СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Биология 10-11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Биология 10-11 класс»

Часов в неделю: 1. Всего часов: 70.

10 класс- 36 часов

11 класс- 34 часа

Рабочая программа 10 класс (ФГОС)

п/п

Тема, количество часов

Содержание

Основные виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

Биология как комплекс наук о живой природе

-4 часа


Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Ф.Я.:

Лишайники — симбиотические

организмы, их экологическая роль.

Растения. Клетки и ткани растений. Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в

природе и жизни человека. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Многообразие (типы, классы хордовых)

животных, их роль в природе и жизни человека, усложнение в процессе эволюции. Приспособления к различным средам

обитания.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы.

Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Оценивают вклад различных ученых-биологов в развитие науки биологии, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира.

Устанавливают связи биологии с другими науками.

Приводят примеры современных направлений в биологии и определяют их задачи и предметы изучения.

Готовят сообщения (доклады, рефераты, презентации) о вкладе выдающихся ученых в развитие биологии.

Работают с электронной формой учебника

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;


РУУД:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределении, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

  • воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

  • умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.




для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

  • способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;


для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

  • знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.


2

Структурные и функциональные основы жизни

- 24 часа


Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Ф.Я.:

Организм человека — целостная система. Клетки, ткани,

органы и системы органов.

Нервная система и органы чувств. Нервная регуляция

функций организма. Условные и безусловные рефлексы. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, равновесия.

Эндокринная система: строение и функции. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения функционирования эндокринной системы.

Опоно-двигательная система: строение и функции. Движения человека, управление движениями. Профилактика

травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах

опоно-двигательной системы.

Кровообращение. Внутренняя среда организма, значение

ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы.

Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Строение и работа сердца. Патологии системы кровообращения. Приемы оказания первой

помощи при кровотечениях. Нервная система и органы чувств. Нервная регуляция

функций организма. Условные и безусловные рефлексы. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, равновесия.

Эндокринная система: строение и функции. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения функционирования эндокринной системы.

Опоно-двигательная система: строение и функции. Движения человека, управление движениями. Профилактика

травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах

опоно-двигательной системы.

Кровообращение. Внутренняя среда организма, значение

ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы.

Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Строение и работа сердца. Патологии системы кровообращения. Приемы оказания первой

помощи при кровотечениях.

Дыхание. Строение органов дыхания, механизм газообмена. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Пищеварение. Пищеварительная система. Питание. Требования к полноценному питанию. Витамины. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Выделение. Строение и функции выделительной системы.

Обмен веществ и превращения энергии.

Покровы тела: строение и функции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Половая система. Оплодотворение, внутриутробное развитие, роды. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения.



Клеточная теория. Строение, функции и разнообразие

клеток. Эукариоты и прокариоты. Химический состав клетки.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Ген, генетический код.

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Соматические и половые клетки. Мейоз. Жизненные циклы у разных групп организмов. Индивидуальное развитие организмов.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы.

Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки.

Характеризуют содержание клеточной теории.

Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад уче ных — исследователей клетки в развитие биологической науки.

Приводят доказательства родства живых организмов с использованием положений клеточной теории.

Анализируют и сравнивают основные методы цитологии. Работают с иллюстрациями учебника.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы.

Приводят доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения.

Характеризуют особенности строения, свойства и роль неорганических и органических веществ, входящих в состав живых организмов.

Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями веществ на основе текстов и рисунков учебника.

Приводят примеры углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот и других органических веществ, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли.

Работают с иллюстрациями учебника.

Решают биологические задачи.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Характеризуют клетку как структурно-функциональную единицу живого.

Выделяют существенные признаки строения клетки, ее органоидов, ядра, мембраны, хромосом, доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов.

Сравнивают особенности строения доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов и делают выводы на основе сравнения.

Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций.

Работают с иллюстрациями учебника.

Пользуются цитологической терминологией.

Обосновывают меры профилактики бактериальных заболеваний.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы.

Выделяют фундаментальный процесс в биологических системах — реализацию информации в клетке.

Выделяют существенные признаки генетического кода.

Описывают и сравнивают процессы транскрипции и трансляции.

Объясняют роль воспроизведения и пере дачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Решают биологические задачи.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы.

Выделяют существенные признаки строения и жизненных циклов вирусов.

Характеризуют роль вирусов как возбудителей болезней и как переносчиков генетической информации.

Обосновывают меры профилактики вирусных заболеваний.

Находят информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронной формой учебника


Выпускник на базовом уровне научится:

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;




РУУД:

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

ПУУД:

-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи

КУУД:

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;


3

Организм -8 часов


Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика.



