© 2020, Соковикова Маргарита Васильевна 142 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ГБОУ «Республиканский центр образования»_______ Протокол № ___ от «___»__________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Г.Д.Дугаржапова «___» _____________2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ«Республиканский центр образования» ______С.П.Новокрещенных «___»_____________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Биология
Класс: 6
Учебный год: 2019-2020
Тип программы: основная общеобразовательная
Количество часов: 34
Разработчик программы: Соковикова Рита Васильевна
г. Улан-Удэ
2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биология» в 6 классе разработана для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых практически не имеются отклонения в развитии, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, а также с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы, имеющих сохранный интеллект.
Данная рабочая программа для детей- инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому дистанционно, разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (от 06.05.2014 № 508-V);
- Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 10.10.2010 № 1897»;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 с изменениями от 05.07.2017 № 629);
- Письма Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» N06-1254 от 30.09.2009 г.;
- Письма Министерства образования и науки РФ No07-832 от 10 декабря 2012 г. «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ «РЦО» на 2018-2019 годы (5 – 8 кл)
- Устава Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования»;
- Учебного плана Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования»;
- Положения о рабочей учебной программе Государственного бюджетного образовательного учреждение «Республиканский центр образования».
При разработке рабочей программы использована авторская программа основного общего образования по биологии 5-8 классах В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических пособий предметной линии «Сфера жизни», созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.
Рабочая программа разработана для учащихся 6-х классов, которые имеют сохранный интеллект, но имеющие различные заболевания.
Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья 6-х классов обусловлены закономерностями отклонения в развития: трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми, нарушениями развития личности; меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации; меньшим объемом информации, запечатляемым и сохраняющимся в памяти; недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом;повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью.
С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ 6-х классов в реализации данной программы предусмотрены специальные образовательные условия:
1. формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
замедленный темп преподнесения новых знаний;
меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что объем запоминаемой информации у них меньше;
используются наиболее эффективные методы обучения (усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);
занятия организуются таким образом, чтобы избегать утомления детей (чередование видов деятельности на уроке);
максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала;
ситуация обучения строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка, что означает оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т.д;
гибкий график расписания уроков;
создание творческого продукта с помощью компьютера, привитие необходимых умений работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет. Процесс обучения с использованием Интернета направлен на развитие у учащихся навыка самостоятельной активной учебной деятельности.
Внеурочная деятельность по предмету будет осуществляться в течение учебного года через предметные недели, экскурсии, дни здоровья, природоохранные акции, в подготовке к олимпиадам, конкурсам.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим, для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
- ормирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Ценностные ориентиры учебного предмета для учащихся 6 класса:
- понимание роли биологии в системе естественных наук.
- сознание важности биологических знаний в жизни человека.
- воспитание бережного отношения к природе.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Изменения, внесенные в авторскую программу по предмету и обоснование их целесообразности.
Авторская программа к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Живой организм». 6 класс. УМК «Сфера жизни» Авт.-сост. Е.А.Сарычева. М. Дрофа 2013. (ФГОС), взята без изменений.
Количество учебных часов.
Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.
По программе запланировано лабораторных работ - 4, практических работ – 3, экскурсий – 1, обобщающих уроков – 3, проверочных работ – 5.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№1 «Изучение состава семян»
Лабораторная работа№2 «Строение растительной клетки»
Лабораторная работа№3 «Строение животной клетки»
Лабораторная работа №4 «Ткани живых организмов»
Практические работы:
Практическая работа №1 «Распознавание органов у растений и животных»
Практическая работа №2 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Практическая работа №3 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Экскурсия: «Весенние явления в жизни растений и животных»
Обобщающие уроки:
1. Что мы узнали о строении живых организмах.
2. Что мы узнали о жизнедеятельности организмов
3. Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды.
Технологии обучения:
Технологии объяснительно-иллюстрированного обучения — группа средств комплексной визуализации материала, использование которых позволяет обеспечить высокий уровень усвоения данных за счет их классификации. К технологиям данного типа относится средства ИКТ (презентации, дидактические видеофильмы, учебные видеоролики, справочные интернет-ресурсы), кейс-технология.
Технологии личностно-ориентированного обучения — методы педагогического воздействия, основанные на раскрытии программного материала через призму личностного опыта, повышения ценности изучаемого содержания по теме в восприятии учащихся. Личностно-ориентированное обучение реализуется в ходе применения игровых технологий, метода проектов, проблемного обучения, изучения материала в тесном групповом сотрудничестве.
