МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Администрация МО "Заиграевский район"
МАОУ НАТЛ
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей начальных классов ___________________________ Козлова Е.Ю. Протокол №1 от «24» июля 2020 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР МАОУ НАТЛ ________________________ Зубарева Н.И. Протокол № 41 от «25» июля 2020 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ НАТЛ ________________________ Ардаева Г.С. Приказ №79 от «27» июля 2020 г. |
Рабочая программа
по предмету «Человек»
для обучающегося с НОДА (вариант 6.4.)
3класс на 2020 – 20201 учебный год
Составитель:
Пушкарева Н.Б.
учитель начальных классов
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Человек» 3 класс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4
Цель уроков по предмету «Человек» является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».
Общая характеристика учебного предмета
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
Описание места учебного предмета
Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 0,5 часа в неделю в течение 35 недель. В соответствии с календарным учебным графиком в 3 классе программа рассчитан на 36 занятий в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
В процессе обучения у ребенка формируются представления о самом себе, своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Предмет представлен следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание се
бя как «Я»;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
представления о собственном теле;
отнесение себя к определённому полу;
умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
представления о возрастных изменениях человека,
умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета).
умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Содержание учебного предмета
Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Гигиена человека. Питание человека.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи.
Виды деятельности:
Виды деятельности:
дидактические игры
рассказ
аудирование
чтение вслух
говорение
сравнение
выделение признаков
просмотр видеоряда
отгадывание загадок,
выполнение индивидуальных заданий
применение ИКТ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Представления о собственном теле | 04.09 | |
2 | Знакомство с частями тела: руки, ноги, голова. | 11 | |
3 | Формирование схемы тела. | 18 | |
4 | Формирование схемы лица (нос, рот, глаза, волосы, уши, зубы). | 25 | |
5 | Закрепление названий пальцев рук. | 02.10 | |
6 | Закрепление названий пальцев рук. | 09 | |
7 | Закрепление названий пальцев рук. | 16 | |
8 | Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти). | 23 | |
9 | Туловище (спина, живот). | 06.11 | |
10 | Мальчики, девочки. | 13 | |
11 | Мальчики, девочки. | 20 | |
12 | Мальчики, девочки. | 27 | |
13 | Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) | 04.12 | |
14 | Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) | 11 | |
15 | Мой возраст. День рождения. | 18 | |
16 | Мой возраст. День рождения. | 25 | |
17 | Мой возраст. День рождения. | 15.01 | |
18 | Члены моей семьи | 22 | |
19 | Мама. Рассматривание фотографии, называние имени. | 29 | |
20 | Мама. Рассматривание фотографии, называние имени. | 05.02 | |
21 | Мама. Рассматривание фотографии, называние имени. | 12 | |
22 | Мама. Рассматривание фотографии, называние имени. | 19 | |
23 | Представление о деятельности мамы дома. | 26 | |
24 | Представление о деятельности мамы дома. | 04.03 | |
25 | Представление о деятельности мамы дома. | 11 | |
26 | Представление о деятельности мамы дома. | 18 | |
27 | Моя семья. Папа. | 01.04 | |
28 | Моя семья. Папа. | 08 | |
29 | Моя семья. Папа. | 15 | |
30 | Моя семья. Папа. | 22 | |
31 | Представление о бытовой деятельности папы | 29 | |
33 | Представление о бытовой деятельности папы. | 06.05 | |
34 | Представление о бытовой деятельности папы | 13 | |
35 | Представление о бытовой деятельности папы | 20 | |
36 | Члены моей семьи | 27 | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2014.
Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2011.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.
Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Учебник для 2 класса. Москва, Просвещение 2016г.
Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Рабочая тетрадь для 2 класса. Москва, Просвещение 2016г.
Описание материально- технического обеспечения
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.
Технические средства обучения
Планшет.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.