Ф.Я.:

Наследственность и изменчивость. Генетическая терминология и символика. Гены и признаки.


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Выделяют существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов.

Сравнивают одноклеточные, многоклеточные организмы и колонии одноклеточных организмов и делают выводы на основе сравнения.

Определяют основные процессы, характерные для живых организмов.

Сравнивают процессы регуляции в растительных и животных организмах.

Приводят примеры, подтверждающие, что гомеостаз является динамическим равновесием.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы.

Характеризуют фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и превращение энергии.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Сравнивают пластический и энергетический обмен и делают выводы на основе строения. Сравнивают организмы по типу питания и делают выводы на основе сравнения.

Раскрывают значение фотосинтеза.

Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза.

Раскрывают значение хемосинтеза.

Работают с иллюстрациями учебника.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Выделяют существенные признаки процесса деления клетки.

Характеризуют биологическое значение и основные фазы митоза, используя рисунки учебника. Выделяют существенные признаки процессов размножения и оплодотворения.

Описывают способы вегетативного размножения.

Приводят примеры организ мов, размножающихся бесполым и поло вым путем.

Характеризуют биологическое значение и основные фазы мейоза, используя рисунки учебника. Характеризуют стадии ­ образования половых клеток у животных, используя схему учебника. Объясняют биологическую сущность оплодотворения.

Характеризуют особенности двойного оплодотворения у растений. Определяют значение искусственного оплодотворения.

Сравнивают митоз и мейоз, яйцеклетки и сперматозоиды, сперматогенез и овогенез, половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности индивидуального развития человека. Оценивают влияние факторов внешней среды на развитие зародыша.

Объясняют отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов.

Анализируют и оценивают целевые и смысловые­ установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье.

Участвуют в дискуссии по изучаемой теме.

Решают биологические задачи.

Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Работают с электронной формой учебника

Выпускник на базовом уровне научится:

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);


РУУД:

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

ПУУД:

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

КУУД:

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;





Рабочая программа 11 класс (ФГОС)


1

Организм -7 часов


Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность

Ф.Я.:

Законы наследственности Г. Менделя. Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом.

Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость, ее виды. Мутации, мутагены. Меры профилактики наследственных заболеваний человека и защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Обосновывают меры профилактики вредных привычек. Сравнивают эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития, прямое и непрямое развитие и делают выводы на основе сравнения. Опираясь на знания, полученные при изучении предыдущих курсов биологии, повторяют жизненные циклы разных организмов.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы. Определяют основные задачи современной генетики. Характеризуют содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической науки, значение установленных ими закономерностей в формировании современной естественнонаучной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений. Приводят доказательства родства живых организмов на основе положений генетики. Пользуются генетической терминологией и символикой. Решают элементарные генетические задачи. Составляют элементарные схемы скрещивания. Выявляют источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Проводят элементарные биологические исследования и делают выводы на основе полученных результатов. Объясняют влияние мутагенов на организм человека, возникновение наследственных заболеваний, мутаций. Устанавливают взаимосвязь генотипа человека и его здоровья. Оценивают значение здорового образа жизни как наиболее эффективного метода профилактики наследственных заболеваний. Характеризуют роль медико-генетического консультирования для снижения вероятности возникновения наследственных заболеваний Обсуждают этические аспекты в области медицинской генетики.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы. Определяют главные задачи и направления современной селекции. Характеризуют вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки. Оценивают достижения и перспективы отечественной и мировой селекции. Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают доместикацию и се лекцию, массовый и индивидуальный отбор. Выделяют существенные признаки процесса искусственного отбора. Собирают и анализируют информацию о деятельности местных селекционных центров и станций, семенных хозяйств, сортоиспытательных участков и др. Оценивают достижения и перспективы развития современной биотехнологии.

Анализируют и оценивают этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии.

Участвуют в дискуссии по изучаемой теме.

Решают биологические задачи. Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио). Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Работают с электронной формой учебника

Выпускник на базовом уровне научится:

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;


РУУД:

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

ПУУД:

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

КУУД:

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;




2

Теория эволюции

-9 часов


Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Ф.Я.:

Теория эволюции Ч. Дарвина. Учение Ж.Б. Ламарка об

эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Синтетическая теория эволюции. Генетика популяций. Микроэволюция и макроэволюция. Пути и направления эволюции.


Оценивают вклад различных ученых в развитие биологической науки. Оценивают предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Характеризуют содержание эволюционной теории Ч. Дарвина. Сравнивают определенную и неопределенную изменчивость, искусственный и естественный отбор, формы борьбы за существование и делают выводы на основе сравнения.