Технологии развивающего обучения — комплекс образовательных методик, способствующих широкому охвату учебных проблем с последующей рефлексией (технологии критического мышления и проектной деятельности, методика ментальной карты).
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и практические работы) и устный опрос, включает 5 контрольных работ.
Контрольная работа 1 Входная
Контрольная работа 2 на тему: «Строение живых организмов»
Контрольная работа 3 на тему: «Размножение организмов»
Контрольная работа 4 на тему: «Жизнедеятельность организмов»
Контрольная работа 5 Промежуточная на тему: «Живой организм»
10 % учебного времени, 4 урока отведено на НРК .
1. Условия прорастания семян в Растения Бурятия
2. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов на примере Республики Бурятия
3. Природные сообщества на примере таежно – степной зоны Республики Бурятия
4. Взаимоотношения организмов и среды на примере Республики Бурятии.
Содержание учебного предмета
Биология. Живой организм (34 часа, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение живых организмов 15ч.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и жизнедеятельность клетки. Животная клетка. Растительная клетка. Деление клетки. Ткани организмов.
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Раздел 2. Жизнедеятельность цветковых растений 14ч.
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Раздел 3. Организм и среда 4ч.
Среда обитания растений и животных. Экологические факторы. Природные сообщества.
Заключение 1ч.
Учебно–тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы (для уроков физики, химии, биологии) | Контрольные работы |
1 | Строение живых организмов. | 15 | 5 | 2 |
2 | Жизнедеятельность организмов | 14 | 2 | 2 |
3 | Организм и среда | 4 | | 1 |
4 | Заключение | 1 | | |
| ИТОГО | 34 | 7 | 5 |
Планируемые результаты
Личностные результаты обучения
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- составлять план выполнения учебной задачи.
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Познавательные УУД:
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты
Ученик научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Система оценки планируемых результатов
Критерии нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Общедидактические:
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Отметка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Отметка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Отметка за практические работы выставляется всем учащимся. Лабораторные работы оцениваются выборочно (не все учащиеся получают оценки).
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётами являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения
|
Тема урока | ||
план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
|
|
| Раздел 1. Строение живых организмов. (11часов) | |
1 | 3- 6 сент |
| Введение. Строение живых организмов Контрольная работа №1 Входная | |
2 | 9– 13 сент |
| Химический состав клетки. Лабораторная работа №1 | |
3 | 16– 20 сен |
| Строение растительной и животной клеток. Л.р.№2. | |
4 | 23-27 сент |
| Деление клетки. | |
5 | 30-4 октя |
| Ткани растений. | |
6 | 7--11 окт |
| Ткани животных | |
7 | 14-18 окт |
| Органы цветковых растений. | |
8 | 21-25 окт |
| Проверочная работа «Строение живых организмов» | |
9 | 5-8 ноя |
| Органы и системы органов животного . | |
10 | 11-15 нояб |
| Организм как единое целое | |
11 | 18-22 нояб |
| Что мы узнали о строении живых организмах. | |
|
|
| Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18 часов.) | |
12 | 25-29 нояб |
| Питание и пищеварение. | |
13 | 2-6 дек |
| Дыхание. | |
14 | 9– 13 дек |
| Транспорт веществ в организме. Л.Р.№3 | |
15 | 16-20 дек |
| Выделение. Обмен веществ и энергии. | |
16 | 23 -27 дек |
| Контрольная работа №2 «Жизнедеятельность организмов» | |
17 | 13 -17 янв |
| Скелет –опора организма | |
18 | 20 -24 янв |
| Движение. Простейшие, дождевой червь. | |
19 | 27-31 янв |
| Движение. Рыбы, птицы. | |
20 | 3 -7 февр |
| Координация и регуляция на примере гидры и дождевого червя. | |
21 | 10– 14 февр |
| Координация и регуляция на примере позвоночных | |
22 | 17-21 февр |
| Бесполое размножение. Деление. Почкование. | |
23 | 24 - 28 февр |
| Бесполое размножение. Спорообразование. Вегетативное размножение. | |
24 | 2 -6 марта |
| Половое размножение животных. Партеногенез. | |
25 | 9 -13марта |
| Половое размножение растений. Опыление . Оплодотворение. | |
26 | 16-20 март |
| Проверочная работа «Размножение организмов» | |
27 | 30 марта -03 апр |
| Рост и развитие растений. Цветковые. | |
28 | 6-10 апр |
| Рост и развитие животных. Дробление, прямое и не прямое развитие. | |
29 | 13– 17 апр |
| Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | |
|
|
| Раздел 3. Организм и среда (4 часа) | |
30 | 20 -24 апр |
| Среда обитания. | |
31 | 27 апреля -01 мая |
| Экологические факторы | |
32 | 4-8 мая |
| Природное сообщество. | |
33 | 11 -15 мая |
| Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных» НРК | |
34 | 18 -22 мая |
| Заключение. Контрольная работа №3 Промежуточная «Живой организм» |
Материально-технического обеспечение
Литература для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам Биология 5-9 классы (стандарты второго поколения) под руководством вице-президента РАО А.А.Кузнецова, академика РАО М.В.Рыжакова, члена-кореспондента РАО А.М.Кондакова. М.: «Просвещение» 2011г.
2. Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа,2012; (ФГОС).
3. Рабочая программа к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Живой организм». 6 класс. УМК «Сфера жизни» Авт.-сост. Е.А.Сарычева. М. Дрофа 2013.
1. ФГОС. В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Живой организм» 6 класс. М.: Дрофа,2013
3. ФГОС. Биология. Живой организм. 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова. авт.-сост. И.В.Константинова. Волгоград: «Учитель», 2013
4. ФГОС. Г.А.Воронина Тесты по биологии. к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Живой организм». 6 класс. М.: «Экзамен»,2013
Литература для учащихся
1. Н.И.Сонин, А.А.Плешаков «Биология. Живой организм». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс) с электронным приложением.— М.: Дрофа,2012
2. Рабочая тетрадь «Биология. Живой организм». 6 класс
3. Открытая биология (полный интерактивный курс биологии)
4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия
5. Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Э.Л.Введенского «Биология. Живой организм». 6 класс. Линия «Ракурс» М. Электронные издания: ООО «Русское слово-учебник »; ООО «ЦАЙТ» программная оболочка, дизайн. 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;
http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;
http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);
http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;
http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;
http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации.
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по биологии (6 класс)
КОДИФИКАТОРЫ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
№ задания | Код | Контролируемые элементы содержания (КЭС) | Требования к уровню подготовки |
Часть 1 | |||
I. Изучение природы | |||
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ | |||
А1 | 1.1 | Науки о природе | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Знать естественные науки, методы изучения природы |
А2 | 1.2 | Методы изучения природы | Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов |
А3 | 1.3 | Великие естествоиспытатели | Знать великих естествоиспытателей |
II. Жизнь на Земле | |||
А4 А5 | 2.1 | Как развивалась жизнь на Земли | Знать как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений); |
А6 А7 | 2.2 | Живые клетки | Знать строение живой клетки |
А8 А9 А10
| 2.3 | Разнообразие живого | Знать царства живой природы; беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры); многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; |
А11 | 2.4 | Природные зоны Земли | Уметь сравнивать природные объекты. Знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли |
А12 | 2.5 | Жизнь на разных материках | Уметь сравнивать природные объекты; Знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли |
А-13 | 2.6 | Жизнь в морях и океанах | Знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли природные сообщества морей и океанов, |
III. Человек на Земле | |||
А-14 | 3.1 | История появления человека на Земле | Знать как человек появился на Земле. |
|
| Часть В |
|
В -1 | 3.2 | Экологические проблемы | Знать изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы |
В -2 | 3.3 | Как человек открыл Землю | Знать как люди открывали новые земли; Уметь сравнивать, анализировать |
В -3 | 3.4 | Природные зоны Земли | Уметь систематизировать географические объекты |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится в начале учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 6-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы на начало учебного года.
Контрольная работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по биологии, используемые в течение учебного года в 5 классе.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Рабочей программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип.-М.; Дрофа, 2014г.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура контрольной работы
В работу по биологии включены задания двух частей:
Часть А: 14 заданий - задания базового уровня. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный.
Часть В: 3 задания - задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания на установление соответствия.
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
5. Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть А (с 1 по 14) За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Часть В. (В1-В3) За правильное выполнение задания – 6 баллов. За каждую допущенную ошибку минус 1 балл.
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Менее 12 баллов | От 12 до 15 баллов | От 16 до 18 баллов | От 19 до 20 балла |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по биологии (6 класс)
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи букву, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным.
На выполнение работы отводится 40 минут.
Желаем успеха!
ЗАДАНИЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
А1 Наука, изучающая живую природу называется:
А)экология б)биология
В)география г)астрономия
А2 Какой метод изучения природы предполагает использование измерительных приборов:
А)эксперимент б) измерение
В) наблюдение г) описание
А3. Ученый, создавший систему классификаций растений и животных:
А) К. Линней б) Чарльз Дарвин
В) В. Вернадский г) Р. Броун
А 4. Динозавры – это древние:
А) млекопитающие В) земноводные
Б) птицы Г) пресмыкающиеся
А 5 Какие организмы появились первыми и где?
А) одноклеточные на суше Б) многоклеточные в воде;
В) одноклеточные в воде. Г) одноклеточные и в воде, и на суше
А 6. . Полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки:
А) оболочка; В) хлоропласты;
Б) цитоплазма; Г) ядро.
А 7. Какой органоид, отвечает за образование питательных веществ:
А)митохондрии Б)ядро
В) хлоропласты
А 8. К одноклеточным организмам относятся:
А) только бактерии; В) бактерии и простейшие.
Б) только простейшие; Г) водоросли и простейшие;
А 9. Какие животные не имеют позвоночника?
А) млекопитающие Д) земноводные
Б) черви Е) пресмыкающиеся
А 10. У каких животных позвоночник есть?
А)иглокожие в ) земноводные
Б) черви г) паукообразные
А 11. Самое богатое видами природное сообщество:
А) тундра; В) тропический лес.
Б) смешанные леса; г) тайга
А 12. Какие животные обитают в Австралии?
А) кенгуру Б) баобаб
В) жираф Г) утконос
А 13. . Назови организмы, составляющие донное сообщество
А)кит б) актинии
В) дельфин г) акула
А-14. Предком современного человека является:
А)неандерталец б)кроманьонец
В) человек разумный г)австралопитеки
Часть 2
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В-1 Чтобы остановить опустынивание, нужно:
А) прекратить распашку
Б)сажать леса, сеять травы
В)обеспечить чистоту воздуха
Г) запрет на уничтожение растений
Д)навести порядок в животноводстве
Е) собирать песок
Ответ
|
|
|
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В-2 Установите соответствие между исследователями и их открытиями .
Исследователи открытия
А)Фернан Магеллан 1) первое русское кругосветное
путешествие
Б) Васко да Гама 2) исследователь Азии
В) Николай Прежевальский 3) открыл пролив между Азией и
Америкой
Г) Афанасий Никитин 4) автор книги «Хождение за три
моря»
Д) Иван Крузенштерн 5) первый проложил путь в Индию
Е) Витус Беринг 6) первое кругосветное путешествие
Ответ
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
В3 Установи порядок расположения природных зон
А) Тайга
Б) смешенные и широколиственные леса
В) влажные экваториальные леса
Г) лесостепи и степи
Д) Арктические пустыни
Ответ
|
|
|
|
|
ОТВЕТЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по биологии (6 класс)
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 | |||||||
б | б | а | в | г | б | в | в | б | в | в | а | б | б | |||||||
В1 | В2 | В3 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
а,б,г | 1-6,2-5,3-2,4-4,5-1,6-3 | д ,а, б, г, в
|
|
|
|
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
по теме «Строение живых организмов» 6 класс
КОДИФИКАТОРЫ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
№ задания | Тип задания | Код | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | Требования к уровню подготовки |
Часть А | ||||
1. Изучение природы | ||||
А3 В3 | ВО Д | 1.1 | Химический состав клетки | Знать вещества, входящие в состав клетки |
А1 А2 А4 В1 | ВО ВО ВО МВ | 1.2 | Строение растительной и животной клеток | Знать строение клетки. Находить и показывать части клетки. |
В2 | УП | 1.3 | Деление клеток | Знать отличительные признаки митоза и мейоза. Уметь находить и показывать на схеме фазы митоза и мейоза. |
А6 | ВО | 1.4 | Ткани растений и животных | Знать ткани растений и животных. Уметь находить отличительные признаки. |
А5 А8 | ВО ВО | 1.5 | Органы цветковых растений | Знать строение и функции органов растения. Уметь находить на цветок, лист, стебель, корень. |
А7 | ВО | 1.6 | Органы и системы органов животных | Знать органы и системы органов животных. Уметь обосновать их функции. |
| 2. Жизнедеятельность организмов | |||
А4 А5 | ВО ВО | 2.1 | Питание и пищеварение | Знать органы пищеварения животных. Знать процесс питания растений. |
А6 А7 | ВО ВО | 2.2 | Дыхание | Знать строение и функции органов дыхания. |
А8 А9 А10
| ВО ВО ВО | 2.3 | Транспорт веществ в организме | Знать значение транспорта веществ, органы, участвующие в транспорте веществ. |
А11 | ВО | 2.4 | Выделение | Знать органы выделения у растений и животных. |
С1 | СО | 2.5 | Движение . Скелет. | Знать значение движения для живых организмов. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится в конце 1 четверти с целью определения уровня подготовки обучающихся 6-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы на конец 1 четверти.
