышение творческой активности школьников
- участие в творческих конкурсах различного уровня
- создание рукописного альманаха, включающего произведения детей
Календарно-тематическое планирование занятий
по курсу «Азы стихосложения»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «Что такое поэзия?» | 1 ч. |
2 | «Творчество во мне». Кто я: лирик или прозаик? Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические. | 1 ч. |
3 4 | Рифма как один из основных признаков стихотворного текста. Учимся подбирать рифмы. | 2 ч. |
5 6 | Группы рифм и их особенности. Основные способы рифмовки. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки | 2 ч. |
7 | « Занимательные игры с рифмой». «Буриме» (пишем стихи по заданным рифмам). | 1 ч. |
8 | « Занимательные игры с рифмой»: пишем стихи по заданному началу. | 1 ч. |
9 | Отвечаем на стихотворные вопросы. | 1 ч. |
10 | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. |
11 | Экспромт. Пишем стихотворение на заданную тему. | 1 ч. |
12 | Омонимы, синонимы, антонимы как средства выразительности. Их использование в стихотворных текстах, стихотворной речи. Анализируем стихи русских поэтов, учимся находить омонимы, синонимы, антонимы. | 1 ч. |
13 | «Времена года». Читаем и анализируем стихи русских поэтов о природе. Сочиняем стихи о природе. | 1 ч. |
14 | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. |
15 | Пишем стихи о своих увлечениях. | 1 ч. |
16 | Обучение искусству выступления. Правила поведения при публичном выступлении. Сочиняем новогоднее стихотворение. | ч. |
17 18 | Системы стихосложения и основные стихотворные размеры. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения. Пишем стихотворения о новогодних каникулах. | 2ч. |
19 | Час творчества. Пишем стихи о школе. | 1 ч. |
20 21 | Языковые средства художественной выразительности. Выразительные средства языка». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять выразительные средства языка. | 2 ч. |
22 | Час творчества. Пишем стихи о животных. | 1 ч. |
23 | Занятие «Звёздный час» (читаем свои произведения, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. |
24 | Что такое загадка и как её сочинить? Сочиняем загадки. | 1 ч. |
25 | «Мир мечты». Сочиняем фантастические стихотворения. | 1 ч. |
26 | Пишем стихи о родном городе и крае. | 1 ч. |
27 28 | Сказки в стихах. Чтение и анализ литературных произведений. Сочиняем сказку в стихах. | 2 ч. |
29 | Занятие «Звёздный час» (читаем свои поэтические сказки, слушаем друзей, даём оценку услышанному). | 1 ч. |
30 | «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сочиняем «нравоучительные» стихотворения. | 1 ч. |
31 | Обзор поэтического сборника «Юные поэты Миасса». | 1 ч. |
32 33 | Создаём собственный литературный альманах. | 2 ч. |
34 | «Литературная гостиная». Презентация литературного альманаха. | 1 ч. |
35 | Подведение итогов. Рекомендации и задания на лето. | 1 ч. |
Учебно-методическое обеспечение программы.
Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.
Берхин Н. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. - Вопросы психологии, 1972, №4.
Воспитание культуры чтения школьников. /Под ред. И.И. Долецкой. М., 1971.
Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1967.
Детское творчество. - Большая советская энциклопедия. М., 1972, т. 8.
Лейбсон В.И. Педагогические проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся. Виды творческих работ. - В кн.: Эстетическое воспитание школьников. М., 1975;
Литературные кружки. - Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.
Левин В.А. Воспитание творчеством. М., 1977.
Мотяшов И.П. Счастливый труд души. М., 1974.
Цейтлин А. Труд писателя. М, 1968.
Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
Коган И.И., Козловская Н.В., Митюшина И.В. и др. Искусство написания сочинений. Под ред. Н.В.Козловской. Изд. 2-е, исправл. и дополн. – Спб: САГА, 2002.
Материально-техническая база обеспечения
образовательного процесса
Экранно-звуковые пособия:
- видео- и аудиоматериалы по курсу «Литература. 5 класс»
- демонстрационные материалы по курсу «Литература. 5 класс»
2. Технические средства обучения:
- проектор
- компьютерная техника
3. ЦОР:
- Интернет – ресурсы по различным темам курса
- презентации, составленные учащимися и педагогом
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и
Мефодия. 5 класс»
4. Демонстрационный материал:
- «Портреты русских писателей XIX века»
- «Портреты русских писателей XX века»