Определяют понятия, формируемые входе изучения темы. Объясняют вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира. Определяют критерии вида. Описывают особей вида по морфологическому критерию. Характеризуют популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции. Характеризуют основные факторы эволюции. Сравнивают пространственную и биологическую изоляцию, формы естественного отбора и делают выводы на основе сравнения. Характеризуют основные адаптации организмов к условиям обитания. Сравнивают основные способы и пути видообразования, биологический прогресс и регресс и делают выводы на основе сравнения. Объясняют причины эволюции, изменяемости видов. Приводят доказательства родства живых организмов на основе положений эволюционного учения. Доказывают, что сохранение многообразия видов является основой устойчивого развития биосферы.

Приводят основные доказательства эволюции органического мира.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Решают биологические задачи. Работают с иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Анализируют и оценивают различные гипотезы происхождения жизни. Участвуют в дискуссии по обсуждению гипотез происхождения жизни и аргументируют свою точку зрения.


Выпускник на базовом уровне научится:

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;


РУУД:

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

ПУУД:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

КУУД:

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;






3

Развитие жизни на Земле

-6 часов


Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Ф.Я.:

Признаки живых организмов. Гипотезы происхождения

жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас, их единство.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Характеризуют основные этапы биологи ческой эволюции на Земле.

Анализируют и оценивают различные гипотезы происхождения жизни. Характеризуют основные этапы биологи ческой эволюции на Земле. Участвуют в дискуссии по обсуждению гипотез происхождения жизни и аргументируют свою точку зрения.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Анализируют и оценивают различные гипотезы происхождения человека. Определяют положение человека в системе животного мира. Аргументированно доказывают принадлежность человека к определенной­ систематической группе. Выявляют признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Характеризуют основные этапы антропогенеза. Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека. Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство происхождения рас. Характеризуют основные факторы антропогенеза. Приводят аргументированную критику антинаучной сущности расизма. Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио). Работают с иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.


Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы.

Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронной формой учебника

Выпускник на базовом уровне научится:

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;


РУУД:

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

ПУУД:

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.






4

Организмы и окружающая среда

-12 часов


Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

Ф.Я.:

Экологические факторы. Экологическая ниша. Экосистемы. Устойчивость и динамика экосистем. Круговорот веществ

и превращения энергии в экосистемах. Правила экологической пирамиды. Последствия влияния деятельности человека

на экосистемы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы. Определяют основные задачи современной экологии. Различают основные группы экологических факторов (абиотических, биотических, антропогенных). Объясняют закономерности влияния экологических факторов на организмы. Характеризуют основные­ абиотические факторы(температуру, влажность, свет). Приводят примеры приспособлений организмов к действию экологических факторов. Описывают основные биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы. Определяют структуру экосистемы (пространственную, видовую, экологическую). Дают характеристику продуцентов, консументов, редуцентов. Выделяют существенные признаки экосистем, процес са круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объясняют причины устойчивости и сме ны экосистем. Доказывают, что сохране ние биоразнообразия является основой устойчивости экосистем.Характеризуют влияние человека на эко­ системы. Сравнивают искусственные и природные экосистемы. Делают выводы на основе сравнения. Составляют элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи и сети).

Оценивают роль экологических факторов в жизнедеятельности организмов. Приводят доказательства взаимосвязей организмов и окружающей среды.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы. Характеризуют и сравнивают основные типы вещества биосферы. Характеризуют содержание учения В. И. Вернадского о биосфере, его вклад в развитие биологической науки. Определяют свойства биосферы как глобальной экосистемы. Приводят доказательства единства живой и неживой природы, используя знания о круговороте веществ в биосфере. Характеризуют роль живых организмов в биосфере. Выделяют существенные признаки процесса круговорота веществ и превращений энергии в биосфере. Принимают участие в дискуссии по теме «Вечна ли биосфера?», аргументированно высказывают собственное мнение.

Определяют понятия, формируемые в хо де изучения темы. Анализируют и оценивают современные глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, полу чаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде. Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах. Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению экологических проблем. Представляют результаты своего исследования (проекта). Характеризуют концепцию устойчивого развития. Обосновывают правила поведения в природной среде. Раскрывают проблемы рационального природользования, охраны природы: защиты от загрязнений, сохранения естественных биогеоценозов и памятников природы, обеспечения природными ресурсами на­ селения планеты. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Решают биологические задачи. Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают­ ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Работают с иллюстрациями учебника. Работают с электронной формой учебника

Выпускник на базовом уровне научится:

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.




РУУД:

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

ПУУД:

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

КУУД:

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!