Контрольная работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по биологии, используемые в течение 1 четверти в 6 классе.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Рабочей программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип.-М.; Дрофа, 2014г.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура контрольной работы
В работу по биологии включены задания двух частей:
Часть А: 14 заданий - задания базового уровня. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный.
Часть В: 3 задания - задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания на установление соответствия.
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
5. Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть А (с 1 по 8) За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Часть В. (В1-В3) За правильное выполнение задания – 6 баллов. За каждую допущенную ошибку минус 1 балл.
Часть С. (С1) За правильное выполнение – 3 балла. За каждую допущенную ошибку минус 1 балл.
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Менее 8 баллов
|
От 8 до 12 баллов
|
От 13 до 15 баллов | От 16 до 17 баллов |
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
по теме «Строение живых организмов» 6 класс
Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи букву, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным.
На выполнение работы отводится 40 минут.
Желаем успеха!
Часть А.
А1. Клеточное строение имеют:
а) растения;
б) все живые организмы;
в) животные.
А 2. Раздражимость характерна:
а) только для растений;
б) только для животных;
в) для всех живых организмов.
А 3. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
а) кислород, углерод, азот, водород;
б) азот, водород, кислород, сера;
в) углерод, фосфор, водород, кислород.
А 4. Образование белков происходит в:
а) митохондриях;
б) рибосомах;
в) лизосомах;
г) клеточном центре.
А 5. Хлоропласты находятся:
а) во всех клетках живых организмов;
б) во всех клетках растений;
в) только в зеленых клетках растений;
г) только в клетках грибов.
А 6. Эпителиальная ткань состоит из:
а) свободно расположенных клеток;
б) из клеток, плотно прилегающих друг к другу;
в) из клеток, соединенных между собой плотным межклеточным веществом.
А 7. В организме человека больше всего:
а) жиров;
б) углеводов;
в) белков;
г) воды.
А 8. Черешок — это часть:
а) стебля;
б) листа;
в) побега;
г) почки.
Часть В.
В1. Выпишите несколько правильных признаков, которые характерны только для животных клеток:
клеточный центр
клеточная стенка
вакуоли с клеточным соком
фагоцитоз
пластиды
центриоли
В2. Установите последовательность процессов мейоза:
1- гомологичные хромосомы выстраиваются по экватору клетки
2- образуются дочерние клетки с уменьшением хромосом в 2 раза
3- гомологичные хромосомы обмениваются участками
4- следует второе деление
5- пары гомологичных хромосом расходятся к полюсам клетки
В3. Закончите предложения.
1. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям называются………….. .
2. В состав живых организмов входят органические вещества: белки, жиры, углеводы и …………… .
Часть С. Ответьте на вопросы.
С1.Способны ли растения к движению? Приведите примеры.
Ответы контрольной работы по теме «Строение живых организмов» 6 класс
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
б | в | в | б | в | б | г | б |
В1 1,4,6 | В2 3,5,4,1,2 | В3 Ткань Нуклеиновые кислоты | |||||
С1. Движение растений проявляется в движении листьев и цветков за солнцем, изгибах стебля.
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 по теме «Жизнедеятельность организмов»
КОДИФИКАТОРЫ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
№ задания | Тип задания | Код | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | Требования к уровню подготовки |
Часть А | ||||
1. Изучение природы | ||||
А1
| ВО Д | 1.1 | Химический состав клетки | Знать вещества, входящие в состав клетки |
А6 А7 А8 В3 | УП | 1.3 | Деление клеток | Знать отличительные признаки митоза и мейоза. Уметь находить и показывать на схеме фазы митоза и мейоза. |
А2 А5 | ВО ВО | 1.5 | Органы цветковых растений | Знать строение и функции органов растения. Уметь находить на цветок, лист, стебель, корень. |
В2 | ВО | 1.6 | Органы и системы органов животных | Знать органы и системы органов животных. Уметь обосновать их функции. |
| 2. Жизнедеятельность организмов | |||
А3
| ВО ВО | 2.1 | Питание и пищеварение | Знать органы пищеварения животных. Знать процесс питания растений. |
А4
| ВО ВО ВО | 2.3 | Транспорт веществ в организме | Знать значение транспорта веществ, органы, участвующие в транспорте веществ. |
В1 | ВО | 2.4 | Выделение | Знать органы выделения у растений и животных. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится в конце 2 четверти с целью определения уровня подготовки обучающихся 6-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы на конец 2 четверти.
