7 КЛАСС
БИОЛОГИЯ.
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Авторы:
В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова
(70час, 2 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. Москва «Дрофа», 2010г., стр28-46
Учебник: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова «Многообразие живых организмов».
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г).
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
Она предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
(70 часов, 2 час в неделю)
Введение (3 час)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты (3 час)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
(3 час)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
■ Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
РАЗДЕЛ 2.
Царство Грибы (4 час)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (3 час)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомикоты; распространение и экологическая роль.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (16 час)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (2 час)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения (2 час)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3
Высшие растения (4час)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения (2 час)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 час)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.
■ Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
■ Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные (38 час)
Тема 4.1
Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные (2 час)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Тип Кишечнополостные (3 час)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Тип Плоские черви (2 час)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви (3 час)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8
Тип Моллюски (2 час)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9
Тип Членистоногие (7 час)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тема 4.10 Тип Иглокожие (изучается по усмотрению учителя) (1час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13
Класс Земноводные (2 час)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся (2 час)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы (4 час)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.
Тема 4.16
Класс Млекопитающие (4 час)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.
■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
• Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целлом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
РАЗДЕЛ 5
Царство Вирусы (2 час)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2час) Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета учащиеся 7 класса должны:
знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
• пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».
В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Всего часов по предмету: 70
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
1. | Введение. | 3час |
2. | Раздел 1. Царство Прокариоты | 3час. |
| Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3час. |
| Всего | 3час |
3. | Раздел 2. Царство Грибы | 4час. |
| Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3час. |
| Тема 2.2. Лишайники | 1час. |
| Всего | 4час. |
4. | Раздел 3. Царство Растения | 16час. |
| Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 |
| Тема 3.2. Низшие растения | 2 |
| Тема 3.3. Высшие растения | 4 |
| Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 2 |
| Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 |
| Всего | 16час. |
5. | Раздел 4. Царство Животные | 38час. |
| Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 |
| Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 |
| Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 |
| Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 3 |
| Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 |
| Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 |
| Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 |
| Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 |
| Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 |
| Тема 4.10. Тип Иглокожие | 1 |
| Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 |
| Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. | 2 |
| Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 |
| Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 |
| Тема 4.15. Класс Птицы | 4 |
| Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 4 |
| Всего | 38час. |
6. | Раздел 5. Царство Вирусы | 2час. |
| Заключение | 2час. |
| Повторение изученного | 2час |
| ИТОГО | 70час. |
Лабораторных работ - 13
Практических работ - 3
КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
П | Ф |
| ВВЕДЕНИЕ 3час | 3час. | | |
1. | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | | | |
2. | Чарльз Дарвин и происхождение видов. | | | |
3. | Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы. | | | |
| Раздел 1.ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ 3час 1.1.Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов. 3час | 3час. 3час. | | |
4. | Общие свойства прокариотических организмов. Особенности строения бактериальной клетки. | | | |
5. | Особенности строения прокариот подцарства. Настоящие бактерии, Архебактерии. Их роль в природе и практическое значение. | | | |
6. | Подцарство Оксифотобактерии. | | | |
| Раздел 2.ЦАРСТВО ГРИБЫ. 4час Тема 2.1.Общая характеристика грибов. 3час | 4час. 3час. | | |
7. | Происхождение и эволюция грибов.0собенности строения клеток грибов. Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека. Лр№1.Строение плесневого гриба мукора*. | | | |
8. | Отдел Настоящие грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Пр№1.Распознавание съедобных и ядовитых грибов*. | | | |
9. | Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль. | | | |
| Тема 2.2. Лишайники. 1час | 1час. | | |
10. | Отдел Лишайники. Общая характеристика, типы слоевищ, экологическая роль лишайников. | | | |
| Раздел 3.ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ. 16час 3.1. Общая характеристика растений. 2час | 16час. 2час. | | |
11. | Растительный организм как целостная система. | | | |
12. | Особенности жизнедеятельности. Систематика растений. | | | |
| Тема 3.2.Низшие растения. 2час | 2час. | | |
13. | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Лр№2. Изучение внешнего строения водорослей*. | | | |
14. | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение | | | |
| Тема3.3.Высшие растения. 4час | 4час. | | |
15. | Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации. | | | |
16. | Отдел Моховидные, особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Лр№3. Изучение внешнего строения мхов*. | | | |
17. | 0тдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные , особенности организации, жизненного цикла. Роль и распространение в биоценозах. | | | |
18. | Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации. Жизненный цикл, роль в биоценозах. Лр№4. Изучение внешнего строения папоротника*. | | | |
| Тема3.4. Отдел Голосеменные растения. 2час | 2час. | | |
19. | Происхождение и особенности организации голосеменных растений. | | | |
20. | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. Лр№5. Изучение строения и многообразия голосеменных растений*. | | | |
| Тема 3.5.Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. 6час | 6час. | | |
21. | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Лр№6. Изучение строения покрытосеменных растений*. | | | |
22. | Особенности организации покрытосеменных растений. Пр№2. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*. | | | |
23. | Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Крестоцветных, Пасленовых. | | | |
24. | Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Крестоцветных, Пасленовых. | | | |
25. | Класс Однодольные. Характерные особенности растений семейства Злаковых. | | | |
26. | Класс Однодольные. Характерные особенности растений семейства Лилейных. | | | |
| Раздел 4.ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ. 38час Тема 4.1.Общая характеристика животных. 1час | 38час. 1час. | | |
27. | Животный мир как целостная система. Систематика животных. | | | |
| Тема 4.2.Подцарство Одноклеточные. 2час | 2час. | | |
28. | Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток простейших. Лр№7. Строение инфузории туфельки. | | | |
29. | Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | | | |
| Тема 4.3.Подцарство Многоклеточные. 1час | 1час. | | |
30. | Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Губки- простейшие многоклеточные, их распространение и экологическое значение. | | | |
| Тема 4.4.Двуслойные животные. Тип Кишечнополостные. 3час | 3час. | | |
31. | Особенности организации кишечнополостных. | | | |
32. | Бесполое и половое размножение. | | | |
33. | Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни человека | | | |
| Тема 4.5.Трехслойные животные. Тип Плоские черви. 2час | 2час. | | |
34. | Особенности организации плоских червей. | | | |
35. | Плоские черви - паразиты. Меры профилактики паразитических заболеваний. | | | |
| Тема 4.6.Первичнополостные. Тип Круглые черви. 1час | 1час. | | |
36. | Тип Круглые черви, особенности организации на примере аскариды человеческой. | | | |
| Тема 4.7.Тип Кольчатые черви. 3час | 3час. | | |
37. | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Лр№8. Внешнее строение дождевого червя. | | | |
38. | Многообразие кольчатых червей. | | | |
39. | Классы Многощетинковые и Малощетинковые. | | | |
| Тема 4.8.Тип Моллюски. 2час | 2час. | | |
40. | Особенности организации моллюсков, их происхождение. Лр№9. Внешнее строение моллюсков. | | | |
41. | Многообразие моллюсков, их значение в биоценозах, в жизни человека. | | | |
| Тема 4.9. Тип Членистоногие. 7час | 7час. | | |
42. | Происхождение и особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Лр№10. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*. | | | |
43. | Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. | | | |
44. | Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. | | | |
45. | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. | | | |
46. | Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. | | | |
47. | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие насекомых. | | | |
48. | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. | | | |
| Тема 4.10.Тип Иглокожие. 1час | 1час. | | |
49. | Общая характеристика типа. Особенности строения, их многообразие и роль в природе. | | | |
| Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные. 1час | 1час. | | |
50. | Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Особенности организации бесчерепных животных. | | | |
| Тема 4.12.Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы. 2час. | 2час. | | |
51. | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика. Лр№11. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. | | | |
52. | Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. | | | |
| Тема 4.13.Класс Земноводные. 2час. | 2час. | | |
53. | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Лр№12. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. | | | |
54. | Размножения и развитие, многообразие и роль в природе. | | | |
| Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся. 2час. | 2час. | | |
55. | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Особенности строения, жизнедеятельность. | | | |
56. | Многообразие, их роль в природе и практическое значение | | | |
| Тема 4.15. Класс Птицы. 4час. | 4час. | | |
57. | Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | | | |
58. | Особенности организации птиц, связанные с полетом. | | | |
59. | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц. | | | |
60. | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | | | |
| Тема 4.16.Класс Млекопитающие.4час. | 4час. | | |
61. | Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). | | | |
62. | Настоящие звери (плацентарные млекопитающие). Лр№13. Изучение строения млекопитающих. | | | |
63. | Основные отряды плацентарных млекопитающих. | | | |
64. | Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека. Домашние млекопитающие. Пр.№3. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека. | | | |
| Раздел 5.ЦАРСТВО ВИРУСЫ. 2час. | 2час. | | |
65. | Общая характеристика вирусов. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. | | | |
66. | Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболеваний. | | | |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 4час. | 4час. | | |
67. | Особенности организации, многообразие живых организмов. | | | |
68. | Основные области применения биологических знаний в сельском хозяйстве, промышленности, при охране природы и окружающей среды. | | | |
69-70. | Повторение изученного материала. | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература
Заxapoe В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
Научно-популярная литература
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
14