Контрольная работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по биологии, используемые в течение 2 четверти в 6 классе.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Рабочей программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип.-М.; Дрофа, 2014г.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура контрольной работы
Часть А содержит 8 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего – 8 баллов.
Часть В содержит 3 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности. Максимальное количество баллов- 6 (2 балла при отсутствии ошибок, 1 балл – 1 ошибка, 0 баллов – 2 и более ошибок).
В2- умение проводить множественный выбор;
В2 - умение устанавливать соответствие;
В3 – умение устанавливать последовательность биологических событий.
Максимальное количество баллов – 14
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
5. Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть А (с 1 по 8) За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Часть В. (В1-В3) За правильное выполнение задания – 6 баллов. За каждую допущенную ошибку минус 1 балл.
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Менее 8 баллов
|
От 8 до 11 баллов
|
От 10 до 12 баллов | От 13 до 14 баллов |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 по теме «Жизнедеятельность организмов»
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным.
На выполнение работы отводится 40 минут.
Желаем успеха!
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1. Семена подсолнечника и льна в больших количествах содержат
вода 2) белки 3)жиры 4)углеводы
А2. Удобрение, способствующее росту корней и других подземных органов,
1) навоз 2) калийное 3) зола
A3. При хранении в тёплом помещении картофель быстро сморщивается, так как в нём
происходит фотосинтез
накапливается органическое вещество
образуется ядовитое вещество соланин
интенсивно осуществляется процесс дыхания
А4. Передвижение органических веществ по стеблю растения осуществляется по
клеткам пробки 3) сосудам древесины
клеткам камбия 4) ситовидным трубкам
А5. Из перечисленных растений нельзя назвать холодостойкими
1) лен 2) горох 3) рожь 4) дыню
А6. При двойном оплодотворении из центральной клетки в результате слияния со спермием возникает
зигота 2)зародыш 3)эндосперм 4) семязачаток
А7. Семязачатки у сосны обыкновенной расположены на
1) листьях 2)стеблях 3)чешуях мужских шишек 4)чешуях женских шишек
А8. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, потому что
оно происходит два раза подряд
в нём участвуют два органа размножения
в результате него образуются два зародыша
происходит слияние спермиев с яйцеклеткой и центральной клеткой
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Фотосинтез в листе происходит в клетках
1)устьичных 4)проводящей ткани
2)губчатых тканей 5)механической ткани
3)столбчатой ткани 6)образовательной ткани
В2. При листопаде происходит
1)удобрение почвы 4)удаление продуктов обмена
2)усиление фотосинтеза 5)уменьшение испарения воды
3)вегетативное размножение 6)предохранение корней от вымерзания
В3. Укажите последовательность процессов, происходящих в ходе прорастания семян
А) появляется зародышевый стебелек, выносящий семядоли и почечку на поверхность почвы
Б) семена набухают за счет поступления воды
В) появляется корешок, который быстро растет и ускоряется
Г) лопается семенная кожура
ОТВЕТЫ Контрольной работы №3 по теме «Жизнедеятельность организмов»
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | ||
3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | ||
В1 | В2 | В3 | |||||||
1,3,6 | 2,5 | БГВА |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 Тема Природные сообщества
КОДИФИКАТОРЫ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
№ задания | Тип задания | Код | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | Требования к уровню подготовки |
3. Организм и среда | ||||
А4 А5 В3 | ВО ВО НС | 3.1 | Среда обитания | Знать среды жизни растений и животных |
В1 | МВ | 3.2 | Экологическме факторы | Знать фокторы живой и неживой природы |
А1 А2 А3 В2 | ВО ВО ВО МВ | 3.3 | Природные сообщества | Знать строение природных сообществ |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится в конце 3 четверти с целью определения уровня подготовки обучающихся 6-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы на конец 3 четверти.
Контрольная работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по биологии, используемые в течение 3 четверти в 6 классе.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– Рабочей программы по биологии. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд., стереотип.-М.; Дрофа, 2014г.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура контрольной работы
Часть А содержит 5 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего – 5 баллов.
Часть В содержит 3 задания с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности. Максимальное количество баллов- 6.
В2- умение проводить множественный выбор;
В2 - умение устанавливать соответствие;
В3 – умение устанавливать последовательность биологических событий.
Максимальное количество баллов – 11
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 20 минут.
5. Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть А (с 1 по 5) За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Часть В. (В1-В3) За правильное выполнение задания – 6 баллов. За каждую допущенную ошибку минус 1 балл.
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Менее 6 баллов
|
От 6 до7 баллов
|
От 8 до 9 баллов | От 10 до 11 баллов |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4
Тема Природные сообщества
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным.
На выполнение работы отводится 20 минут.
Желаем успеха!
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1. Совокупность всех видов живых организмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется
1) биоценозом 2)группировкой организмов 3)фитоценозом 4)зооценозом
А2. Совокупность растений, произрастающих на одной территории и способных существовать совместно, называется
природным сообществом
растительным сообществом
биоценозом
группировкой растений
A3. Территория, на которой охраняются определённые виды растений и животных, называется
заповедником
ботаническим садом
заказником
национальным парком
А4. Территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность, называется
заповедником
ботаническим садом
заказником
национальным парком
А5. Совокупность растительных сообществ, существующих на определенной территории, называется
биоценозом
группировкой растений
фитоценоз
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. Смена растительных сообществ может происходить в результате
1)изменения климата
2)сезонных изменений
3)хозяйственной деятельности человека
4)жизнедеятельности самих растений
5)солнечной радиации
6)магнитной бури
В2. Наиболее устойчивыми к загрязнению окружающей среды является
1) ель 4) пихта
2) тополь 5) лишайники
3) береза 6) лиственница
В3. Установите, какие растения характерны для определенного типа растительного сообщества
Растения Растительное сообщество
А) кислица 1) еловый лес
Б) медуница лекарственная 2) сосновый лес
В) ветреница дубравная 3) лиственный лес
Г) грушанка круглолистная
Д) плавун булавовидный
Е) майник двулистный
Ж) седмичник
З) костянка
И) ландыш
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОТВЕТЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 |
1 | 2 | 3 | 1 | 3 |
В1 | В2 | В3 | ||
135 | 145 | А3 Б1 В3 Г3 Д2 Е3 Ж1 З3 И1
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5
Промежуточная аттестация по биологии за курс 6 класса
КОДИФИКАТОРЫ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
№ задания | Тип задания | Код | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе | Требования к уровню подготовки |
Часть А | ||||
1. Изучение природы | ||||
А1 | ВО
| 1.1 | Химический состав клетки | Знать вещества, входящие в состав клетки |
А2 А4 | ВО ВО
| 1.2 | Строение растительной и животной клеток | Знать строение клетки. Находить и показывать части клетки. |
А3 А5 | ВО ВО | 1.3 | Деление клеток | Знать отличительные признаки митоза и мейоза. Уметь находить и показывать на схеме фазы митоза и мейоза. |
В17 В18 | ВО МВ | 1.4 | Ткани растений и животных | Знать ткани растений и животных. Уметь находить отличительные признаки. |
А6 А7
| ВО ВО | 1.5 | Органы цветковых растений | Знать строение и функции органов растения. Уметь находить на цветок, лист, стебель, корень. |
В21 | НС | 1.6 | Органы и системы органов животных | Знать органы и системы органов животных. Уметь обосновать их функции. |
| 2. Жизнедеятельность организмов | |||
А8
| ВО
| 2.1 | Питание и пищеварение | Знать органы пищеварения животных. Знать процесс питания растений. |
А9 В16
| ВО МВ | 2.2 | Дыхание | Знать строение и функции органов дыхания. |
А11 А13 | ВО ВО | 2.3 | Транспорт веществ в организме | Знать значение транспорта веществ, органы, участвующие в транспорте веществ. |
А10 | ВО | 2.4 | Выделение | Знать органы выделения у растений и животных. |
А12 А14 А15 В20
| ВО ВО ВО МВ | 2.5 | Движение . Скелет. | Знать значение движения для живых организмов. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится в конце 4 четверти с целью определения уровня подготовки обучающихся 6-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы на конец учебного года.
Контрольная работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по биологии, используемые в течение учебного года в 6 классе.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура контрольной работы
Часть 1 содержит 15 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего – 15 баллов.
Часть 2 содержит 6 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности. Максимальное количество баллов- 12.
В1- умение проводить множественный выбор;
В2 - умение устанавливать соответствие;
В3 – умение устанавливать последовательность биологических событий.
Максимальное количество баллов – 27
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
5. Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Часть А (с 1 по 15) За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Часть В. (В1-В6) За правильное выполнение задания – 12 баллов. За каждую допущенную ошибку минус 1 балл.
Критерии оценивания:
Оценка «2» | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Менее 14 баллов
|
От 14 до17 баллов
|
От 18 до 23 баллов | От 34 до 27 баллов |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5
Промежуточная аттестация по биологии за курс 6 класса
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным.
На выполнение работы отводится 20 минут.
Желаем успеха!
Часть 1.
1. К неорганическим веществам клетки относятся
а) вода, жир, железо б) глюкоза, жир, белок
в) вода, минеральные соли г) глюкоза, вода, белок
2. Ядра не имеют клетки:
а) растений б) животных в) грибов г) бактерий
3. В делении клеток принимает участие
а) клеточный центр б) рибосомы в) хлоропласты г) вакуоли
4. Накопление энергии происходит в:
а) лизосомах б) митохондриях в) гладкой ЭПС г) ядре
5. В результате митоза образуется (ются)
а) 2 клетки б) 1 клетка в) 3 клетки г) 4 клетки
6. Как называется вегетативный орган растения, который участвует в процессах фотосинтеза, испарения, газообмена?
а) корень б) стебель в) лист г) цветок
7. Роль стебля в жизни растений состоит в:
а) поглощение воды и минеральных солей из
б) образовании органических веществ
в) укреплении растения в почве
г) передвижении воды, минеральных и органических веществ.
8. Питание – это процесс
а) получения организмом веществ и энергии
б) выделение кислорода
в) выделение кислорода и поглощения углекислого газа
г) образования углекислого газа
9. При дыхании выделяется
а) кислород б) азот в) углекислый газ г) озон
10. У дождевого червя выделение осуществляется через
а) сократительные вакуоли б) нефридии в) устьица г) почки
11. К теплокровным животным относятся
а) рыбы б) земноводные в) рептилии г) млекопитающие
12. Внутренний скелет имеет
а) кролик б) рак в) амёба г) жук
13. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы животных?
а) вены б) капилляры в) к артерии г) клапаны
14. Каково значение скелета?
а) служит каркасом б) обеспечивает защиту в) всё перечисленное
15. Из каких процессов складывается обмен веществ?
а) образование и распад сложных веществ
б) распад сложных веществ
в) образование сложных веществ
Часть 2.
Выберите три правильных ответа из шести.
16. К органам дыхания животных относятся
а) жабры б) почки в) легкие
г) кишечник д) трахеи е) печень
Выберите три правильных ответа из шести.
17. К животным тканям относятся
а) эпителиальная б) мышечная в) механическая
г) нервная д) проводящая е) образовательная
18. Выберите три правильных ответа из шести.
а) у нервных клеток есть много отростков
б) главные свойства нервной ткани – возбудимость и проводимость
в) хлоропласты расположены в клетках покровной ткани
г) все живые организмы состоят из тканей
д) клетки в тканях соединены межклеточным веществом
е) все живые организмы состоят из органов.
19. Установите соответствие между характеристиками размножения и царством.
РАЗМНОЖЕНИЕ ЦАРСТВА
А) спорообразование 1. Животные
Б) почкование 2. Растения
В) сперматозоиды находятся в семенниках
Г) размножение черенками
Д) яйцеклетка находится в яичнике
20. Установите соответствие между организмами и типами их скелета.
ОРГАНИЗМЫ ТИПЫ СКЕЛЕТА
А) мидия 1) внутренний скелет
Б) рыба 2) наружный скелет
В) краб
Г) жук
Д) лягушка
Е) голубь
21. Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с самого низшего.
а) ткань б) клетка в) система органов г) орган д)организм
ОТВЕТЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5
Промежуточная аттестация по биологии за курс 6 класса
Часть 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
В | Г | А | Б | А | В | Г | А | В | Б | Г | А | Б | В | А | ||
Часть 2 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ||||||||||
АВД | АБГ | АБД | А2 Б1 В1 Г2 Д1 | А2 Б1 В2 2Г1 Д1 | БАГВД |
Приложение 2.
Темы проектной деятельности
(на выбор ученика)
1. Зимняя выгонка сирени обыкновенной (практич. направленность)
Изучение вегетативного размножения на примере декоративного комнатного растения – сенполии (фиалки узамбарской, практич. направленность)
Изучение представителей царства Грибы на примере плесневого гриба мукор.